Каких сотрудников следует обучать?

Как организовать профессиональное обучение персонала

Почему это важно

Работодатель должен уделять пристальное внимание профобучению сотрудников. Часто на предприятиях появляются новые технологии, внедряется инновационное оборудование. Все это требует от работника соответствующей квалификации. Коллектив, владеющий необходимыми навыками, не будет тормозить развитие компании. Поэтому нанимателю выгодно вложить денежные средства в образование рабочих. Также, согласно ст. 197 ТК РФ , сотрудник имеет право получать подготовку и дополнительное профобразование, проходить независимую оценку квалификации. Для этого между работодателем и сотрудником заключается соответствующий договор.

Перед тем как дать новые знания своим работникам, работодателю следует провести качественный анализ методов обучения персонала и выбрать наиболее эффективный и подходящий. Какие современные методы обучения персонала наиболее результативны и популярны, расскажем далее.

Основные виды и методы обучения персонала

Следует различать следующие виды обучения персонала в организации:

  • подготовка кадров — это планомерное освоение сотрудниками комплекса знаний и навыков, обязательных для осуществления определенных функций;
  • повышение квалификации кадров — так принято называть совершенствование работниками своих навыков и умений в связи с ростом требований к профессиональному уровню или в случае повышения в должности;
  • переподготовка кадров — переобучение кадров с целью приобретения нового багажа знаний, умений, навыков в связи с получением новой профессии или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Основным критерием учебы является эффективность. Чтобы подготовка сотрудников была таковой, важно выбрать наиболее удобные формы и методы учебы сотрудников организации.

Формы и методы обучения персонала

Рассмотрим подробнее наиболее популярные методы, формы и виды обучения персонала. Наиболее часто используются такие формы, как:

  • подготовка без отрыва от производства. В этом случае в организацию приглашаются педагоги, и работники проходят подготовку на рабочем месте, применяя документацию, материалы и оборудование, используемые в данной организации. Также сотрудники успевают выполнять часть своей обычной работы. Этот способ очень эффективен, т. к. у учащихся есть возможность повторять и закреплять полученные знания на практике. Но зачастую он не дает ученику раскрыть полностью свой потенциал;
  • с отрывом от производства. В этом случае учеба происходит вне предприятия (работники направляются в учебные центры). Но можно отметить следующие минусы: такая форма учебы достаточно затратна для нанимателя. Также в период учебы с отрывом от труда рабочий освобождается от выполнения своих профессиональных обязанностей;
  • дистанционная подготовка — проводится на основе информационного обеспечения. Подходит для индивидуальной учебы, тестирования и самотестирования, контроля.

Выбор формы профобучения зависит от того, какие методы преподавания будут использоваться.

Методы эффективного обучения персонала

Перечислим, какие применяются методы обучения персонала вне рабочего места. Например:

  • лекции, семинары, конференции. В процессе учебы ученики получают теоретические знания, общаются с коллегами, проводят дискуссии, учатся разным способам решения задач;
  • современными бизнес-тренерами часто используется такой метод доведения знаний до слушателей, как деловые игры. В ходе деловых игр участники моделируют и «проигрывают» реальные ситуации;
  • также часто работодатели отправляют сотрудников на тренинги или создают рабочие группы. В этом случае учащиеся не только участвуют в учебном процессе, но и в разработке конкретных предложений для улучшения качества работы.

Теперь поговорим про методы обучения персонала на рабочем месте. Наиболее часто используются:

  • производственные инструктажи, в ходе которых сотрудников вводят в специальность и знакомят с основными трудовыми функциями;
  • стоит отметить наставничество как метод обучения персонала. В этом случае новичок перенимает опыт наставника. Ученик следит за его действиями, а затем под руководством наставника делает работу сам;
  • рабочая ротация, когда рабочий постепенно осваивает все грани деятельности, перемещаясь с одного участка работы на другой внутри предприятия;
  • делегирование полномочий — работнику передается часть ответственности в принятии решений.

Как оценить эффективность профобучения

Как можно оценить, насколько эффективным было проведенное профессиональное развитие персонала (виды и формы обучения)? Это можно сделать такими способами, как:

  • тестирование по окончании занятий;
  • наблюдение за работой обученного сотрудника на рабочем месте;
  • наблюдение за реакцией учащегося работника в процессе учебы;
  • оценка эффективности в форме анкетирования.

Критерии оценки необходимо довести до сведения работника еще до начала обучения. После его завершения об итогах аттестации сообщается в службу управления кадрами.

Обучение персонала в организации

В современном мире все чаще возникает проблема приспособления организаций и работников к изменениям в технологиях, оборудовании, производстве товаров. Все это требует от работников новых умений, знаний и навыков, поэтому нужно проводить обучение сотрудников в своей организации. Также стоит напомнить о профессиях, для которых повышение квалификации является обязательным.

Основными целями обучения персонала являются:

  • Повышение уровня производительности
  • Обеспечение работников профессиональными знаниями и навыками
  • Повышение мотивации персонала
  • Снижение текучки кадров
  • Ускорение адаптации новых сотрудников

В первую очередь, обучение бывает внутрифирменное и внешнее. Давайте разберем особенности каждого.

1. Внутрифирменное (корпоративное) обучение

Как правило, программы данного обучения создаются для конкретной компании, т.е. содержание обучения и его сроки соответствуют потребностям организации. Слушателями выполняются практические работы, которые направлены на решение проблем, стоящих перед организацией. Также в обучении используется оборудование и технологии данной компании. В отличие от внешнего обучения, предусматривается обучение большого количества сотрудников. Еще можно отметить, что такой способ помогает сохранять в организации командный дух и сплоченность коллектива.

Но, однако, у внутрифирменного обучения есть и минусы.

Во-первых, руководству приходится брать на себя дополнительную нагрузку, ведь они выступают в роли преподавателей. Но такая проблема возникает не всегда, так как организация может привлечь специалиста из сторонней тренинговой компании или учебного центра, при этом направленность на цели организации останется.

Во-вторых, отсутствует обмен опытом и приток свежих идей со стороны.

2. Внешнее обучение

Внешнее обучения проводится благодаря специальной организации, которая занимается обучением персонала. Для этого потребуются значительные затраты со стороны вашей компании. Проблема данного метода заключается в том, что при обучении не учитываются цели и потребности организации. К тому же, во время процесса обучения сотрудники не смогут выполнять свои обязанности, что и скажется на прибыли организации.

К преимуществам модно отнести тот факт, что обучение персонала будут заниматься профессионалы. У сотрудников появится возможность обменяться опытом у коллег из других организация и завязать полезные деловые знакомства.

Методы обучения

Когда компания определилась с формой обучения, выбирают метод обучения.

К внутрифирменной форме относятся:

  • Инструктаж – новому сотруднику передается общая информация о работе.
  • Наставничество – к новому работнику прикрепляется более опытный, который помогает адаптироваться в новом коллективе, отвечает на возникающие вопросы и контролирует исполнение работы.
  • Ротация – временный перевод сотрудника на другое место работы, в целях получения нового опыта и повышения квалификации.
  • Shadowing – данный метод активно используется в компаниях на Западе. Такой метод интересен тем, что студенты старших курсов могут несколько дней понаблюдать за работой специалиста. Благодаря этому, студент может понять, действительно ли ему нравится данная должность и какие трудности во время работы могут ему встретиться.

К внешней форме относятся:

  • Тренинги – формат данного метода направлен на усвоение нового материала и на получение нового опыта, происходит совмещение теории и практики, что благоприятно сказывается на эффективности обучения. Однако тренинги дорогостоящие.
  • Семинары – этот метод хорош тем, что на них проводятся совместные обсуждения полученного материала, что предполагает возможность дискуссий и обмена опытом.
  • Деловая игра – происходит рассмотрение реальной рабочей ситуации в виде коллективной игры, где каждому участнику выделяется конкретная роль.
  • Самообучение – наиболее простой метод обучения, ведь не требуется ни преподаватель, ни специальное помещение. Работник может учиться, когда ему удобно и где удобно, но для этого нужно желание самого обучающегося усваивать новые знания.

Может ли работник сам выразить инициативу в повышении квалификации и самостоятельно пройти обучение?

Вопрос о необходимости прохождения обучения и повышении квалификации работника должен решать работодатель и создавать условия для его благополучного прохождения. Если сотрудник решает самостоятельно проходить обучение, то он должен оплачивать его сам. При этом обучение не должно мешать рабочему времени, так как освобождение от работы или совмещение с ней организовывает работодатель только при явной необходимости в данном обучении.

Однако, заинтересованный руководитель может пойти на встречу и поощрить стремление сотрудника к совершенствованию профессиональных навыков полностью или частично скомпенсировав его затраты на обучение.

В любом случае все зависит от внутренних порядков компании и атмосферы в коллективе.

Обязательное обучение сотрудников

Помимо назревшей субъективной необходимости обучения персонала, есть так же и законодательная обязанность для ряда профессий и направлений.

Например обязательно регулярное обучение по пожарно-техническому минимуму и охране труда. Также повышение квалификации обязательно для медицинский работников.

Если на балансе у организации есть транспортные средства, то не обойтись и без ежегодного обучения водителей и ответственных за транспортную безопасность.

Таким образом, обучение персонала – это необходимый процесс, при котором достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся. Обучение персонала является эффективным в том случае, когда потраченные затраты на обучения окупились, а производительность труда стала выше.

Обучение сотрудников компании — зачем это нужно ?

Если ваш бизнес стремится в гору, и вы чувствуете, что растет конкуренция, вам необходимо предпринимать меры, позволяющие сохранять конкурентоспособность вашей организации. Для развития любого бизнеса необходимо иметь в арсенале опытных и квалифицированных специалистов. С учетом того, что ежедневно возникают различные новшества, появляются законы и передовые технологии, сотрудники фирмы должны быть в курсе дел и уметь ориентироваться в любой профессиональной ситуации.

Именно для этого и создаются корпоративные программы обучения персонала. Для верного выбора программы обучения следует учитывать потребности и цели вашей компании, уровень, на котором она находится и набор компетенций для успешного решения стоящих на сегодняшний день задач. Определив это, появится понимание общего вектора профессионального обучения, каких сотрудников стоит обучать, а главное, чему их надо научить в кротчайшие сроки.

Что дает обучение сотрудников?

Первым делом – это повышение квалификации сотрудника. Имея в запасе новые полезные знания, навыки и инструменты, у работника есть возможность соответствовать требованиям рынка, и ему легче будет преодолеть трудности, возникающие в процессе работы. Как известно, основная масса новичков не проходит испытательный срок, в связи с отсутствием именно устойчивых навыков выполнения свой деятельности.

Неплохой толчок к стремлению учиться новому дает обычная мотивация. Если сотрудник посещает тренинги и за счет фирмы получает дополнительные знания, то он чувствует, что он востребован и руководство ценит его работу. Осознание того, что фирма вкладывает в него деньги, дает сотруднику толчок к максимальной эффективности в процессе работы, а у компании появляется право повышать ответственность за результат его деятельности.

Иногда требуется обязательное обучение, с учетом специфики профессии. Некоторые профессии требую постоянного обновления знаний (программисты, юристы, медицинские работники, бухгалтера и прочие) для поддержания квалификации.

Чтобы компания соответствовала стандартам и требованиям рынка, требуется постоянное обучение специалистов и поддержание их в форме. Это позволит, если необходимо, оперативно принимать решения, выполнять новую работу, легче переносить физические и моральные нагрузки.

Обучение сотрудников позволит компании предоставлять сертификаты, дипломы, свидетельства о прошедших тренингах своих специалистов, что существенно может повлиять на международное сотрудничество. Многие зарубежные компании обращают внимание на квалификацию персонала фирмы, с которой хотят заключить партнерские отношения.

Переквалификация персонала, повышение

Иногда требуется обучить специалиста совершенно новым знаниям, если невозможно нанять профессионала с определенными навыками. Этот процесс называется переквалификацией, которая важна при освоении новых технологий, производственных процессов.
Одна из самых важных и наиболее часто встречающихся – это когда отличного исполнителя назначают руководителем и его новая сфера деятельности радикально отличается от всего того, что он умеет профессионально делать. И как правило, про переквалификации никто не думает, а почему? Разве приказом о назначении из первоклассного исполнителя можно сделать первоклассного руководителя? Что в итоге мы получим….? Какие риски при этом возникают?

Обучение — обязательная стратегия компании

Обучение персонала должно является обязательной стратегией любой организации, именно такая стратегия управления персоналом позволяет воспитывать и создавать собственные управленческие кадры со знаниями, необходимыми профессиональному руководителю.
И помните, право любого сотрудника — рассчитывать, что им управляет профессиональный руководитель. И этот человек сможет не только подобрать к нему соответствующий стиль управления, но и сможет развивать его на всем пути их сотрудничества.

А у вас в организации так?
Есть ли такой критерий оценки руководителя?
Как быстро в вашей организации люди адаптируются к должности и растут в ней?

Как правильно организовать процесс обучения сотрудников

Одновременно проводить обучение всех сотрудников организации можно лишь по нескольким корпоративным направлениям. Важно определить приоритеты и выделить ту группу специалистов, которым следует повышать квалификацию в первую очередь. И профессиональная диагностика эксперта будет полезна любой организации.

Выбирая программу обучения, следует понять, в каком виде будет организован этот процесс. Программы по обучению персонала бывают различных уровней сложности, отличаются стоимостью и длительностью процесса, а также имеют различный коэффициент результативности.

Наша компания проводит обучающие программы для различного уровня подготовки – от дилетантов до продвинутых пользователей. Мы организуем тренинги и проводим деловые встречи как для исполнителей, так и для руководителей, делая занятия эффективными, легкими и увлекательными. Наши тренеры проводят тренинги по повышению квалификации, бизнес-курсы для руководства, семинары для решения небольших трудных ситуаций, переквалификацию отдельных сотрудников. Специфика наших предложений охватывает широкий спектр задач, от решения локальных конфликтных ситуаций, до крупных корпоративных проектов. Все зависит от стоящей перед организацией задачи, а мы ее решаем.

Чтобы подробнее узнать суть всех обучающих программ и способ их проведения, предлагаем перейти на страницу со списком всех проводимых нами мероприятий, ознакомиться со всеми предложениями, связаться со специалистами, уточнить все возникшие вопросы и заказать, необходимую для вашей фирмы, программу обучения. Наше видео, позволит Вам не только прочитать, но и увидеть реальные события, услышать отзывы участников мероприятий и, конечно, ознакомиться с внушительным списком компаний, которые доверили нам развитие своих специалистов.

Мы уверены, что именно конкуренция позволяет Вам выбрать лучшее для своей компании!

Обучение сотрудников

Обучение сотрудников

Похожие публикации

Предприятия эффективно развиваются на основании многих факторов. Одним из них выступает профессиональный рост их сотрудников. Поэтому, обучение персонала – это залог успеха любой компании. Работодатель благодаря этому имеет в своем штате более квалифицированных сотрудников, выполняющих работу качественно. Работник же, получив обучение, повышает квалификацию, что способствует продвижению по карьерной лестнице.

Почему необходимо обучение персонала в организации

Обучение и повышение квалификации подразумевает овладение новыми знаниями и умениями работников. Зачастую в организациях появляются новые технологии, и внедряется инновационное оборудование. Они требуют соответствующей квалификации. Персонал, владеющий необходимыми навыками и знаниями, не будет тормозить развитие организации. Поэтому, работодателю выгодно обучить своих сотрудников. Согласно ст. 197 ТК РФ работник вправе получать подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также проходить независимую оценку квалификации. Для этого между работодателем и сотрудником заключается соответствующий договор.

Виды обучения персонала в организации

Для удобства восприятия представим виды обучения персонала в виде таблицы:

Для выполнения определенных задач работник получает нужные знания, умения и навыки

Она необходима при смене сферы деятельности или профессии. Сотрудник получает новые знания и умения, необходимые для новой работы

Когда требования к занимаемой должности изменились, требуется пройти дополнительное обучение сотрудников

Обучаются работники внутри организации либо за ее пределами. При применении второго варианта, работник отрывается от производственного процесса.

Методы обучения персонала в организации

Методы обучения напрямую зависимы от места обучения:

  1. Методы обучения работников вне рабочего места:
    • Лекции – работникам в устной форме начитываются теоретические знания.
    • Конференции и семинары – на них ведутся обсуждения и дискуссии., работники приобретают новые знания относительно правильного поведения, а также учатся мыслить логически.
    • Деловые игры – всем участникам предоставляются специально отведенные роли и задаются конкретные ситуации.
    • Тренинг – в его ходе сотрудник обучается основе деятельности.
    • Моделирование – создаются реальные условия работы. Перед обучающимся лицом ставится задача о принятии решений в индивидуальных ситуациях.
    • Самообучение – работники сами изучают предложенный материал.
  2. Методы обучения персонала на рабочем месте:
    • Копирование – новичок повторяет работу за опытным сотрудником.
    • Производственный инструктаж – работник получает чёткую информацию о работе на новом месте.
    • Наставничество – за сотрудником закрепляется наставник, который контролирует правильность выполняемой работы.
    • Ротация – работника на несколько дней переводят на другой участок труда для приобретения новых умений.
    • Усложнение задачи – сначала человеку дают простую работу, потом более сложную. С каждым разом задания даются все более сложные.

На практике могут использоваться и другие методы обучения с отрывом и без отрыва от производства. Преимущества второго варианта заключается в том, что человек работает и в ходе труда приобретает знания и умения.

Формы обучения персонала

Обучение персонала на предприятии подразумевает формы:

  • Эмпирическое или опытное обучение – человек учится сам. Однако, происходит это в некотором логическом порядке.
  • Выполнение работы под руководством – учитель показывает стажеру, как выполнять работу. Затем ученик под его руководством делает работу сам.
  • Программное обучение – ученик изучает информацию и отвечает на чётко поставленные вопросы.
  • Компьютерное обучение — работник самостоятельно изучает информацию в интернете.
  • Активное обучение действиями – работник получает знания в ходе выполнения поставленных задач. Предположим, участие в групповом проекте.

Обучение и развитие персонала в организации является эффективным, когда издержки на него оказываются ниже других расходов, связанных с ошибками найма работников.

Как оценить эффективность обучения персонала

Оценка эффективности обучения персонала может производиться любым из способов:

  • Тестирование после обучения.
  • Наблюдение за работой обученного сотрудника на рабочем месте.
  • Наблюдение за реакцией учащегося работника в процессе обучения.
  • Оценка эффективности в форме анкетирования.

Критерии оценки должны быть доведены до работника до начала обучения. После его завершения о результатах аттестации сообщается в службу управления персоналом.

Приказ о направлении на обучение

При направлении работника на учебные мероприятия издается приказ о направлении работника на обучение. Составляется он в произвольной форме. Однако, есть обязательные пункты, которые должен содержать приказ на обучение:

  • Название компании.
  • Наименование документа.
  • Дата и номер приказа.
  • Время и дата прохождения обучения.
  • Название учебного учреждения.
  • Распоряжение об оплате.
  • Подпись руководителя и других заинтересованных лиц.

Приказ на обучение сотрудника – образец:

Приказ о направлении на обучение

Обучение за счет работодателя может сразу оплачиваться организацией либо компенсироваться работнику потом.

Обучение сотрудников за счет организации: налогообложение

Согласно п. 21 ст. 217 НК суммы оплаты обучения в лицензированных учреждениях сотрудников не подлежат налогообложению НДФЛ. То же относится и к выплачиваемым компенсациям за обучение. Кроме того, такие суммы не подлежат обложению страховыми взносами (ст. 422 НК РФ).

Как организовать обучение персонала своими силами

Процесс организации внутреннего обучения персонала следует внедрять поэтапно.

Сейчас уже не требуется доказывать о необходимости в обучении и повышении квалификации сотрудников.Высококвалифицированный персонал ощутимо влияет на выживаемость и рентабельность предприятия.

Факторы, на которые влияет обучение сотрудников:
— на повышение качества работы руководителей, заменяя старые неэффективные методики управления;
— на уровень квалификации в профессиональной деятельности;
— на увеличение объемов производственной деятельности;
— на развитие коммуникативных навыков и прочие.

Стоит ли тратить финансы на внешнее обучение и тренинговые центры для постоянного поддержания профессионального уровня сотрудников?

Возможно вы сможете реализовать внутреннее обучение персонала своими силами, ведь в этом ничего запредельного сложного нет. Только стоит начать.

Как организовать обучение персонала своими силами

Процесс организации внутреннего обучения персонала следует внедрять поэтапно.

1. Задачи и постановка целей обучения персонала.
2. Утверждение форматов обучения.
3. Выделение потребности в обучении персонала.
4. Создание обучающих курсов.
5. Поиск и подготовка обучающих тренеров(наставников).
6. Обучение сотрудников предприятия.
7. Закрепление и оценивание пройденного материала.
8. Анализ результатов обучения.

Рассмотрим некоторые этапы.

Выделение потребности в обучении персонала.

Выявляя потребность сотрудников в обучении, необходимо выявить именно тот пробел в квалификации сотрудников, который снижает эффективность его работы.

Определяется он в процессе:
— анализа результатов работы персонала;
— аттестации сотрудников;
— по заявкам от руководителей и сотрудников.

Ведущую роль здесь должен взять руководитель подразделения, выявлять потребность в обучении и предлагать тематику программ по обучению.
Однако, работники самостоятельно должны анализировать эффективность собственного труда. И, при необходимости, обращаться в отдел по работе с персоналом или к руководителю с заявкой на тематическое обучение.

Формат обучения персонала.

Идеальным вариантом является организация в компании собственного центра подготовки и повышения квалификации работников. В связи с чем, требуется оснащение учебного процесса техническими средствами, информационными системами и учебными материалами.

Помимо оборудованных кабинетов, конференц-залов, при распределенной структуре организации, может возникнуть необходимость в дистанционном обучении. В таком случае необходимо внедрить систему дистанционного обучения, вебинарные комнаты, а также разработать электронные учебные материалы.

В этом случае, потребуются серьезные финансовые затраты, но можно начать внедрение обучения персонала и простыми средствами.

Небольшие компании могут выстроить простой в управлении и реализации процесс обучения, требующий минимальных затрат, при должном качестве обучения, без создания специальной инфраструктуры и учебных классов.

1. Организация сетевого хранилища учебных и методических материалов, справочников, инструкций (папка на общем сетевом диске).
2. Внедрение бесплатной системы дистанционного обучения LMS “Moodle”.

При любом методе (очный или дистанционный) обучения потребуется создание интерактивного обучающего курса, содержащего:
— теоретический курс лекций (текстовый метериал, презентации);
— видеоматериал с записями лектора, тренера, специалиста;
— практические задания, кейсы, тренажеры;
— тренинги;
— контрольный тест.

В сети Интернет накоплено огромное количество учебного материала по различным профессиональным темам, воспользуйтесь ими.

На начальном этапе менеджер по обучению может скомпоновать учебный курс из учебных материалов, которые находятся в свободном доступе.

Построить учебный курс из материалов с сайтов электронных библиотек, профессиональных сообществ, бесплатных образовательных проектов и т.п. Учебные или тематические видеоматериалы из каналов в YouTube и т.п.

Организовать тестирование по пройденному курсу можно в бесплатной программе или в онлайн-сервисе по тестированию, которых тоже большое количество.
Все это собрать в одну папку с темой обучения и инструкцией со ссылками про прохождению курса или в электронный курс в СДО «moodle».

А далее перейти к разработке собственных электронных курсов с уникальным контентом. Своими силами или на заказ сторонним разработчикам это уже решать вам.

Приветствуйте и поощряйте форму самообучения сотрудников. Достаточно вести общедоступный список онлайн образовательных проектов, проводимых конференций, бесплатных вебинаров и других мероприятий. Менеджеру по персоналу необходимо регулярно проводить мониторинг мероприятий в сети Интернет и анонсировать их персоналу, в любой удобной форме для вашей организацией.

Поиск и подготовка обучающих тренеров (наставников)

Этап подготовки собственных тренеров и наставников осуществляется для каждого подразделения. Руководители отделов должны выделить сотрудников для анализа работы и определения текущих задач обучения. На этапе подготовки тренеров, предприятие может задействовать персонал сторонних организаций (аутсорсинг).

Зачастую наставниками на производстве становятся наиболее квалифицированные работники предприятия, опытные мастера. При выборе тренера учитывать, однако, следует не только уровень мастерства, но и способность работника к преподаванию.

Сотрудники отдела по работе с персоналом должны использовать следующие критерии:

— высокий уровень профессионализма;
— стабильно высокая оценка показателей результатов трудовой деятельности;
— наличие способностей к обучению сотрудников;
— лояльность к компании;
— отличные коммуникативные навыки общения.

Внедрение внутреннего обучения и развития персонала (хоть и самого примитивного и простого) даст толчок к саморазвитию персонала, повышению производительности и эффективности сотрудников.

Получив новые знания и умения, каждый сотрудник, прошедший обучение, начинает их постепенно внедрять в ежедневную работу. Постепенно систематизируя подход к организации рабочего процесса, сотрудник очень скоро может убедиться в эффективности пройденного обучения. Качество работы заметно возрастает.

Конечно, внедрение новых знаний и применение их на практике дело времени. Не каждый сотрудник способен сразу внедрить в действия полученные знания, так как привык работать по своему опыту. Но знания присутствуют, и со временем, начинает меняться и подход к организации работы и применению полученных новых знаний и навыков.

Каких сотрудников следует обучать?

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация планирует самостоятельно обучать своих сотрудников, а также присваивать некоторым рабочим квалификационные разряды, но у нее нет лицензии на образовательную деятельность. Возможно ли осуществлять указанную деятельность без соответствующей лицензии?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для присвоения квалификационного разряда работник должен пройти профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, которая должна иметь лицензию на осуществление такой деятельности. При наличии упомянутой лицензии профессиональное обучение работников вправе проводить и работодатель.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 143 ТК РФ под квалификационным разрядом понимается величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника (часть пятая указанной статьи).
С 01.09.2013 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ), согласно ч. 1 ст. 73 которого для получения более высокого квалификационного разряда работнику необходимо пройти профессиональное обучение.
Согласно ч. 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования (ч. 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ). В соответствии со ст. 74 Закона N 273-ФЗ профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. При этом обучение в форме самообразования не освобождает работника от сдачи квалификационного экзамена.
Образовательную деятельность осуществляют как образовательные организации, так и организации, осуществляющие обучение. Под организацией, осуществляющей обучение, понимается юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п.п. 17-19 ст. 2 Закона N 273-ФЗ). Для осуществления образовательной деятельности такой организацией создается в своей структуре специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение (ч. 6 ст. 31 Закона N 273-ФЗ).
Отсюда можно сделать вывод о том, что присвоение работнику квалификационного разряда подтверждается документом о сдаче квалификационного экзамена, выданным одной из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе самим работодателем. Как следует из ч. 3 и п. 2 ч. 10 ст. 60 Закона N 273-ФЗ, таким документом является свидетельство о профессии рабочего, образец которого самостоятельно устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию. Как отмечено выше, лицензией на осуществление образовательной деятельности должна обладать и организация, осуществляющая обучение.
Таким образом, работодатель может присвоить работнику квалификационный разряд только по результатам профессионального обучения, проведенного сами работодателем. Для профессионального обучения работников работодатель должен обладать соответствующей лицензией. В ином случае для получения квалификационного разряда по профессии рабочего работник должен пройти профессиональное обучение в одной из организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п.п. 12, 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кисленко Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

1 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как организовать обучение сотрудников с нуля?

Наставничество считается самым старым, но не менее эффективным способом передачи знаний и навыков молодым сотрудникам компаний в процессе их адаптации к новому рабочему месту.
При наставничестве обучение происходит непосредственно на рабочем месте и в качестве рабочих примеров по обучению выступают профессиональные задачи и обязанности, которые возложены на нового работника и который решает их под руководством опытного специалиста-наставника.

К преимуществам наставничества можно отнести:

  • «Бесплатный» способ обучения;
  • Обучение сотрудников непосредственно на рабочем месте;
  • Персональный подход, позволяющий учитывать личностные особенности обучаемого сотрудника;
  • Упрощение и ускорение процесса адаптации новых сотрудников;
  • Снижение текучести кадров;
  • Повышение мотивации обучаемых сотрудников;
  • Улучшение межличностного и профессионального взаимодействия сотрудников;
  • Развитие навыков управления наставника, повышение его статуса в компании, приобретение репутации профессионала и доверия коллег.

К недостаткам метода можно отнести:

  • Дефицит наставников в организации, т.к. не каждый человек способен исполнить роль наставника из-за отсутствия необходимых для этого личностных качеств;
  • Снижение рабочей эффективности сотрудника, принявшего роль наставника;
  • Неструктурированная подача информации обучающемуся;
  • Отсутствие педагогических алгоритмов обучения;
  • Использование в течение первых трех месяцев работы, после чего метод теряет свою целесообразность, потому что уже не способствует процессу дальнейшего развития работника и раскрытию его потенциала;
  • Одновременно можно обучать 1-2 сотрудников.

Такой способ обучения в организации требует хорошего преподавателя. Преподаватель, который не работал на производстве, не сможет передать рабочим определенный материал, потому что его знания основаны только на теории. Потому в качестве лектора обычно выступает бывший сотрудник на пенсии, который способен передать немалый накопленный опыт работы на конкретном рабочем месте. Он самостоятельно составляет программу обучения на основании требований к разрядам.
Процесс обучения происходит в лекционной форме, но преподаватель также может использовать дополнительные материалы (видеофильмы, презентации), а этот способ требует не только покупки проектора и экрана, но и наличия или приобретения надлежащих материалов. По итогам обучения сотрудники готовят ответы на вопросы билетов и сдают экзамены на соответствующие разряды.

Преимущества теоретического метода обучения:

  • Теоретический материал лекций максимально адаптирован под конкретное производство и составлен с учетом всех требований к квалификации сотрудников;
  • Одновременно можно обучать большое количество сотрудников.

К недостаткам метода можно отнести:

  • Ненаглядность, не информативность;
  • Сотрудники не получают практической базы знаний, в отличие от того же наставничества, поэтому данный метод обучения на практике дает малый эффект;
  • Обучение происходит с отрывом от производства;
  • Неавтоматизированная аттестация сотрудников.

Вариантом развития данной системы обучения является организация досменной проверки знаний сотрудников после прослушанных лекций. Такой метод используется обычно на особо опасных производствах (например, в добывающей или нефтегазовой промышленности). Суть заключается в следующем: перед началом смены рабочие на специальном компьютере (обычно электронном киоске) проходят экспресс-тестирование. Если рабочий успешно его проходит, то допускается к работе, в противном случае – нет. Нерадивым сотрудникам организовывают дополнительную подготовку и контроль знаний. Такие проверки необходимы, потому что каждая ошибка может стоит жизни другим сотрудникам и принести колоссальный ущерб предприятию и окружающей среде.

Практический класс предполагает наличие нескольких компьютеров, на которых устанавливаются различные электронные средства обучения: тренажеры, виртуальные симуляторы и имитаторы рабочего места сотрудника. Кроме того, в таких классах могут быть установлены макеты оборудования и учебные стенды: копии производственных пультов управления, аппаратно-программные тренажерные комплексы и другие. В таком классе сотрудники не только развивают теоретическую базу, но и получают практические навыки.

Кроме того, многие обучающие системы позволяют:

  • Проводить автоматическую аттестацию работников (сбор, хранение и аналитика данных по результатам обучения производятся без участия человека);
  • Создать единую базу всех обучаемых;
  • Обучаться работникам без преподавателя (самостоятельно);
  • Сократить административные расходы;
  • Заменить «наставничество».

В качестве недостатков метода можно выделить немалую стоимость, складывающуюся из затрат на приобретение компьютерных обучающих систем и техники для их установки. Такое обучение также происходит с отрывом от производства, но этот недостаток решаем. Например, можно установить компьютер с электронными системами обучения непосредственно в цехе, тогда сотрудники в свободные минуты смогут обучаться без «отрыва» от производства и тренироваться столько, сколько хотят.

Практика показывает, что сотрудники отдают предпочтение обучению в практическом классе, так как по сравнению с другими методами обучения они имеют свободный доступ к обучающим материалам и не тратят на подготовку свободное время.

При установке компьютера с системой обучения или аппаратно-программного тренажерного комплекса в цехе важно обратить внимание на то, что если данные средства обучения повторяют реальную систему управления, то нельзя устанавливать их на постах управления. В таком случае рабочие могут перепутать реальную систему управления с обучающей. Обычно для установки обучающих систем используют комнаты мастеров и сменно-встречных собраний.

За последние несколько лет чрезвычайно востребованным стало использовать для подготовки на предприятиях системы дистанционного обучения (СДО). Это виртуальный класс, где можно учить сотрудников из любой точки мира и отслеживать их успеваемость.

С помощью СДО удобно планировать учебную нагрузку и отслеживать, как сотрудники проходят онлайн-курсы и тесты, посещают виртуальные занятия или вебинары. Весь контент хранится в одном месте, как и история обучения каждого рабочего: легко посмотреть, какие курсы он проходил, когда и сколько времени потратил на изучение материала. При этом учеба выходит за пределы привычной аудитории – сотрудник может учиться в любом месте и в любое время. В СДО преподаватели и руководители управляют учебной нагрузкой, проводят курсы и онлайн-семинары, хранят результаты обучения и отслеживают успеваемость студентов.
СДО имеют все те же преимущества, что и организация обучения в практическом классе, но они не заменяют практику, которую получают рабочие при обучении с наставником или в таком классе.

При этом, в отличие от практических классов, СДО позволяют сотрудникам обучаться, когда и где они хотят, и при этом одновременно подготовку могут проходить неограниченное количество людей, когда как практический класс ограничен количеством аппаратных средств (компьютеров, макетов или учебных стендов).

Иногда некоторым предприятиям проще передать процесс обучения в специализированные обучающие центры. Выгодно это, как правило, только предприятиям, где на производстве занято небольшое количество сотрудников, либо им не требуется периодическая подготовка и проверка их знаний.

Преимуществом такого способа является то, что предприятие полностью избавляет себя от забот, связанных с организацией обучения. Кроме того, для организации некоторых видов обучения предприятием требуется получение специальной лицензии, а этим процессом надо заниматься.

Недостатков у обучения в специализированных центрах очень много:

  • Часто центры не имеют преподавателей с опытом работы на данном предприятии;
  • Обучение в центре стоит недешево;
  • Работники обучаются с отрывом от производства;
  • Обучение нужно производить организованно (набирать группу), для чего надо иметь сотрудника, который будет организовывать, направлять сотрудников и следить за их результатами;
  • Не заменяет «наставничество»;
  • Предприятию сложно оценить эффективность обучения, потому что оно не имеет доступа к динамике обучения, а может увидеть только результат в виде сертификата или оценки.

Обучение персонала – почему оно всегда необходимо

Для того, чтобы компания развивалась и была конкурентоспособной, ее персонал должен быть квалифицированным, четко знать свои обязанности и уметь в любой ситуации хорошо с ними справляться. Но возникает вопрос: насколько квалифицированным, с учетом постоянно меняющихся технологий и методик, может быть человек, получавший образование примерно 15-20 лет назад.

Чтобы сотрудники компании могли использовать новые методики для повышения эффективности труда, они должны постоянно учиться. И желательно, чтобы процесс обучения проходил не на рабочем месте.

Так ли это необходимо?

Что будет с пациентом, если операцию при помощи новейшего оборудования будет проводить хирург, который не умеет работать с этим инструментом? И что будет делать программист не знакомый с алгоритмами работы новой программы? Ответ на оба вопроса прост: он не сможет качественно выполнять свою работу, в результате чего могут пострадать невинные люди. Именно поэтому повышение квалификации и обучение персонала является обязательным для большинства структур и предприятий.

Только благодаря непрерывному образованию можно получить штат высококвалифицированных сотрудников, которые с легкость справятся с поставленной задачей. Более того, имея возможность в полной мере использовать современные технологии, человек будет более продуктивно работать, стараясь поднять свою компанию на новый уровень.

Еще одна причина, по которой руководство компании обязано следить за образованием персонала – мотивация. Когда сотрудник видит, что в него в буквально смысле вкладывают силы и средства (все обучающие программы стоят достаточно дорого), он начинает работать куда эффективнее.

Помимо этого не следует забывать, что наличие высококвалифицированных кадров позволит занять компании нишу, которая до этого была недоступна именно по причине отсутствия специалистов должного уровня. Но важно учитывать: иногда в подобной ситуации речь идет не только о повышении квалификации. Порой необходимо получение сотрудниками дополнительного образования.

Можно выделить основные цели, которые преследует руководство компании, отправляя сотрудников на обучение:

  • повышение квалификации сотрудника до уровня, который необходим компании;
  • получение сотрудником знаний, необходимых для использования новой программы или технологии;
  • переквалификация – проводится, если сотрудник должен научиться работать в новой, ранее незнакомой сфере;
  • выход компании на новый уровень порой требует более высокой квалификации сотрудников;
  • желание улучшить взаимоотношения внутри коллектива, сплотить его.

Основные виды обучения

В настоящее время есть несколько методик повышения квалификации персонала:

  • Деловые игры – самый простой вид обучения. Его преимущество в том, что сотрудник получает необходимые знания без отрыва от рабочего места и сразу же может применить их на практике. Но есть и «обратная сторона медали» — зачастую подобная методика обучения дает лишь поверхностные знания.
  • Лекция, семинар – краткосрочная методика, которая помогает специалисту разобраться в каком-либо вопросе. К примеру, после введения некоторых изменений в налоговом кодексе, для сотрудников соответствующей службы проводится семинар с целью разъяснения изменений. Чаще всего семинары проводят для бухгалтеров, менеджеров, работников информационной сферы.
  • Тренинг – наиболее распространенная форма обучения персонала. Тренинги сочетают в себе теоретическую и практическую части. То есть работник получает новые знания и имеет возможность применить их на практике. Но при этом, если возникнут вопросы, или часть материала останется неясна, человек может получить дополнительную информацию от того, кто вел лекцию.
  • Бизнес-курсы – такая методика используется реже всего. Зачастую на бизнес-курсы попадают руководители отделов или на самом деле ценные сотрудники, на образование которых компания готова выделить крупные суммы. Длительность курсов может быть разной, и в отдельных случаях достигать нескольких месяцев.

Кого следует обучать?

Обучение персонала, несомненно, крайне важно для деятельности организации. Вот только возникает вполне закономерный вопрос: а кого именно следует отправлять на обучение, если появилась новая технология, о которой должен знать достаточно большой отдел. Ведь невозможно же отправить на курсы всех, в подобной ситуации руководство должно оценить своих сотрудников. А точнее то, как именно они воспользуются полученными знаниями. Смогут ли, применив их принести компании большую пользу.

Разумеется, выбор сделать достаточно сложно. Необходимо оценивать потенциал своих сотрудников, прогнозировать их дальнейшее поведение. Ведь может случиться так, что работник, получив определенные навыки, не захочет их использовать. Получается, что компания напрасно потратит средства на обучение.

Если руководство компании не может оценить потенциал работников, правильнее всего будет пригласить специалиста по работе с персоналом, который сможет это сделать. Зачастую оценка проводится путем анкетирования. Так удается определить потенциал работника, его заинтересованность в дальнейшем обучении, карьерном росте.

Кроме того, именно благодаря анкетированию удается найти наиболее сильных и слабых сотрудников. К сожалению, одним из минусов анкетирования являются отрицательные последствия для работников, которые показали недовольство удовлетворенности работой, низкий уровень профессиональных знаний и навыков. Чаще всего таких сотрудников понижают в должности или же увольняют. С другой стороны, тестирование помогает подобрать работников, которые на самом деле нуждаются в дополнительном образовании. Более того, сегодня достаточно широко практикуется внутреннее образование. То есть, когда сотрудник, прошедший курсы повышения квалификации доносит полученную информацию до остальных сотрудников. Таким образом, все работники постепенно получают необходимые знания.

Следует отметить, что регулярное тестирование благотворно сказывается на качестве работы персонала. Особенно если предложить премию за определенное количество набранных баллов. То есть, сотрудник мотивирован — имея необходимые знания, он сможет пройти тест и получить премию.

Можно с уверенностью сказать – обучение персонала всегда положительно сказывается на статусе компании. Независимо от того, чем именно занимается компания, какой продукт или товар производит, какую услугу оказывает, обучению всегда должно быть место. Даже проведение короткого тренинга обязательно даст свои плоды. И если такие учебные лекции будут проводиться регулярно, руководство компании достаточно скоро увидит значительное увеличение производительности.

Кто должен заниматься обучением персонала на предприятии?

#1 Vanya Vanya —>

Моя ситуация: Я работаю в организации. Мне руководитель приказывает обучать другого сотрудника («Пусть он сядет рядом стобой, а ты ему показывай, что делаешь.»)
У меня есть трудовой договор с организацией. В Трудовом Договоре в моих обязанностях не прописано обучение. В обязанностях написано мало и есть пункт смотреть в должностную инструкцию. Должностную инструкцию до сих пор не составили на предприятии.

То чему, мне приказывают обучать я «постигал» самостоятельно, иногда занимаясь самообразованием после работы. Работодатель курсы мне не оплачивал.

Вопрос:
1. Кто в организации должен заниматься обучением сотрудников? (Отдел по развитию персонала? А если нет такого отдела?)
2. Что по закону я обязан делать, а что нет? (Возможно составить план на обучение сотрудника я всё-таки обязан.)
3. Будет ли считаться законным требование руководителя в задаче мне: «Распиши подробно, что ты делал.» (Т.е., фактически, это обучение, только бесплатное). И как поступать, если такое требуют.
4. Будет ли считаться законным мое требование увеличить зарплату, если руководитель хочет, чтобы я обучал этого сотрудника

или нескольких других?
Дайте ответы со ссылками на статьи законов и приказов, пожалуйста.

#2 Капитон Капитон —>

2. Что по закону я обязан делать, а что нет?

то, что в должностных обязанностях

3. Будет ли считаться законным требование руководителя в задаче мне: «Распиши подробно, что ты делал.»

запросить подтверждение выполнения трудовых функций может. Отчет: начальник дал такое-то задание. С ХХ до ХХХ я выполнил задание, что подтверждается тем-то.

4. Будет ли считаться законным мое требование увеличить зарплату, если руководитель хочет, чтобы я обучал этого сотрудника

да, на это существует ст.60.1 и 60.2 ТК РФ.

#3 andrewgross andrewgross —>

1. Кто в организации должен заниматься обучением сотрудников? (Отдел по развитию персонала? А если нет такого отдела?)

Обучением занимается тот, кому поручили. Отдел по развитию персонала сам обучением не занимается, он его организовывает, например, на рабочем месте силами работника-наставника. У вас тот же результат: вам поручили, вам и обучать.

2. Что по закону я обязан делать, а что нет? (Возможно составить план на обучение сотрудника я всё-таки обязан.)

Выполнять распоряжения своего руководителя, связанные с вашей работой, в соответствие с условиями ТД вы все же обязаны.

3. Будет ли считаться законным требование руководителя в задаче мне: «Распиши подробно, что ты делал.» (Т.е., фактически, это обучение, только бесплатное). И как поступать, если такое требуют.

Как поступать: выполнять.

4. Будет ли считаться законным мое требование увеличить зарплату, если руководитель хочет, чтобы я обучал этого сотрудника

За показ денег не берут (с) и, соответственно, не дают.

Каких сотрудников следует обучать?

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация планирует самостоятельно обучать своих сотрудников, а также присваивать некоторым рабочим квалификационные разряды, но у нее нет лицензии на образовательную деятельность. Возможно ли осуществлять указанную деятельность без соответствующей лицензии?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для присвоения квалификационного разряда работник должен пройти профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, которая должна иметь лицензию на осуществление такой деятельности. При наличии упомянутой лицензии профессиональное обучение работников вправе проводить и работодатель.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 143 ТК РФ под квалификационным разрядом понимается величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника (часть пятая указанной статьи).
С 01.09.2013 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ), согласно ч. 1 ст. 73 которого для получения более высокого квалификационного разряда работнику необходимо пройти профессиональное обучение.
Согласно ч. 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования (ч. 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ). В соответствии со ст. 74 Закона N 273-ФЗ профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. При этом обучение в форме самообразования не освобождает работника от сдачи квалификационного экзамена.
Образовательную деятельность осуществляют как образовательные организации, так и организации, осуществляющие обучение. Под организацией, осуществляющей обучение, понимается юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п.п. 17-19 ст. 2 Закона N 273-ФЗ). Для осуществления образовательной деятельности такой организацией создается в своей структуре специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение (ч. 6 ст. 31 Закона N 273-ФЗ).
Отсюда можно сделать вывод о том, что присвоение работнику квалификационного разряда подтверждается документом о сдаче квалификационного экзамена, выданным одной из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе самим работодателем. Как следует из ч. 3 и п. 2 ч. 10 ст. 60 Закона N 273-ФЗ, таким документом является свидетельство о профессии рабочего, образец которого самостоятельно устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию. Как отмечено выше, лицензией на осуществление образовательной деятельности должна обладать и организация, осуществляющая обучение.
Таким образом, работодатель может присвоить работнику квалификационный разряд только по результатам профессионального обучения, проведенного сами работодателем. Для профессионального обучения работников работодатель должен обладать соответствующей лицензией. В ином случае для получения квалификационного разряда по профессии рабочего работник должен пройти профессиональное обучение в одной из организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п.п. 12, 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кисленко Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

1 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию