Лидерские качества директора

Лидерские качества руководителя

Пользуясь такой прекрасной возможностью, передаю привет всем студентам, так или иначе заглядывающих на мою страничку, именно на это произведение! Студентам, будущим управленцам, в первую очередь, экономистам, юристам и пр. А также преподавателям, которые читают рефераты студентов!

«Если хочешь стать настоящим руководителем,
вглядись сначала в самого себя!»

Так и хочется задать вопрос: быть или не быть. Тема довольно-таки интересная. Лидер и руководитель, руководитель и лидер…

Как совместить эти качества друг в друге? И стоит ли совмещать? Руководители бывают разные, а лидер – он лидер, он первый. И все же есть ли у руководителя лидерские качества? Если есть, то какие?

Штудируя работы многих именитых авторов возникает бОльшЕе доверие к их богатому опыту. Мой не такой богатый опыт работы в коллективах руководителем, и лидером, и неформальным лидером тоже, подсказывает, что он «ЖелАет Знать»!

Я не могу выделить какое-то одно качество, да его и не существует или существует в головах у ограниченных, самовлюбленных людей, представляющих себя в роли всевышних (в худшем случае). Как не существует таблетки от всех болезней, так не существует какого-то одного качества у руководителя, лидера. Так и хочется писать через запятую.

По поводу разных руководителей есть и еще один аспект: руководитель-мужчина, руководитель-женщина. Принцип, хорошо один, а методы руководства — разные. Если одинаковые, то мужчина с женским укладом лидерства (назову это так), женщина с мужским укладом лидерства.

А цели лидерства все равно разные.

Могут ли у лидерства быть цели? Какие?

Лидерство или есть или его нет. Так.

Лидерство можно в себе развить? Можно, но не сильно, с помощью внешнего вмешательства (семьи, например, в лучшем случае), внутреннего (если кажется что не получается как-то, ну никак).

Возраст важен при идентификации себя как руководителя-лидера. Важен.

Преемственность в какой-то степени. В какой-то степени. В какой-то.

Кто он: высший руководитель, средний, низший? Любые изменения высший руководитель (почти всегда лидер) должен начинать с себя. Средний, осознав это, может стать высшим.

Итак, лидерство – многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей для группы цели. ОБЩЕЙ ЦЕЛИ!

Люди существуют в группах и именно через группу могут осуществлять свои замыслы. Лидерство охватывает и экономическую и политическую деятельность, и сферу досуга и развлечения, религии, образования, спорта, уличных банд…

Политическое лидерство особая тема, которой посвящена большая часть не моих исследований, а вот организационный лидер действует в организации и воздействует на членов организации.

Ключевой фигурой формальной организации является руководитель.

В какой же мере руководитель должен обладать лидерскими качествами? В какой – то степени, я согласна с Р. Стогдиллом, который выделил 11 ключевых позиций + 3 новых позиции:

1. Лидерство — центр групповых интересов. Лидер – духовно-эмоциональный центр группы.
2. Человек успешно добивается и удерживает лидерские позиции.
3. Лидер умеет добиваться согласия, консенсуса, лояльности и сотрудничества со стороны ведомых, умения улаживать конфликты. Группа подчиняется воле лидера.
4. Лидерское поведение.
5. Лидерство – достижение цели, результат, удовлетворение потребностей группы.
6. Лидерство – межличностные отношения, когда члены группы выполняют задание потому, что они хотят это делать.
7. Лидер умеет убеждать, поощрять, побуждать к действию силой СОБСТВЕННОГО ПРИМЕРА (политические, общественные, неформальные организации).
8. Анализ межличностных отношений. АнализиРУет. Влияние лидера на группу. ВлиЯет.
9. Лидер доминирует над другими, преодолевает сопротивление последователей.
10. Ролевая дифференциация. Один индивид влияет на других, а другие реагируют на это влияние.
11. Лидер стремится узаконить (легитимизировать) свой лидерский статус.
+
12. Эмоциональная зрелость.
13. Видение перспективы.
14. Следование особым ценностям.

Интересна идея лидерства у Г. Вайриха и Г. Контца «влияние, т.е. искусство или процесс влияния на людей таким образом, чтобы они добровольно прилагали усилия и энтузиазм для достижения групповых целей».

1. Лидер имеет последователей. Лидер без людей – не лидер.
2. БОльшее влияние на людей, чем у них на него.
3. Влияние на групповое или индивидуальное поведение других людей для достижения желаемых целей.

Лидерство – это группа, цель, власть, авторитет.
Лидерство – искусство, основанное на интуиции, и в отличие от менеджмента не предполагает возможности разработки правил и методик для осуществления эффективного лидерства.
В литературе доминируют понятия планирования, организации, мотивации, контроля. Кто необходим организации: хороший менеджер или хороший лидер? Успешный лидер редко достигает статуса в своей организации без того, чтобы вникать в детали, с головой погружаясь в процесс бюджетирования, заниматься оценкой работы подчиненных и самооценкой, активно включаться в организационную политику по принципу «ты мне, я тебе».

Д. Кемпбелл описывает поведение харизматических лидеров вне менеджерской ориентации. Он приходит к выводу, что лидерство признается большинством людей только тогда, когда налицо серьезный кризис… Я с этим полностью согласна.

Организация эффективна тогда, когда оправдывает ожидания и надежды людей, которые ее улучшают, укрепляют, преображают (если необходимо) для достижения поставленной цели. Сверхцели. Эффективные работники. Сверхцель и эффективные работники.

Лидер-руководитель поддерживает имидж, определяет судьбу организации.

Таким образом, руководитель как лидер быстро реагирует на повседневно возникающие рутинные ситуации и краткосрочные задачи (проекты); лидер как руководитель «характеризуется личной и активной позицией относительно целей организации, влияет на изменение настроений, представлений, идей подчиненных и нацелен на установление определенных потребностей и целей, определяемых направлением деятельности бизнеса. Результат – изменение представлений людей относительно их собственных целей, желаний и возможностей». Добавлю, не всегда, а ради завершения какого-либо значимого проекта. Но, это какой должен быть лидер-руководитель (. ), и, какие (. ) подчиненные.

Интересен подход Э. Гроува к работе руководителей, лидеров. Этот подход мне близок, понятен. Смысл в том, что не надзирай, а показывай, как надо делать, являйся источником знаний, мастерства и искусства. Это, конечно, дано далеко не всем.

Д. Торрингтон и Дж. Вайтман добавляют, что не надо обладать только технической квалификацией, обучайтесь дополнительным знаниям. Но это относится к среднему звену руководства. Хотя как знать!?

Лидер — это настоящий капитан своего корабля – предприятия. Он четко определяет свои требования, свои цели и приоритеты и соответствующие им задачи персоналу предприятия. Способен объединить усилия персонала и поощрять инициативу, преодолевать издержки бюрократических механизмов и гибко реагировать на изменение внешних условий.

Лидер лично руководит отбором сотрудников своего аппарата управления и назначениями на посты управления. Активно использует личные контакты. Умеет делать выбор из альтернативных вариантов решений и принимать на себя ответственность.

Лидерство – это не только провозглашение больших намерений и высоких целей. Это и мобилизация широкой поддержки данной стратегии среди работников предприятия, мобилизация всех своих профессиональных, интеллектуальных, моральных, культурных ресурсов для претворения своих намерений в реальные действия и результаты.

Лидер – носитель новой философии управления. Он стремится не приказывать, а выслушивать коллег; психологически настроен на одобрение их предложений; сам энтузиаст и с готовностью поддерживает энтузиастов; активно пропагандирует опыт работников, добившихся успехов, и щедро их вознаграждает; стремится как можно больше общаться с работниками; предпочитает нестандартные решения рутинным; высокопрофессионален и ценит профессионализм у работников.

Вывод: Лидерские качества руководителя представляют:
• Способность управлять собой.(2)
• Разумные личные ценности.
• Четкие личные цели.(1)
• Постоянный личный рост.
• Решение проблем.
• Изобретательность, способность к инновациям.
• Высокая способность влиять на окружающих.
• Знание современных управленческих подходов.
• Способность руководить.(3)
(Да, и такое бывает, что не способен, а хочется)
• Умение обучать и развивать подчиненных (не обязательно самостоятельно).
• Формирование и развитие эффективных рабочих групп.

Быть руководителем-личностью-лидером – высокое искусство. Не говоря «за» и «против» мужского и женского начал, все-таки считаю, что необходима целостность мужского поведения: «Чтобы уметь руководить людьми, достаточно профессиональных знаний, мужского строения тела и мужских гормонов».

Стиль ситуативного руководства актуален: приспособление к ситуации, решение, свой авторитет наяву, полагаюсь на сотрудников; делегирую задачи со всеми обязанностями и правами, достигаю поставленной цели.

Дома у меня висел одно время мини-плакат, выполненный собственноручно: «Мышление. Логика. Выводы. Движение». Откуда выписала не помню — наверняка, этот «слоган» вынашивался n-кол-во времени мною лично и корректировался с возрастом, опытом),т.е. выписала из головы, но это явно интуитивный женский подход к управлению своего Я, проявление лидерских качеств ДОМА и вне его. Это все говорит о том, что женщине начинать свою карьеру стОит дома, вынашивая, родив и воспитав детей, одного, двух и т.д. Начать с собственного домашнего очага.
Сама для себя я выбрала бы такой путь, как хранительница домашнего очага. Очень серьезная и нелегкая работа, кстати. Но если все правильно организовать, возрадуетесь плодам своего труда через дни, месяцы, годы, когда рядом совершенно любимый и любящий, состоявшийся муж, благодарные дети, внуки. Да, и Вы прекрасно все совместили, да, и Вы ничего себе, и мать, и жена, и любимым делом занимаетесь. Когда все успеваете?

Работа на производстве — мужчина руководитель-реактор (хорошо видит ситуацию, эмоционально зрелый, разумно-критический подход).
2003 г.

Вы думаете о себе, что вы — лидер?
Почему? И так ли это?
Или Вы всю свою энергию направляете в первую очередь на борьбу за лидерство? Силитесь выглядеть важным? Стремитесь достичь высокого положения и сделать карьеру? Страдаете самомнением? Ваша поза излишне расслаблена. превосходство.

Вы — интуитивен?
Вы хорошо разбираетесь в психологии руководства и в психологии вообще? По моим наблюдениям, некоторые руководители старой формации подвержены шаблонам, «вскормленные» прошлыми книгами, фильмами, льстивым окружением.

Вы — уникален в современном глобальном мире?

При беседе на ту или иную тему, Вы разграничиваете понятие «позиция» и «мнение»? Ведь Ваши высказывания не всегда могут совпадать с Вашей личной позицией в повседневной жизни.

Запоминаете и не путаете имена людей? «Равнодушие или презрение к чьему-либо имени демонстрируют последнюю стадию развращенности».

Подумайте о глубоко личных вопросах развития внутреннего мира. Наедине. Наедине. Сам^а с собою. Полезно!

Разберите подоплеку своих побед и поражений. Сам^а, сам^а. Ну, чтоб никто не видел,не слышал. Отдышишься — и дальше можно идти.

А как дела обстоят с удовлетворением собственных амбиций? Вместе с тем и социального интереса. А может Вы стараетесь выглядеть социально одобряемым в определенной группе?

И напоследок.
«Мы должны сохранять память
не об одних только деяниях людей,
но и об их словах».
Ф. Бэкон

Развитие лидерских качеств

Автор: pikacho · Опубликовано 12.04.2016 · Обновлено 30.09.2018

Развитие лидерских качеств способствует развитию крепкого внутреннего стержня человека. Термин «лидерство» встречается в различных науках, занимающихся изучением человека и общества. Для любой группы, состоящий из более двух человек, актуальна данная проблема. Кто-то из ее членов начинает вести себя активней, к нему начинают прислушиваться, его мнение ставят выше других. Участники группы в процессе формирования коллектива условно разделяются на два лагеря: ведущих и ведомых.

Изучение данного феномена продолжается на протяжении многих лет. Понятию «лидерство» посвящено огромное количество научных работ.

Почему это так важно? Определение понятия и критериев лидерства способствует усовершенствованию методики эффективного управления, что немаловажно в современном обществе.

Психологические качества лидера

Споры о том, становятся лидерами или рождаются, идут до сих пор. Часть психологов придерживается первой версии, другие склоняются к теории наличия задатков от природы. Но и те, и другие сходятся в том, что при должном упорстве и желании любой человек может развить в себе лидерские качества, что приведет его к успеху в карьере и личной жизни.

  • Такого человека из толпы выделяет особая харизма.
  • Энергичность и решительность всегда характерны для лидера.
  • Эти люди не боятся взять на себя ответственность и инициативу.
  • Контроль над собственными эмоциями позволяют сохранять спокойствие и хладнокровие в любой ситуации, искать оптимальный выход из сложившихся обстоятельств.
  • Умение «зажечь» окружающих, увлечь их идеями, сделать своими соратниками.

Лидер и руководитель: отличия и сходства

Успех любого дела зависит от того, кто им управляет. Первое лицо любой компании – ее руководитель, отвечающий за результаты и несущий ответственность за все, что происходит. При этом, не всегда директор или начальник является лидером.

В СССР были очень хорошие руководители. Но не все они смогли перестроиться и стать лидерами в современных условиях. Эффективное управление зависит от того, сможет ли человек совмещать обе роли. В чем же отличия между руководителем и лидером?

Руководитель

Руководитель не стремится к достижению каких-либо целей. Для него задачи обычно ставит кто-то, стоящий выше, поэтому отсутствует личная заинтересованность. Как следствие, у руководителя пассивная позиция по отношению к результату работы и низкая эффективность деятельности работников.

Руководитель контролирует сотрудников, причем наказания за проступки встречаются гораздо чаще, чем поощрения за успехи. Недочеты в работе выносятся на обсуждение, в отличие от достижений, которые практически не отмечаются.

Руководитель требует уважения к себе.

Лидер четко видит конечную цель и планирует этапы ее достижения. Он стремится увлечь подчиненных, заинтересовать их результатом, повысить мотивацию к деятельности.

Лидер мотивирует и вдохновляет группу. Работа над ошибками проходит совместно, коллектив ищет пути их решения. Поощрения преобладают над наказаниями.

Лидер относится к сотрудникам как к коллегам, приветствует инициативу от подчиненных.

Совмещение

Для того чтобы эффективно руководить компанией и построить карьеру, недостаточно быть хорошим руководителем. Современная реальность такова, что начальник должен иметь задатки лидера, только так можно говорить о достижении каких-либо результатов и развитии организации.

Список личностных качеств лидера

Выделяют несколько главных качеств, которые необходимы лидеру:

  1. Ответственность.
  2. Адекватная самооценка.
  3. Эмоциональный интеллект.
  4. Высокая концентрация внимания.
  5. Эмпатия.
  6. Упорство и терпеливость.
  7. Обаяние и харизма.
  8. Планирование саморазвития.

Как развить качества лидера

Развитие лидерских качеств требует постоянной работы над собой. Планирование на этом этапе имеет большое значение. Для этого следует придерживаться несколько важных рекомендаций:

  • Правильно поставить цель может не каждый. Конечный результат многим представляется слабо и очень размыто. Это одно из главных препятствий на пути к успеху. Чем яснее поставлена цель, тем больше шансов ее достичь.
  • Не упускайте возможности! Умение их распознавать и использовать является отличительной чертой любого лидера. Пассивное ожидание подходящего случая – это не для тех, кто действительно стремится к успеху.
  • Не бойтесь рисковать! Не следует забывать о таком понятии в психологии как «зона комфорта». В ней человек чувствует себя привычно и удобно, ему хорошо во всем. Но часто именно «зона комфорта» является препятствием на пути к развитию, так как в ней легко можно «застрять». Не нужно бояться новых ситуаций, неожиданных поворотов и событий. Без них невозможен личностный рост и развитие лидерских качеств.
  • Необходимо всегда быть открытым обучению. Не стоит думать, что с получением диплома о высшем образовании, больше не придется открывать учебники. Никогда не стоит пренебрегать теоретической частью любого вопроса. О том, что в знании заключается сила, было сказано давно одним из классиков.
  • Наблюдайте за другими и перенимайте у них положительный опыт. С самого детства перед глазами человека есть люди успешнее и удачнее его в делах. Не следует им завидовать, так как гораздо больше пользы принесет перенимание их опыта и профессиональных качеств.

Таким образом, для развития лидерских качеств требуется знание теоретических основ, максимальная направленность на практику и анализ результатов с целью усовершенствования применяемых приемов и методов.

Препятствия на пути к лидерству

Некоторые люди считают, что если не являются лидерами, то развить у себя подобные качества уже не получится. Это основная ошибка, препятствующая достижению успеха.

Помимо этого существуют и другие барьеры, которые не дают продвигаться в личностном саморазвитии. Среди самых популярных можно отметить:

  1. Неумение четко определять цели и задачи;
  2. Житейская суета и мелкие проблемы, на решение которых уходит слишком много времени;
  3. Неумение и нежелание брать на себя ответственность за свои решения;
  4. Страх что-либо менять в своей жизни;
  5. Нежелание покидать «зону комфорта»;
  6. Переутомление, нервный срыв;
  7. Отсутствие мотивации.

На самом деле большинство из этих проблем легко устраняются с помощью поставленной цели и желания работать над собой.

Упражнения и советы для развития лидерских качеств

Поиск лидеров в окружении

Необходимо вспомнить не менее трех человек из знакомых, обладающих яркими задатками лидера. После этого следует назвать (или записать) от трех главных качеств, характерных для них. На следующем этапе рекомендуется проанализировать, какая из черт в большей степени повлияло на развитие их способностей. Обладаете ли вы подобным качеством, в какой мере (по 5-балльной шкале)? Что можно сделать, чтобы увеличить собственный ресурс?

Тренинги по саморазвитию

Принять участие в тренингах по саморазвитию. Это могут быть мероприятия, направленные на улучшение ораторских способностей, деловых качеств, умения вести переговоры и др.

Исследование

Провести исследование среди коллег с целью выявления лидерских качеств, которые более всего ценятся. Результаты следует проанализировать и сравнить с личным мнением.

Изучение книг

Изучить одну из книг психологов на тему лидерства и составить на ее основе несколько практических советов для реализации собственных целей.

План саморазвития

Развитие лидерских качеств обязательно предполагает наличие плана саморазвития. Для его составления необходимо записать и проанализировать ответы на следующие вопросы:

  1. Какие цели требуется достичь в служебной деятельности?
  2. Для чего они нужны в обычной жизни?
  3. В каком направлении следует двигаться, чтобы улучшить качество работы?
  4. Что следует предпринять для достижения целей? (здесь необходимо развернуто ответить относительно каждой задачи, если их несколько). Выделить этапы развития.

Некоторые психологи советуют завести дневник, в котором необходимо отмечать свои ежедневные победы и достижения. И пусть даже они будут незначительные, но это уже небольшой, но шаг, ведущий к изменению себя. По прошествии определенного периода следует подводить общие итоги, сравнивать личность до и после. Если какая-либо из целей не достигнута, необходимо проанализировать, что этому помешало и можно ли убрать препятствие.

Практический опыт показывает, что лидером не обязательно рождаются, им могут стать те, кто стремится усовершенствовать себя и сделать свою жизнь более качественной во всех отношениях.

Лидерские качества — видео

Рекомендуемые онлайн-курсы

Рекомендуемые материалы

10 качеств успешного руководителя

Кто вы: исполнитель или руководитель? Какие качества важны для успеха лидера, порталу HR-tv.ru рассказала Светлана Нефедова, консультант международного кадрового холдинга.

Не секрет, что в компаниях сотрудники делятся на две категории: на тех, кто принимает решения, руководит всеми процессами бизнеса, и тех, кто внедряет эти изменения. Первых называют руководителями, а вторых – исполнителями. В данной статье речь пойдет о том, какими личными и деловыми качествами должен обладать руководитель, чтобы направить компанию к росту и процветанию.

Качества лидера одинаковы как для руководителей корпораций, так и начальников небольших отделов. Это то, что помогает справляться с поставленными задачами, успешно строить карьеру и отношения с окружающими.

Основными составляющими успешного руководителя являются три категории качеств:

— Личные (психологические) качества – с помощью них завоевывают уважение и авторитет среди подчиненных и вышестоящих коллег;

— Деловые качества – умение организовать работу и распределить обязанности, лидерство, коммуникабельность, способность убеждать, инициативность и самоконтроль;

— Профессиональные качества – это хорошее специальное образование, эрудиция, компетентность в своей профессии, высокая обучаемость, а также умение планировать свою работу.

Рассмотрим основные личные и деловые качества руководителя. Подчеркну, что пункты, указанные ниже, больше применимы к руководителям в международных компаниях с хорошо организованной системой управления бизнеса, четкими целями и стандартами.

1. Системное мышление является основой личных качеств руководителя. В процессе практической деятельности необходимо уметь мыслить – заранее определять возможные трудности и способы их преодоления. Навык системного мышления помогает охватывать все стороны дела и влияющие факторы.

2. Способность принимать решения. Руководители ежедневно сталкиваются с великим множеством проблем, и нужно делать это, основываясь не только на понимании ситуации, но и на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для лидера и окружающих, они будут восприниматься в искаженном виде.

В результате эффективность принятия и реализация управленческих решений снизится. Руководитель, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности, и ограничен этой нечеткостью.

3. Творческое мышление. Умение мыслить нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами управления. Необходим навык разработки нестандартных управленческих решений в условиях, когда альтернативные варианты действий неясны или сомнительны.

4. Результатоориентированность. Успешный лидер быстро реагирует на изменения обстановки, самостоятельно принимает эффективные решения в условиях дефицита времени, последовательно и целеустремлённо добивается поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке.

5. Способность к самоанализу, трезвая оценка своих действий, умение максимально использовать положительный опыт других. Человек должен понимать роль лидера в организации, уметь видеть, какое влияние он оказывает на организацию.

6. Коммуникабельность. Эффективный лидер строит систему коммуникаций в организации, получает надёжную информацию и эффективно её оценивает. Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловые коммуникации с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок.

Он должен контролировать своё поведение – негативное отношение к кому-либо не может влиять на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику срабатывает как дополнительный стимул повышения активности.

7. Лидерство. Руководитель поощряет участие сотрудников в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не эффективна. Высказывает подчинённым только конструктивную критику, стремясь помочь им лучше проявить себя профессионально.

Предоставляет им как можно больше свободы для служебных действий, допуская при этом компромиссы, но не проявляя беспринципности. Грамотный руководитель вызывает к себе расположение.

8. Стрессоустойчивость. Современный лидер должен обладать высокой сопротивляемостью к фрустрации, быть в какой-то степени хладнокровным. Те, кто не умеет управлять собой, бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать свое время, энергию и навыки, ограничены этой неспособностью и не могут управлять другими людьми.

9. Постоянное саморазвитие. Профессионализм – это самовозрастающая величина. Лидер призван являть собой образец повышения уровня своих теоретических знаний и практических навыков, общекультурного роста. Крайне важна систематическая демонстрация им хорошего владения технологией интеллектуального самовыражения при выработке управленческих решений.

10. Ответственность за свои действия и делегирование. Иными словами, руководитель подает пример окружающим. Стандарты, применяемые для оценки качества работы, должны быть едиными для всех. Руководитель делит со своими подчиненными и радость победы, и горечь поражения.

Все эти качества в совокупности создают именно тот образ, которому стремятся соответствовать эффективные лидеры. А это, в свою очередь, ведет к формированию позитивного имиджа управляющего.

В разных компаниях мы можем встретить отличающиеся друг от друга подходы к управлению. В международных корпорациях, как правило, приветствуется демократический стиль управления персоналом, и руководители оцениваются по стандартам, описанным выше. Для российских компаний характерен жесткий и агрессивный стиль управления. Надо сказать, что бизнес не всегда проигрывает от такого подхода при условии существования хорошо простроенной системы бизнеса внутри. Можно даже сказать, что благодаря своим достаточно директивным и авторитарным подходам, они получают результат.

В то же время можно наблюдать и другую картину: есть примеры компаний, которые проиграли на рынке из-за своих руководителей или собственников-“самодуров”, не обладавшими достаточными компетенциями, знаниями или опытом. Неэффективная стратегия (или вовсе ее отсутствие), давление на подчиненных приводило к фрустрации персонала, увольнению, не говоря уже о негативных результатах для бизнеса в целом.

8 лидерских качеств настоящего руководителя

Всем известное слово «лидер» происходит от английского leader – первый, ведущий, тот, кто идет впереди, вождь. Это человек, который возглавляет какую-либо группу людей, пользуется авторитетом и влиянием, благодаря чему способен управлять ею. Он является одним из членов группы, и она признает за ним право ведущего.

Лидеры бывают авторитарные, демократичные и либеральные. Авторитарные не советуются с коллективом, навязывают свою точку зрения и устанавливают жесткую дисциплину. Демократичные принимают решения, ориентируясь на мнение коллектива, а свои полномочия могут делегировать кому-то из членов группы. Либеральные лидеры не склонны к конфликтам, поэтому они легко соглашаются на все предложения членов коллектива, как говорится – «идут на поводу». В итоге все служебные обязанности распределяются беспорядочно, коллектив разобщен и не организован.

На предприятиях, в организациях, компаниях лидерскими качествами должен обладать руководитель, которого обычно назначают или выбирают. Обязанности руководителя – отвечать за работу возглавляемого им предприятия, отдела и т. д., поощрять или наказывать тех, кто ненадлежащим образом выполняет свои обязанности. При отсутствии у руководителя необходимых лидерских качеств в коллективе может появиться неформальный лидер, что не всегда способствует поддержанию нормальной рабочей обстановки.

Задачи лидера как руководителя:

  • Повышение производительности труда и развитие предприятия или бизнеса.
  • Мотивирование сотрудников на рост и совершенствование.
  • Создание условий, уменьшающих причины для недовольства сотрудников.

Быть лидером непросто. Одни люди, как бы ни старались, не могут овладеть этим искусством. Другим же этот талант дается от рождения. Причем, как можно заметить, одни лидеры спокойны и уравновешены, другие же эмоциональны и динамичны. Тем не менее, как руководители они могут быть одинаково эффективны.

Так какими же лидерскими качествами должен обладать руководитель?

1. Здоровое честолюбие

Здоровое честолюбие (не путать с болезненным) – это стремление быть лучшим в своем деле, добиться мастерства. Это качество помогает достигать поставленных целей.

По словам американского эксперта по вопросам лидерства Дж.Максвелла, «Калибр лидера можно измерить проблемами, за которые он берется. Лидер всегда ищет те, которые соразмерны ему самому».

Руководитель-лидер работает больше и упорнее других, ведь то, что он делает, намного важнее того, что он говорит. Он должен уметь делать то, чего не может больше никто. Своим примером он побуждает других следовать за ним и доверять его мнению. При этом он не должен поддаваться искушению беспрестанно контролировать и перепроверять подчиненных.

2. Преданность своему делу

Руководитель-лидер настойчив и инициативен. Он обладает сильной волей, что помогает ему преодолевать все препятствия на пути к цели. Он вынослив и работоспособен даже в форс-мажорных обстоятельствах. В критические моменты он готов взять инициативу на себя, поэтому на него всегда можно положиться.

Шотландский журналист, основатель журнала Forbes Б. Ч. Форбс писал : «За успех нужно платить. Практически все, кто достиг вершин, работали тяжелее и больше, более старательно учились и строили планы, больше жертвовали собой, преодолели больше трудностей, чем те из нас, кто еще не поднялся».

3. Решительность и умение разумно рисковать

Канадец Брайан Трейси, автор многих книг, в том числе и на темы лидерства, заметил, что кто хочет сберечь собственный покой, никогда не сможет добиться успехов, а «преуспевающие люди решительны и всегда пытаются совершить больше действий, чем другие». Руководитель-лидер всегда готов проявить волю и принять решение, даже если оно не лежит на поверхности. Однако его риск не безрассудный – он подкреплен опытом и знаниями.

4. Философское отношение к неудачам

Многим известна фраза: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Хотя существует немало людей, воспринимающих неудачи чересчур болезненно: у них падает самооценка, опускаются руки и пропадают интерес и желание что-либо делать. Такие качества не могут быть присущи руководителю-лидеру, ведь, как говорил автомобильный магнат Генри Форд: «Кто боится неудач, тот ограничивает свою деятельность. Неудача – это возможность начать все заново, но уже более мудро».

С ним солидарен и основатель компании Honda Motor японский инженер и предприниматель С. Хонда. По его словам, «Успех может быть достигнут только через повторяющиеся неудачи и самоанализ. Фактически успех –это только 1% вашей работы, а остальные 99% – это неудачи. …Мои ошибки никогда не возникали по одним и тем же поводам».

А уже упомянутый канадец Б.Трейси советовал не отчаиваться при неудачах, поскольку «В среднем каждый миллионер, сам заработавший свои деньги, два-три раза бывал банкротом или почти банкротом».

5. Правильно строить отношения с подчиненными

Руководитель-лидер должен ценить своих подчиненных, заботиться о них, быть для них наставником и стремиться им помочь. Он должен быть человечным, терпимым, тактичным и внимательным. Требуя от сотрудников максимальной отдачи и поднимая им высокую планку, он не должен их ругать. При необходимости высказать критическое замечание он должен критиковать работу подчиненного, а не его лично.

В то же время нельзя проявлять слабость и говорить сотрудникам лишь то, что они хотят слышать. Руководитель-лидер должен быть эмоционально гибким и уметь находить с подчиненными общий язык, не давая волю эмоциям. В свою очередь, подчиненные должны иметь возможность сказать руководителю, что он неправ.

Известный американский миллиардер Рокфеллер считал, что «Умение обращаться с людьми – это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете».

А один из ведущих сотрудников компании General Motors заметил: «Поля самых разных отраслей промышленности усеяны костями тех организаций, где стиль лидерства был насквозь пропитан моральным разложением…, где верили в то, что нужно брать, вместо того, чтобы отдавать… где не понимали, что единственный актив фирмы, которые не поддается легкой замене, это ее люди».

6. Понимание необходимости мотивации персонала

Мотивация подчиненных к работе предполагает умение ставить перед ними понятные, четкие и достижимые цели. Они должны представлять, как будут выполнять поставленную задачу.

При этом труд персонала должен соответствующим образом поощряться, например различными премиями и бонусами. Прежде чем требовать от подчиненных всецелой отдачи, руководитель должен спросить себя: «А стал бы я работать в несколько раз больше, чтобы увеличить свой доход на 2-3%?».

Публицист Майк Делании верно заметил: «В любом виде бизнеса или отрасли промышленности, где одинаково вознаграждаются и бездельники и трудяги, рано или поздно обнаружится больше первых, чем последних».

Конечно, подчиненные должны иметь достаточный уровень квалификации. В противном случае, получится так, как предсказывал американский предприниматель Джим Рон: «Одной мотивации недостаточно: если у вас есть идиот и вы его мотивировали, то в результате вы получите мотивированного идиота».

7. Не бояться перемен

Руководитель-лидер – это человек, который не останавливается на достигнутом, а значит, всегда готов к переменам. А, как известно, перемены – это новые возможности. Тем не менее, «Большинство людей упускают появившуюся возможность. Потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу». Эти слова принадлежат известному американскому изобретателю Томасу Эдисону. И уж он-то своих возможностей не упустил!

Современный мир беспрестанно меняется, и чтобы остаться лидером, необходимо идти в ногу с переменами.

«Единственным способом общения с непредсказуемым будущим является создание очень гибкой организации. Как только в вашу категорию приходят изменения, вам необходимо быть готовыми к изменениям и меняться так быстро, как только возможно для того, чтобы в будущем выжить» (известный американский маркетолог Джек Траут.

8. Способность к самосовершенствованию

Некоторые руководители, добившись значительных успехов, успокаиваются и «почивают на лаврах». Удовлетворенность достигнутым – опасность, подстерегающая многих лидеров. Они считают, что обладая влиянием и пользуясь уважением, ни к чему заниматься дальнейшим саморазвитием.

Мужество признать, что «Я знаю то, что ничего не знаю», готовность к обучению и саморазвитию – непременные качества современного руководителя-лидера.

5 качеств лидера необходимые любому руководителю

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему за одним человеком идут хоть на край света, а другого не воспринимают за вожака, при всем его старании? Все дело в лидерских качествах руководителя. Если вы хотите стать успешным руководителем, вам нужно развивать в себе качества лидера.

Какими качествами должен обладать лидер?

Знаете ли вы, какими лидерскими качествами обладаете, а какие нужно развивать? Мировые психологи определяют основные черты характера присущие всем лидерам. Представляем вашему вниманию 5 основных качеств лидера :

Качество лидера 1 “Уверенность в себе”

Никто и никогда не будет следовать за неуверенным в себе человеком! Если вы не в состоянии поверить в успех, то как вы заразите чувством безопасности следующих за вами? Уверенность в себе и несокрушимая вера в успех важные лидерские качества руководителя .

Качество лидера 2 “Харизма”

Многие полагают, что харизму нельзя точно определить и тем более развивать. На самом деле харизма — это способность, позволяющая притягивать к себе. Ее можно развивать, как и любую другую черту. Радуйтесь жизни, в беседе с любым человеком всегда старайтесь хвалить его, дарите надежду и к вам начнут тянуться.

Качество лидера 3 “Твердый характер”

При принятии сложных решений, каждый человек выбирает между компромиссом и характером. Лидер всегда будет следовать своим принципам и примет решение в сторону сильного характера, даже если последствия могут быть негативными.

Качество лидера 4 “Ответственность за результат”

Легко отвечать за положительный результат и не всегда хочется брать на себя ответственность за неудачу. Но ответственность за результат входит в прямые обязанности руководителя , а идти будут только за тем лидером , который не боится лицом к лицу встретиться с любой проблемой.

Качество лидера 5 “Компетентность”

Знать и понимать принцип своего дела не достаточно, для того чтобы управлять. Необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться. Тогда вы будете не просто давать указания, а и воодушевлять на достижение максимального результата. Таких лидеров всегда ценят втройне.

Ежедневно развивайте в себе лидерские качества необходимые руководителю и совершенствуйте их. Периодически возвращайтесь к этому списку, чтобы оценить изменения или предотвратить отклонения от намеченного курса стать выдающимся лидером!

10 качеств настоящего лидера. Какие качества должны быть у руководителя

Хорошего лидера выделяют его качества. Независимо от того, пытаетесь ли вы начать свой собственный бизнес, управляете командой сотрудников или просто проводите встречи, ведете диалог, вы можете проявить себя в этом лидером. Настоящий лидер всегда имеет ответы на самые сложные вопросы. Настоящий лидер может вдохновить и замотивировать людей на выполнение работы. При этом, лидеру очень трудно. Лидеру не к кому обратиться за советом, т.к. все общаются за советом к нему.

В природе еще не существует волшебных курсов, которые сделают из любой тряпки успешного лидера. Люди часто спорят о том, что великие лидеры рождаются таковыми. От части, я с этим соглашусь. Определенному типу людей просто не присущи определенные качества, которые должны быть у лидера. Определенному типу людей стать идеальным лидером будет крайне сложно, т.к. через свою сущность не перешагнуть. Но если вы изучите основы лидерства, то вы сможете сформировать лидерскую позицию.

Итак, приступаем к изучению самых нужных лидерских качеств.

Лидер твердо уверен в собственных убеждениях, что вдохновляет окружающих его людей

Если человек твердо верит в свои убеждения, то чаще всего такой человек будет придерживаться своих ценностей в любых ситуациях, что влияет на общее виденье лидера и будущее компании. Но это не должно обозначать, что лидер игнорирует мнение всех людей, которые думают иначе. Хороший лидер – гибкий лидер. Хороший лидер будет прислушиваться к мнению окружающих, адаптировать свои идеи и развивать их, учитывая предложения своего коллектива. Адаптация собственных идей не является изменой собственных убеждений.

Исследования показывают высокую степень зависимости между чувством неопределенности и стрессом. Затяжное чувство неопределенности часто провоцирует депрессию, что очень пагубно для любой организации. Если ваши сотрудники не уверены в том, какое решение вы приняли на счет новой идеи, либо они чувствуют, что лидер слишком часто меняет свои решения, то они не смогут сосредоточиться на своей работе, а их продуктивность будет минимальной. Такого лидера чаще всего перестают уважать, а его указания не воспринимают всерьез.

Есть знаменитая история про бывшего главу Apple. Стив Джобс демонстрировал очень сильную позицию по своим убеждениям. К примеру, когда выпускали первый iPhone, многие говорили, что люди предпочитают традиционную клавиатуру, а сенсорной никто пользоваться не захочет. На такие доводы Джобс всегда отвечал, что люди привыкнут к этому. Вот так сильно он был уверен в правильности своих решений.

Лидер использует эмоциональный интеллект, чтобы улучшить отношения с клиентам и коллегами

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои собственные эмоции и эмоции других людей. Если человек это умеет, то он получает максимальный контроль над собственными эмоциями и понимает эмоциональное состояние окружающих. Это значительно помогает в ведении деловых переговоров, помогает делать хорошие продажи т.к. любой человек очень сильно зависит от эмоционального фона и многие поступки делает на эмоциях.

В одному из следований иностранной страховой компании Fortune было обнаружено, что люди с высоким эмоциональным интеллектом были более успешны. Они чаще получали высокие оценки и добавилась положительных результатов в работе. Это обосновано преимуществами эмоционального интеллекта. Такие чаще хорошо контролируют свои эмоции и поведение, лучше работают в команде с другими людьми, могут быстро разрешать конфликты, прежде чем они выйдут из-под контроля.

С чего начать развивать эмоциональный интеллект

Некоторые люди от природы имеют способности к этому, а другим приходится потратить несколько лет, чтобы освоить это на базовом уровне.

Если вы только начинаете развивать эмоциональный интеллект, то тратье больше времени на изучением чувств других людей. Если вы заметили положительные или отрицательные эмоции, то попробуйте проанализировать это. Почему человек чувствовал эти эмоции и что привело к этому?

Лидер владеет в совершенстве искусством общения

Если вы лидер, то вам приходится часто общаться с другими людьми. Ни одна из проблем не обходится без вашего участия в ней. Вы будете регулярно проводить личные встречи, совершать звонки клиентам и регулярно вести переписку с клиентами. Стоит заметить, что не все разговоры будут приятными. К примеру, принять негатив клиента или сообщить коллеге про его увольнение.

Можно спросить любого успешного руководителя о том, какие навыки самые ценные для успеха, и они, вероятно, среди прочих назовут навыки общения. К примеру, миллиардер и серийный предприниматель Ричард Брэнсон называл общение самым важным умением, которым обладает лидер.

Коммуникация делает все процессы более плавными. Развитые навыки общения помогают более эффективно доносить до сотрудников различные инструкции и детали выполнения задач. Общение так же позволяет передать ваше настроение и степень важности через тон разговора. Соответственно, общение является объективным и субъективным средством воздействия на ваших слушателей.

Как и с чего начать развивать навыки общения

Электронная почта и переписки в чатах – это самый простой способ начать совершенствовать свои навыки общения. В данном случае у вас будет время, чтобы обдумать каждое предложение. Если начать сразу с телефонных разговоров или живых встреч, то это показаться слишком сложным. Работать с возражениями собеседника при телефонных разговорах гораздо сложнее, чем в переписках.

При разговоре обращайте внимание на свои формулировки и тон. Не бойтесь экспериментировать, чтобы найти правильную комбинацию. Старайтесь говорить с собеседником не так быстро. Это позволит вам продумать свои предложения. Так же это позволит вам казаться более уверенным, если вы не будете перегибать палку. Если перегнуть, то можно быть похожим на укуренного.

Лидер не допускает бездействия и сохраняет импульс команды

У великих лидеров, как правило, есть черта не допускать бездействия. Если вы столкнулись с проблемой, то откладывать решение этой проблемы – это самое худшее, что можно сделать.

Несовершенное действие лучше совершенного бездействия.

Это цитата президента США Гарри С. Трумэна. Этот тот самый человек, который отдал приказ сбросить атомную бомбу, которая оборвала жизни тысячи невинных жизней. С одной стороны, его поступок был ужасен, но с другой это предотвратило возможную войну, которая могла бы унести гораздо больше жизней.

С чего начать

Когда вы столкнулись с проблемой, то обдумайте тщательно возможные сценарии этого события, далее в зависимости от сценария можно строить план действий.

Лидер должен быть дипломатичным

Среди самых важных качеств лидера есть дипломатичность. Лидер постоянно участвует в конфликтах, решает множество проблем и ведет обсуждения с коллегами, поэтому лидер должен быть дипломатичным.

Хороший лидер будет дипломатичным и не будет допускать развития конфликтов. Он всегда выслушает предложения своих коллег, даже если они противоречат его собственным идеям.

Многие компании сделали это своей общей политикой. К примеру, Google на протяжении многих лет предоставляет своим сотрудникам примерно 20% от рабочего времени для работы над любыми проектами, которыми они бы хотели заняться.

Лэн Глейзер как-то сказал, что инновационные идеи возникают именного тогда, когда применяется элемент инакомыслия.

Зачастую компании, которые не только допускают, но и поощряют разработку идей сотрудниками, имеют преимущество на рынке.

Лидер всегда остается спокойным и признает свое ошибки

Не все принятые решения будут приносить результаты. Многие из решений будут ошибочными. Хороший лидер признает свои свои ошибки и воспринимает свои неудачи спокойно. Если лидер отказывается принимать свои ошибки, то коллеги будут возмущены, полагая, что это заявка на эгоцентризм, но они так же будут запуганы тем, что им будет казаться, что любое решение, которое противоречит взгляду лидера заранее является ошибочным.

Как правило, руководитель, который демонстрирует свое смирение работает намного эффективнее. Когда руководитель ведет себя скромно и не выделяет себя, не пользуется своим служебным положением, он становится образцом для своих сотрудников.

Как развить смирение

Смирению трудно научиться, но можно применять его основные принципы. Если вы ошиблись, то признайте свою ошибку, не бойтесь показаться в глазах других хуже. Людям свойственно ошибаться.

Лидер максимально контролирует свои эмоции, чтобы принимать наиболее логичные и долгосрочные решения

Хороший лидер умеет контролировать свои эмоции. Это позволяет принимать более правильные и логичные решения, которые будут наиболее эффективны в долгосрочной перспективе. К примеру, самые эффективные маркетинговые стратегии занимают от нескольких месяцев до нескольких лет в разработке. Если поспешить и под действием эмоций принять решение, то это может привести к серьезным убыткам. Если решение нужно срочно, то сначала можно принять краткосрочную стратегию, чтобы продолжить работу над долгосрочной.

Джефф Безос – один из лучших примеров. Почти все решения, которые он принимает в качестве генерального директора компании Amazon, сделаны с учетом будущего. Это одна из самых больших и мощных компаний в мире, но она не приносит много прибыли. Весь избыточный доход компании возвращается обратно в компанию, чтобы помочь ей освоить новые рынки и изучить новые возможности для расширения.

Как начать контролировать свои эмоции

Мы как-то писали о том, как контролировать агрессию и злость. Если вы чувствуете, что эмоции захватывают вас, то лучше отстраниться от ситуации, чтобы немного остыть и принять решение в спокойной обстановке. Можно представить, что вы сторонний наблюдатель, который пытается дать совет незнакомцу. Затем нужно представить последствия от принятого решения через неделю, месяц, год и 5 лет.

Лидер должен быть организованным, чтобы показать хороший пример остальным

Если лидер не организован, то никто из команды не будет организованно выполнять свои обязанности. Лидер постоянно занят, поэтому траты времени на организацию собственного дня ему могут показаться ненужной мелочью. Однако, это совершенно не так. Быть организованным важно не только для собственной производительности, но и для ваших сотрудников. Лидер является примеров для всего коллектива.

В США проводили опрос среди офисных работников на эту тему. Результаты опроса показали, что 75% офисных работников связывают дезорганизованный офис с более глубокими проблемами внутри коллектива. Если на столе руководителя много бумаг и полный беспорядок, то сотрудники могут это связать с общим состоянием компании. Так же, это является оправданием для дезорганизации в их собственных делах, что приводит к проблем с производительностью.

Как повысить свою организованность

Нужно начать уделять больше времени тому, как вы организуете себя. Попытайтесь представить идеальный образ, идеальный рабочий стол. Вот к этому и нужно стремиться. Следите за свой собственной продуктивностью и тратьте на планирование 15 минут в день.

Лидер создает лидеров

Руководитель организации – главный лидер, но если бизнес развивается, то все он не проконтролирует. Хороший руководитель всегда понимает это, поэтому делает из своих подчиненных лидеров. Поручайте сотрудникам принимать собственные решения. Это поможет разгрузить вас и разнообразить культуру в компании.

Лидер должен быть решительным, чтобы продемонстрировать свои возможности и власть

Лидер должен проявить свою решимость, чтобы доказать свою власть на месте, если этого требует ситуация. Лидеры / руководители – это прежде всего люди, которые принимают решения, а это означает, что ответственность за все результаты от этих решений тоже приходится нести лидеру.

Хорошие руководители не боятся столкнуться с последствиями, особенно в период неопределенности. Лидер принимает решения на основе тех данных, которыми он располагает. Качество принимать решения и нести ответственность – необходимое для любого лидера. Это делает любого лидера более авторитетным, стимулирует окружающих следовать вашим решением.

Понять принципы лидерства, чтобы стать великим лидером

На самом деле существует много разных стилей лидерства, потому, эти качества лидера могут изменяться. Так же многое зависит от того, как вы их понимаете и как вы их применяете.

Чем больше вы знаете про других лидеров, тем больше информации в вашем распоряжении, чтобы сформировать свой собственный стиль лидерства.

Кстати, это одна из самых больших статей. Если вам понравилось, то подписывайтесь на нас в социальных сетях, слушайте наши подкасты и делайте репосты.

Какими качествами должен обладать руководитель-лидер?

Бизнес-консультант Банка делового развития Канады (BDC), Рони Израэль поделился своими размышлениями по поводу лидерских качеств руководителя. Он считает, что короткое определение лидерства должно выглядеть так — способность подавать пример, в то же время общаясь, мотивируя, делясь и делегируя.

7 ключевых лидерских качеств руководителя, над которыми нужно работать

  1. Видение общей стратегии. Желаний и идей недостаточно для развития, важна стратегия, руководитель должен чётко представлять, где он видит своё учреждение через пять лет и что ему нужно, чтобы достичь этого.
  2. Общение. Делитесь успехами и неудачами со своими сотрудниками. Если вы будете держать их в курсе событий, это поможет им чувствовать свою причастность к общему делу.

Рони Израэль, у которого 30 лет опыта в бизнесе, считает, что планы, стратегии и результаты не должны оставаться на бумаге и собирать пыль.

— Если вы зарабатываете деньги, ваши подчинённые должны знать об этом и быть награждены, — говорит он. — Это замотивирует их и поможет компании продолжать расти. Её успех принадлежит не только вам, но всей вашей команде.

А в случае проблем вы сможете рассчитывать на их идеи, как эти проблемы решить.

  1. Поиск и сохранение талантливых кадров. Успешность работы вашего учреждения зависит от лидерских качеств руководителя в управлении персоналом. У самых выдающихся начальников есть общая отличительная черта — они окружают себя талантливыми, смелыми и верными сотрудниками. Когда у вас появятся такие, не забывайте оказывать им поддержку в их профессиональном росте.
  2. Делегирование. Рони Израэль считает, что руководителям свойственно здоровое эго, а когда вопрос касается их учреждения, они думают, что никто не может делать их работу лучше. Но успешный начальник понимает, что не может одновременно управлять коллективом, быть главным бухгалтером, специалистом по продвижению и рекламе, он создаёт команду и делегирует свои полномочия.
  3. Личный пример. Будьте честными и придерживайтесь корпоративной этики, если ожидаете того же от сотрудников.
  4. Умение спросить совета. Не важно, насколько хорошо вы знаете свою сферу деятельности, изменения будут происходить всегда и так быстро, что у вас начнут появляться пробелы и ситуации, где решение не будет однозначным.

Рони Израэль создал и развил семь предприятий, и этот опыт научил его тому, что надо искать совет профессионалов.

— Я всегда закладываю 10 000 долларов в бюджет на бизнес-консультанта, — говорит он. —Можно притворяться, что знаешь всё, но нужно помнить, что изменения неизбежны, а остаться позади очень легко.

  1. Развитие лидеров. Лидерские качества руководителя — это основа. Но не всегда лидеры занимают управляющие должности. Их можно встретить на любом уровне организации, находите их и помогайте развивать лидерские качества. Это создаст костяк в вашем коллективе, который упростит распространение информации внутри учреждения и поможет доводить ваши идеи до каждого.

Чем больше человек работает в вашем учреждении, тем важнее становится седьмой пункт. Можно, конечно, привлекать кадры извне, но это будет дорого, рискованно и времязатратно. Поэтому развитие талантов внутри учреждения — это основное лидерское качество руководителя, которое имеет долгосрочную перспективу.

6 советов, как развивать лидеров

  1. Научитесь разглядывать потенциал. Определяйте работников, которые смогут занять важную должность при необходимости. Выводите людей из зоны комфорта. Сложные или необычные ситуации отлично подходят для проверки того, насколько пригоден сотрудник для роли лидера. Смотрите вне навыков и компетенций вашей сферы деятельности, узнавайте, какие у них интересы, ценности, цели.
  2. Ищите помощь. Ваши заместители и руководители отделов вполне способны её оказать, можно даже сделать их ответственными за поиск среди своих подчинённых.
  3. Продвигайте своё видение. Обсуждайте его со своими сотрудниками, спрашивайте их мнение о его формировании и изменении. Это даёт им чувство общей цели и подталкивает потенциальных лидеров к тому, чтобы видеть своё будущее внутри учреждения.

Помните про «а какое мне до этого дело». Не важно, насколько работнику нравится то, что он делает, его заинтересованность никогда не достигнет того же уровня, что и у руководителя.

  1. Создавайте возможности для развития лидеров. Сделайте это частью своей общей стратегии развития учреждения. Скорее всего понадобится полноценный план, который будет учитывать все уровни организации и показывать, когда сотрудник готов занять должность выше.

Формальное обучение лидерским качествам руководителя может помочь, но оно не заменит опыта и развития в рамках конкретной сферы деятельности. Сложные задания или видоизменения обязанностей сотрудника помогают ему развивать новые навыки и углублять понимание учреждения в целом, а ещё повышают его уверенность в своих силах. От вас же потребуется поддержка, чтобы помочь ему освоиться в новой роли.

  1. Наблюдайте. Измеряйте. Поощряйте. Сотрудники должны нести ответственность за то, как они выполняют свою работу. В учреждении должна быть справедливая и объективная система оценки и поощрения деятельности. Не стоит легко отказываться от работников, у которых что-то плохо получается. Попробуйте сперва помочь им улучшить их показатели, иногда это может раскрыть талант там, где вы его не ждали.
  2. Помогайте в стиле коучинг. Коучинг — это способ развития навыков сотрудника, основанный на личных обсуждениях, оказании поддержки, помощи советом в каждом конкретном задании. Используйте такие обсуждения, чтобы помочь потенциальным лидерам раскрыть их талант, избавить их от страхов и слабых мест.

Больше о том, как «прокачать» свои навыки руководителя и умение работать с коллективом учреждения, вы узнаете на онлайн-марафоне «Секреты профессионального управления» , который состоится 1—19 апреля 2019 года.

Лидерские качества руководителя: как оценить и развить

Статьи по теме

В статье расскажем, как HR-у оценить лидерские качества у кандидатов на руководящие должности и у претендентов в кадровый резерв. Дадим советы, как развить лидерские компетенции.

Скачайте документы по теме:

Какие лидерские качества необходимы руководителю

Часто под лидерством понимают и такие качества, как уверенность, способность генерировать идеи, нравиться коллегам. Да, такие качества лидеру не помешают. Но даже если все они есть у сотрудника, это еще не значит, что он лидер. Генерировать идеи – не то же, что их реализовать. Уверенность в себе может быть следствием завышенного самомнения или эгоизма, равнодушия к другим.

Лидерские качества руководителя — это не только активность и способность нравиться коллегам. Он должен стремиться расти профессионально сам и развивать подчиненных, узнавать о новых технологиях и делиться информацией с сотрудниками. Истинные качества лидера и руководителя это:

  • умение управлять своими эмоциями;
  • способность сформировать вокруг себя команду единомышленников и вести их за собой;
  • умение мыслить практично и оригинально;
  • умение поставить четкие личные и коллективные цели;
  • потребность в постоянном личностном росте;
  • изобретательность и способность принимать новое;
  • высокая способность влияния на окружающих;
  • знание современных управленческих подходов;
  • формирование и развитие эффективных рабочих групп;
  • умение давать систематическую обратную связь;
  • высокий эмоциональный интеллект и харизматичность.

Лидерские компетенции и их индикаторы

Лидер должен быть максимально сосредоточен на людях и на координации работы группы. Ему важно быть наставником для коллег, замечать и отмечать личный вклад каждого и своевременно поощрять их достижения.

Оценка лидерских качеств руководителя

Лидер ведет себя естественно. Уважительно относится к коллегам, выслушивает их, не перебивая. Лидер всегда реагирует адекватно: если не соглашается то объясняет, почему. При этом он контролирует свои эмоции.

В своей оценке лидерских качеств руководителя в управлении ориентируйтесь на такой список индикаторов:

  • пользуется уважением коллег;
  • развивает и поддерживает коллег, делит с ними свою славу;
  • вовлекает коллег в процесс принятия решений;
  • уважает сотрудников и их вклад в работу.

Ответственность — одно из главных качеств лидера. Понять, ответственный ли перед вами человек, можно по заслугам в обучении. Во время учебы в вузе принимал участие в конкурсах, получал сертификаты? Коллеги его уважают, могут легко привести примеры, как он их выручал? Умеет работать в команде, поддерживает сослуживцев, отстаивает их интересы?

Побывайте на совещании и наблюдайте, выделяется ли управленец и как его слушают. Пользуется ли он авторитетом коллег? Соглашаются ли с его предложением? Особенно важно такое исследование лидерских качеств у женщин-руководителей.

Чтобы человек раскрылся и показал, есть ли у него лидерские качества, используйте разные инструменты оценки. Тесты, кейсы, стресс-интервью, наблюдение — все подходит. Используйте их в комплексе, тогда получите достоверный результат. Надеяться, что один инструмент сразу все покажет, нельзя. Например, тест выявит лишь лидерский потенциал, а не является ли сотрудник лидером. Минус кейсов и стресс-интервью: человек только представляет себя в сложной ситуации, но в реальности находится в спокойной обстановке. Значит, в действительности он может действовать иначе, чем в смоделированной ситуации.

Тесты для оценки лидерских качеств

Универсального теста для оценки всех лидерских компетенций нет. Максимум качеств за один раз можно оценить с помощью теста Кейрси. Он позволит выявить, насколько у кандидата или сотрудника развиты EQ, харизматичность, умение вести за собой и мыслить оригинально.

Пример заполнения теста Кейрси

Используйте комплекс методик, чтобы как можно лучше оценить уровень лидерских качеств у сотрудника или соискателя. Например, тест Белбина покажет наличие компетенции «Умение собрать вокруг себя команду единомышленников». Уровень EQ сотрудника узнайте с помощью опросника «ЭмИн». «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина покажет, что движет сотрудником в работе.

Кейсы для оценки лидерских качеств

Узнайте, как ведет себя сотрудник, когда возникают трудности. С помощью кейсов проверьте, как человек реагирует на препятствия в работе и в жизни, как расставляет приоритеты. Лидер не пасует перед сложностями — он действует.

Скачайте примеры кейсов, которыми можно оценить лидерские качества

Необычные способы проверить лидерские качества

Организуйте экстремальное приключение. Именно в нестандартных, стрессовых ситуациях и проявляются лидерские качества руководителя. Понять, как сотрудник взаимодействует с коллективом, поможет любая командная игра. Следите, как менеджер взаимодействует с другими игроками. Если взял на себя роль координатора и вывел команду в победители, налицо лидерские компетенции — «Умение создать команду единомышленников», «Способность убеждать и вести за собой».

Стресс превращает сильные стороны руководителя в негативные черты, которые разрушают карьеру. Лидерские качества-перевертыши американские коучи Дэвид ДОТЛИХ и Питер КЕЙРО назвали деструкторами. Самых губительных — пять. Выявить их поможет простой тест.

Как развить лидерские качества у руководителя

Если выявлены проблемы с лидерской позицией в коллективе, разработайте меры, чтобы развить лидерские качества у руководителя. Можно, к примеру, направить управленца на тренинги по развитию управленческих навыков .

Посоветуйте лидеру выйти из зоны комфорта, отказаться от роли бесконфликтного человека. Пусть начнет проводить короткие совещания, так он покажет подчиненным, что намерен контролировать ситуацию.

Покажите управленцу, какие методы использовать для того, чтобы не поддаваться напору сотрудников. Например, важно сохранять спокойствие во время дискуссий. Ведь сотрудники иногда целенаправленно пытаются вывести руководителя из равновесия, чтобы потом сыграть на его чувстве вины и добиться своего.

Три приема, с помощью которых можно сохранить спокойствие:

  • переключить внимание, например, думать о чем-то постороннем;
  • использовать воображение, представляя оппонента в неспецифическом образе, желательно смешном;
  • блокировать чужие эмоции: выпрямить спину, отвести плечи назад, встать ровно, изобразив «памятник самому себе», к словам собеседника не прислушиваться, концентрироваться на своем «чувстве величия».

Подойдите к развитию лидерских качеств творчески. Большинство руководителей знают, какими управленческими компетенциями должны обладать. И часто обладают ими. Но почему-то не всегда проявляют их в работе. К примеру, знают, что должны давать обратную связь подчиненным. Знают как. Но не дают. Чтобы у руководителей постоянно было напоминание, сделайте календарь в форме шалашика с листами формата А-5. Его легко установить на рабочем столе, он не занимает много места, но всегда перед глазами управленцев. Руководители будут помнить, что должны проявлять в работе лидерские качества.

Пример листа из календаря-напоминалки компании Otto Group Russia

Как социальный интеллект поможет развить лидерские качества

Если социальный интеллект руководителя недостаточно или негармонично развит, это приводит к проблемам во взаимоотношениях с людьми. Управленец с развитым социальным интеллектом получает значительные преимущества:

  • находит баланс между рабочими нагрузками и биологическими ритмами организма;
  • слышит голос интуиции;
  • понимает мотивацию подчиненных и клиентов;
  • не теряется в период стресса, не испытывает страха, не раздражается по пустякам, а принимает правильные решения в трудных стрессовых ситуациях;
  • чувствует бизнес-тенденции и принимает правильные бизнес-решения;
  • предотвращает выгорание персонала;
  • не поддается на манипуляции со стороны других людей;
  • правильно выходит из конфликтных ситуаций.

Оценить, как социальный интеллект развит у руководителя, поможет тест Гилфорда. Скачайте его в начале статьи .

4 составляющие социального интеллекта

Для развития социального интеллекта предложите управленцу знакомиться с новыми людьми, чаще высказываться на собраниях и конференциях, где присутствуют новые люди. Так руководитель преодолеет внутренние барьеры и улучшит лидерские качества в управлении.

Важнейшая составляющая социального интеллекта — эмоциональный интеллект. Для его развития попросите руководителя применять в общении с людьми технику эмпатийного слушания, то есть тренировать свою эмпатию. Объясните, как это делать.

Поручите управленцу изучить язык мимики и жестов, наблюдать за своими близкими, подчиненными и коллегами, фиксировать их жесты и давать трактовку.

Предложите руководителю организовать мероприятие для подчиненных и коллег в нерабочее время. Управленцу придется проявить качества, свойственные человеку с высоким социальным интеллектом:

  • умение договариваться с разными людьми;
  • находить общий язык с творческими личностями;
  • бесконфликтно взаимодействовать со всеми;
  • вливаться в разные сложившиеся группы;
  • занимать лидерскую позицию;
  • сплачивать участников мероприятия в команду.

Это может быть и пикник за городом, и коллективная поездка в музей-усадьбу. Главное условие — людей нужно заинтересовать, используя психологические зацепки. Например любопытство, желание открывать новое.

Даже незначительное улучшение социального интеллекта заметно улучшит лидерские качества руководителя и его управленческий стиль, а значит и эффективность работы. Управленец начнет лучше понимать своих подчиненных и коллег, легче договариваться с окружающими, быстрее добиваться результатов.

Восемь важных качеств руководителя-лидера

Современное профессиональное общество делиться на два основных типа людей – это руководители (лидеры группы) и подчиненные. Сегодня я хотел бы остановиться на руководителях и рассмотреть основные качества руководителя-лидера, от руководителя-аутсайдера. Всем нам приходилось в своей жизни сталкиваться с руководителями. Кто-то из нас был в подчинении, а кто-то и самим руководителем. У кого-то дела на руководящих должностях шли в гору, а у кого-то были постоянные проблемы с подчиненными. Вообще, проблема с персоналом в большинстве компаний, стоит достаточно остро. Я еще не встречал ни одного руководителя компании, который был бы полностью доволен своим персоналом. В большинстве случаев, руководители начинают жаловаться на рынок труда, что нельзя быстро найти недорогих и качественных исполнителей, что приходится брать тех, кто соглашается работать на объявленных условиях и т.д. Но это тема для отдельной статьи, вернемся к руководителям…

Мне приходилось работать как в роли исполнителя, так и в роли руководителя, на высоких руководящих постах. Я не могу сказать, что я прирожденный лидер и у меня сразу и все начало получаться. Конечно, я за свою трудовую практику наступил на огромнейшее количество граблей и принял массу неправильных решений, о которых в последующем сожалел. Однако, я не сожалею, что пришлось столкнуться с этими граблями, т.к. именно практика применения дала необходимый опыт и статистические данные, которые позволили не совершать подобных ошибок в будущем и брать из этих жизненных уроков только лучшее (что оправдало себя), применяя в новых решениях. Я не буду описывать «фишки» управления персоналом, а опишу именно качества руководителя, которые я считаю необходимыми для эффективного управления. Перейдем к конкретике и поговорим о качествах лидера:

Качество №1: Умение контролировать себя. Очень сложно контролировать подчиненных, если руководитель не умеет контролировать себя. Часть подчиненных будут подражать своему руководителю, поэтому лидер, должен подавать пример своим подчиненным. Требуешь от подчиненных задержаться на работе, задержись и сам. Требуешь не опаздывать, не опаздывай и сам. Конечно, тут есть и ряд исключений, но в целом, умение контролировать себя и подавать пример подчиненным – это отличная черта лидера.

Качество №2: Максимальное понимание сферы деятельности и ситуации, в которой нужно руководить. Иными словами руководить надо в той сфере деятельности, в которой руководитель является профессионалом. Например, руководитель отдела продаж, должен знать очень много о продажах на практике, а не из книжек. А так же, превосходно разбираться в той продукции, которую реализует его отдел.

Качество №3: Решительность и действие. На мой взгляд, это очень важное качество лидера – умение быстро принять решение и начать действовать, пока другие «ковыряют в носу». На мой взгляд, лучше принять неправильное решение, получить результат (статистику), сделать правильные выводы и переделать по-другому. Чем сидеть все это время раздумывать – «а что я получу, если сделаю так», «а давайте отложим решение до следующей недели», «что-то меня сомнения берут, а вот вы как думаете?» и т.д. и т.п. Человек не уверенный в себе и в своих действиях, не может эффективно руководить (не путать с чрезмерной самоуверенностью).

Качество №4: Ответственность за результат. Лидер готов взять на себя полную ответственность за свою деятельность и деятельность своих подчиненных. Если подчиненный не справился со своей задачей и ненароком подставил весь отдел под удар – ответственен за это руководитель. Это он не проконтролировал выполнение задачи должным образом, это он назначил не того человека на эту задачу, это он доверил задачу не надежному человеку и т.д.

Качество №5. Четкость планов и приоритет задач. Лидер всегда имеет четкий план перед глазами. Он понимает, в каком направлении нужно развивать отдел, и на что ставить акценты. Он никогда не будет действовать на русский авось. У грамотного руководителя, задачи разбиты на подзадачи (если требуется) и есть четкий план выполнения – т.е. есть явные приоритеты, какие задачи необходимо выполнить строго сегодня, а какие можно подвинуть.

Качество №6. Конкретика. Из уст руководителя конкретика очень важна, особенно это важно в постановке задач подчиненным. Лидер четко ставит задачи и описывает тот конечный результат, который он хочет получить и в какой срок. Например, нужно не только заявить об увеличении прибыльности того или иного направления, но и указать конкретную сумму и дату, к которой необходимо этого достичь.

Качество №7: Умение «слышать» подчиненных. Руководитель-лидер, это далеко не человек, который умеет красиво говорить и работать на публику, скорее, на мой взгляд, это человек который умеет не только слушать, но и слышать свой отдел (подчиненных). Умение находить правильные точки соприкосновения с тем или иным исполнителем. Важно понимать проблемы подчиненных и находить правильные пути решения.

Качество №8: Взаимодействие в команде. Руководитель-лидер, всегда находится на передовой вместе со своими подчиненными. Ему не зазорно опуститься и выслушать сотрудника находящегося на иерархической ступеньке значительно ниже, а также помочь ему не наделать ошибок. Работа в команде, наравне со всеми – вот явный признак лидера.

Заключение. В заключении хочу отметить, что лидерами не рождаются, лидерами становятся. Все эти качества можно в себе воспитать. Мудр тот лидер, который не пытается перестроить всех людей под себя, ибо это не возможно.

Похожие записи:

Сергей Сальников

Основатель и экс-директор крупного интернет-гипермаркета с оборотом несколько миллиардов рублей. Блогер, бизнес-наставник, автор книги — «Успешный интернет-магазин с нуля. Пошаговое руководство». Опыт в онлайн-бизнесе и маркетинге более 12 лет.

Лидерские качества руководителя (стр. 1 из 10)

Министерство науки и образования Украины

Приазовский государственный технический университет

Кафедра Менеджмента и Маркетинга

По дисциплине “Основы менеджмента”

на тему: “Лидерские качества руководителя “

Студент группы МН-07

1 Лидерство как регулятор управленческой деятельности 5

1.1 Основа и сущность лидерства. 5

1.2 Стили руководства. 8

1.3 Значение лидера в управлении организацией. 18

1.4 Современные модели лидерства. 24

2 Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организации…………………………………………………………….30

2.1 Характеристика управления операционного анализа (УОА)…………….…30

2.2 Анализ лидерских качеств руководителя управления………………………35

3 Пути совершенствования стиля управления……………………………………42

3.1 Предложения по совершенствованию стиля управления……………………42

ПеРЕЧЕНЬ ссылок. 50

Актуальность проблемы. Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.

Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство — это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с руководством. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. В отличии собственно руководства лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь».

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех. Парадоксально, но имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая ведёт к лидерской харизме и попытке подчинённых приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.

1 Лидерство как регулятор управленческой деятельности

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании. В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства [1].

Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

· проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;

· достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;

· уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

· видение ситуации в целом;

· способность к коммуникациям;

· гибкость при принятии решений.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными [2].

Любое предприятие, учреждение может рассматри­ваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организацион­ным структурам правомерно говорить и о двух прису­щих им типах отношений людей: формальных и нефор­мальных. Отношения первого типа — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологи­ческие, эмоциональные.

Так вот, руководство, менеджмент — феномен, имеющий место в системе формальных (или: как еще говорят, официаль­ных) отношений, а лидерство — феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль менеджера заранее определена «на таб­ло» социальной организации, оговорен круг функций ре­ализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.

Руководитель коллектива назначается извне, выше­стоящим руководством, получает соответствующие власт­ные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служеб­ному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем лидер также может прибегать к санкциям в отно­шении кого-то из партнеров, но эти санкции носят не­формальный характер. Здесь следует обратить внимание еще и на такой любо­пытный момент. Как бы человек ни стремился стать лиде­ром (а это нечего скрывать мечта многих из людей), он никогда им станете, если окружающие не воспримут его как лидера. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от то­го, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.

Руководство, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство — психологический. И в этом — основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.

Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими. Только один из этих феноменов «работает», как уже говорилось, в системе формальных, официальных отношений, а дру­гой — в системе отношений неформальных, неофициаль­ных.

Во-вторых, оба феномена реализуют процессы соци­ального влияния в группе (коллективе). Но в одном слу­чае (руководство) — это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидер­ство) — по неофициальным.

В-третьих, обоим феноменам присущ момент извест­ной субординации отношений. Причем в руководстве он выступает достаточно отчетливо и закреплен должност­ными инструкциями, а в лидерстве его присутствие го­раздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено.

И вовсе не случайно поэтому, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель ста­новится лидером и т.д. Примеров такого рода трансфор­маций в прошлом и настоящем великое множество. В наше же время хороший руководитель организации — это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.

Ссылка на основную публикацию