Кризисные неурядицы

36 признаков кризиса среднего возраста и способы с ним справиться

В издательстве «Альпина Паблишер» выходит книга Елены Елфимовой «Кризисы личных отношений». Она адресована преимущественно женщинам, но опросник по признакам кризиса среднего возраста актуален для всех — даже для некоторых 25-летних парней.

Симптомы кризиса среднего возраста:

  1. Глядя в зеркало, вы не узнаете себя: взрослое лицо, серьезный взгляд, морщины… Неужели этот человек в возрасте — Я?!
  2. У вас появилось желание бросить хорошую работу.
  3. Появился интерес к религии, церкви, философии нового возраста.
  4. Деятельность, которая раньше приносила удовольствие, стала скучной.
  5. Стало трудно сконцентрироваться на том, что еще недавно давалось легко.
  6. Вы чувствуете себя хорошо, когда причиняете боль.
  7. Появилось желание убежать от всего.
  8. Появилась потребность улучшить свою физическую форму.
  9. Вы чувствуете раздражительность или испытываете неожиданный приступ гнева.
  10. В голове сплошные «НЕ» — НЕ достиг, НЕ успела, НЕ смогла.
  11. Вы сравниваете себя с другими людьми своего возраста, которые, по вашему мнению, достигли большего.
  12. У вас появилось желание активно двигаться или заниматься экстремальными видами спорта (бег, велосипед, танцы, гонки на красных спортивных автомобилях, прыжки с парашютом и т. д.).
  13. У вас появилось желание слушать другую музыку.
  14. Внезапно обнаружилось желание научиться играть на музыкальном инструменте.
  15. Вы испытываете неожиданный интерес к рисованию, живописи, написанию книг или стихов.
  16. Изменилась потребность во сне: уменьшилась или увеличилась.
  17. Вы стали думать о смерти, рассуждать о ее природе.
  18. Вы начали принимать витамины или пищевые добавки с целью продления жизни.
  19. Вы внесли кардинальные изменения в свой рацион.
  20. Вы стали чаще покупать новую одежду и тратить больше времени на то, чтобы хорошо выглядеть.
  21. У вас происходят естественные изменения в цвете, толщине и количестве волос. Вы меняете прическу, появилась необходимость окрашивать волосы.
  22. Вокруг вас появляется все больше людей, которые моложе вас. Внезапно вы обнаруживаете, что симпатичный молодой человек годится вам в сыновья.
  23. Изменилось отношение к молодежи: вы или стараетесь больше времени проводить в их обществе, или избегаете их компании, так как чувствуете себя неуютно, ощущая свой возраст.
  24. Вы стараетесь дать новую жизнь вещам, купленным 20 лет назад.
  25. Вы не удовлетворены обществом, в котором живете, хотите его изменить.
  26. У вас появилось желание учить или лечить других людей.
  27. Вы хотите простой жизни.
  28. Вы стали часто вспоминать свое детство.
  29. Вы все чаще думаете о будущем.
  30. Вы чрезмерно фиксированы на каких-либо проблемах.
  31. Вы стали утомляемы.
  32. Появились проблемы с памятью.
  33. Открываются новые заболевания.
  34. Накопились последствия вредных привычек — курения, употребления алкоголя.
  35. Вы стали более подвержены стрессу. Происходит внутренняя трансформация, характерная для этого возраста, после смерти близких людей, друзей‐ровесников, потери работы, развода.
  36. Кто‐то внезапно восклицает: «Да ты переживаешь кризис среднего возраста!»

Как протекает кризис среднего возраста

Кризис среднего возраста не протекает в вакууме. Он всегда происходит в контексте отношений. На широком социальном уровне его течение зависит от культурных норм жизни, ожидания счастья, меры достигнутого успеха, возможности для мобильности, успехов медицины для здоровья и красоты, войн и поворотов судьбы, а также от того опыта, который мы черпаем от наших предков и партнеров среднего возраста.

Независимо от того, где и когда вы начали свой путь, большинство пар в конечном счете вступают на неизведанную территорию среднего возраста. Даже если один из партнеров проходит кризис среднего возраста, его кризис становится вашим.

Что это такое — кризис середины жизни? Кризис среднего возраста определяется как период эмоционального потрясения в среднем возрасте (40–60 лет) и характеризуется сильным желанием перемен.

Хотя первоначально термин «кризис среднего возраста» относился только к мужчинам, а именно: был обусловлен страхом смерти, характерным для этого возрастного периода, — в настоящее время определение расширено за счет включения вопросов, с которыми сталкиваются и мужчины, и женщины в ответ на физические, социальные и психологические проблемы, связанные со старением. Средний возраст — это путь переоценки, подведения промежуточных итогов и повторного самоопределения.

Научные исследования показали, что только 10–26 % людей старше 40 лет переживают именно кризис, поэтому, возможно, было бы уместнее говорить о переходном периоде среднего возраста.

Как ни называй, а определенные перемены в мировоззрении и мироощущении этот возраст несет. Многие люди определяют его как время личных потрясений и изменений. В отличие от теоретических ожиданий, участники проведенного специального интервью не связывали кризис среднего возраста со старением или страхом смерти. Мужчины акцентировали внимание на проблемах с работой или в браке, женщины отмечали изменения со стороны здоровья, в семье и личных отношениях.

Кризис среднего возраста и женщины

Вы думаете: «я старею», «молодость прошла», «годы берут свое», «я в душе молодая, но надо помнить о паспортном возрасте», «надо пройти обследование».

Вы чувствуете: «ничего не хочется», «все раздражает», «страшно думать о будущем», «все позади», «я стала невидимой для мужчин».

Вы знаете: «лучшая половина жизни уже прожита», «я никогда не стану…», «я уже не сделаю…», «я никогда не смогу…», «я уязвима тем, что мне много лет».

Все дело в возрасте, но не только.

Возраст — это всего лишь число. Молодая энергия бросает вызов возрасту.

«Если бы молодость знала, если бы старость могла!» Но юность позади, а старость еще не наступила. Мы в том прекрасном среднем возрасте, когда еще хотим и уже можем. Это новый виток спирали, где ценится каждый день.

В психологии есть феномен, который называется «фигура‐фон». Если внимательно сосредоточиться на какой‐то части поля, то есть сделать ее «фигурой», то все остальное уходит в «фон» и перестает восприниматься.

Оцените по достоинству сделанное — «фигуру». Долой сравнения себя с другими! Если в жизни были события, о которых вы сожалеете, то и к ним отнеситесь с позиции приобретения опыта, ведь известно, что лучше жалеть о том, что сделано, чем о том, что не сделано.

Чтобы сохранить красоту, необходимо причесывать не только волосы, но и свои мысли, ведь возраст выдают не столько морщинки, сколько потухшие глаза и усталость от жизни. Поэтому вопрос «Как почувствовать себя моложе?» все чаще адресуют психологу и психотерапевту. Однако ни одна косметическая процедура или пластическая операция не способна вернуть глазам блеск, телу — гибкость, душе — дерзновение. Унылый, потухший взгляд говорит красноречивее паспорта.

Что делать?

Во‐первых, не списывайте изменения своей внешности на возраст. Чтобы мысли об уходящей молодости не одолевали, объясняйте перемены на лице и в фигуре сложным ритмом жизни, неблагоприятной экологической ситуацией, напряженной работой. Во‐вторых, стремитесь поддерживать психологическую молодость — ощущать себя активной, интересующейся, увлеченной. Позитивный внутренний настрой всегда положительно сказывается на внешнем облике.

Каждая эмоция отражается на лице, тренируя одни мышцы и оставляя без должной нагрузки другие. Со временем формируется мимическая маска человека.

Чем больше мы нервничаем, раздражаемся и злимся, чем дольше ощущаем внутреннее недовольство, тем более явно негативные эмоции отпечатываются на лице, в том числе в виде морщин, опущенных уголков рта, нависших верхних век.

Возраст зачастую проявляется повышенной утомляемостью, легкой забывчивостью, о которой вряд ли скажешь, что это «девичья память»; с губ все чаще слетает слово «склероз», когда вы не можете вспомнить какое‐либо простое и знакомое слово.

Ругая свой мозг за нерасторопность и приписывая все это возрасту, следует помнить о том, что неработающий орган снижает свою функцию — при гиподинамии не разгибаются колени и отвисает живот, так как неработающий мозг становится таким же ленивым, как вы сами. Когда каждый день жизни похож на предыдущий, мозг теряет способность адаптироваться к новым ситуациям. Выход есть: внесите разнообразие в свою жизнь — измените маршрут на работу, пересядьте на велосипед, после работы идите не домой, а хотя бы раз в неделю устраивайте интересные вылазки.

Забросьте в дальний ящик калькулятор. Зачем?

Предлагаю вам упражнение, с помощью которого психиатр обычно проверяет у стариков одну из функций мозга.

Из 100 вычтите 7 (получится 93), из 93 вычтите 7 и так далее вниз. Если получилось быстро и без запинки — мои комплименты, если нет — срочно выбрасывайте калькулятор. Арифметика и еще раз арифметика во имя тренировки мозга! Долой еженедельники и записи в мобильнике — старайтесь запоминать дни рождения друзей, дела и номера телефонов. Трудно? Попробуйте!

Путешествуйте. Одна неделя в путешествии может дать вам больше впечатлений и воспоминаний, чем весь год обычной жизни. Новые места, люди, традиции и языки заставляют ваш мозг хорошенько встряхнуться от будничной дремоты.

Часто мы себя утешаем тем, что с возрастом приходит мудрость, но хочу вас разуверить. Иногда возраст приходит один. Если в 20 лет не было ума, то в 40 лет не будет и мудрости. Мудрость заключается не в том, что вы знаете, что помидор — это ягода, а в том, что не кладете его во фруктовый салат. Если вы безуспешно карабкаетесь по лестнице и никак не можете преодолеть возникшее перед вами препятствие, значит, вы приставили лестницу не к той стене.

Не боритесь с возрастом, сделайте его своим союзником, получите удовольствие от зрелости. Если вам стало мало детское короткое платьице, надо купить себе достойный вечерний наряд.

Освоение новых психологических ролей — вот ваша главная задача на каждом жизненном этапе.

Кризисные неурядицы

Какую про­бле­му, свя­зан­ную с «кри­зи­сом че­ло­ве­ка» в усло­ви­ях ста­нов­ле­ния ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства, на­зы­ва­ет автор? На­зо­ви­те любые две дру­гие про­бле­мы, со­став­ля­ю­щие суть «кри­зи­са че­ло­ве­ка», ко­то­рые вам из­вест­ны из курса об­ще­ст­во­зна­ния.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Становление информационного общества далеко не завершено, однако представляется возможным выделить некоторые его характеристики.

Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге, удельный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Так, в фармацевтических и компьютерных фирмах США последние снизились до 10-15% ее стоимости (в автомобильной промышленности США они все еще выше 50%, что видимо, определяет ее отставание от японской).

Доля продаж «ноу-хау», т.е. технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли начинает превышать доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики. По существующим оценкам, в США этот «порог» был превзойден еще в 1980-х гг.

Доля самодеятельного населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, начинает превышать численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности. Здесь следует отметить, что сфера обслуживания дифференцируется: часть ее работников, даже в наиболее развитых странах, все еще занята достаточно тяжелым физическим трудом, в то время как большинство из них начинают обслуживать информационный сектор экономики.

Информационные потоки получают новый материальный носитель, т.е. глобальную сеть телекоммуникаций, а также Интернет.

Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен «кризиса человека». Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается, отсекается или поглощается некритично.

Можно говорить о начале процесса возникновения глобального информационного общества как новой стадиальной фазы мирового ци- вилизационного развития.

Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та(до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла).

1) Долж­на быть на­зва­на про­бле­ма, о ко­то­рой го­во­рит автор:

— в усло­ви­ях ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства че­ло­век под­вер­га­ет­ся воз­дей­ствию огром­но­го по­то­ка ин­фор­ма­ции, осмыс­лить ко­то­рую он не в со­сто­я­нии; в ре­зуль­та­те зна­чи­тель­ная часть ин­фор­ма­ции либо от­се­ка­ет­ся, либо усва­и­ва­ет­ся не­кри­тич­но.

2) Могут быть ука­за­ны любые две дру­гие про­бле­мы, свя­зан­ные с «кри­зи­сом че­ло­ве­ка», на­при­мер:

— воз­ни­ка­ют труд­но­сти в про­цес­се со­ци­а­ли­за­ции, в том числе по­ли­ти­че­ской, уси­ли­ва­ют­ся тен­ден­ции к «бег­ству» людей от про­блем об­ще­ства;

— мно­жит­ся число ава­рий, тех­но­ген­ных ка­та­строф, вы­зван­ных ин­фор­ма­ци­он­ны­ми пе­ре­груз­ка­ми ра­бот­ни­ков;

— воз­рас­та­ние объ­е­ма ин­фор­ма­ции со­зда­ет слож­но­сти для по­ли­ти­ков, при­ни­ма­ю­щих от­вет­ствен­ные ре­ше­ния.

Кризисные беспорядки

Лондонские погромы организовали молодые люди, злые на систему и пострадавшие от кризиса

Беспорядки в Лондоне стали еще одним свидетельством мирового экономического кризиса. Великобритания, обремененная долгами, предложила масштабную программу сокращения госрасходов — самую жесткую среди стран с наивысшим кредитным рейтингом. Доходы британцев падают такими же темпами как во время кризиса 1920-х годов, а уровень безработицы приближается к 8%.

В Лондоне с субботы продолжались беспорядки: полиция задержала уже более 1500 человек и начала проводить обыски в домах подозреваемых, сообщает Bloomberg. AP сообщает о 900 арестованных. Погромов в четверг стало меньше, на улицах столицы и крупных городов дежурит полиция. А британский премьер Дэвид Кэмерон заявил о необходимости жесткого отпора мародерам — среди прочего против них, например, будут применяться водяные пушки. Кэмерону и другим политикам придется ответить на вопрос, что же заставило британцев громить улицы крупных городов. Оппозиция уже давит на премьера, требуя отказаться от глобального сокращения расходов.

Молодые люди, которым не хватает возможностей в жизни, злые на систему и стремительно организующиеся с помощью социальных сетей, — так описывает Reuters типичных участников погромов в британской столице. Они чувствуют себя отверженными: социальные пособия сокращаются из-за необходимости снижать дефицит бюджета, а уровень безработицы на фоне кризиса растет. Мировой экономический кризис породил целое поколение таких молодых людей, особенно это касается развитых стран, говорится в аналитическом обзоре агентства.

У Британии до сих пор был один из самых высоких госдолгов среди стран с кредитным рейтингом AAA: в 2011 году он превысит 83% ВВП, прогнозирует МВФ, — это вполне сравнимо с американской задолженностью. Пока ни одно агентство снижать рейтинг страны не намерено. В аналитических отчетах Standard & Poors и Fitch по британской экономике говорится об эффективной монетарной политике, развитой экономической системе и гибком рынке труда. Кроме того, британское правительство предложило самую жесткую по сравнению с другими странами с высшим кредитным рейтингом программу сокращения издержек. В США в последнее время в основном наращивали расходы, а в Великобритании их жестко сокращали, добавляет главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков.

