Экономный шеф повар

Вместо бизнес-ланча. Четыре рецепта обедов от шеф-поваров, которые можно взять с собой

Если вы уже выучили наизусть меню бизнес-ланчей в кафе рядом с офисом, а еда в университетской столовой вызывает изжогу, предлагаем собрать обед самостоятельно. В этом материале — четыре полноценных обеда от казанских шеф-поваров на любой вкус и бюджет, каждый из которых можно упаковать в ланчбокс.

Важно: в каждом рецепте ингредиенты приведены из расчета на одну порцию

Эконом-обед

Две закуски и куриная грудка за полчаса

Яблочный салат с рукколой и сливочным сыром

Время приготовления: пять минут

Зеленое яблоко 70 г
Руккола 40 г
Лимон 100 г
Оливковое масло 30 г
Творожный сыр 50 г
Хлебцы 20 г

Зеленое яблоко нарезать соломкой. Свежую рукколу промыть и высушить, затем добавить к яблоку. Заправить соком лимона и оливковым маслом. Творожный сыр подавать на хлебцах.

Сыр халуми, обжаренный с чесноком и кунжутом

Время приготовления: пять минут

Сыр халуми 150 г
Кунжут 15 г
Чеснок 4 зубчика

Обжарить кунжут в небольшом количестве подсолнечного масла, чтобы он дал аромат. Сыр нарезать ломтями шириной два сантиметра. Выложить сыр на сковородку с кунжутом и на среднем огне обжарить до золотистой корочки с обеих сторон. Добавить раздавленный чеснок и перемешать.

Куриное филе с зернистой горчицей и картофелем

Время приготовления: 15 минут

Куриная грудка 180 г
Сливки 10% 200 мл
Зернистая горчица 50 г
Розмарин 10 г
Подсолнечное масло 20 мл
Оливковое масло 50 мл
Сахар 5 г
Мелкий картофель 200 г
Чеснок 10 г

Куриное филе отделить от кости, посолить, поперчить, натереть подсолнечным маслом и мелко нарубленным розмарином. Оставить на 5–10 минут. Затем выложить грудку на разогретую сковороду, обжарить на большом огне до золотистой корочки (для этого можно прижать ее лопаткой), перевернуть и на среднем огне довести до готовности (не накрывайте мясо крышкой, иначе не будет корочки). Добавить сливки, немного выпарить, добавить зернистую горчицу и сахар. Как только сливки закипят, выключить и оставить на три-пять минут. Вынуть грудку, нарезать на ломтики и полить соусом из сковороды.

Картофель отварить (можно сразу добавить соль), разрезать пополам, выложить на разогретую сковороду, добавить давленый чеснок, оливковое масло и немного подрумянить.

Лакшери-обед

Домашний вариант «Цезаря», киноа с индейкой и гранола с йогуртом

Салат с куриной грудкой и овощами с заправкой из гуакамоле

Время приготовления (с маринадом): 40 минут

Куриная грудка 1 шт.
Помидоры черри 70 г
Яйцо 1 шт.
Сыр с голубой плесенью 30 г
Листья салата 20 г
Булка или хлеб (для гренок) 30 г
Готовый гуакамоле 25 мл
Несладкий йогурт 25 мл

Куриную грудку посолить, поперчить, смазать подсолнечным маслом и натереть любимыми специями и чесноком, затем оставить мариноваться на 25−30 минут. Обжарить с двух сторон на небольшом огне до появления корочки (три-пять минут с каждой стороны) до готовности, переложить в миску, накрыть фольгой, чтобы филе «отдохнуло», а температура равномерно распределилась по всей толщине грудки.

Булку или хлеб нарезать и подсушить на горячей сухой сковороде до появления подпалин.

Черри разрезать на половинки, сыр с плесенью поломать или нарезать на небольшие кусочки, листья салата порвать или нарезать. Добавить к ним курицу, нарезанную на ломтики, и две половинки сваренного вкрутую яйца. Готовый соус гуакамоле разбавить натуральным йогуртом без добавок в пропорции 1:1 и заправить им салат.

Киноа с запеченной тыквой и индейкой с нутом, лепешкой и зеленым салатом

Время приготовления (с маринадом): 45 минут

Киноа 150 г
Грудка индейки 1 шт.
Тыква 30 г
Консервированный нут 100 г
Томатный соус 15 мл
Чеснок 10 г
Лепешка (пита, лаваш, любая другая) 1 шт.

Шпинат 20 г
Огурец 1 шт.
Помидоры черри 50 г
Бальзамический уксус 5 мл
Мед 5 г
Оливковое масло 5 мл

Киноа отварить по инструкции на упаковке, посолить по вкусу. На сковороду выложить томатный соус, к нему добавить консервированный нут, посолить, поперчить, добавить мелко нарубленный чеснок, потушить пару минут.

Филе индейки посолить, поперчить, смазать оливковым маслом, замариновать в соевом соусе, меде и орегано в течение 25–30 минут. Приготовить по той же схеме, что и куриную грудку в первом рецепте.

Тыкву нарезать на кубики и запекать при 180 градусах в течение 10 минут.

Помидоры разрезать на половинки, огурец нарезать кружками, добавить шпинат. Заправить салат смесью бальзамического уксуса, оливкового масла и меда. Лепешку нарвать или нарезать на куски.

Йогурт с фруктами, апельсиновым соусом и домашней гранолой

Время приготовления гранолы: 30 минут
Время приготовления блюда: 10 минут

Овсяные хлопья или геркулес 500 г
Инжир 10 г
Курага 10 г
Чернослив 10 г
Сушеная вишня 10 г
Сушеная клюква 10 г
Сушеные яблоки 10 г
Тыквенные и подсолнечные семечки 10 г
Фундук 10 г
Миндаль 10 г
Кешью 10 г

Цедра апельсина, лимона или лайма 10 г
Корица 5 г
Имбирь 5 г
Гвоздика 5 г
Мускатный орех 5 г
Мед 15 г
Домашний йогурт 150 г
Апельсиновый фреш 100 мл
Сахар 10 г
Крахмал 10 г
Сезонные фрукты по 50 г

Приготовить гранолу. Для этого смешать овсяные хлопья или геркулес с нарезанными на кубики инжиром, курагой, черносливом, сушеными яблоками, вишней, клюквой, цедрой, любыми орехами и семечками (тыква, подсолнечник, семена льна, кунжут, фундук, миндаль, кешью, кедровые). К смеси добавить пару ложек цедры лимона и специи (корицу, имбирь, гвоздику, мускатный орех). Все перемешать, выложить на противень, поставить в разогретую до 180 градусов духовку. Перемешивать каждые пять-семь минут. Через 20 минут вынуть из духовки и охладить.

Приготовить йогурт: молоко подогреть до 40 градусов, добавить в него пару ложек йогурта без добавок, размешать, оставить в теплом месте. Когда смесь остынет, переложить в банку и поставить в холодильник. На следующий день йогурт будет готов к употреблению.

Приготовить соус: крахмал развести в холодной воде, добавить апельсиновый фреш, сахар и прогреть до загустения. В йогурт добавить гранолу, сезонные фрукты (яблоко, хурму, мандарин), сверху украсить апельсиновым соусом.

Запомните эти 15 секретов профессиональных поваров, которые раскрывают только в кулинарных школах

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Профессиональные повара тщательно хранят свои секреты и делятся ими только со своими учениками. Однако кое-что из их тайных знаний все же удается выведать.

AdMe.ru собрал для вас секреты шеф-поваров со всего мира, чтобы помочь вам научиться готовить не хуже Гордона Рамзи. Или лучше. А в самом конце вас ждет, пожалуй, самый необычный кулинарный совет, который вы когда-либо слышали.

1. Идеальный стейк

Никогда не жарьте мясо, которое только что достали из холодильника. Оставьте его при комнатной температуре на час-два — оно «прогреется» и при приготовлении будет прожариваться равномерно, благодаря чему вы приготовите идеальный стейк вне зависимости от того, какую именно прожарку предпочитаете. А чтобы получить красивую корочку, обязательно промокните мясо перед жаркой бумажным полотенцем.

2. Самое сочное мясо

Курица или нежирная свинина жарятся довольно долго, а пересушить их очень просто. Чтобы этого избежать, европейские повара прибегают к хитрому приему — вымачиванию в рассоле. Сделать рассол очень просто: в 1 литр воды нужно добавить 1/4 стакана соли и по желанию 1/2 стакана сахара, затем залить им мясо так, чтобы кусок полностью в него погрузился, и отправить в холодильник.

Время просаливания зависит от массы продукта — 1 час на 1 кг веса, но не более 8 часов и не менее получаса. Кроме того, если речь идет о небольших кусочках, например куриных бедрышках, то время рассчитывается исходя из среднего веса одного куска. Перед приготовлением не забудьте удалить с мяса остатки соли.

20 фото: как лучшие шеф-повара Москвы приготовили ужин из остатков еды

21 и 22 июля самые прогрессивные шеф-повара Москвы собрались на Даниловском рынке, чтобы спасти продукты, которые уже не окажутся на столе. Они приготовили ужин из food waste для посетителей рынка. Посмотреть, как и зачем они это делают, а также попробовать блюда из пищевых отходов отправился корреспондент Recycle.

В течение одного уик-энда на Даниловском рынке прошли ряд акций, направленных на борьбу с продуктовыми остатками. По мнению организаторов проекта, мероприятие стало первым масштабным освещением пока что малоизвестной проблемы в России. Организовали «Смена Food Waste» Даниловский рынок и журналист и в прошлом ресторанный критик Наталья Паласьос.

Среди участвующих шеф-поваров — Антон Ковальков, Тимур Абузяров, Дмитрий Зотов, Андрей Рывкин, Катя Плотникова, Марк Стаценко, Георгий Троян, Антон Абрезов. Из продуктов некондиционного вида, которые предоставил Даниловский рынок, они приготовили ужин, а затем за символическую плату угостили посетителей.

Лучший бартендер России Андрей Пруцких рассказал на мастер-классе о том, как использовать продукты, которым пора в мусорное ведро.

Затем Андрей угостил присутствующих тоником, который настоял на плесени ананаса и ягод. На фото — ферментированные ананасы, которые отдали ему продавцы из овощного ларька. Бартендер порезал его на куски, засыпал сахаром, залил водой и ждал готовности.

Программу фестиваля Food Waste завершали мастер-классы от нескольких шеф-поваров Москвы. Всего на Даниловском рынке было 4 таких точки. Продукты для ужина предоставили «Азбука Вкуса» и Даниловский рынок, а также точки, на которых готовили повара.

Первым пунктом, куда мы отправились, стала «Дагестанская лавка». Здесь шеф-повар Виталий Истомин готовил мандирмак — печеное яйцо с овощами. Получилось вкусно!

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, 1,3 миллиарда тонн еды выбрасывается в мире ежегодно. Большую часть этого можно было спасти, уверены эксперты.

Вторая точка — Chowder&pie. Здесь готовили необычный испанский суп — сырный ахобланко с лавашом. Вот состав ингредиентов: сырное молоко, миндаль, оливковое масло, чеснок, уксус, виноград.

Судя по ингредиентам, настоящий деликатес. И это все из продуктов, которые могли оказаться в мусорном ведре! Для испанского супа Антон Абрезов использовал корки пармезана.

Третьей точкой спасения еды стала United kitchen. Здесь готовили бургер на черном сэндвиче. Андрей Рывкин и Денис Крупеня использовали морковную ботву для песто и помятые помидоры для кетчупа

Выглядело очень необычно. На вкус тоже.

К бургеру прилагались два соуса из моркови — из ботвы и плодов.

Во многих странах популярно движение фудшеринга — активисты забирают продукты из супермаркетов и ресторанов, а затем раздают их всем желающим. Фудшеринг активно работает в Москве, Санкт-Петербурге, а также некоторых других российских городах. Тем не менее, проблема пищевых отходов не зафиксирована на законодательном уровне в России.

А мы отправляемся к последней — четвертой точке. Здесь готовят овощное севиче с фруктовым соусом.

Баклажан нарезан кусочками, а манго, черешня и персики перетерты. Также в состав входит сельдерей и зелень. Марк Стаценко использовал остатки манго и других фруктов. Сверху блюдо было украшено сыром с золой — необыкновенно вкусно!

Мероприятие не случайно проходило именно на Даниловском рынке. Он давно известен своими экологическими инициативами. Так, здесь отказались от пластиковой упаковки для овощей и фруктов. Так владельцы рынка пытаются формировать у покупателей правильные бытовые привычки.

Все заработанные средства будут переданы в благотворительный «Фонд продовольствия «Русь», который помогает малоимущим семьям. Фонд занимается спасением продуктов и передает их нуждающимся. Каждую неделю здесь спасают 30–70 тонн молочных продуктов сроком годности 3–5 дней, а также некондиционного вида овощи и фрукты.

«Некоторые рестораны, как, например, Bjorn уже стремятся к идее zero waste, а другие шефы открыли для себя эту тему впервые. Я надеюсь, что мероприятие не прошло даром и они будут задумываться о своих дальнейших действиях», — говорит Наталья Паласьос.

Это не первая инициатива шеф-поваров по спасению продуктов. Некоторое время назад известный российский шеф Анатолий Комм создал в фейсбуке закрытую группу «Остатки — в достатки ». Предполагается, что в рамках группы шеф-повара Москвы смогут обмениваться остатками продуктов. Сейчас в группе более 1300 участников.

«Идея была заявить о проблеме, привлечь к ней внимание, мы это сделали. О проблеме говорили эксперты, известные шефы, авторы книг и блогеры. Очень надеемся, что что-то осядет в головах людей. Но очевидно, что одной акцией проблема не решится. Нам нужно время, чтобы проанализировать результаты, и понять, как и куда двигаться дальше», — подвела итоги для Recycle Наталья Паласьос.

Кто кормитНиколай Федотов — о том, как полностью изменить жизнь в 33 и стать шеф-поваром Enebaer

The Village продолжает серию материалов о молодых поварах, пришедших в профессию из других областей, но ставших профессионалами. В третьем выпуске — шеф-повар ресторана Enebaer Николай Федотов

Николай Федотов родился 13 декабря 1976 года в Калуге, учиться уехал в Москву, окончил МГТУ имени Баумана. Долгое время работал в строительных компаниях, но однажды понял: это не то, что ему нужно. Началось всё с просмотра передачи Джейми Оливера «Голый повар». Николай подумал: «Вот это счастливый парень, я хочу быть таким же». И начал готовить дома.

Первым местом работы на кухне стало «Море внутри». Николай трудился одновременно на двух работах: днём — в офисе, вечером — в кафе. Отработав первый сезон, он решил, что готовить не бросит и хочет развиваться в этой сфере уже профессионально. Окончил кулинарные курсы и получил диплом повара третьего разряда. До должности шеф-повара ресторана Enebaer прошёл большой путь и сменил около десяти мест: несколько месяцев отработал на заготовках в ресторане в Севастополе, попал в Ragout, где обучился всем базовым техникам, познал всю строгость Адриана Кетгласа в «The Сад», учился в Bar Strelka у Натана и Натали, стал су-шефом Osteria Numero Uno, открывал «ЩиСлива» и снова возвращался в Ragout. Весной этого года Николай Федотов возглавил кухню ресторана скандинавской кухни Enebaer.

Ресторан скандинавской кухни Enebaer

Из офиса на кухню

Я родился и вырос в Калуге, потом уехал в Москву, где окончил Бауманский университет по специальности «технолог машиностроения», после института отслужил в армии. Устроился в строительную организацию, которая занималась изготовлением всяких металлических конструкций, светопрозрачных фасадов, козырьков, ограждений — более-менее близко к моей специальности. Проработал в этом бизнесе в общей сложности семь лет и, может быть, проработал бы ещё, если бы в моей жизни не случился сложный период, когда я начал задавать себе вопросы вроде «для чего я существую?» и «чем я вообще занимаюсь, зачем мне работать в офисе на какого-то дядю и без перспектив?». Я понял, что, работая специалистом в строительной организации, я мало чего смогу добиться.

Я увидел передачу «Голый повар» с Джейми Оливером, и мне она так понравилась, что я пересмотрел около двухсот видео с ним. Он меня так вдохновил, что я начал готовить дома и понял: вот он, счастливый человек, который готовит интересную еду и получает удовольствие от того, что делает. Я подумал, что хочу быть таким же. Ещё на меня повлияла статья в одном из первых номеров журнала «Афиша-Еда» о человеке, который в 27 лет, почти выучившись на врача, решил стать поваром. И я подумал: раз есть такой пример, значит я зря боюсь, что у меня может не выйти. В итоге, ещё работая в офисе, я начал совмещать. Одна моя знакомая сказала: «Коля, открылось одно модное кафе, и им нужны повара, иди, пожалуйста». Это было кафе «Море внутри».

Я очень просился, говорил, что готов работать бесплатно и так далее. Но в кафе сказали, что им нужны профессионалы. Я всё же оставил свой номер, и буквально через пару дней мне перезвонили и сказали, что моя помощь всё же нужна. Я начал приходить после офиса и работать бесплатно. В таком режиме я проработал всё лето. Потом мне предложили уйти в ресторан насовсем, хотели начать платить зарплату. А мне же в офисе проект надо заканчивать, как я уйду? Но я всерьёз задумался.

Начало карьеры повара

Сезон (кафе работало только в тёплое время года) закончился, и я решил, что просто так это бросать нельзя. Уволился из офиса и пошёл на кулинарные курсы. Я подумал, что это было бы хорошим началом — иметь корочку, получить базовые знания. Прошёл обычные двухмесячные курсы, где нам читали лекции похожие, наверное, на те, что в ПТУ дают, выдали диплом повара третьего разряда и отправили на стажировку в кафе «Пешкофф-Стрит» (сейчас оно уже закрылось).

Я себя зарекомендовал как хороший сотрудник, и мне предложили там постоянную работу. Но это была работа самого младшего повара, я получал тогда около 20 тысяч рублей в месяц, из них 10 тысяч отдавал за жильё. Проработав в этом кафе полгода, я понял, что всё, что мог там узнать, я узнал и мне это больше не интересно. Можно сказать, с этого и началась моя карьера на кухне, я начал думать о том, что дальше, куда я пойду.

Повар в Ragout

Я решил, что хочу поработать где-нибудь у моря, и уехал в Севастополь. Нужно было сменить обстановку. Я проработал несколько месяцев в рыбном ресторане «Баркас» на заготовках и захотел обратно в Москву. Тогда как раз открывался первый Ragout на «Белорусской». В то время я был поклонником Зимина (Алексей Зимин, главный редактор «Афиши-Еды» и совладелец кафе Ragout. — Прим. ред.), читал все его журналы и книги и узнал, что он открыл ресторан. Я зашёл прямо через главный вход и спрашиваю: «Повара нужны?» Выходит мужчина небольшого роста, шеф, я говорю: «Хочу у вас учиться, хочу работать». Мне было 33 года, я выглядел взросло, внешне был похож на профессионала. Он удивился, когда я сказал, что опыта у меня толком нет, но я очень хочу. И ответил: «Это здорово, приходи завтра, я тебя многому научу». Я говорю, что не могу завтра, а он: «Тебе нужна работа или нет?» Я, конечно, пришёл на следующий день.

И вот я бегу весь на эмоциях и вспоминаю, что та статья, которая произвела на меня большое впечатление, была про Илью Шалёва (шеф-повар ресторана Ragout. — Прим. ред.). Я понял, что всё, это точно судьба, я на правильном пути. В Ragout я проработал год.

Когда я пришёл в Ragout, общего стажа работы у меня было месяцев шесть-семь, что для ресторана такого уровня, я думаю, просто ничто. Что-то я узнал из книг и телешоу, но в целом понимал, что ничего не знаю. В это время я работал второй летний сезон в «Море внутри», там, кстати, познакомился с Максом Летуновским, он сейчас су-шеф в Delicatessen, он большой молодец. Я объяснил ситуацию коллегам, и они меня поддержали: «Конечно, если это мечта твоей жизни, иди». Так я попал в Ragout, где меня научили практически всему, что я сейчас знаю и умею. Французские техники для меня как азбука, они применимы к любой кухне.

Говорят, если ты двигаешься в правильном направлении, тебя самого несёт. И меня несло. Я заметил, что даже в жизни всё как-то начало налаживаться. Я почувствовал себя счастливым, а люди вокруг меня поддерживали.

Я проработал в Ragout год, потом меня оттуда уволили: я немного накосячил, не хотел бы подробно об этом. Потом меня приняли в Ragout на Олимпийском, и я понял, что прощён. Но в период между этими двумя Ragout у меня было несколько свободных месяцев, которые я решил не тратить зря, так что пошёл работать в другие рестораны, чтобы получить новый опыт.

Пять ресторанов за полгода

В принципе, в любом месте достаточно полугода для того, чтобы перенять опыт (если, конечно, нет цели заработать денег). Сначала я пошёл в ресторан «The Сад» к Кетгласу (Адриан Кетглас — бренд-шеф ресторанов «The Сад» и Grand Cru. — Прим. ред.), потом в Bar Strelka к Натану и Натали (шеф-повара и семейная пара Натан Дэллимор и Натали Хорстинг, раньше отвечавшие за кухню в барах Simachev, «Стрелка», а сейчас за кафе при магазине «Кузнецкий мост 20». — Прим. ред.), затем — в Osteria Numero Uno. В двух последних я работал одновременно. После мне предложили возглавить кухню в ресторане «ЩиСлива». Там я проработал не очень долго и вернулся в Ragout на Олимпийском. Мне всё-таки очень хотелось ещё поработать с Ильёй Шалёвым, поучиться именно у него. Я считал, что быть шефом мне ещё рано. Два года опыта — и стать шефом. Нет, мне ещё учиться и учиться! Тем более это большая ответственность.

Кетглас — он, конечно, гений. Как я попал в «The Сад»? Я был знаком с Денисом Крупеней (шеф-повар и совладелец ресторана Meatball Heaven. — Прим. ред.) через теннисный клуб — мы оба играем. Я спросил его, кто лучший сейчас в Москве, и он сказал: «Идти к Кетгласу». Это был 2010 или 2011 год. Так к нему и попал. У него, конечно, казарма — всё очень строго. Шаг влево, шаг вправо — расстрел. Я могу это понять с той стороны, что они пытаются быть лучшими в городе и не уронить марку. На кухне в «The Сад» я вспоминал работу в «Море внутри» и в Ragout с радостью: там всё было расслабленно, но в то же время все делали дело и работали с удовольствием. Я подумал, зачем мне нужно это место, если оно меня угнетает? Cлишком напряжённая атмосфера, строгие су-шефы. Много криков, жёсткие штрафы (например, за пятно соуса в холодильнике), а зарплата при этом была не самая высокая по Москве. Я решил уйти. Но, должен сказать, я получил у Кетгласа отличный опыт.

В Osteria Numero Uno меня порекомендовала моя знакомая, которая делала им дизайн интерьера. Этот ресторан — совсем другая история. Там всё было проще и душевнее. Но вскоре мне там стало неинтересно. Я за короткий срок дослужился там до су-шефа. В какой-то момент познакомился на кухне с парнем, который работал в Bar Strelka, и начал работать в обоих местах параллельно. Так я и менял места благодаря знакомствам — сфера одна, все друг друга знаем. Сейчас, например, у меня на кухне работают повара, которых я знаю ещё с Ragout и «ЩиСлива».

Натан Дэллимор — это пример хорошего шефа. Он приходит, строго проходит по кухне, заглядывает в холодильники. Каждая заготовка должна храниться строго четыре дня, если больше — он сразу выкидывал её и ругался. В «Стрелке» я проработал несколько месяцев. Затем снова на полгода вернулся поваром в Ragout, после чего Алексей Зимин предложил мне стать шеф-поваром в его новом проекте в Никола-Ленивце. Я понимал, что это сезонная работа, но своему кумиру отказать не мог. Было интересно, и я до сих пор вспоминаю этот опыт. Очень необычное время и необычные люди: лето, ограниченное пространство, никаких городских благ, природа, красота, комары, слепни и осы.

Шеф в Enebaer

По возвращении в Москву из Никола-Ленивца я некоторое время работал в школе Ragout, а потом мне поступило предложение возглавить кухню ресторана Enebaer. Тогда ещё место называлось «Бутерброд», но учредители решили изменить название и концепцию. Так что теперь это совершенно другой ресторан. Не скажу, что здесь именно скандинавская кухня, скорее наше видение её с изобилием рыбы, корнеплодов и каш.

Я не очень люблю командовать, люблю, когда всё настроено. Но без нервов никак. Иногда, конечно, я скучаю по постоянному приготовлению еды за раскалённой плитой. Я принимаю участие в разработке и подготовке меню, но когда мы уходим на массовое приготовление, я не готовою, а слежу за су-шефом и другими поварами, чтобы они организовывали все процессы на кухне. Кухня у нас маленькая, и я стараюсь лишний раз там не мешаться.

О сложностях профессии

Раньше я никогда не думал, что могу стать поваром. Друзья хвастают мною — вот, человек в 30 лет не побоялся изменить свою жизнь и добился успеха. Я считаю, что работа повара — это работа для молодых, всё-таки это физически тяжело. В молодости повара ещё могут позволить себе работать без выходных. Я знаю таких людей, они каждый день с 12 до полуночи на работе. Я и сам работал в таком графике, правда, уже в зрелом возрасте, и понял, что это тяжело. Начались проблемы с ногами. Когда я перестал работать на двух работах, всё стало нормально.

С личной жизнью у меня в начале поварской карьеры всё было очень плохо. Сейчас тоже кризис, мы буквально на днях разъехались с моей девушкой. Я надеюсь, что это временно. Тут всё вместе — и работа, которая отнимает много времени, и разность характеров. Любовь любовью, а оказывается, что жить вместе тяжело. А так, она меня всячески поддерживала, направляла.

Поварам нужно кормить семью, но, учитывая, что зарплата повара не может быть больше определённой суммы, многим приходится работать без выходных, а это значит не видеть семью. Я бы умер, если бы работал без выходных. Я стараюсь давать себе время на отдых, хотя и ловлю себя на мысли, что не могу расслабиться и всё равно думаю о работе.

Фотографии: Полина Кириленко

Запомните эти 15 секретов профессиональных поваров, которые раскрывают только в кулинарных школах

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Профессиональные повара тщательно хранят свои секреты и делятся ими только со своими учениками. Однако кое-что из их тайных знаний все же удается выведать.

AdMe.ru собрал для вас секреты шеф-поваров со всего мира, чтобы помочь вам научиться готовить не хуже Гордона Рамзи. Или лучше. А в самом конце вас ждет, пожалуй, самый необычный кулинарный совет, который вы когда-либо слышали.

1. Идеальный стейк

Никогда не жарьте мясо, которое только что достали из холодильника. Оставьте его при комнатной температуре на час-два — оно «прогреется» и при приготовлении будет прожариваться равномерно, благодаря чему вы приготовите идеальный стейк вне зависимости от того, какую именно прожарку предпочитаете. А чтобы получить красивую корочку, обязательно промокните мясо перед жаркой бумажным полотенцем.

2. Самое сочное мясо

Курица или нежирная свинина жарятся довольно долго, а пересушить их очень просто. Чтобы этого избежать, европейские повара прибегают к хитрому приему — вымачиванию в рассоле. Сделать рассол очень просто: в 1 литр воды нужно добавить 1/4 стакана соли и по желанию 1/2 стакана сахара, затем залить им мясо так, чтобы кусок полностью в него погрузился, и отправить в холодильник.

Время просаливания зависит от массы продукта — 1 час на 1 кг веса, но не более 8 часов и не менее получаса. Кроме того, если речь идет о небольших кусочках, например куриных бедрышках, то время рассчитывается исходя из среднего веса одного куска. Перед приготовлением не забудьте удалить с мяса остатки соли.

Кто кормитНиколай Федотов — о том, как полностью изменить жизнь в 33 и стать шеф-поваром Enebaer

The Village продолжает серию материалов о молодых поварах, пришедших в профессию из других областей, но ставших профессионалами. В третьем выпуске — шеф-повар ресторана Enebaer Николай Федотов

Николай Федотов родился 13 декабря 1976 года в Калуге, учиться уехал в Москву, окончил МГТУ имени Баумана. Долгое время работал в строительных компаниях, но однажды понял: это не то, что ему нужно. Началось всё с просмотра передачи Джейми Оливера «Голый повар». Николай подумал: «Вот это счастливый парень, я хочу быть таким же». И начал готовить дома.

Первым местом работы на кухне стало «Море внутри». Николай трудился одновременно на двух работах: днём — в офисе, вечером — в кафе. Отработав первый сезон, он решил, что готовить не бросит и хочет развиваться в этой сфере уже профессионально. Окончил кулинарные курсы и получил диплом повара третьего разряда. До должности шеф-повара ресторана Enebaer прошёл большой путь и сменил около десяти мест: несколько месяцев отработал на заготовках в ресторане в Севастополе, попал в Ragout, где обучился всем базовым техникам, познал всю строгость Адриана Кетгласа в «The Сад», учился в Bar Strelka у Натана и Натали, стал су-шефом Osteria Numero Uno, открывал «ЩиСлива» и снова возвращался в Ragout. Весной этого года Николай Федотов возглавил кухню ресторана скандинавской кухни Enebaer.

Ресторан скандинавской кухни Enebaer

Из офиса на кухню

Я родился и вырос в Калуге, потом уехал в Москву, где окончил Бауманский университет по специальности «технолог машиностроения», после института отслужил в армии. Устроился в строительную организацию, которая занималась изготовлением всяких металлических конструкций, светопрозрачных фасадов, козырьков, ограждений — более-менее близко к моей специальности. Проработал в этом бизнесе в общей сложности семь лет и, может быть, проработал бы ещё, если бы в моей жизни не случился сложный период, когда я начал задавать себе вопросы вроде «для чего я существую?» и «чем я вообще занимаюсь, зачем мне работать в офисе на какого-то дядю и без перспектив?». Я понял, что, работая специалистом в строительной организации, я мало чего смогу добиться.

Я увидел передачу «Голый повар» с Джейми Оливером, и мне она так понравилась, что я пересмотрел около двухсот видео с ним. Он меня так вдохновил, что я начал готовить дома и понял: вот он, счастливый человек, который готовит интересную еду и получает удовольствие от того, что делает. Я подумал, что хочу быть таким же. Ещё на меня повлияла статья в одном из первых номеров журнала «Афиша-Еда» о человеке, который в 27 лет, почти выучившись на врача, решил стать поваром. И я подумал: раз есть такой пример, значит я зря боюсь, что у меня может не выйти. В итоге, ещё работая в офисе, я начал совмещать. Одна моя знакомая сказала: «Коля, открылось одно модное кафе, и им нужны повара, иди, пожалуйста». Это было кафе «Море внутри».

Я очень просился, говорил, что готов работать бесплатно и так далее. Но в кафе сказали, что им нужны профессионалы. Я всё же оставил свой номер, и буквально через пару дней мне перезвонили и сказали, что моя помощь всё же нужна. Я начал приходить после офиса и работать бесплатно. В таком режиме я проработал всё лето. Потом мне предложили уйти в ресторан насовсем, хотели начать платить зарплату. А мне же в офисе проект надо заканчивать, как я уйду? Но я всерьёз задумался.

Начало карьеры повара

Сезон (кафе работало только в тёплое время года) закончился, и я решил, что просто так это бросать нельзя. Уволился из офиса и пошёл на кулинарные курсы. Я подумал, что это было бы хорошим началом — иметь корочку, получить базовые знания. Прошёл обычные двухмесячные курсы, где нам читали лекции похожие, наверное, на те, что в ПТУ дают, выдали диплом повара третьего разряда и отправили на стажировку в кафе «Пешкофф-Стрит» (сейчас оно уже закрылось).

Я себя зарекомендовал как хороший сотрудник, и мне предложили там постоянную работу. Но это была работа самого младшего повара, я получал тогда около 20 тысяч рублей в месяц, из них 10 тысяч отдавал за жильё. Проработав в этом кафе полгода, я понял, что всё, что мог там узнать, я узнал и мне это больше не интересно. Можно сказать, с этого и началась моя карьера на кухне, я начал думать о том, что дальше, куда я пойду.

Повар в Ragout

Я решил, что хочу поработать где-нибудь у моря, и уехал в Севастополь. Нужно было сменить обстановку. Я проработал несколько месяцев в рыбном ресторане «Баркас» на заготовках и захотел обратно в Москву. Тогда как раз открывался первый Ragout на «Белорусской». В то время я был поклонником Зимина (Алексей Зимин, главный редактор «Афиши-Еды» и совладелец кафе Ragout. — Прим. ред.), читал все его журналы и книги и узнал, что он открыл ресторан. Я зашёл прямо через главный вход и спрашиваю: «Повара нужны?» Выходит мужчина небольшого роста, шеф, я говорю: «Хочу у вас учиться, хочу работать». Мне было 33 года, я выглядел взросло, внешне был похож на профессионала. Он удивился, когда я сказал, что опыта у меня толком нет, но я очень хочу. И ответил: «Это здорово, приходи завтра, я тебя многому научу». Я говорю, что не могу завтра, а он: «Тебе нужна работа или нет?» Я, конечно, пришёл на следующий день.

И вот я бегу весь на эмоциях и вспоминаю, что та статья, которая произвела на меня большое впечатление, была про Илью Шалёва (шеф-повар ресторана Ragout. — Прим. ред.). Я понял, что всё, это точно судьба, я на правильном пути. В Ragout я проработал год.

Когда я пришёл в Ragout, общего стажа работы у меня было месяцев шесть-семь, что для ресторана такого уровня, я думаю, просто ничто. Что-то я узнал из книг и телешоу, но в целом понимал, что ничего не знаю. В это время я работал второй летний сезон в «Море внутри», там, кстати, познакомился с Максом Летуновским, он сейчас су-шеф в Delicatessen, он большой молодец. Я объяснил ситуацию коллегам, и они меня поддержали: «Конечно, если это мечта твоей жизни, иди». Так я попал в Ragout, где меня научили практически всему, что я сейчас знаю и умею. Французские техники для меня как азбука, они применимы к любой кухне.

Говорят, если ты двигаешься в правильном направлении, тебя самого несёт. И меня несло. Я заметил, что даже в жизни всё как-то начало налаживаться. Я почувствовал себя счастливым, а люди вокруг меня поддерживали.

Я проработал в Ragout год, потом меня оттуда уволили: я немного накосячил, не хотел бы подробно об этом. Потом меня приняли в Ragout на Олимпийском, и я понял, что прощён. Но в период между этими двумя Ragout у меня было несколько свободных месяцев, которые я решил не тратить зря, так что пошёл работать в другие рестораны, чтобы получить новый опыт.

Пять ресторанов за полгода

В принципе, в любом месте достаточно полугода для того, чтобы перенять опыт (если, конечно, нет цели заработать денег). Сначала я пошёл в ресторан «The Сад» к Кетгласу (Адриан Кетглас — бренд-шеф ресторанов «The Сад» и Grand Cru. — Прим. ред.), потом в Bar Strelka к Натану и Натали (шеф-повара и семейная пара Натан Дэллимор и Натали Хорстинг, раньше отвечавшие за кухню в барах Simachev, «Стрелка», а сейчас за кафе при магазине «Кузнецкий мост 20». — Прим. ред.), затем — в Osteria Numero Uno. В двух последних я работал одновременно. После мне предложили возглавить кухню в ресторане «ЩиСлива». Там я проработал не очень долго и вернулся в Ragout на Олимпийском. Мне всё-таки очень хотелось ещё поработать с Ильёй Шалёвым, поучиться именно у него. Я считал, что быть шефом мне ещё рано. Два года опыта — и стать шефом. Нет, мне ещё учиться и учиться! Тем более это большая ответственность.

Кетглас — он, конечно, гений. Как я попал в «The Сад»? Я был знаком с Денисом Крупеней (шеф-повар и совладелец ресторана Meatball Heaven. — Прим. ред.) через теннисный клуб — мы оба играем. Я спросил его, кто лучший сейчас в Москве, и он сказал: «Идти к Кетгласу». Это был 2010 или 2011 год. Так к нему и попал. У него, конечно, казарма — всё очень строго. Шаг влево, шаг вправо — расстрел. Я могу это понять с той стороны, что они пытаются быть лучшими в городе и не уронить марку. На кухне в «The Сад» я вспоминал работу в «Море внутри» и в Ragout с радостью: там всё было расслабленно, но в то же время все делали дело и работали с удовольствием. Я подумал, зачем мне нужно это место, если оно меня угнетает? Cлишком напряжённая атмосфера, строгие су-шефы. Много криков, жёсткие штрафы (например, за пятно соуса в холодильнике), а зарплата при этом была не самая высокая по Москве. Я решил уйти. Но, должен сказать, я получил у Кетгласа отличный опыт.

В Osteria Numero Uno меня порекомендовала моя знакомая, которая делала им дизайн интерьера. Этот ресторан — совсем другая история. Там всё было проще и душевнее. Но вскоре мне там стало неинтересно. Я за короткий срок дослужился там до су-шефа. В какой-то момент познакомился на кухне с парнем, который работал в Bar Strelka, и начал работать в обоих местах параллельно. Так я и менял места благодаря знакомствам — сфера одна, все друг друга знаем. Сейчас, например, у меня на кухне работают повара, которых я знаю ещё с Ragout и «ЩиСлива».

Натан Дэллимор — это пример хорошего шефа. Он приходит, строго проходит по кухне, заглядывает в холодильники. Каждая заготовка должна храниться строго четыре дня, если больше — он сразу выкидывал её и ругался. В «Стрелке» я проработал несколько месяцев. Затем снова на полгода вернулся поваром в Ragout, после чего Алексей Зимин предложил мне стать шеф-поваром в его новом проекте в Никола-Ленивце. Я понимал, что это сезонная работа, но своему кумиру отказать не мог. Было интересно, и я до сих пор вспоминаю этот опыт. Очень необычное время и необычные люди: лето, ограниченное пространство, никаких городских благ, природа, красота, комары, слепни и осы.

Шеф в Enebaer

По возвращении в Москву из Никола-Ленивца я некоторое время работал в школе Ragout, а потом мне поступило предложение возглавить кухню ресторана Enebaer. Тогда ещё место называлось «Бутерброд», но учредители решили изменить название и концепцию. Так что теперь это совершенно другой ресторан. Не скажу, что здесь именно скандинавская кухня, скорее наше видение её с изобилием рыбы, корнеплодов и каш.

Я не очень люблю командовать, люблю, когда всё настроено. Но без нервов никак. Иногда, конечно, я скучаю по постоянному приготовлению еды за раскалённой плитой. Я принимаю участие в разработке и подготовке меню, но когда мы уходим на массовое приготовление, я не готовою, а слежу за су-шефом и другими поварами, чтобы они организовывали все процессы на кухне. Кухня у нас маленькая, и я стараюсь лишний раз там не мешаться.

О сложностях профессии

Раньше я никогда не думал, что могу стать поваром. Друзья хвастают мною — вот, человек в 30 лет не побоялся изменить свою жизнь и добился успеха. Я считаю, что работа повара — это работа для молодых, всё-таки это физически тяжело. В молодости повара ещё могут позволить себе работать без выходных. Я знаю таких людей, они каждый день с 12 до полуночи на работе. Я и сам работал в таком графике, правда, уже в зрелом возрасте, и понял, что это тяжело. Начались проблемы с ногами. Когда я перестал работать на двух работах, всё стало нормально.

С личной жизнью у меня в начале поварской карьеры всё было очень плохо. Сейчас тоже кризис, мы буквально на днях разъехались с моей девушкой. Я надеюсь, что это временно. Тут всё вместе — и работа, которая отнимает много времени, и разность характеров. Любовь любовью, а оказывается, что жить вместе тяжело. А так, она меня всячески поддерживала, направляла.

Поварам нужно кормить семью, но, учитывая, что зарплата повара не может быть больше определённой суммы, многим приходится работать без выходных, а это значит не видеть семью. Я бы умер, если бы работал без выходных. Я стараюсь давать себе время на отдых, хотя и ловлю себя на мысли, что не могу расслабиться и всё равно думаю о работе.

Фотографии: Полина Кириленко

Топ-10 секретов от шеф-поваров

Кто знает все тонкости кулинарного искусства? Конечно же, шеф-повара. За долгие годы практики они смогли найти решение многих проблем, возникающих на кухне. Как правильно хранить продукты, как готовить мясо, как подобрать верные пропорции специй и соли — вопросов миллион. Мы собрали в одном материале 10 советов от мастеров поварского дела, которые смогут облегчить жизнь каждой хозяйке.

  • Главный секрет в приготовлении мяса — выдержка. И это слово не относится к степени прожарки. Какую бы вы не выбрали, важно дать мясу отдохнуть после прожарки или запекания. Так большая часть сока останется в куске, а не вытечет на вашу тарелку.
  • Не пережаривайте рыбу. Оставьте ее прозрачной внутри. Под воздействием тепла она “дойдет” прямо в вашей тарелке. Кладите филе кожей вниз на раскаленную сковороду. Когда она хорошо обжарится, вы избежите риск прилипания к поверхности.
  • Зачастую в ресторанах рыбу варят, предварительно завернув в пищевую пленку вместе с травами и овощами. Так она сохранит нежную текстуру и не развалиться.

  • Соль и перец — важные составляющие любой кухни. Умение грамотно и уверено приправить блюдо оттачивается с годами. Гордон Рамзи, например, советует солить еду в начале приготовления и постоянно пробовать его, чтобы следить за изменениями вкуса. По его словам, соль, добавленная в готовое блюдо, сделает его грубым и ошеломит вкусовые рецепторы.
  • Секрет удивительного вкуса блюд ресторанного качества в… соли. Она измельчается и смешивается с самыми разными сушеными травами. Смешайте 1 часть соли и 3 части розмарина, майорана, базилика или чабреца, пересыпьте в отдельную баночку. Чтобы обогатить вкус и аромат специй, прогрейте их на сковороде перед использованием.
  • Ароматизируйте масло для салатных заправок. Сделать такую заготовку — проще простого. Залейте горячим маслом чеснок, свежий розмарин, чили перец или базилик, дайте настояться в течение нескольких дней.

  • Чтобы сбалансировать вкус жирного мяса, используйте абрикос. Так советует Джейми Оливер.
  • Обсохшие салатные листья и зелень лучше “дружат” с заправкой, чем только что вымытые.
  • Сократить количество соли в блюдах поможет лимонный сок.
  • Суп из чечевицы приобретет более нежную текстуру, если сварить ее вместе с кусочками ананаса. Например, жесткой сердцевиной. Свойства этого тропического фрукта помогут расщепить белки.

Рецепты блюд от шеф-поваров

Предлагаем вашему вниманию коллекцию рецептов с фото от знаменитых шеф-поваров со всего мира.

Яблоки в карамели

Яблоки на палочке, покрытые мягкой карамелью, одним своим видом создают праздничное настроение. Это американское лакомство давно уже полюбили дети по всему миру. Вкусно, полезно и очень весело! Лучше всего покрывать яблоки натуральной домашней — читать далее

Фаршированные перцы «Светильники Джека»

Ищете на Хэллоуин вкусную, сытную и полезную закуску? Приготовьте фаршированные перцы, которые, к тому же, можно тематически украсить, вырезав на них глаза и ухмылку Светильника Джека. Для этого подберите оранжевые и красные перцы устойчивой — читать далее

Поднос с тёмными угощениями

Украсьте вашу вечеринку в стиле Хэллоуин, расставив в нескольких местах подносы с чёрными угощениями. Выглядит очень атмосферно. На подносах разложите все сладкие закуски тёмного и чёрного цвета, что найдёте, например, лакричные конфеты, орехи и — читать далее

Безалкогольный коктейль «Укус вампира»

Этот коктейль будет оригинальным украшением вашей вечеринки в стиле бала вампиров или на Хэллоуин. Сам напиток состоит из смеси клюквенного и яблочного соков, гренадина и газировки. Получается вкусным и алым, как кровь. Можно плеснуть в него — читать далее

Пирожные «Глаза»

Отличным угощением на Хэллоуин станет целый поднос вырванных глаз. Выглядит пугающе, а на вкус – изумительно! Ведь эти глаза – не что иное, как шарики бисквита в шоколадной глазури. Для их приготовления используйте покупную смесь для любого — читать далее

Кровавый пунш

Впечатлите своих гостей на вечеринке в стиле Хэллоуин кровавым пуншем с тянущейся из его глубин кровавой рукой. Выглядит жутко и эффектно, а пунш получается очень вкусный. Готовится в большой чаше на целую компанию. Смешайте в ней готовый красный — читать далее

Простой сахарный сироп

Приготовьте домашний сахарный сироп, который можно хранить в холодильнике целую вечность, и который удобно иметь под рукой, если вы часто готовите прохладительные напитки, коктейли или десерты. В его состав входит сахар, вода и немного лимонного — читать далее

Суфле из голубого сыра

Суфле может быть не только десертом, но и восхитительной несладкой закуской, которая станет центром внимания на вашем домашнем празднике. Голубой сыр рокфор превращает его в изысканный деликатес. Для идеально пышного суфле сырный соус смешивается со — читать далее

Куриное конфи

Название конфи происходит от французской старинной техники консервации мяса, когда оно засаливается, а затем в течение длительного времени томится под слоем жира. Но в отличие от традиционного конфи в этом рецепте вам не придётся использовать тонны — читать далее

Шоколадная плитка с кешью, курагой и клюквой

Шоколадная плитка ручной работы – это превосходное угощение к празднику или подарок для друзей, а также возможность, не имея специальных навыков, почувствовать себя французским шоколатье. В приготовлении используется смесь разных видов шоколада — читать далее

Гратен Дофинуа

Классический французский гратен Дофинуа пользуется популярностью во всём мире, и это не удивительно, ведь картофель, запечённый в сливочном соусе с ароматом чеснока под аппетитной сырной корочкой, — это незабываемо вкусно. Перед тем как отправиться — читать далее

Ромовая баба

Ромовая баба – ароматный кекс из дрожжевого теста, пропитанный алкогольным сиропом и покрытый взбитыми сливками. Несмотря на свои славянские корни и название, этот десерт был придуман во Франции. Испеките ромовую бабу по оригинальному рецепту, и её — читать далее

Мигас в стиле текс-мекс

Мигас – популярное в Испании и Латинской Америке блюдо, которое обычно готовят на сковороде на завтрак из вчерашнего хлеба, свежих овощей и яиц. Мигас, приготовленный в стиле техасско-мексиканской кухни, включает в себя кусочки жареной тортильи, — читать далее

Эмпанадас с карамельно-ананасовой начинкой

Сколько бы вы не испекли мексиканских эмпанадас со сладкой начинкой, они мгновенно разлетаются со стола. Разве можно устоять перед хрустящей оболочкой и нежной карамельной начинкой этих пирожков? Самый простой способ испечь эмпанадас – использовать — читать далее

Эмпанадас с начинкой из пикадильо

В этом рецепте мексиканских пирожков эмпанадас используется покупное слоёное тесто, что значительно упрощает приготовление. Вам нужно лишь приготовить начинку пикадильо – говяжий фарш, потушенный на сковороде в томатном соусе с оливками и изюмом, – — читать далее

Испанский бургер с маринованным шалотом

Этот большой бургер едва ли можно отнести к фаст-фуду – каждый его компонент готовится с особым вниманием и в результате становится небольшим деликатесом, занимающим своё место в сэндвиче. Поджаренные булочки с кунжутом, разрезанные пополам, — читать далее

Слайдеры с курицей «Баффало»

Мини-сэндвичи слайдеры – это интересная закуска и украшение любой домашней вечеринки, будь то вечер за на стольными играми или совместный просмотр матча. Для их приготовления маленькие булочки размером на пару укусов, наполняются начинкой и обычно — читать далее

Замороженный салат айсберг

Этот способ подачи салата айсберг полностью оправдывает его название. Если вы не пробовали айсберг замороженным, то многое упустили. Это великолепная лёгкая закуска, которая становится ещё более освежающей и идеальной для жаркого лета. Поскольку — читать далее

Креветки в сливочном соусе с укропом на дольке салата

Упругие с лёгким хрустом креветки в нежном кремовом соусе с ароматом укропа лежат поверх большого куска сочного салата айсберг. Закуска готовится очень просто, но выглядит оригинально и эффектно. Салат получается лёгким, освежающим и наполненным — читать далее

Кесо-фундидо

Хотя название мексиканской закуски кесо-фундидо с испанского языка переводится как «расплавленный сыр» — это больше, чем просто сыр. Это тягучий сытный дип, наполненный мясом, перцами чили, фасолью, пряностями и большим количеством тёртого сыра — читать далее

Экономный шеф повар

Профессия шеф-повара по-прежнему в моде: «на них» идут в новые заведения, их приглашают в телепередачи и делают с ними интервью и спецпроекты для глянцевых журналов. По данным сайта hh.ru, зарплата шеф-повара в Москве в сетевых заведениях может составлять 150-200 тыс. руб. И это не предел — работники высокой кухни, сделавшие себе имя, затем делают на этом имени шестизначные суммы: открывают новые рестораны, снимаются в телешоу и выпускают книги. Портал The Richest.com опубликовал список самых состоятельных поваров мира.

Джейми Оливер
​ $400 млн

40-летний британский шеф прославился благодаря многочисленным телешоу вроде «Готовим вкусно и недорого», «Кулинарные путешествия Джейми Оливера» и «Голый повар». Число подписчиков канала Оливера на YouTube «Jamie Oliver’s Food Tube» приближается к 2 млн. В 2000 году Джейми стал лицом сети супермаркетов Sainsbury’s, и его гонорар составил $2 млн в год. В 2008 году шеф-повар открыл свой первый ресторан Jamie’s Italian, который со временем разросся в целую сеть из 40 заведений по всему миру, в том числе и в России.

Два года назад шеф-повар подписал пятилетний контракт с футбольным клубом «Манчестер Сити», согласно которому Оливер и его помощники будут готовить еду на стадионе «Этихад» в дни матчей «Манчестер Сити». Кроме того, Джейми выпустил около 20 кулинарных книг со своими рецептами.

Поль Бокюз
​ $185 млн

Идеолог «новой кухни», обладатель звания «шеф-повар века» по версии французского ресторанного гида Gault et Millau владеет знаменитым на весь мир рестораном L’Auberge du Pont de Collonges неподалеку от Лиона. Помимо этого заведения, заработавшего три звезды Michelin, у Бокюза есть сеть брассери в Лионе, а также несколько ресторанов и брассери в Японии.

В 1987 году шеф-повар основал конкурс «Золотой Бокюз», считающийся самым престижным в мире гастрономии, а в 1990 — высшую школу кулинарного мастерства Институт Поля Бокюза. Стоимость обучения в институте зависит от выбранного курса и языка, на котором читаются лекции и мастер-классы. К примеру, цена 4-х дневной программы Collection Patisserie на английском составляет €1950.

Гордон Рамзи
​ $175 млн

Горячий шотландский шеф-повар Гордон Рамзи известен не только своим кулинарным мастерством, но и талантами телеведущего. Он прославился на весь мир благодаря таким телешоу, как «Адская кухня» и «Лучший повар Америки». Рамзи — первый шеф-шотландец, получивший три звезды Michelin, а в его ресторанную империю входит около 36 ресторанов, баров и пабов по всему свету — от Лондона и Парижа до Нью-Йорка, Дубая и Дохи.

Вольфганг Пак
​ $75 млн.

Любовь к готовке этому австрийцу привила его мать Мария, работавшая кондитером. Сейчас в ресторанную империю Пака входит около 24 ресторанов высокой кухни и баров, сеть закусочных по всему миру и служба кейтинга. Кроме того, шеф-повар пишет кулинарные книги, владеет линией по производству продуктов — пиццы, органических супов и даже вина — и ведет различные телешоу. В Голливуде Вольфганг Пак известен тем, что уже несколько лет готовит блюда для торжественного ужина после церемонии вручения премии «Оскар».

Рейчел Рей
​ $75 млн

У американки Рейчел Рей нет собственного ресторана. Свое состояние она нажила благодаря различным телешоу о еде —«Еда за 30 минут», «Вкусные путешествия» и «Как прожить на 40 долларов в день», — кулинарным книгам, коих у Рейчел более 20, и контрактам с различными производителями продуктов вроде Nabisco и Dunkin’ Donuts. Рейчел прославилась несложными рецептами блюд, которые можно приготовить за 30 минут.

Эмерил Лагасси
​ $50 млн

Прославленный американский шеф-повар Эмерил Лагасси считается основоположником «новой новоорлеанской кухни». В его ресторанную империю входит около дюжины заведений в Новом Орлеане, Лас-Вегасе, Орландо и штате Пенсильвания. Также он выпускает одежду для поваров, пишет кулинарные книги и ведет телешоу. Годовой доход от заведений и продукции Лагасси составляет $150 млн, причем $90 млн приходится именно на рестораны.

Ина Гартен
​ $44 млн

У американки Ины Гартен нет кулинарного образования. Бывшая госслужащая училась готовить по рецептам из книг. В конце 70-х Гартен приобрела в Вашингтоне магазин деликатесов Barefoot Contessa («Босоногая графиня») и начала развивать его. Магазин она в конечном итоге продала, после чего начала писать кулинарные книги и вести телешоу. Первая книга Гартен «The Barefoot Contessa Cookbook» переиздавалась три раза, а ее тираж только в первый год продаж составил 100 тыс.экземпляров. Всего Ина Гартен написала 9 книг и вела на телевидении несколько шоу, одно из которых, «Босоногая графиня», существует до сих пор. Кроме того, у Гартен есть компания Barefoot Contessa Pantry, выпускающая соусы, консервы, смеси для приготовления выпечки и маринады.

Марио Батали
​ $25 млн

Ресторан американского шеф-повара Марио Батали Babbo Ristorante e Enoteca в Нью-Йорке стал первым за 40 лет заведением итальянской кухни, получившим три звезды от влиятельного издания New York Times. Вместе со своим партнером, ресторатором Джо Бастианичем, Батали открыл еще более 20 заведений, в том числе в Чикаго, Гонконге и Сингапуре. Шеф-повар нередко появляется на телевидении — в частности, он вел программы Molto Mario и Mario Eats Italy и участвовал в качестве приглашенного гостя в «Доброе утро, Америка» и Saturday Night Live.

Пола Дин
​ $16 млн

Пока «мишленовские» шефы покоряют мировые столицы, Пола Дин покоряет американскую глубинку. Свою кулинарную карьеру Дин начинала с небольшой семейной закусочной The Bag Lady в Саванне, штат Джорджия. В 1991 году она открыла в этом же городе ресторан Lady, а в 1996-м вместе со своими сыновьями — Lady & Sons. Кроме того, леди-шеф написала несколько кулинарных книг и вела телешоу о еде. В 2009 году Пола Дин открыла свое производство десертов, которые продаются в сети супермаркетов Walmart. Ее последний ресторанный проект — Paula Deen’s Family Kitchen в Пиджен Фордж, штат Теннесси. Полу Дин нередко критиковали за большое содержание жира, сахара и соли в ее рецептах.

Найджелла Лоусон
​ $15 млн

Британка Найджелла Лоусон — еще один повар без ресторана в этом списке. Свои миллионы журналистка и ресторанный критик сделала на кулинарных книгах и телешоу о еде, таких как Nigella Feasts на американском ТВ и Nigella Express на BBC. Ее дебютная книга «Как надо есть» была продана тиражом 300 тыс. экземпляров, а в целом книги Найджеллы разошлись по миру в количестве 3 млн экземпляров.

Главная фигура гастрономического мероприятия — шеф-повар!

Работа с шеф-поварами — многоуровневый процесс, который зависит от множества факторов. Упростить его до пошагового плана или списка рекомендаций довольно сложно. Но можно понять некие ключевые моменты, от которых стоит отталкиваться и которые нужно принимать во внимание. О них рассказывает Наринэ Багманян, генеральный директор компании «Асти Групп».

Насколько просто договориться с шеф-поваром о его участии в гастрономическом мероприятии? От чего это зависит? Изменилась ли как-то ситуация за последние несколько лет?

Все зависит от того, кто именно ведет переговоры, и хорошая ли у этого человека репутация в отрасли. Именно благодаря репутации, которая нарабатывается в гастрономическом сообществе годами, появляется возможность приглашать на мероприятия шеф-поваров любого уровня.

Конечно, на старте наших гастрономических проектов было проблематично договориться о сотрудничестве шеф-поварами, мы только знакомились с рынком, действовали интуитивно. Сейчас же мы быстро находим общий язык и с новичками, и с известными шеф-поварами. Принимая приглашение об участии в мероприятии повара четко понимают, куда они идут, могут оценить свои выгоды и понять, насколько им интересно. Компания уже зарекомендовала себя на рынке, поэтому проблем не возникает даже с приглашением иностранных звезд. К тому же последние годы сектор гастрономии и высокой кухни в России стал активно развиваться. Большой вклад в этот процесс вносят шеф-повара, которые ездят по миру, участвуют в мероприятиях, смотрят на коллег и готовы экспериментировать с продуктами и концепциями.

Вы к ним приходите с каким-то своим предложением, продуктами, поставщиками?

Конечно. Мы приходим с определенным проектом и конкретно говорим, куда приглашаем шефа. Люди изучают предложение и решают, интересно им или нет. Однако любой из наших проектов ориентирован не на локальную выгоду, а на решение большой задачи. Например, сегодня отрасль ставит перед собой цель — экспорт продукции. Как помочь в этом? Можно дать агрессивную рекламную кампанию, потратив огромные бюджеты, а можно организовать ряд гастрономических мероприятий.

Это дешевле, чем реклама?

Да, более бюджетно: необходимо приехать на выставку, в которой уже участвуют заинтересованные компании, привезти шеф-поваров и показать продукты. Однако тут важно, чтобы у самих производителей была мотивация выходить на экспортные рынки. Если такого желания нет, то участие в гастрономических мероприятиях не даст необходимого эффекта.

А бывает, что вы спрашиваете у шеф-поваров, как лучше презентовать определенные продукты или поставщиков? Привносят ли шефы свои идеи?

Несомненно, такое бывает довольно часто. Например, скоро мы будем делать мероприятие, на котором планируем презентовать маринады для промышленного производства. Для того, чтобы презентация прошла успешно и продукт заинтересовал потенциальных покупателей, у него должен быть некий бэкграунд: в каких блюдах он может быть использован, какая рецептура и т.д. Для этого мы попросили нескольких шеф-поваров в течение двух месяцев поработать с маринадом. Но так как продукт предназначался в первую очередь для промышленного, а не ресторанного использования, также важно будет показать, какие новшества и изменения необходимо внедрить на птицефабрике, чтобы продукт стал конкурентоспособным.

Привлекая шеф-повара к такой работе, необходимо понимать, что мы не можем просить его об этом в формате технического задания, у повара должен быть интерес к продукту. Тогда он будет готов тратить свое время.

Можно ли как-то уговорить или дополнительно мотивировать шефа?

Нужно понимать, что даже при наличии интереса у шефа не всегда есть время. И если он отказывается, это нормально. Нужно идти дальше, искать других кандидатов. В гастрономической отрасли много достойных шеф-поваров, и всегда найдется тот, кто будет готов и свободен.

При этом шеф сразу должен понимать, какие задачи перед ним ставятся в рамках участия в проекте, какие условия предлагают и что должно получится в результате. Если приглашающая сторона не владеет данной информацией, договориться будет невозможно.

Понимают ли сами шефы, какие задачи перед ними ставят организаторы мероприятий и что для них это дополнительная возможность заработать репутацию?

Если мероприятие правильно и профессионально организовано, результат от участия в нем получат все стороны. На практике так бывает не всегда.

Безусловно, многие шефы понимают, что их задача — не просто хорошо приготовить блюдо из предоставленных ингредиентов, но и пообщаться с участниками мероприятия, презентовать продукты и т.д. Нужно учитывать, что такое понимание — результат накопленного опыта, который имеется не у каждого шеф-повара.

Возможно, организатору придется объяснять какие-то азы шефу самостоятельно, но делать это нужно максимально деликатно. Не стоит забывать о том, что шеф-повар — это высококвалифицированный профессионал, а не просто часть кулинарного мероприятия.

То есть процесс формирования контакта с шеф-поваром выходит за рамки привычного: «встретились, договорились, сделали»?

Да, это более длительный процесс: коммуникация с шеф-поваром, изучение его меню, видения, концепции ресторана и т.д. И только после подобного анализа мы принимаем решение, подходит ли шеф под формат и концепцию будущего мероприятия, привлекать ли его к участию.

На свои мероприятия мы приглашаем шеф-поваров, готовых к работе друг с другом. Совместная работа предполагает тщательную подготовку: совместное планирование меню, выбор и покупка ингредиентов, обсуждение концепции. Взаимодействие помогает научиться новому, перенять опыт друг друга. Нам важно, чтобы шеф-повара приходили к нам не со всем готовым, а использовали в работе то, что мы можем им предложить.

Как реализуются такие коллаборации?

Например, через формат chef’s table или pop-up ужины. Они включают в себя полноценные сет-меню из нескольких блюд, перекликающихся между собой по тематике. Готовят такие ужины два шеф-повара, российский и иностранный, иногда и больше. Они заранее прорабатывают меню: одна или несколько закусок, основное блюдо и десерт. Как правило, в пуле поставщиков участвуют и винодельческие компании, соответственно, под каждый сет заранее подбираются вина. Формат pop-up ужинов дает возможность шеф-поварам готовить абсолютно разные блюда, используя один и тот же основной ингредиент. В итоге гости пробуют знакомый продукт в необычном варианте, и им это нравится. Кроме того, иностранные шеф-повара обязательно привносят частичку своей традиции в блюдо, которое демонстрируют. Это вдвойне интересно.

Для того, чтобы проект получился, шеф-повара должны быть профессионалами своего дела. Говоря о профессионализме шефов, я в первую очередь подразумеваю не их умение приготовить какое-то конкретное блюдо, а совершенное владение технологией приготовления. Именно благодаря ей они могут создать кулинарный шедевр из имеющихся продуктов. Но, к сожалению, на практике часто бывает так, что повара оттачивают свое мастерство на определенном наборе продуктов, и создать гастрономический шедевр из незнакомых ингредиентов многим из них бывает не под силу.

Не получается создать вау-эффект?

Получается, но за счет формы, а не содержания. Сегодня в России зачастую шеф-повара и рестораторы сосредоточены на визуальной составляющей блюда, потому что именно она помогает в продвижении ресторана. Делается очень большая ставка на то, как шеф-повар оформил блюдо на тарелке и насколько эффектно его подал. Это, безусловно, тоже важно, но демонстрирует совершенно другую сторону поварского мастерства.

Чтобы хорошо смотрелось на фотографии в Инстаграме, да?

Да, но этого мало. Я смотрю на поданное блюдо глазами потребителя, ставлю себя на его место. Мне становится важно, из чего сделано блюдо, какие продукты использовались для его приготовления. Сегодня бывает так, что при взгляде на тарелку, мы не всегда можем понять, что в ней. Умение шеф-поваров готовить «понятные» блюда — один из критериев, на который мы обращаем внимание, выбирая участников.

Нам всем важно не просто познакомить посетителя с гастрономическими особенностями конкретной страны. Шеф-повар через свое понимание, анализ этой кухни и продукта должен создать что-то новое, что-то, чего еще не было. Это совсем другая работа.

Задача достаточно масштабная, это сложно сделать…

Сложно, но именно такой подход дает качественное развитие и для самого мероприятия (если оно проводится регулярно), и для всей отрасли.

Если мы говорим про гастрономические мероприятия, то они помогают продвигать поставщиков и продукты, обогащаясь с каждым годом новыми идеями. Это двигает формат вперед, развивает его. Не просто пришли, приготовили и разошлись, а сделали шаг на пути к реализации более масштабных проектов.

Сегодня гастрономические мероприятия — популярный формат. Их проводится очень много по всей стране и за ее пределами, но большинство ничем не отличается друг от друга. Мы же стараемся делать полезные всем участникам мероприятия, на которых можно найти ответы на волнующие вопросы. Если эта задача решается, то гастрономический проект можно считать удачным.

Как в DRC?

Discover Russian Cuisine — проект, созданный для продвижения российских продуктов на экспорт. Шеф-повара помогают презентовать эти продукты, показывают, как различные техники термической обработки влияют на их вкусовые качества. Мы предпочитаем давать участникам возможность самим попробовать продукты и сделать вывод о качестве каждого из них, а не проводить устные презентации.

В чем принципиальное отличие новой российской кухни, которая стала так популярна, от традиционной?

Многие относятся к российской кухне как к источнику «бабушкиных» рецептов, но времена изменились. Продукты, их качество и вкусы потребителей — все стало другим. Если сейчас мы будем готовить так, как делали это 100 лет назад, не факт, что молодое поколение сможет это оценить. Для того, чтобы молодежь не отказывалась от своих корней, необходимо обновлять традиционные рецепты, адаптировать их, не теряя национального колорита. Тогда блюда будут востребованы, люди станут обсуждать их и пробовать готовить самостоятельно. Именно это делают сегодня шеф-повара, работающие с российскими продуктами, национальными рецептами и технологиями приготовления. Именно благодаря необычной интерпретации эти продукты и блюда из них становятся интересными.

Речь идет о шеф-поварах с именем или восходящих звездах?

В данном случае это не имеет значения. Я, как организатор, исхожу в первую очередь из формата и задач мероприятия, отталкиваюсь от продукта. Вполне возможно, что на практике неизвестный в отрасли шеф-повар будет работать с индейкой или куропаткой лучше, чем тот, у которого множество регалий. Есть масса поваров-самородков в регионах, почему бы не дать этим ребятам возможность показать себя?

Мы стараемся привлекать как раз таких поваров к совместной работе, рассказываем о проекте и говорим, что открыты к сотрудничеству. Но из претендентов необходимо уметь выбирать. За время работы в отрасли я, не имея кулинарного образования, научилась по фотографии определять, правильно ли приготовлен продукт с технологичной точки зрения или нет. Возможно, продукт выглядит хорошо, но его вкус мне не понравится.

То есть опыт в этом смысле важнее, чем образование?

Да, практический опыт важнее. Есть очень много шеф-поваров, которые стесняются говорить о том, что у них нет профессионального образования. Но несмотря на это, они фантастически чувствуют продукты и владеют технологиями приготовления. Важно понимать, что наличие или отсутствие профильного образования не дает 100% гарантии того, что шеф-повар — профессионал своего дела. Шефам важно постоянно развиваться, посещать мастер-классы, участвовать в специализированных мероприятиях, ездить к иностранным коллегам и перенимать их опыт. Только заинтересованные в постоянном росте и развитии действительно будут профессионалами своего дела.

На что еще, кроме практического опыта, стоит обращать внимание?

Важна готовность шефа делать что-то под формат мероприятия: экспериментировать с определенными продуктами, работать в тандеме с другими поварами, участвовать в деловой программе, привносить свои идеи и т.д. Но эти ожидания важно преподносить не в формате требований, а через выстраивание доверительных отношений на основе взаимопонимания и общих интересов. Это длительная работа, но именно она в итоге позволяет реализовывать творческие проекты.

Ссылка на основную публикацию