Одной из мер по снижению расходов стало решение о сокращение 30 тыс. полицейских в течение следующих четырех лет. Теперь оно подверглось жесткой критике из-за беспорядков — полицейские не справляются. Финансирование полиции в ближайшие пять лет будет сокращено на 5 млн фунтов. Программа сокращения расходов на 80 млрд фунтов ($131 млрд) предусматривает сокращение 300 тыс. рабочих мест в госсекторе. Британцы потеряют, по оценке Bloomberg, 18 млрд фунтов сбережений. Будут, например, на три года заморожены различные пособия по уходу за детьми. Бюджет на финансовый 2014-2015 год таким образом должен оказаться бездефицитным, а госдолг в это время начать снижаться.

«На реальные условия жизни в Великобритании будет еще долго оказываться сильное давление. Это происходит оттого, что нам необходимо скорректировать и сбалансировать нашу собственную экономику, а также из-за изменений, наблюдающихся вне Великобритании», — цитирует Reuters Мервина Кинга, возглавляющего Банк Англии.

Отказаться от сокращения расходов британское правительство призвал мэр Лондона Борис Джонсон и оппозиционная Кэмерону Лейбористская партия, передает Bloomberg. А Guardian, ссылаясь на неназванный источник в правительстве, пишет о возможном пересмотре сокращений финансирования полиции.

Глава Банка Англии в среду представил обновленный прогноз по британской экономике: в этом году ВВП вырастет на 2% вместо прогнозируемых в мае 2,5%. Через два года рост ускорится до 2,7%. У МВФ прогноз еще пессимистичнее: в этом году британская экономика вырастет всего на 1,7%. Кинг во всем винит кризис и низкие темпы роста мирового ВВП, но проблемы мировой экономики удастся решить лишь через несколько лет. Стимулировать рост глава центробанка намерен, удерживая до конца 2012 года ставки по кредитам на рекордно низком уровне — 0,5%. Других мер пока предпринято не будет. Эффект от монетарной политики на реальный сектор будет ограничен, оговаривается чиновник.

Британская экономика в этом году вырастет на 1,3%, а в следующем — на 2%, прогнозирует британский National Institute of Economic & Social Research. Виноваты в столь низком росте, по мнению экспертов института, приводимому The Telegraph, меры экономии: они замедлили рост на 0,8 п.п. А рост цен на нефть — еще на 0,5 п.п.

Уровень безработицы, согласно майским данным, составил 7,7%. Безработица в Великобритании будет постепенно снижаться и к 2016 году дойдет до 5,8%, прогнозируют в МВФ. Сейчас количество безработных в Великобритании примерно совпадает с уровнем середины 90-х годов — в 1990-1991 годах британская экономика пережила рецессию, сообщает BBC. В следующем году из-за экономического кризиса уровень безработицы дойдет до 8,7%, не согласны с прогнозом МВФ эксперты National Institute of Economic & Social Research. Реальные располагаемые доходы домохозяйств снизятся к концу года еще на 1,1%, или на 9 млн фунтов, сообщает The Telegraph. Сильнее доходы британцев падали лишь во время рецессии 1920-х годов, дополняет Guardian.

Reuters приводит мнение нескольких участников волнений, один из которых назвал их «криком о помощи». «У меня нет ни работы, ни перспектив, нет ничего. Затем они задаются вопросом, откуда берется преступность», — заявил один из опрошенных. Местные жители также жалуются на расслоение общества и большой разрыв в доходах.

«То, что мы видим здесь, это результат складывающегося в течение десятилетий расслоения и маргинализации, но и экономия также определенно лишь ухудшила ситуацию», — приводит агентство мнение аналитика одной из консалтинговых компаний Пепе Эггера. Он уверен, что беспорядки еще повторятся. Похожую точку зрения выразили практически все британские эксперты, опрошенные Reuters и Bloomberg.

Дело здесь не столько в сокращении расходов, сколько в отсутствии быстрого роста, полагает Гавриленков. Угрозы для снижения британского рейтинга экономист пока не видит: основные выплаты по задолженности наступят в 2013-2014 годах. Позитивный эффект от снижения госрасходов также будет заметен в среднесрочной перспективе.

События в Великобритании можно считать одним из проявлений экономического кризиса, полагает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Если в Греции, где также были забастовки, перекладывают часть долга на кредиторов, то в Великобритании правительство взяло ответственность за снижение госрасходов на себя, добавляет экономист. Основными последствиями этого стали замедление в реальном секторе, сокращение рабочих мест и социальной поддержки.

Рост британской экономики до кризиса происходил за счет развития финансового сектора — это определило и последующую глубину спада, добавляет Гавриленков. Еще одним фактором, повлиявшим на беспорядки, стали иммигранты, которых привлекала британская экономика, добавляет эксперт. Есть зависимость между социальными выступлениями, сокращением социальных выплат и объемом иммиграции, согласилась Орлова.

В Европе, тем не менее, остаются страны, которые обеспечивают высокую социальную защиту населения и при этом их экономики не оказались втянуты в долговой кризис. Например, страны Скандинавии. В Швеции, несмотря на небольшие объемы экономики, намного больше собственного производства, чем в Великобритании, а иммигрантов — намного меньше, поясняет Гавриленков. Слова эксперта подтверждает статистика: темпы роста шведской экономики, по оценке МВФ, в 2011 году составят более 3,8%, а госдолг — чуть больше 37% ВВП. Объемы шведской экономики, однако, намного меньше британской и американской.

Как к новшествам относиться?

Пожалуй, как к снегу или дождю. Не считать мелкие вредности за большую проблему, если они никому (ничему) не вредят. Хорошее одобрять, не очень хорошее – сдерживать. И, главное, помнить: кризисные неурядицы, по сути, проверка прочности вашей безусловной любви.

Есть такое хорошее слово, ныне почти забытое: чаять. Это значит: «надеяться», «уповать», «ожидать», «мечтать»…

Если мы ожидаем от ребёнка плохого – это самое «чаяние» — надежду и веру в себя – он потеряет, т.е. отчается, перестанет хорошего ждать; и это ухудшит его поведение, мнение о себе.

Мы ожидаем и верим в ребёнка хорошего – и он поверит в себя, и ему будет проще и легче влиться в школьную жизнь.

Порою родители путают кризисное поведение и избалованность. И терпят, надеясь: авось ребёнок перерастёт.

Как не спутать кризисное поведение с обыкновенной избалованностью?

Изменения в поведении связаны с кризисом, если

а) подобного не было ранее, и вдруг – появилось;

б) вы заметили, что ребёнок:

— стал рассуждать охотно на «взрослые» темы (об экологии, например, о политике и т.п.);

— часто интересуется прошлым семьи (например, кем была прабабушка, как наследуются таланты, какой талант он от предков мог унаследовать);

— предпочитает играть с детьми своего пола (у девочек свои подружки, у мальчиков свои друзья); пол противоположный вовсю критикует (больше грешат этим девочки);

— ищет свой собственный способ выполнения ваших заданий (и часто находит его);

— интересуется школой (но как-то с опаской: а вдруг не получится? вдруг «не потяну»?)

Если на подавляющее большинство перечисленных выше пунктов вы ответили да – не сомневайтесь: кризис пришёл.

Раньше ребёнок был, как открытая книга, её было просто читать. Теперь под «обложкою» появляются записи на тайном для нас языке.

Что в ребёнке меняется?

· Рождается социальное «Я»

· Появляется свой внутренний мир

· Изменяются возрастные задачи

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8734 — | 7134 — или читать все.

193.151.241.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Кризисные состояния. Классификация кризисных состояний. Оказание психологической помощи

Кризисные состояния складываются в ситуации угрозы жизни и здоровью (тяжелая болезнь, умирание), в случае утраты – реальной физической утраты другого человека, разрыва отношений, разлуки, развода, либо утраты в сфере ментальной, например, крушения иллюзий, краха надежд.

В структуре кризисного состояния можно выделить четыре основных компонента.

1. Информационная неопределенность

Психологическим последствием дефицита информации является тревога. Тревога – закономерная психологическая реакция в ситуации неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом. Эмоция тревоги запускает целый комплекс других эмоциональных переживаний, обрастая переживаниями страха, отчаяния, печали, подавленности, уныния, надежды, безнадежности, апатии, депрессии, агрессии.

Тревожность рассматривается в качестве одного из основных параметров индивидуальных различий. Как правило, она повышена при нервно-психических и хронических соматических заболеваниях.

Личностная тревожность – это относительно устойчивая индивидуальная характеристика человека, дающая представление о его склонности: а) воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающих его самооценке, самоуважению и престижу; б) реагировать на эти ситуации проявлением состояния тревоги.

Тревога определяется как отрицательное эмоциональное состояние, направленное в будущее и возникающее в ситуациях неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, которое проявляется в «ожидании неблагополучного развития событий».

Страх и тревога изменяют течение познавательных психических процессов, наблюдается дезорганизация интеллектуально-мнестической деятельности.

2. Эмоциональное напряжение.

Эмоциональная напряженность сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, часто также гнева, депрессии и отчаяния. Наиболее значимы в структуре кризисного состояния тревога, депрессия и гнев, интеграция которых и формирует психическую напряженность.

Важную роль в формировании кризисного состояния играет депрессия. Бек, рассматривая депрессию как комплекс психических феноменов, относит характеристики депрессивного состояния к четырем основным группам. Эмоциональные проявления выражаются часто наблюдающимися унынием или угнетенным настроением. Когнитивные проявления представлены склонностью депрессивного человека рассматривать себя как неполноценного в отношении того, что является наиболее для него важным. Мотивационные проявления представлены пассивностью, зависимостью, избеганием и параличом воли; вегетативные и физические – потерей аппетита и расстройствами сна.

3. Потенциальная возможность развития и роста

Заключается в возможности активизации адаптивных и компенсаторных возможностей личности.

4. Трансцендентные аспекты кризиса.

Трансцедентное – это то, что выходит за пределы непосредственного опыта.

Переживая кризис, в кризисном состоянии человек выходит за пределы непосредственного чувственного опыта. Он приобретает принципиально новое знание, которое никакими иными способами приобретено быть не может.

1. Возрастной кризис

Возрастной кризис — это относительно небольшие по времени (около года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, когда личность человека приобретает новое психологическое качество (новую психологическую модальность).

— кризис трех лет. Спокойный, послушный до этого возраста ребенок вдруг становится вспыльчивым, раздражительным, нетерпеливым, упрямым.

— кризис 6-7 лет связан с возникновением принципиально новой социальной ситуации – ситуацией обучения

— пубертатный переживается молодым человеком особенно остро и болезненно. В подростковом возрасте возникает психологический аспект «Я-концепции», с формированием ощущения и острого переживания собственной психологической неповторимости, уникальности психологического мира.

— кризис середины жизни – наблюдается приблизительно в возрасте 33 лет. Психологическая проблематика смысла, существования человека актуализирует философское отношение к жизни, сомнения и размышления над законами человеческой природы и окружающего мира. Формируется третий аспект «Я-концепции» – философский, связанный с осознанием себя в мире, и мира в себе.

— кризис связан с климаксом. Это возраст после 40 лет, когда человек начинает подводить итоги прожитой жизни. Он отдает себе отчет в том, что ему удалось сделать в

своей жизни и что осталось неисполненным.

2. Невротический кризис

Психические расстройства, входящие в эту группу, объединяются общим признаком – психогенностью, т.е. главной причиной заболевания считается психологический фактор, или, как чаще говорят, психическая травма. Психогенные заболевания делятся обычно на две группы: неврозы и реактивные психозы.

3. Травматический кризис (Психическая травма)

Термин «психическая травма» – термин, используемый при описании экстремального состояния на психологическом уровне его существования; применяется при интерпретации психогенных заболеваний.

Психогении – разнообразные болезненные состояния, возникающие вследствие отрицательных психических воздействий, т.е. психических травм. Угроза жизни, потеря близкого человека, семейные неурядицы, обида, неразделенная любовь и масса других отрицательных переживаний могут вызывать функционально-динамические нарушения нервной деятельности.

Под влиянием психической травматизации у человека могут возникать нервно-психические расстройства непсихотического(неврозы) и психотического (реактивныепсихозы) типов.

Под непсихотическим уровнем реагирования понимаются симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружающей действительности, когда больной не смешивает собственные болезненные субъективные ощущения и фантазии с объективной реальностью, а поведение находится в рамках социально принятых норм (Пограничные состояния).

(«реактивная триада» Ясперса):

1. Реактивное состояние возникает вслед за психической травмой;

2. Содержание психической травмы находит отражение в симптомах болезни, и между ними существуют психологически понятные связи;

3. При устранении психической травматизации наступает улучшение и выздоровление больного.

Реактивные психозы – развиваются чаще всего после шоковых, сверхсильных психических травм. Психические травмы отличаются большой силой, интенсивностью и внезапностью действия (стихийные бедствия, внезапные нападения с угрозой для жизни).

Основным клиническим критерием реактивного психоза является отсутствие достаточной интрапсихической переработки ситуации, что сопровождается отсутствием переживания психопатологических расстройств как личностно чуждых и болезненных, для клиники характерна «реактивная триада» Ясперса.

Неврозы – это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации.

Основные особенности неврозов: 1) психогенный фактор как причина; 2) вегетосоматические проявления; 3) личностный характер; 4) тенденция к переработке возникших нарушений в соответствии с социальной значимостью психической травмы.

В.Н.Мясищев рассматривал три основных типа невротических конфликтов: истерический (истерический конфликт определяется чрезмерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий и требований окружающих), обсессивно-психастенический (обусловлен противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями) и неврастенический (представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе – с другой).

4. Кризис лишения.

5. Экзистенциальный кризис (заключается в утрате смысла сущестования)

А) Тревога и страх.

Тревога — это эмоциональное состояние, заключающееся в переживании смутной, неопределенной опасности, имеющее направленность в будущее и содержащее в себе мобилизующий компонент.

Страх в отличие от тревоги – это переживание непосредственной, конкретной угрозы.

Составные тревоги – вегетативные, психологические и поведенческие симптомы.

К вегетативным проявлениям относятся следующие: одышка или ощущение удушья, сердцебиение, чувство сжатия или болей в сердце, учащение пульса, потливость, холодные липкие руки, сухость во рту, абдоминальный дистресс (тошнота, понос, боли в желудке), слабость, головокружение, приливы жара или холода, частое мочеиспускание, внутренняя дрожь, трудности при глотании или ощущение «комка в горле».

Психологические проявления многогранны, но преобладают следующие: чувство подавленности, беспомощности, неуверенности, ощущение опасности, пониженная самооценка и уровень притязаний, низкий порог возникновения реакции тревоги, трудности концентрации внимания, ощущение «Пустоты в голове», внушаемость, подчиняемость, комплекс вины и неполноценности, слабость «Я», раздражительность, ощущение взвинченности и нетерпения, инсомния.

Поведенческие особенности отражают психологические проблемы пациента и его вегетативные дисфункции и выражаются в дезорганизации деятельности, скованности, зажатости, напряжении, неусидчивости, в стремлении к избеганию стрессовых ситуаций. Возможна повышенная утомляемость, неусидчивость, тремор, пошатывание при ходьбе.

Описаны следующие виды тревоги.

1. Нормальная и мобилизационная тревога.

2. Личностная тревога или тревожность.

3. Ситуационная тревога

4. Социальная тревога — тревога, часто сопровождающаяся страхом, возникающим при взаимодействии с социумом. согласно МКБ–10 они классифицируются, как социальные фобии — F40.1

5. Невротическая тревога — хроническое, клинически оформленное состояние, которое сопровождается страхом, тревогой, паническими, обсессивно–фобическими, генерализованным тревожным расстройством, а также вегетативными, психологическими и поведенческими расстройствами. Она лишает человека способности к нормальной жизнедеятельности. В МКБ–10 эти состояния классифицируются следующим образом.

F40. Тревожно–фобические расстройства

F40. 0 Агорафобия

.00 без панического расстройства

.01 с паническим расстройством

F40.1 Социальные фобии

F40.2 Специфические (изолированные) фобии

F40.8 Другие тревожно–фобические расстройства

F40.9 Фобическое тревожное расстройство, неуточненное

F41. Другие тревожные расстройства

F41.0 Паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревога)

F41.1 Генерализованное тревожное расстройство

F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство

F41.3 Другие смешанные тревожные расстройства

F41.8 Другие уточненные тревожные расстройства

F41.9 Тревожное расстройство, неуточненное

F42. Обсессивно–компульсивное расстройство

F42.0 Преимущественно навязчивые мысли или размышления (умственная жвачка)

F42.1 Преимущественно компульсивные действия (обсессивные ритуалы)

F42.2 Смешанные обсессивные мысли и действия

F42.8 Другие обсессивно–компульсивные расстройства

F42.9 Обсессивно–компульсивное расстройство, неуточненное

6. Соматическая тревога — возникает на базе длительно переживаемой тревоги по поводу соматических симптомов.

7. Физиологическая тревога — тревожно–астеническое состояние, иногда с паническими приступами, являющееся следствием операции, интоксикации, родов и т.п.

8. Витальная тревога — состояние, связанное со страхом невозможности осуществления витальных функций (голод, жажда, секс и т.п.).

9. Психотическая тревога — сопутствующий психическому расстройству симптом (тревожно–параноидный, тревожно–депрессивный).

10.Тревога как посттравматическое стрессовое расстройство. Возникает после чрезвычайно сильного, угрожающего жизни стресса (войны, природные и техногенные катастрофы). Ее специфические проявления описаны ниже.

Б) F43. Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации.

В эту рубрику включены расстройства, которые обусловлены воздействием «исключительно сильного стрессового жизнеопасного события или значительного изменения в жизни, приводящего к продолжительно сохраняющимся неприятным обстоятельствам, в результате чего развиваются расстройства адаптации». Помимо специфических биологических и психологических особенностей у этой группы лиц не сформированы (у детей) или ригидны (у пожилых) копинг–механизмы.

В эту рубрику входят следующие диагностические категории:

— F43.0 Острая реакция на стресс — транзиторные расстройства значительной тяжести, которые развиваются у лиц без видимого психического расстройства в ответ на исключительно сильные стрессовые жизненные события (природные катастрофы, несчастные случаи, изнасилование и т.п.).

— F43.1 Посттравматическое стресовое расстройство (ПТСР) — возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, которые способны вызвать дистресс почти у любого человека (катастрофы, войны, пытки, терроризм и т.п.).

Диагностические критерии: травмирующее событие; начало расстройства после латентного периода, следующего за травмой (от нескольких недель до 6 месяцев, но иногда и позже); вспышки воспоминаний («flashbacks»), повторяющие психотравмирующие события, актуализация психотравмы в представлениях, снах, кошмарных сновидениях; социальное избегание, дистанцирование и отчуждение от других, включая близких родственников; злоупотребление алкоголем и наркотиками, особенно для снятия остроты болезненных переживаний, воспоминаний или чувств; депрессия, суицидальные мысли или попытки; острые приступы страха, паники; вегетативные нарушения и неспецифические соматические жалобы (напр., головная боль).

В) F.43.2 Расстройства адаптации.

К расстройствам адаптации относятся «состояния субъективного дистресса и эмоционального расстройства, обычно препятствующие социальному функционированию и продуктивности и возникающие в период адаптации к значительным жизненным изменениям или стрессовому жизненному событию.

В целом клиническая картина характеризуется тревогой, беспокойством, анорексией, диссомнией, ощущением собственной неполноценности, снижением интеллектуальной и физической продуктивности, вегетативными расстройствами, повторяющимися воспоминаниями, фантазиями, представлениями о кризисной ситуации (особенно в дневное время). В некоторых случаях возможно драматическое поведение или вспышки агрессивности. Клинические проявления возникают обычно в течение месяца после стрессовой ситуации, а продолжительность симптоматики не превышает 6 месяцев.

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 6729 | Нарушение авторских прав

Кризисные состояния личности (стр. 1 из 2)

2 Кризисные состояния личности;

3 Актуальность вопроса кризисных состояний личности;

4 Причины возникновения кризисных состояний личности;

5 Психологическая помощь в кризисных ситуациях;

7 Список используемой литературы

Выбранная тема » кризисные состояния личности» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы — рассмотреть критерии кризисных состояний личности.

Хотелось бы начать с, казалось бы, бессмысленной фразы: кризисное состояние возникает в результате какого-либо кризиса. Так что вначале необходимо определиться с понятием кризиса.

Кризис (от греч. Krisis – решение, поворотный пункт, исход; буквально означает «разделение дорог») – является одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития, в том числе и развития личности, группы, общества. Следовательно, с одной стороны, кризис — необходимая часть жизни индивида и общества, человечества в целом как организма. Кризис — это всегда момент выбора из нескольких возможных альтернатив, выбор между регрессивным и прогрессивным дальнейшим развитием личности. От того, какой именно выбор будет сделан, зависит вся последующая жизнь индивида.

Кризисные состояния личности

Кризисные состояния – это особые выходящие за рамки повседневной жизни состояния, бывающие в жизни каждого человека, возникающие как реакция на какие-либо внешние или внутренние причины и обстоятельства, психические травмы.

Как правило, кризисное состояние личности имеет системный характер и включает различные уровни существования человека: соматический, нервно-психический, психологический и социально-психологический. Оно тесно связано также с понятием психического здоровья. Психическое здоровье можно определить как одну из интегральных характеристик личности, связанных с ее внутренним миром и со всем многообразием взаимоотношений с окружением. Основными показателями наличия психического здоровья у личности являются ее внутренняя целостность и согласованность структурных компонентов, гармоничная включенность в социум и стремление к самоактуализации.

На уровне личности кризисное состояние может иметь следующие формы:
— соматический кризис — болезнь, старость;
— нервно-психический кризис — фрустрации, стрессы, конфликты между базовыми структурами личности, фобии, депрессии, астении;
— социально-психологические нарушения коммуникативных функций и адаптационных механизмов к социальной среде;
— кризисные состояния факторов гигиены: жилищно-бытовые условия, уровень материального благосостояния, физические условия на работе и т. д.

Личностный кризис в самом общем смысле можно обозначить как определенный дисбаланс в жизни и деятельности человека, по причине которого возникают неразумные с точки зрения личности и неадекватные в социальном аспекте поведения, поступки и действия, а также срыв нервного и соматического состояния.

Термин «личностный кризис» включает в себя следующие аспекты:
а) резкое изменение основных структур личности;
б) изменение характера и содержания взаимодействий личности и социума;
в) взаимосвязь актуальных переживаний с социальными, экзистенциальными, духовными составляющими кризисного состояния;
г) личностный кризис является граничной ситуацией, в которой представлен как потенциал роста и обновления, так и деструктивные тенденции.

Существует концепция трех видов личностных кризисов, в которой выделяются следующие виды кризисов: материальный, социальный и духовный. Для всех этих видов кризисов характерны общие признаки переживаний: ощущение несправедливости жизни и враждебности окружающих (68,2%), чувство отчаяния (59,2%), неуверенность в себе (38,3%), чувство одиночества (29,4%), страх (27,6%), изменение системы ценностей (23,6%), неадекватность реакций (17,1%), повышенная тревожность (13,9% от числа испытуемых).
Любая кризисная ситуация в жизни человека является сильным стрессом. Как любой стресс, кризисная ситуация задевает все структуры, действует на все стороны жизни. Традиционно в научной литературе выделяют следующие сферы влияния стресса и соответствующую симптоматику. Можно выделить следующие аспекты воздействия стресса .

1. На личность (возникновение тревоги, агрессии; депрессивные состояния, апатия; чувства вины, одиночества, стыда, растерянности; повышенная раздражительность, постоянное напряжение, низкая самооценка и пр.)

2. На поведение в целом (высокий процент травматизма, развитие зависимого поведения самых различных видов — наркомании, алкоголизм, азартные игроки и др., эмоциональные срывы, нарушения пищевого поведения, нарушения сна, нарушения речи, импульсивное поведение, внезапные приступы тремора всего тела и пр.)

3. На здоровье (развитие целого ряда психосоматических заболеваний, которые в зависимости от вида и тяжести кризисного состояния могут носить лавинообразный характер развития: бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертония, сахарный диабет и т.п.; постоянные боли в спине и груди невыясненной этиологии, обмороки и головокружения, хроническая бессонница, головные боли мигренозного характера, и пр.

4. Когнитивные аффекты (неспособность принимать решения, неспособность сосредоточиться, выраженное ухудшение памяти, чрезмерная чувствительность к критике, умственная заторможенность

5. Физиологические аспекты (повышение артериального давления, повышение глюкозы в крови, сухость во рту, усиленное потоотделение, приступы жара и озноба, затрудненное крови, сухость во рту, усиленное потоотделение, приступы жара и озноба, затрудненное дыхание, ощущение кома в горле и иголок в конечностях, частичное онемение в конечностях и пр.

Актуальность вопроса кризисных состояний личности;

В настоящее время понятие кризиса стало центральным во многих психологических исследованиях и социальной работе.О важности этой темы писали еще в начале столетия.

Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и, как это всегда бывает в науке, не является веянием моды. Для этого существует ряд факторов, как общечеловеческих, так и специфических только для нашей страны. В России в последние годы особенно остро встала проблема сохранения здоровья отдельно взятого человека и всего населения в целом, и, в первую очередь, подрастающего поколения. Вклад психологов в достижение здоровья трудно переоценить, т. к. большая часть всех соматических заболеваний имеет первопричину в нарушениях и расстройствах нервно-психической сферы человека.

Исследование кризисных состояний личности актуализируется также потому, что они, во-первых, являются естественным состоянием социально-психологического становления личности. Но если данное естественное состояние индивидуации провоцировать, начинается процесс дезадаптации с такими показателями, как патологические формы переживания кризисов, маргинальность, деструктивность не только по отношению к себе, но и к социуму. Во-вторых, актуальность обусловлена высокой социально-психологической значимостью личностных кризисов. В-третьих — недостаточной разработанностью технологии профессионального сопровождения кризисов.

Поскольку проблема профилактики таких состояний является актуальной ввиду широкой распространенности и тяжести последствий, то она требует научного и практического решения вопросов повышения эффективности диагностики и коррекции, осуществления комплекса превентивных и постситуативных мер, предпринимаемых психологами, психиатрами, педагогами. Диагностические и коррекционные мероприятия требуют постоянной научной разработки и практического апробирования эффективной инструментальной системы.

Причины возникновения кризисных состояний личности

Причины возникновения кризисных состояний многообразны. Они определяются, с одной стороны, социальными и ситуационными факторами, а с другой — индивидуально–типологическими и биологическими особенностями личности.
Среди внешних причин можно назвать ситуации утраты (или угрозы утраты) близких людей родственников, работы и т.д.; ситуации невозможности достижения, обретения чего-либо; ситуации насилия и др. К внутренним причинам можно отнести возрастные и физиологические факторы, болезни, травмы.

Кризисное состояние насыщенно самыми разнообразными эмоциями и переживаниями: подавленность, страх, чувство вины, обида, злоба, беспомощность, безнадежность, одиночество и т.д. Человек, находящийся в кризисе часто испытывает желание уйти из жизни, которое в свою очередь нередко сосуществует с не менее сильным желанием жить.

Многие чувства, которые испытывает человек необычны для него и в обществе считаются неприемлемыми. В результате человек чувствует себя «ненормальным» и изолированным от общества.

Психологическая помощь в кризисных ситуациях

Работа психолога и психотерапевта часто связана с проработкой кризисных состояний. Под работой с кризисными состояниями обычно понимается облегчение эмоционального состояния индивида и выход на конструктивное разрешение ситуации кризиса.

В рамках позитивной модели главная задача психотерапевта, педагога-психолога или другого специалиста, оказывающего психологическую помощь, состоит в том, чтобы помочь человеку, оказавшемуся в кризисной ситуации, осознать свои болезненные переживания. Находясь рядом с этим человеком, буквально «проживая» вместе с ним его ситуацию, говоря о его чувствах как естественных в этой ситуации, психолог избавляет своего собеседника от чувства изолированности, помогает принять свой кризисный опыт и включить его в общий жизненный контекст.

Возможность осуществления этих задач имеет два основных аспекта. Первый аспект — это наличие у специалиста соответствующих профессиональных навыков («техник»), которые позволят ему выполнить свою задачу. Второй аспект — вероятно, самый важный — внутренняя готовность специалиста обсуждать отвергаемые обществом темы смерти, самоубийства, убийства, сексуального насилия и т.д.

36 признаков кризиса среднего возраста и способы с ним справиться

В издательстве «Альпина Паблишер» выходит книга Елены Елфимовой «Кризисы личных отношений». Она адресована преимущественно женщинам, но опросник по признакам кризиса среднего возраста актуален для всех — даже для некоторых 25-летних парней.

Симптомы кризиса среднего возраста:

  1. Глядя в зеркало, вы не узнаете себя: взрослое лицо, серьезный взгляд, морщины… Неужели этот человек в возрасте — Я?!
  2. У вас появилось желание бросить хорошую работу.
  3. Появился интерес к религии, церкви, философии нового возраста.
  4. Деятельность, которая раньше приносила удовольствие, стала скучной.
  5. Стало трудно сконцентрироваться на том, что еще недавно давалось легко.
  6. Вы чувствуете себя хорошо, когда причиняете боль.
  7. Появилось желание убежать от всего.
  8. Появилась потребность улучшить свою физическую форму.
  9. Вы чувствуете раздражительность или испытываете неожиданный приступ гнева.
  10. В голове сплошные «НЕ» — НЕ достиг, НЕ успела, НЕ смогла.
  11. Вы сравниваете себя с другими людьми своего возраста, которые, по вашему мнению, достигли большего.
  12. У вас появилось желание активно двигаться или заниматься экстремальными видами спорта (бег, велосипед, танцы, гонки на красных спортивных автомобилях, прыжки с парашютом и т. д.).
  13. У вас появилось желание слушать другую музыку.
  14. Внезапно обнаружилось желание научиться играть на музыкальном инструменте.
  15. Вы испытываете неожиданный интерес к рисованию, живописи, написанию книг или стихов.
  16. Изменилась потребность во сне: уменьшилась или увеличилась.
  17. Вы стали думать о смерти, рассуждать о ее природе.
  18. Вы начали принимать витамины или пищевые добавки с целью продления жизни.
  19. Вы внесли кардинальные изменения в свой рацион.
  20. Вы стали чаще покупать новую одежду и тратить больше времени на то, чтобы хорошо выглядеть.
  21. У вас происходят естественные изменения в цвете, толщине и количестве волос. Вы меняете прическу, появилась необходимость окрашивать волосы.
  22. Вокруг вас появляется все больше людей, которые моложе вас. Внезапно вы обнаруживаете, что симпатичный молодой человек годится вам в сыновья.
  23. Изменилось отношение к молодежи: вы или стараетесь больше времени проводить в их обществе, или избегаете их компании, так как чувствуете себя неуютно, ощущая свой возраст.
  24. Вы стараетесь дать новую жизнь вещам, купленным 20 лет назад.
  25. Вы не удовлетворены обществом, в котором живете, хотите его изменить.
  26. У вас появилось желание учить или лечить других людей.
  27. Вы хотите простой жизни.
  28. Вы стали часто вспоминать свое детство.
  29. Вы все чаще думаете о будущем.
  30. Вы чрезмерно фиксированы на каких-либо проблемах.
  31. Вы стали утомляемы.
  32. Появились проблемы с памятью.
  33. Открываются новые заболевания.
  34. Накопились последствия вредных привычек — курения, употребления алкоголя.
  35. Вы стали более подвержены стрессу. Происходит внутренняя трансформация, характерная для этого возраста, после смерти близких людей, друзей‐ровесников, потери работы, развода.
  36. Кто‐то внезапно восклицает: «Да ты переживаешь кризис среднего возраста!»

Как протекает кризис среднего возраста

Кризис среднего возраста не протекает в вакууме. Он всегда происходит в контексте отношений. На широком социальном уровне его течение зависит от культурных норм жизни, ожидания счастья, меры достигнутого успеха, возможности для мобильности, успехов медицины для здоровья и красоты, войн и поворотов судьбы, а также от того опыта, который мы черпаем от наших предков и партнеров среднего возраста.

Независимо от того, где и когда вы начали свой путь, большинство пар в конечном счете вступают на неизведанную территорию среднего возраста. Даже если один из партнеров проходит кризис среднего возраста, его кризис становится вашим.

Что это такое — кризис середины жизни? Кризис среднего возраста определяется как период эмоционального потрясения в среднем возрасте (40–60 лет) и характеризуется сильным желанием перемен.

Хотя первоначально термин «кризис среднего возраста» относился только к мужчинам, а именно: был обусловлен страхом смерти, характерным для этого возрастного периода, — в настоящее время определение расширено за счет включения вопросов, с которыми сталкиваются и мужчины, и женщины в ответ на физические, социальные и психологические проблемы, связанные со старением. Средний возраст — это путь переоценки, подведения промежуточных итогов и повторного самоопределения.

Научные исследования показали, что только 10–26 % людей старше 40 лет переживают именно кризис, поэтому, возможно, было бы уместнее говорить о переходном периоде среднего возраста.

Как ни называй, а определенные перемены в мировоззрении и мироощущении этот возраст несет. Многие люди определяют его как время личных потрясений и изменений. В отличие от теоретических ожиданий, участники проведенного специального интервью не связывали кризис среднего возраста со старением или страхом смерти. Мужчины акцентировали внимание на проблемах с работой или в браке, женщины отмечали изменения со стороны здоровья, в семье и личных отношениях.

Кризис среднего возраста и женщины

Вы думаете: «я старею», «молодость прошла», «годы берут свое», «я в душе молодая, но надо помнить о паспортном возрасте», «надо пройти обследование».

Вы чувствуете: «ничего не хочется», «все раздражает», «страшно думать о будущем», «все позади», «я стала невидимой для мужчин».

Вы знаете: «лучшая половина жизни уже прожита», «я никогда не стану…», «я уже не сделаю…», «я никогда не смогу…», «я уязвима тем, что мне много лет».

Все дело в возрасте, но не только.

Возраст — это всего лишь число. Молодая энергия бросает вызов возрасту.

«Если бы молодость знала, если бы старость могла!» Но юность позади, а старость еще не наступила. Мы в том прекрасном среднем возрасте, когда еще хотим и уже можем. Это новый виток спирали, где ценится каждый день.

В психологии есть феномен, который называется «фигура‐фон». Если внимательно сосредоточиться на какой‐то части поля, то есть сделать ее «фигурой», то все остальное уходит в «фон» и перестает восприниматься.

Оцените по достоинству сделанное — «фигуру». Долой сравнения себя с другими! Если в жизни были события, о которых вы сожалеете, то и к ним отнеситесь с позиции приобретения опыта, ведь известно, что лучше жалеть о том, что сделано, чем о том, что не сделано.

Чтобы сохранить красоту, необходимо причесывать не только волосы, но и свои мысли, ведь возраст выдают не столько морщинки, сколько потухшие глаза и усталость от жизни. Поэтому вопрос «Как почувствовать себя моложе?» все чаще адресуют психологу и психотерапевту. Однако ни одна косметическая процедура или пластическая операция не способна вернуть глазам блеск, телу — гибкость, душе — дерзновение. Унылый, потухший взгляд говорит красноречивее паспорта.

Что делать?

Во‐первых, не списывайте изменения своей внешности на возраст. Чтобы мысли об уходящей молодости не одолевали, объясняйте перемены на лице и в фигуре сложным ритмом жизни, неблагоприятной экологической ситуацией, напряженной работой. Во‐вторых, стремитесь поддерживать психологическую молодость — ощущать себя активной, интересующейся, увлеченной. Позитивный внутренний настрой всегда положительно сказывается на внешнем облике.

Каждая эмоция отражается на лице, тренируя одни мышцы и оставляя без должной нагрузки другие. Со временем формируется мимическая маска человека.

Чем больше мы нервничаем, раздражаемся и злимся, чем дольше ощущаем внутреннее недовольство, тем более явно негативные эмоции отпечатываются на лице, в том числе в виде морщин, опущенных уголков рта, нависших верхних век.

Возраст зачастую проявляется повышенной утомляемостью, легкой забывчивостью, о которой вряд ли скажешь, что это «девичья память»; с губ все чаще слетает слово «склероз», когда вы не можете вспомнить какое‐либо простое и знакомое слово.

Ругая свой мозг за нерасторопность и приписывая все это возрасту, следует помнить о том, что неработающий орган снижает свою функцию — при гиподинамии не разгибаются колени и отвисает живот, так как неработающий мозг становится таким же ленивым, как вы сами. Когда каждый день жизни похож на предыдущий, мозг теряет способность адаптироваться к новым ситуациям. Выход есть: внесите разнообразие в свою жизнь — измените маршрут на работу, пересядьте на велосипед, после работы идите не домой, а хотя бы раз в неделю устраивайте интересные вылазки.

Забросьте в дальний ящик калькулятор. Зачем?

Предлагаю вам упражнение, с помощью которого психиатр обычно проверяет у стариков одну из функций мозга.

Из 100 вычтите 7 (получится 93), из 93 вычтите 7 и так далее вниз. Если получилось быстро и без запинки — мои комплименты, если нет — срочно выбрасывайте калькулятор. Арифметика и еще раз арифметика во имя тренировки мозга! Долой еженедельники и записи в мобильнике — старайтесь запоминать дни рождения друзей, дела и номера телефонов. Трудно? Попробуйте!

Путешествуйте. Одна неделя в путешествии может дать вам больше впечатлений и воспоминаний, чем весь год обычной жизни. Новые места, люди, традиции и языки заставляют ваш мозг хорошенько встряхнуться от будничной дремоты.

Часто мы себя утешаем тем, что с возрастом приходит мудрость, но хочу вас разуверить. Иногда возраст приходит один. Если в 20 лет не было ума, то в 40 лет не будет и мудрости. Мудрость заключается не в том, что вы знаете, что помидор — это ягода, а в том, что не кладете его во фруктовый салат. Если вы безуспешно карабкаетесь по лестнице и никак не можете преодолеть возникшее перед вами препятствие, значит, вы приставили лестницу не к той стене.

Не боритесь с возрастом, сделайте его своим союзником, получите удовольствие от зрелости. Если вам стало мало детское короткое платьице, надо купить себе достойный вечерний наряд.

Освоение новых психологических ролей — вот ваша главная задача на каждом жизненном этапе.

Кризисные неурядицы

Какую про­бле­му, свя­зан­ную с «кри­зи­сом че­ло­ве­ка» в усло­ви­ях ста­нов­ле­ния ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства, на­зы­ва­ет автор? На­зо­ви­те любые две дру­гие про­бле­мы, со­став­ля­ю­щие суть «кри­зи­са че­ло­ве­ка», ко­то­рые вам из­вест­ны из курса об­ще­ст­во­зна­ния.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Становление информационного общества далеко не завершено, однако представляется возможным выделить некоторые его характеристики.

Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге, удельный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Так, в фармацевтических и компьютерных фирмах США последние снизились до 10-15% ее стоимости (в автомобильной промышленности США они все еще выше 50%, что видимо, определяет ее отставание от японской).

Доля продаж «ноу-хау», т.е. технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли начинает превышать доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики. По существующим оценкам, в США этот «порог» был превзойден еще в 1980-х гг.

Доля самодеятельного населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, начинает превышать численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности. Здесь следует отметить, что сфера обслуживания дифференцируется: часть ее работников, даже в наиболее развитых странах, все еще занята достаточно тяжелым физическим трудом, в то время как большинство из них начинают обслуживать информационный сектор экономики.

Информационные потоки получают новый материальный носитель, т.е. глобальную сеть телекоммуникаций, а также Интернет.

Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен «кризиса человека». Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается, отсекается или поглощается некритично.

Можно говорить о начале процесса возникновения глобального информационного общества как новой стадиальной фазы мирового ци- вилизационного развития.

Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та(до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла).

1) Долж­на быть на­зва­на про­бле­ма, о ко­то­рой го­во­рит автор:

— в усло­ви­ях ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства че­ло­век под­вер­га­ет­ся воз­дей­ствию огром­но­го по­то­ка ин­фор­ма­ции, осмыс­лить ко­то­рую он не в со­сто­я­нии; в ре­зуль­та­те зна­чи­тель­ная часть ин­фор­ма­ции либо от­се­ка­ет­ся, либо усва­и­ва­ет­ся не­кри­тич­но.

2) Могут быть ука­за­ны любые две дру­гие про­бле­мы, свя­зан­ные с «кри­зи­сом че­ло­ве­ка», на­при­мер:

— воз­ни­ка­ют труд­но­сти в про­цес­се со­ци­а­ли­за­ции, в том числе по­ли­ти­че­ской, уси­ли­ва­ют­ся тен­ден­ции к «бег­ству» людей от про­блем об­ще­ства;

— мно­жит­ся число ава­рий, тех­но­ген­ных ка­та­строф, вы­зван­ных ин­фор­ма­ци­он­ны­ми пе­ре­груз­ка­ми ра­бот­ни­ков;

— воз­рас­та­ние объ­е­ма ин­фор­ма­ции со­зда­ет слож­но­сти для по­ли­ти­ков, при­ни­ма­ю­щих от­вет­ствен­ные ре­ше­ния.

Жизнь18, 30, 40: Возрастные кризисы и как с ними справиться

Частые психологические трудности, с которыми мы сталкиваемся в разном возрасте

возрастные Кризисы — обыденное и в то же время загадочное явление, о котором каждый слышал не раз. Так, пресловутый «кризис среднего возраста» неизбежно всплывает в разговорах людей постарше, а «кризис четверти жизни» стал настоящей чумой современных 20-летних. Важно понимать, что психологические проблемы, связанные с определенным возрастом, вовсе не надуманы: мы все так или иначе с ними сталкиваемся. Оказавшись в ситуации жизненного кризиса, главное — помнить, что вы не первый, кто его переживает. С большинством возрастных кризисов вполне можно справиться, в итоге превратив их в продуктивный период жизни. С помощью психотерапевта Ольги Милорадовой разбираемся, через какие экзистенциальные кризисы нам суждено пройти, почему они возникают и как их пережить.

Подростковый кризис

Любой возраст, ассоциируемый с тем или иным кризисом, конечно, очень условен. Так, один из самых ярких и сложных этапов нашего взросления приходится на 14–19 лет. Это время связано с различными психологическими, физиологическими и социальными перестройками, которые сильно меняют человека. Половое созревание становится сильнейшей встряской, превращающей каждый день подростка в американские горки эмоций. Что немаловажно, именно в этот момент людям впервые приходится задумываться о том, что их ждет в ближайшем будущем, когда они формально уже будут считаться «взрослыми». Любой не понаслышке знает, как это трудно — решить в 16, 17, 18 лет, чем вы будете заниматься всю оставшуюся жизнь и ради чего трудиться не покладая рук в университетские годы.

Современные подростки большую часть времени проводят в школьной системе. Регламентированность жизни делает необходимость принятия якобы судьбоносного решения особенно трудным. Не помогает и невероятное общественное давление: в школе учителя стращают выпускными экзаменами, дома родители пугают вступительными. И лишь немногие взрослые догадываются поинтересоваться, что думает и чего хочет сам подросток, чье будущее стоит на кону. Подобное психологическое давление может привести к печальному итогу: к примеру, в Южной Корее считается, что перспективы есть лишь у выпускников трех самых престижных университетов страны. Поэтому местные подростки в стремлении поступить в нужный университет доводят себя до полного изнеможения и в школе, и на дополнительных курсах. Такая нагрузка в свою очередь приводит к беспрецедентному количеству суицидов среди молодежи.

Трезво взглянуть на свои желания и способности подросткам не позволяют зашкаливающие эмоции и обостренное восприятие мира. В противном случае любой 17-летний быстро бы осознал, что в его возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Именно подростки чаще всего бросают увлечения, которые были придуманы и навязаны им родителями еще в детстве. Отказываться от старого и искать новое — естественный процесс. Американские тинейджеры давно придумали способ пережить этот момент с умом: многие решают взять так называемый gap year после окончания школы, то есть перерыв между учебой, чтобы попутешествовать, поработать и вообще приглядеться к жизни вне привычной системы и лучше понять себя. Такой метод не обещает божественных откровений, зато помогает посмотреть на мир под новым углом.

8 основных психологических кризисов человека

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь».

8 психологических кризисов

Первый важный этап в череде кризисных периодов — от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того , что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

Как вы понимаете, имеется в виду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит». Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безынициативного, апатичного. Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет. Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если — да, то чем именно и как это для меня — хорошо или плохо?». И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком — определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других .

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук.

Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам». Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего — то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех!».

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих — вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис, несет по всей своей дальнейшей жизни.

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно — белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «я не соответствую, я не смогу. ». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи.

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или , наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей.

Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

Следующий кризис (22 — 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что — то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту — это навсегда и ничего нового уже не будет.

Глобальный жизненный курс , по которому мы двигались до сих пор, почему — то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по — другому, что упущены какие — то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что — то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».

Наступает этот кризис где — то в возрасте 32 — 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты.

Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности. «Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем — то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса — новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей. Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

Один из самых сложных этапов — 37-45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

Карьера, семья, связи — все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы, наконец, перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

Вот как психолог А.Либина описывает этот кризисный период:

«Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во — первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами. Из-за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам. Во — вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости. Бороться в семье — с детьми, которые уже покинули или вот-вот покинут родительское гнездо, на работе — чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым » наступают на пятки » более молодые.

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: » Кто я есть? » и » Куда я иду? «. Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о «пустом гнезде», которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста — возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда — горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего — одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из — за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

В позитивном варианте развития — человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищет новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и «пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми . Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда — нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию