Новый закон о торговле

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2010 г., 21 ноября 2011 г., 30 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 29, 31 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 29 июля, 28 ноября, 25 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Об оценке положений настоящего Федерального закона см. заключение Министерства экономического развития РФ от 30 июня 2012 г.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
28 декабря 2009 г.
N 381-ФЗ

Закрепляются основы государственного регулирования торговой деятельности в России.

Крупнейшим продовольственным сетям запрещено приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади. Речь идет о торговых сетях, порог доминирования которых на розничном рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25%. При этом не разрешается приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади только в границах соответствующего административно-территориального образования. Запрет не распространяется на сельхозпотребкооперативы и организации потребительской кооперации.

Закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу. В частности, это условия о снижении поставщиками цены на товар до уровня, который при установлении торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену продажи такого товара хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность; о внесении платы за изменение ассортимента товаров. Не могут навязываться положения об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов; о внесении поставщиками платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть. Запрещена оптовая торговля с использованием договора комиссии.

Не допускаются запрет на перемену лиц по договору поставки продовольствия путем уступки требования и ответственность за несоблюдение этого правила.

В цену договора поставки продовольственных товаров разрешено включать вознаграждения (премии) или скидки, выплачиваемые (предоставляемые) покупателю поставщиком в связи с приобретением определенного количества товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров. Нельзя включать в цену договора иные виды вознаграждения.

Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Так, для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов сроком годности до 30 дней — до 30 календарных дней, для остальных продуктов, в том числе алкоголя, — до 45 календарных дней.

Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование региональных торговых реестров.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г. Договоры поставки продовольствия, заключенные ранее, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2009 г. N 253, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 января 2010 г. N 1 ст. 2

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 488-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 493-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 369-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Новое в законе о торговле

Торговля представляет собой важнейшую отрасль хозяйства. Оборот товаров, осуществляемый как в пределах государства, так и на международном рынке, является основной составляющей государственной экономики. И тем не менее, торговля не является экономически устойчивой отраслью. Учитывая стремительно меняющуюся экономическую обстановку в стране, закон о торговле требует регулярного внесения актуальных изменений.

Новый закон о торговле

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ принят Госдумой 18 декабря и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Рассматриваемый закон вступил в силу 28 декабря того же года.

Действительный нормативный акт состоит из 5 глав и 22 статей. Как и остальные Федеральный законы Российской Федерации, ФЗ-381 регулярно претерпевает серию необходимых поправок. Последние поправки в действительный документ введены 3 июля 2016 года. Изменения, введённые таким образом в ФЗ о торговле, с 1 января 2017 года вступили в силу.

Положения рассматриваемого нормативного акта регламентируют финансово-экономические, юридические и социальные отношения, возникающие в сфере торговли. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы федерального упорядочивания торговой деятельности на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон о торговле преследует следующие цели:

  • Обеспечение синтеза субъектов экономического пространства РФ посредством установления свода правил в сфере торговли;
  • Содействие расширению экономических связей для удовлетворения потребностей экономических отраслей;
  • Гарантия соблюдения юридических прав участников торговой деятельности;
  • Разделение полномочий органов государственной и региональной власти в отношении торговли.

Нормативы, установленные действительным законом о торговле, не относятся к отношениям, сформированным в результате:

  • Внешней торговли;
  • Организации торгов;
  • Сбыта продукции на рынках в розницу;
  • Приобретения и продажи акций, недвижимости, тепловой и электрической энергии.

В дополнение предлагаем изучить нормы ФЗ 208 об акционерных обществах. Последняя редакция здесь:

Основные понятия

В перечень основной терминологии, используемой в настоящем Федеральном законе о торговле входят следующие понятия:

  • Торговая деятельность (торговля) — вид деятельности, заключающейся в покупкой и реализацией товаров;
  • Оптовая торговля — скупка или продажа товаров большими партиями;
  • Розничная торговля — продажа или приобретение товаров в единично экземпляре или небольшими партиями для личных целей;
  • Торговый объект — место, предназначенное для демонстрации и реализации продаваемой продукции;
  • Стационарный торговый объект — ТО, располагающийся в здании;
  • Нестационарный торговый объект — мобильный или передвижной ТО;
  • Торговая сеть — комплекс из двух и более ТО, принадлежащих определённому субъекту или субъектам, согласно положениям Федерального закона «О защите конкуренции»;
  • Продовольственные товары — съестные продукты, алкоголь и напитки;
  • Услуги по продвижению товаров — услуги в сфере рекламы с целью продвижения в условиях рынка той или иной продукции.

Полный перечень используемой в ФЗ-381 терминологии предоставляется в ст. 2 настоящего Федерального закона.

В целях детального изучения положений рассматриваемого закона необходимо ознакомиться с его текстом. Актуальный текст Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ в последней редакции можно скачать по ссылке:

Поправки в закон о торговле

Последние существенные поправки в Федеральный закон о торговле внесены 3 июля 2016 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» N 273-ФЗ.

Согласно действительным поправкам, текст пункта 4 статьи 9 гласит, что хозяйствующему субъекту может быть начислено денежное вознаграждение за осуществление необходимых операций по предоставлению продовольственных товаров. Сумма вознаграждения определяется и согласовывается сторонами-участниками торговли.

Поправками, внесёнными в статью 13 действительного Федерального закона, уточняются запреты, наложенные в отношении субъекта-хозяина. Хозяйствующее предприятие, поставляющее продовольственные товары, не уполномочено:

  • Нарушать постановления действующего нормативного акта «О защите конкуренции»;
  • Неправомерно завышать или занижать цены;
  • Запрещать контрагенту сотрудничать с другими поставщиками;
  • Блокировать другим поставщикам возможность внедрения в рыночные отношения.

Отсрочка платежа по закону о торговле

Согласно поправкам, внесённым в часть 7 рассматриваемой статьи, её текст постановляет, что срок оплаты продовольственных товаров определяется следующим образом:

  • Товары с небольшим сроком годности (до 10 дней) оплачиваются не позднее 8 рабочих дней с момента их поставки;
  • Продовольствие со средним сроком годности (от 10 до 30 дней) оплачивается в течение 25 календарных дней;
  • Товары, срок годности которых превышает 30 дней, должны быть оплачены в течение 40 календарных дней с момента их получения.

В сравнении с показателями прошлогодних лет, максимальные сроки по рассрочке за уже поставленный товар уменьшены на 5-10 календарных дней.

Главным критерием рассрочки являются сроки допустимого хранения поставляемой продукции. Таким образом отношения поставщика с получателем становятся более прозрачными, что позволяет сделать сам торговый процесс более качественным.

Выездная торговля

Выездная торговля — деятельность, строго регламентируемая настоящим нормативным актом. В первую очередь, передвижное сооружение, на котором располагается товар, не должно препятствовать автомобильному движению и представлять опасность для здоровья и жизней покупателей.

У продавца-реализатора должен быть в наличии сертификат соответствия или декларация, позволяющая ему заниматься торговой деятельностью. В большинстве случаев вся необходимая документация предоставляется реализатору поставщиком товаров или хозяином передвижной лавки.

Передвижное сооружение должно соответствовать техническим и санитарным нормам. В случае нарушений, лицо, осуществляемое деятельность в рассматриваемой сфере, будет призвано к ответственности в соответствии с положениями действительного закона.

9 важных изменений в законе о торговле, к которым пора готовиться уже сейчас

С 15 июля этого года вступили в силу новые поправки в закон о торговле, которые вызвали большой ажиотаж в прессе. Многие эксперты называли чрезмерно жесткими и губительными для отрасли, другие призывали принять закон в наиболее жесткой форме. Отраслевые аграрные и торговые объединения призывали отказаться от госрегулирования и отдать все на откуп рынку. Тем не менее, закон был принят с достоточно серьезными изменениями для рынка.

Milknews ознакомился с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы, которые были разосланы по всем территориальным органами ФАС России для использования в работе антимонопольщиков.

Краткое содержание основных положений представляет Milknews:

1. Вступление закона в силу

Поправки вступили в силу по истечению 10 дней с момента его официального опубликования. Таким образом с 15 июля действует новая редакция закона о торговле. При этом обращаем внимание, что ваши договоры поставки или иные договоры не признаются недействительными. Их нужно привести в соответствие с новым законом до 1 января 2017 года. Только потом те договоры, условия в которых противоречат закону о торговле, утратят силу.

Уточняется, что “если после заключения принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случае, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров”.

2. Действие закона по кругу лиц

Антимонопольные требования, согласно новым нормам, распространяются на всех лиц, входящих с хозяйствующим субъектом в одну группу.

3. Понятие “торговая сеть”

Появилось новое понятие “торговая сеть”. Это совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Законом о защите конкуренции, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации”.

До этого понятие “торговой сети” предполагало только совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

4. Услуги по продвижению товаров

К ним относятся услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на их продвижение.

ФАС обращает внимание, что это не исчерпывающий перечень. Услуги могут быть и иные. Этот перечень открытый, к ним могут быть отнесены сходные услуги.

5. Доступ к информации контрагента

По новому закону сеть обязана предоставлять поставщику доступ к информации об условиях отбора контрагентов на своем официальном сайте.
Поставщики по отношению к сети обязаны обеспечить доступ к информации об условиях отбора контрагента и качестве и безопасности поставляемых продуктов питания и опубликовать эти данные на своем официальном сайте.

ФАС уточняет, что раньше был альтернативный способ — ответ на запрос в 14 дней с момента его получения. Теперь — только публикация на сайте.

6. Совокупный размер вознаграждения

В новой редакции предусмотрено, что вознаграждение сети за приобретение товара и его продвижение не может превышать 5% от цены приобретенных товаров.
При расчете размера вознаграждения не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая поставщиком сети в связи с приобретением товаров, а в отношении подакцизных товаров не учитывается также сумма акциза.

Таким образом, норма содержит две составляющих:

  • вознаграждение за приобретение товара;
  • плата за оказание услуг по продвижению.

Первое — вознаграждение — может быть включено в договор поставки и может исчисляться в процентах от цены товара.
Второе — плата за оказание услуг — не может быть включена в договор поставки. Плата за оказание услуг должна оформляться отдельно — договором возмездного оказания услуг, и и их стоимость должна быть зафиксирована точной стоимостью.

Если все услуги сети для всех поставщиков идентичны (имеют одинаковое содержание и объем действий), то стоимость для всех должна быть одинаковой. И если рассчитывать стоимость этих услуг будут выражены в процентах от товарооборота, то сумма для разных поставщиков будет разной, а это противоречит закону, пишет ФАС.

7. Запреты на взимание платы

Появились новые запреты:

  • нельзя взимать плату за право поставок продуктов в функционирующие или открываемые магазины;
  • нельзя взимать плату за изменение ассортимента продукции поставщика;
  • нельзя взимать возмещение расходов в связи с утратой или повреждением после перехода права собственности от поставщика сети, если поставщик сам в этом не виноват;
  • нельзя вообще взимать возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки и продажи.

Если ФАС обнаружит, что кто-то что-то все-таки взимает, то возбудит дело об административных правонарушениях без проведения расследования.

8. Новые методы борьбы с дискриминацией

По новому закону запрещается:

  • создавать дискриминационные условия,
  • создавать препятствия для доступа на рынок;
  • нарушать установленный порядок ценообразования;
  • заключать договор с третьими лицами и передавать им товар на комиссию без передачи права собственности на этот товар, заключать договор поручения, агентский договор или смешанный. Делать это можно только при условии, что это одна группа компаний, и тогда в ФАС надо предоставить доказательства допустимости таких договоров;
  • навязывать поставщику:

— условия о запрете на заключения договоров поставки в другие сети на аналогичных условиях;
— условия об ответственности за неисполнение поставки на более выгодных условиях, чем для другой сети;
— условия о предоставлении поставщиком сведений сети о других договорах с сетями и их условиях;
— условия о снижении поставщиком цены до уровня, который при установлении надбавки не превысит минимальную цену в другой сети;
— условия о возврате нереализованной продукции, если такое не допускается законодательством;
иные условия, не относящиеся к предмету договора.

9. Ответственность за нарушения закона о торговле

Основанием для привлечения к ответственности по статьям 14.40 — 14.42 будут нарушения антимонопольных правил, требований по предоставлению информации и требований к условиям заключения договоров.

Запрет и административная ответственность за нарушение правил предусматривается не только для тех, кто включил запрещенные условия в договор, но и для тех, кто такой договор исполняет.

Постановление по делу об административном нарушении не может быть вынесено ФАС или терограном по истечению 2 месяцев со дня совершения нарушения. Если нарушен закон о торговле и антимонопольное законодательство, то срок увеличивается до 1 года. Если нарушение длится, то антимонопольщики начинают отсчет от даты обнаружения нарушения.

Поводом для возбуждения дела по статье 14.40 является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня вступления в силу решения комиссии.

Сроки давности по статьям 14.41-14.42 — год со дня обнаружения, а при длящемся нарушении — также год с момента обнаружения.

Поводы:

  • обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на нарушение,
  • материалы о нарушении, поступившие из правоохранительных органов, госорганов и органов местного самоуправления, а также общественных объединений;
  • сообщения и заявления юридических и физических лиц и сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения.

Дела возбуждаются немедленно при получении достаточных данных — без проведения расследования.

Закон о торговле

Торговля – сфера экономики, нуждающаяся в регулярном контроле со стороны государства.

В 2009 году Государственная Дума России приняла закон «О торговле», призванный внести коррективы в отношения между поставщиками товаров, оптовыми покупателями и ритейлерами.

За прошедшие 7 лет российская экономика претерпела значительные изменения, вынуждающие участников рынка действовать по собственным, иногда далеким от закона правилам. В связи с этим, весной 2016 года ряд депутатов Государственной Думы, в их числе Ирина Яровая, вынесли на рассмотрение несколько поправок, могущих существенным образом изменить действующий закон «О торговле».

Ознакомившись с представленными документами и планами, Государственная Дума приняла предложенные поправки в первом чтении.

Сфера применения ФЗ 381

Сфера применения закона ограничивается территорией РФ, а также полномочиями конкретных субъектов.

Так, положения закона не применимы к внешнеторговым операциям, операциям, осуществляемым в рамках мелкой розничной торговли на рынках, деятельности, связанной с продажей и покупкой ценных бумаг, а также торговлей товарами ограниченного оборота. Закон «О торговле» не применим к деятельности, связанной с проведением организованных торгов.

Главной задачей действующего закона является не допущение установления монополий на торговлю, повышения цен, ущемление прав покупателей и поставщиков товаров.

Новые поправки в данный закон с 2016 года

В связи с тем, что действующий закон во многом ущемляет права производителей, неоднократно предпринимались попытки внести в него существенные коррективы, возымевшие успех исключительно в последние месяцы.

Среди принятых поправок особое внимание следует уделить:

  1. Размеру выплачиваемого поставщиками вознаграждения. Среди производителей товаров повсеместно наблюдается большая конкуренция, связанная с ограниченным числом презентабельных торговых точек, готовых выставить товар на продажу. Чтобы снизить конкуренцию, поставщики идут на всевозможные уловки, в том числе предоставляют торговым точкам 10% скидки на каждую партию проданного товара. Естественно, что 10% от стоимости всего товара – это очень много. Но производители вынуждены мириться с подобной цифрой из года в год, в противном случае поставляемый ими товар не будет пользоваться спросом у ритейлеров и найдет своего покупателя. Принятые Государственной Думой поправки снижают указанный размер скидки до 3%, включая в него также расходы на рекламу товара и прочие траты.
  2. Срокам оплаты за полученный и проданный товар. Закон » О торговле» 2009 года четко не регулировал сроки оплаты ритейлером полученного товара. В среднем, производитель получал плату в течение последующих 10, 20 и даже 45 дней после поставки, что в некоторых случаях оказывало негативное воздействие на его финансовое положение. Благодаря принятым поправкам, данную проблему удалось в большей мере разрешить. Законодатели сделали вывод о том, что оплата за скоропортящиеся товары должна быть произведена не позже, чем спустя 5 дней после их поставки. В то же время, срок оплаты остальных товаров сократился до 20 календарных дней.

Внесенные поправки касаются, прежде всего, товаров первой необходимости и продуктов питания. В отношении бытовой химии и товаров, не пользующихся спросом, сохраняются те же условия, что и прежде.

Практическое применение поправок

Практическое применение озвученных поправок к закону «О торговле» не замедлит себя показать. Начиная со времени их принятия, производители товара получат возможность существенно сэкономить на поставках товаров в торговые точки.

Кроме того, ФАС поручено отслеживать и предотвращать попытки повысить скидку на товары со стороны оптовых покупателей, в качестве которых выступают оптовые и розничные торговые точки. В случае выявления правонарушений ритейлеры и оптовые закупщики могут лишиться права на торговую деятельность. В качестве меры наказания предусмотрен штраф в размере от 2 до 5 миллионов рублей.

Что касается осуществления статьи, касающейся оплаты за полученный товар, то на практике это должно выглядеть следующим образом: производитель распределяет товар по торговым точкам и спустя 5-20 дней получает оплату, не беспокоясь о том, продан он, или же нет. В принципе, так происходило и раньше, но производителям приходилось ожидать не менее 30-45 дней, прежде чем им могли бы быть выплачены все денежные средства, большая часть которых уходила на оплату рекламных услуг и размещения товаров на прилавках. Принятие поправок должно изменить существующее положение, предотвратить монополизацию цен крупными торговыми точками и защитить права не только производителя, но и потребителя.

Последствия нововведений

Несмотря на явные положительные стороны практически вступивших в силу поправок, многие производители и оптовые покупатели товаров склонны отмечать скорее отрицательные их стороны.

Так, с одной стороны снижение скидки с 10% до 3% благотворно отразится на производителях продукции, предоставив возможность для дальнейшего роста производства, с другой стороны пострадают оптовые и розничные товарные сети. Сэкономленные 10% были вознаграждением, которое получала торговая сеть за своевременно выполненные условия договора по продаже товара. Часть данного вознаграждения шла при этом на продвижение, фасовку и логистику.

Согласно новому законопроекту все перечисленные траты плюс вознаграждение за продажи должны уместиться в 3%. Вполне вероятно, что потеряв часть прибыли, торговые сети постараются восполнить ее посредством поднятия цен на товары. Еще одним вариантом может стать отказ от закупки товаров первой необходимости большими партиями, взамен будут закупаться бытовая химия, товары для животных и изделия, на которые данное правило не распространяется.

Что касается обязанности оплачивать стоимость товаров в указанные ограниченные сроки, то следует понимать, что не вся продукция, поступившая в торговую точку, успевает продаться в течение 5-20 дней, что вынудит ее владельцев стремиться к приобретению мелких партий товара.

Таким образом, нововведения могут привести к неоднозначным двояким последствиям. Принятые для защиты прав производителей и потребителей, они могут привести страну к продовольственному кризису, о чем на данный момент ведется немало споров среди экономистов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Оптовым покупателям товаров в определенный момент могут стать невыгодными подобного рода сделки, и они начнут искать новые пути закупки и реализации продукции. Кроме того, данный законопроект лишает возможности тратить огромные средства на рекламу продукции, вследствие чего спрос на нее может измениться в отрицательную сторону. Пока этого не произошло, но и новые поправки еще не до конца вступили в силу, скорее всего, основные плюсы и минусы принятого решения будут видны ближе к осени, или даже зиме, когда наступит пора реализации собранного урожая.

О новых поправках в данный закон смотрите в следующем видеосюжете:

Ритейл по новым правилам: что изменилось в законе о торговле

Отношения торговых сетей и их поставщиков нельзя назвать в полной мере взаимовыгодными. Скорее, речь может идти о диктате продавцов над производителями и поставщиками, а не о равноправном партнерстве. Пользуясь заведомо более выигрышным положением на рынке, сети беспрепятственно навязывают свою ценовую и ассортиментную политику, особенно не считаясь с интересами контрагентов.

Под видом добровольных платежей поставщики вынуждены оплачивать из собственного кармана всевозможные премии, бонусы и прочие поборы за никому не нужные услуги, якобы оказываемые торговцами в пользу поставщиков. Например, услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке и размещению товаров на стеллажах и другие.

В итоге на полках оказывается товар не самых добросовестных и честных производителей, а тех, кто предложит магазину наибольший бонус. Чем выше размер вознаграждения – тем выше шанс продать свой товар. Главный, кто страдает от произвола сетей – это отечественный товаропроизводитель. Именно он часто остается не у дел, поскольку не только не может найти выходы на точки сбыта, но даже если и найдет — не может работать на тех драконовских условиях, которые они предлагают.

Дабы разрешить вышеописанную ситуацию, летом 2016 года Президентом РФ были внесены поправки в законодательство о торговле, призванные ограничить “аппетиты” торговых сетей и снизить издержки поставщиков и производителей. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ меняет практику взимания сетями бонусов и создает для поставщиков более или менее сносные условия для ведения бизнеса. Особенностью закона является то, что он старается не ущемить интересы ни той, ни другой стороны. Магазины продолжат взимать свои бонусы, а поставщики продолжат их уплачивать. Правда, в меньшем размере. Получается, что и волки сыты, и овцы целы.

Закон устанавливает, что торговая сеть может брать с поставщиков вознаграждение, но с рядом ограничений. Название этого узаконенного бонуса – вознаграждение за приобретение у поставщика определенного количества продовольственных товаров.

Точный размер бонуса подлежит обязательному согласованию сторонами договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Причем совокупный размер всевозможных бонусов законодатель ограничил.

Кстати, вознаграждение за приобретение товаров теперь включает в себя и бонус за их продвижение на рынке. Общая величина бонуса не может превышать 5% от стоимости приобретаемых товаров (часть 4 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»). Сюда же относится оплата всех логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке продовольствия, приданию ему товарного вида и других подобных услуг. Не учитывается только сумма НДС и акциза. Напомним, по ранее действующим правилам, максимальный размер ретро-бонуса (за приобретение определенного количества товаров) составлял 10% от цены продукции. Причем величина других бонусов вообще не была регламентирована. Таким образом, поборы с поставщиков уменьшились даже не в два раза, а более.

В целях недопущения злоупотреблений со стороны сетей поправки дополняют закон о торговле нормой, раскрывающей содержание услуг по продвижению товаров (пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ). Под ними понимаются реклама товаров в буклетах, СМИ и т.д., осуществление их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовка отчетности, содержащей информацию об этих товарах. Такие услуги включаются в общий пятипроцентный бонус и не оплачиваются сверх данной суммы.

Все прочие выплаты торговым сетям, как бы они не назывались, и на каком бы основании не взимались, теперь прямо запрещаются. Конкретно закон запрещает торговым сетям:

  • взимать плату за право поставок продовольственных товаров в магазины;
  • устанавливать себе вознаграждение за изменение ассортимента продовольственных товаров;
  • взимать плату в счет погашения расходов, не связанных с исполнением договора поставки товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
  • возмещать за счет поставщиков расходы в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары (кроме случаев, когда утрата и повреждение произошли по вине самого поставщика).

Совершение магазинами действий по незаконному взиманию платы и возмещению расходов за счет поставщиков повлечет наложение административного штрафа. Должностные лица (менеджеры, ответственные за заключение и исполнение сделок) будут оштрафованы на сумму от 20 до 50 тысяч рублей. Сами магазины понесут ответственность в виде штрафа в размере от одного 1 до 5 миллионов рублей.

Не получится теперь и уйти от ответственности на том основании, что нарушающий субъект, якобы, не относится к торговой сети. Ранее такая возможность существовала, например, когда владельцами магазина являлись сразу несколько организаций. Теперь для ее исключения статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ конкретизирует и расширяет понятие торговой сети.

Под ней сейчас понимается совокупность двух и более торговых объектов, принадлежащих хозяйствующему субъекту или нескольким субъектам, которые образуют одну группу лиц. Также к сетям отнесены объекты, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Другим ограничением для ритейлеров явилось ограничение сроков оплаты поставленных товаров. Закон устанавливает точные сроки оплаты с учетом срока годности продовольствия. Это сделано с целью пресечения широко практикуемой сейчас возможности беспроцентного кредитования сетей. Например, когда товар отгружается на склады в начале года, а оплачивается только в середине. Или по мере реализации, полной или частичной.

В соответствии с новыми правилами продтовары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее, чем 8 рабочих дней. Продукция со сроком годности от 10 до 30 дней включительно подлежит оплате в срок не позднее 25 календарных дней. Для продовольствия со сроком годности свыше 30 дней и алкогольной продукции крайний срок оплаты — 40 календарных дней.

Эти сроки исчисляются со дня доставки товаров в торговую сеть. Не позднее трех рабочих дней после этого поставщик обязан будет передать документы, относящиеся к поставкам, а торговая сеть обязана их принять.

Также торговым сетям запретили заключать для осуществления торговой деятельности договоры, по которым товар передается для реализации третьему лицу без перехода к нему права собственности на этот товар. В данной сфере запрещаются следующие виды договоров:

  • договор комиссии,
  • договор поручения
  • агентский договор.

Нарушение этого запрета грозит штрафом. Штраф накладывается на должностных лиц в размере от 10 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 4,5 млн рублей.

Одновременно устанавливается запрет на навязывание поставщикам невыгодных условий сделок. Например, под непосредственный запрет попали следующие условия заключаемых сделок:

  • условия о невозможности заключения договоров поставки товаров с другими оптовиками;
  • об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на более выгодных условиях, по сравнению с другими покупателями;
  • о возврате непроданных товаров;
  • о дискриминационном снижении поставщиками стоимости продовольственных товаров;
  • о предоставлении сведений о заключаемых договорах поставки с другими хозяйствующими субъектами;
  • все прочие условия, прямо не относящиеся к предмету договоров.

В том случае, если подобные условия все же были включены в текст договора, они признаются недействующими в соответствующей части с момента совершения сделки.

Поправки увеличили срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о госрегулировании торговой деятельности. Срок увеличен до 1 года. За это время, как полагают законодатели, сети и их поставщиков вполне реально привлечь к ответственности за нарушение антимонопольных правил. Напомним, ранее срок давности по таким нарушениям составлял 2 месяца.

Дополнительной гарантией соблюдения прав поставщиков является расширение полномочий Федеральной антимонопольной службы России. До этого на нее возлагался лишь контроль за соблюдением требований и запретов антимонопольного законодательства. Теперь же служба станет проводить проверки по фактам навязывания поставщикам продовольствия кабальных условий сделок. Подтверждение в ходе проверки подобного факта будет являться основанием для привлечения торговой сети к ответственности в виде штрафа. Также в обязанности ФАС вменяется создание условий для увеличения спроса на товары российских производителей.

Чего ожидать ритейлерам, их поставщикам и потребителям

Закон заработал с 15 июля 2016 года. С этого времени все вновь заключаемые ритейлерами со своими поставщиками договоры должны соответствовать новым требованиям. Одновременно сохраняют свою силу условия договоров поставки, которые были заключены до вступления закона в силу. Но если стороны до 1 января 2017 года не приведут их в соответствие с новым законодательством, то такие договоры будут признаваться утратившими силу.

Как полагают законодатели, реализация этих поправок на практике сыграет на руку не только отечественным производителям, которые смогут вложить сэкономленные на бонусах средства в развитие бизнеса, но и конечным потребителям. В теории снижение издержек на поборы сетевиков вполне естественным образом может привести к снижению стоимости продовольствия.

Однако, скептики полагают иначе. Закон предлагает меры по защите только поставщиков и производителей. О потребителях он ничего не говорит. Никаких действенных препятствий для повышения розничных цен новые правила не содержат. И если поставщики действительно смогут отстоять свое право на уменьшенные бонусы в суде, или, скажем, в антимонопольной службе, то покупатели никаких преимуществ по сравнению с прежним порядком не получают. Напротив, велика вероятность того, что выпадающие доходы сетей теперь будут компенсированы как раз за счет конечных потребителей.

Торговые сети легко смогут обходить запреты нового Закона о торговле

В прошедшее воскресенье Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». 4.07.15 закон был опубликован на Официальном портале правовой информации.

Новый закон, по замыслу депутатов, должен облегчить поставщикам сотрудничество с торговыми сетями, ограничив объём выплат поставщиков торговым сетям при поставке товара и сократив отсрочки оплаты сетями полученных товаров.

По информации экспертов, в настоящее время торговые сети постоянно навязывают производителям под видом добровольных выплат дополнительные услуги, а поставщики, заинтересованные в продаже своих товаров в крупных магазинах вынуждены соглашаться с условиями торговых сетей.

«Необходимость принятия изменений обусловлена действиями крупных торговых сетей по превышению 10% вознаграждения от цены приобретаемого товара, путем навязывания заключения иных договоров (например, таких как договор оказания услуг, направленный на продвижение товаров), либо путем включения в договор поставки различных услуг (упаковка, обработка товара), что создавало обременительные условия для поставщиков» — рассказывает юрист компании Юрколлегия Станислав Лукшанов.

По словам Станислава Лукшанова: «Ранее торговые сети сами могли устанавливать размеры такого вознаграждения для всех поставщиков в одинаковой фиксированной сумме, независимо от объемов поставок, что существенно снижало уровень прибыли для малого бизнеса. Прямое обращение в арбитражные суды с требованиями признать такие условия нарушающими права поставщиков, к положительному исходу, как правило, не приводило.

Новый закон запрещает торговым сетям включать в договоры поставки продовольственных товаров условия, связанные с оказанием услуг по продвижению поставленных товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке и иных подобных услуг и запрещает понуждать контрагентов к заключению договора возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами), направленного на оказание услуг по продвижению продовольственных товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке указанных товаров, иных подобных услуг, а также иных договоров.

Нарушение этого запрета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

Но, по мнению Станислава Лукшанова, поправки могут не возыметь желаемого действия: «К сожалению, нет гарантии того, что торговые сети не смогут обходить введённые законом запреты. Изменения в Закон дают определение торговой сети и запрещают понуждение к заключению договора оказания услуг, в том числе и с третьими лицами, но уверенности, что данный механизм не будет использоваться в будущем с компаниями, не входящими в единую группу, нет. Понуждение – это сложно доказуемый элемент, ведь сети не направляют каких-то официальных письменных требований поставщикам».

В связи с тем, что торговые сети часто затягивают оплату поставленного товара поставщикам таким образом «кредитуясь» за их счёт, решено сократить максимальные сроки оплаты товара поставщикам. Согласно принятому закону, продовольственные товары, срок годности которых составляет менее десяти дней, подлежат оплате в срок, не позднее чем восемь рабочих дней со дня приёмки товара. Продовольственные товары, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок, не позднее чем двадцать пять календарных дней, а продовольственные товары, со сроком годности свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок, не позднее чем сорок календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, т.е. с 15 июля 2016 года.

Заключенные до вступления в силу поправок действующие договоры необходимо будет привести в соответствие с новым законом до 1 января 2017 года.

С 1 января 2017 года условия договоров, противоречащие новой редакции Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», признаются утратившими силу.

С 22 октября новые правила трудовых проверок. Готовьтесь в нашем онлайн-курсе по кадровому учету. Научим составлять документы так, что ни один инспектор не придерется.

Обучение полностью дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь.

Ритейлеры попросили заморозить новые поправки закона о торговле

Москва. 21 февраля. INTERFAX.RU — Ритейлеры предлагают отказаться от изменений закона о торговле до того, как будут проанализированы последствия поправок, принятых в 2016 году и ограничивших размер бонусов и вознаграждений, которые сети могут взимать с поставщиков.

В качестве альтернативы усилению госрегулирования ритейлеры предлагают механизмы саморегулирования, работа над которыми была приостановлена во время принятия последних поправок.

«На наш взгляд, необходимо любые новые инициативы заморозить до окончательного анализа и официального разбора последствий принятия закона 2016 года, и приоритет отдать исключительно теме саморегулирования», — сказал глава московского представительства Metro AG Алексей Григорьев, выступая на площадке АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли, объединяет крупнейших ритейлеров, работающих в России).

«Сейчас важно адаптировать Кодекс добросовестных практик к новому закону, надо усовершенствовать существующую модель механизма саморегулирования. И самое главное, что нужно участникам рынка, — четкая государственная стратегия в отношении торговли», — отметил он. Кодекс добросовестных практик — свод правил, которые АКОРТ и ассоциации поставщиков договорились соблюдать в 2012 году. В 2016 году, после принятия поправок в закон о торговле, действие кодекса было приостановлено.

По словам Григорьва, адаптацией кодекса к требованиям обновленного закона о торговле занимается рабочая группа в рамках Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (объединяет ассоциации сетей и поставщиков). Работа над механизмами, которые бы обеспечили соблюдение кодекса, идет в координации с Федеральной антимонопольной службой, сказал Григорьев.

«Уже представлены в антимонопольную службу предложения по Совету рынка, согласованные на определенном уровне между поставщиками и торговыми сетями. Они как раз предусматривают определенную роль государства, но, скорее, как наблюдателя и партнера. Совместно с рядом поставщиков мы исходим из того, что, это должно быть именно саморегулирование, а не регулирование государством, которое накладывается на саморегулирование. Мы считаем, что государство должно наблюдать, оно должно участвовать в процессе обсуждения как партнер, но если участники рынка договорились между собой в рамках законодательства, то государство должно им дать возможность жить по этим правилам. В этом и заключается смысл той концепции Совета рынка, предложенной группой торговых сетей и определенной группой поставщиков Федеральной антимонопольной службе. Рассчитываем, что концепция будет сейчас прорабатываться в ходе дальнейших дискуссий по этой теме», — сообщил он.

«По нашим предложениям, Совет рынка мог бы состоять из двух равноправных палат — это палата торговых сетей и палата поставщиков. Может быть также создан некий координирующий орган, или консультативный, в котором участвовали бы представители государства, которые имели бы возможность наблюдать, принимать участие в обсуждении, но решения в рамках саморегулирования должны принимать все же сами участники рынка», — добавил А.Григорьев.

Поправки не сработали

Поправки в закон о торговле, принятые в середине 2016 года, не сработали так, как задумывалось, а многие риски, связанные с изменениями в отношениях ритейлеров и поставщиков, реализовались, считают в АКОРТ.

Поправки в отраслевой закон были приняты летом 2016 года: с середины июля ритейлеры и поставщики были обязаны заключать договоры на новых условиях, а до 2017 года — привести в соответствие с законом все текущие договоры.

В обновленном законе ограничен совокупный размер выплат, которые ритейлеры могут взимать с поставщиков, на уровне 5% от стоимости объема поставки (включая плату за маркетинговые услуги и логистические услуги). Раньше был ограничен только ретробонус (вознаграждение за объем поставки) — на уровне 10%. Размер выплат за маркетинг и логистику не регулировался. Закон в новой редакции также сократил отсрочку платежей за поставленный товар — до 8-40 дней (с 10-45 дней, согласно предыдущей версии закона), в зависимости от его срока годности.

По словам Григорьева, ключевые разъяснения новой правоприменительной практики от ФАС участники рынка получили только в ноябре 2016 года, а к 1 января 2017 года ритейлеры и поставщики уже должны были привести свои договоры в соответствие новым требованиям. «Пришлось переводить контракты буквально в считанные недели», — утверждает он.

Обсуждая последствия поправок еще до их принятия, ритейлеры предупреждали о рисках роста цен, сокращения ассортимента и количества новых брендов, а также о негативных последствиях для малого и среднего бизнеса — из числа как ритейлеров, так и поставщиков, напомнил он. Фактически все эти риски реализовались — за исключением роста цен, поскольку сети сдерживали инфляцию на «приемлемом» уровне.

«Мы видим, что по достижении тех целей, которые были заявлены для закона и указывались его инициаторами в пояснительной записке, где говорилось о защите навязывания поставщикам невыгодных условий, об укреплении продовольственной безопасности, о прекращении так называемого беспроцентного кредитования торговых сетей в ущерб интересам поставщиков, об обеспечении условий справедливой конкуренции, — однозначный вывод об успешности достижения этих целей дать сложно», — заявил А.Григорьев.

«Более того, мы видим, что поставщики из-за того, что был сильно ограничен маркетинг, лишились возможности управлять продвижением своих товаров в торговых сетях. Второе, что мы видим — в силу того, что упомянутые маркетинговые инструменты ушли, торговые сети действительно начали проявлять сдержанность в отношении ввода новых товаров в ассортимент: нет возможности делить риски вместе с поставщиками и производителями в случае, если товар «не пойдет». Третье — из-за ограниченной возможности делить маркетинговые риски, торговые сети начали больше ориентироваться на маржинальность товаров, если, конечно, это не происходит в ущерб трафику, который и так пострадал в условиях кризиса. Соответственно, у нас получилась ситуация, когда мы все были вынуждены оптимизировать ассортимент», — отметил он.

«Поэтому сложилась ситуация, когда сложно утверждать, что закон достиг своих целей. Наоборот, те риски, о которых мы предупреждали — они сбылись. Какой риск, к

счастью, не реализовался, — это риск повышения цены. Наоборот, сети сработали на удержание инфляции на приемлемом уровне . На наш взгляд, к сожалению, закон о торговле сработал не так, как хотелось и как планировалось его инициаторами. К сожалению, мы видим, что в отсутствие официальной объективной оценки последствий этого закона сейчас предпринимаются новые инициативы по дальнейшему регулированию сферы торговли — вы прекрасно знаете, что уже внесен законопроект по запрещению возвратов продовольственной продукции, есть и другие законодательные инициативы. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда одна законодательная инициатива реализована, мягко говоря, не самым эффективным образом, и тут же она транслируется в новые цели, которые способны создать новые шоки для продовольственного рынка. Это тот риск, который мы сейчас видим. На наш взгляд, необходимо любые новые инициативы заморозить до окончательного анализа и официального разбора последствий принятия закона 2016 года, и приоритет отдать исключительно теме саморегулирования», — сказал А.Григорьев.

Возвратов не нужно

В настоящее время в Госдуме находится законопроект, запрещающий ритейлерам возвращать непроданные продовольственные товары поставщикам. Предполагается, что законопроект будет рассмотрен в первом чтении в марте.

По данным сайта Госдумы, законопроект «О внесении изменений в статью 5 федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» был зарегистрирован 16 января. Авторами законопроекта являются группа депутатов во главе с Ириной Яровой и сенатор Сергей Лисовский.

Действующий закон о торговле запрещает сетям навязывать поставщикам условия о возврате товаров, не проданных по истечении определенного срока (за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством).

Законопроект заменяет эту норму запретом заключать договоры, содержащие условие о возврате поставщикам товаров, не проданных по истечении определенного срока.

Дискуссия о необходимости запрета возвратов началась с поставок хлеба, и крупные ритейлеры начали добровольно отказываться от практики возврата непроданного хлеба и хлебобулочной продукции. В конце 2016 года АКОРТ договорилась с хлебопеками об оптимизации заказов и поставок хлебобулочной и мучнисто-кондитерской продукции.

«Мы запускали пилотные проекты с российской ассоциацией пекарей и кондитеров, и наши компании участвовали в этих пилотных проектах, мы очень аккуратно, детально входили в цепочки движения товаров и разбирались, что там происходит, откуда образуются нереализованные остатки продукции, и обнаружили очень много интересного. Обнаружили, например, что крупные хлебные заводы в нынешних экономических условиях попали в очень сложную ситуацию, когда они не в состоянии гибко реагировать на спрос потребителей на новые виды продукции. Это огромное, массивное и уже во многом модернизированное производство, которое настроено на выпуск стандартных продуктов», — сказал журналистам директор по развитию АКОРТ Юрий Борисов.

«Оказалось, что определенной «бомбой» в истории с возвратами хлеба стало введение длинных январских праздников . Важно было перед длинными каникулами загрузить в магазин как можно больше продукции. Первое недовольство возникло тогда, когда оказалось, что ожидания менеджеров с двух сторон не совпадают с предпочтениями покупателей. Именно эти возвраты, которые начали происходить в январе, и спровоцировали острое недовольство хлебопеков», — добавил он.

Проблему удается решать с помощью саморегулирования: компании стали по-другому формировать заказы, договаривались об изменении частоты поставок, сказал Борисов.

АКОРТ выступает против государственного регулирования практики возвратов хлеба и продовольственных товаров в целом. «Мы не считаем, что здесь нужно законодательное регулирование. Задачу общего сокращения потерь пищевой продукции по всей цепочке мы поддерживаем и более того, мы в этом направлении тоже участвуем. Считаем, что нужна совместная работа, а не применение законодательного «молота», — отметил директор по развитию ассоциации.

Закон о торговле: по новым правилам

Проект поправок был внесен в Госдуму в январе 215 года, в качестве авторов выступила группа депутатов и сенаторов во главе с Ириной Яровой. Госдума приняла закон 24 июня 216 года. Поправки поддержали 411 депутатов, двое проголосовали против. Ирина Яровая назвала данные поправки «историческим решением», которым уходящий созыв нижней палаты будет гордиться.

Совет Федерации одобрил законопроект 29 июня. Перед его рассмотрением сенаторами уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов просил президента Путина продлить переходный период для вступления в силу поправок к закону «О торговле» как минимум до 1 июля 217 года.

Ранее ритейлеры предупреждали, что не успеют подготовить необходимые изменения. По их мнению, поправки, принятые Госдумой по инициативе Ирины Яровой, могут привести к перебоям в поставке продуктов в магазины из-за чрезвычайно коротких сроков исполнения.

Что день грядущий нам готовит?

Теперь ритейлерам придется менять модель работы с поставщиками. В соответствии с поправками максимальный размер дополнительных платежей (бонусов) торговым сетям со стороны поставщиков снижен с 1% до 5% от цены закупленного товара. По новым правилам в вознаграждение сети будут включены услуги по логистике, обработке и продвижению товаров поставщика. Кроме того, сроки оплаты товаров уменьшены до 8–4 дней вместо действующих 1–45, в зависимости от длительности хранения продукции.

За нарушение Закона о торговле для юридических лиц предусмотрен штраф в размере 2–5 млн рублей. Поправки вводят штраф за повторное нарушение закона в размере 3–5 млн рублей.

С момента вступления в силу обновленного документа – 15 июля – партнеры торговых сетей должны обнародовать в Интернете на своих сайтах информацию о качестве и безопасности всех поставляемых товаров. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) уже разослала соответствующее письмо во все союзы и профильные объединения поставщиков федеральных сетей.

В нем торговые сети напоминают своим партнерам, что в скорректированном Законе о торговле изменилась статья 9. В ней идет речь о правах и обязанностях сторон в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров.

«Изменения касаются порядка обеспечения поставщиками продовольственных товаров доступа сетей к информации об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки товаров», – напоминает АКОРТ.

Поставщики, не разместившие информацию на сайте, формально нарушают закон, поэтому ритейлеры могут отказаться от сотрудничества с ними, чтобы избежать рисков, которые возможны, если, например, возникнут проблемы с качеством продуктов, закупленных у поставщика, не разместившего открыто информацию о продукте.

Между тем среди поставщиков есть и такие, у которых на сайте последняя информация появлялась в 26 году, отмечают ритейлеры.

Рост качества и снижение цены?

Инициатор поправок депутат Ирина Яровая считает, что изменения в законе установят «справедливые отношения» между производителями и торговыми сетями, приведут к росту качества и снижению цены на продовольствие.

Но есть и другое мнение. Так, данные Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, который проанализировал последствия закона, свидетельствуют, что он приведет к росту цен на продукты. «Нет никакого сомнения, что ритейлеры найдут способ оптимизировать и эти законодательные новации, – уверены эксперты ВШЭ. – К сожалению, это произойдет не за счет роста производительности труда, как могло бы быть в промышленности или в строительстве. В силу специфики отрасли, практически не создающей новых технологий (кроме логистических) и знаний, в торговле крайне сложно увеличивать производительность труда. Частичный рост транзакционных издержек будет компенсирован повышением конечной цены на товары».

Кроме того, аналитики ВШЭ отмечают, что снижение уровня выплат премий поставщиками для ритейлеров до 5% от суммы контракта (в эту сумму включены стоимость рекламных, маркетинговых, логистических и других услуг, а также так называемый ретробонус – премия за объем закупки) приведет к перебоям с поставками и напряжению во взаимодействии между торговлей и поставщиками.

Центр социального проектирования «Платформа» решил выяснить отношение россиян к изменениям в Законе о торговле, опросив с 5 по 1 июля 216 года 12 респондентов (федеральная выборка). В ходе исследования им было предложено высказать мнение о влиянии принятых поправок на цены на продукты и их качество.

Результаты показали, что большая часть респондентов скептически относится к эффективности принятых поправок. Так, 72% считают, что они не окажут заметного влияния на динамику цен. При этом 39% указывают на то, что цены зависят от других факторов, не связанных с законодательной сферой.

Кроме того, 65% опрошенных полагают, что поправки в Закон о торговле также не смогут повлиять на качество продукции. В позитивном влиянии изменений законодательства на динамику цен уверены всего 17% респондентов. Заметное улучшение качества произойдет по мнению 26%. При этом снижения цен и повышения качества ждут всего 1% опрошенных.

Ритейл: мы пойдем другим путем

Российские продуктовые ритейлеры могут обойти обновленные нормы Закона о торговле, считает инициатор их ужесточения, депутат Госдумы от «Единой России» Ирина Яровая. «Мы понимаем, что торговые сети могут найти новые формы взимания денег с сельхозпроизводителей. Поэтому мы будем постоянно анализировать ситуацию и принимать незамедлительно меры», – сказала Яровая. Она привела в пример повышение ритейлерами штрафных санкций для поставщиков, к которому прибегли некоторые сети, такие как «Магнит».

Дело в том, что крупнейшая в России розничная продовольственная сеть «Магнит» ужесточила наказание за нарушение условий поставок в ее магазины. На сайте компании опубликовано информационное письмо партнерам-поставщикам за подписью финансового директора «Магнита» Хачатура Помбухчана. Оно гласит: с 24 июня компания меняет условия типового договора, связанные с санкциями, чтобы повысить «уровень выполнения заказов» и улучшить качество поставляемых продуктов.

Штрафы за наиболее частые типы нарушений выросли в разы. Раньше за поставку меньшего или большего, чем договорились, количества товаров, нарушение сроков и ассортимента «Магнит» мог штрафовать поставщика на 5% от стоимости партии. По новым условиям ритейлер может оштрафовать его за отсутствие обещанной поставки на 15% от стоимости непоставленного товара, за неполную поставку или срыв сроков – на 15% от стоимости партии, условия поставки которой нарушены. За поставку лишнего поставщику придется заплатить 15% от стоимости всей партии, а если ритейлер отказался продавать излишек, то еще и самостоятельно вывезти его.

Ужесточение касается и документов. Раньше, если поставщик предъявил не все необходимые документы на товар, «Магнит» мог взыскать с него 5% от стоимости партии с нарушениями. По новому типовому договору штраф вырастет до 15%, причем теперь это касается и электронного документооборота.

Договоры по новым правилам «Магнит» начал заключать с того же дня, когда депутаты Госдумы одобрили в последнем, третьем чтении поправки в Закон о торговле.

Помбухчан называет изменение штрафных правил «обычной работой», которая не связана с изменениями закона, а нацелена на сокращение потерь сети. Но поставщики увязывают действия «Магнита» с изменениями Закона о торговле. Ряд сетей пытаются, повышая штрафы, компенсировать утраченные поступления от сборов за фальш-маркетинг (услуги, которые оплачены по договору, но не оказаны). Ужесточение штрафов – новые риски для поставщиков, и, вполне вероятно, они решат заложить их в цену товара. Это может превратиться в «скрытое вознаграждение» сети от поставщика.

На страже закона

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и «Единая Россия» будут вместе следить за исполнением Закона о торговле, заявила глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.

Она подчеркнула, что партия в рамках проводимого службой мониторинга будет следить за соблюдением принятого закона. Мониторинг призван обеспечить оперативное реагирование на выявленные нарушения закона.

Кроме того, Яровая назвала союзниками ФАС в этом вопросе самих производителей, которых «понуждают обманывать». Но теперь отечественные предприниматели, сельхозпроизводители и союзы промышленников могут заявлять о подобных случаях.

И хотя пока речь не идет об отзыве лицензий у торговых сетей, но «злостные нарушения» законодательства могут вернуть «Единую Россию» к обсуждению этого вопроса.

Яровая подчеркнула, что закон призван защитить малый и средний бизнес, который торговые сети беззастенчиво обирали до недавнего времени. И новые способы поборов с производителей будут выявляться с немедленным реагированием. В том числе силами ФАС и прокуратуры.

Аналитика Аналитические обзоры

Закон о торговле: новые правила игры

Ксения Подгузова, Юрист Коммерческой группы

Анастасия Чередова, Старший юрист Коммерческой группы

В июле этого года были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)[1]. Наиболее спорным и обсуждаемым оказалось нововведение, предусматривающее ограничение совокупного размера вознаграждения, которое выплачивается поставщиками продовольственных товаров (далее – поставщики) торговым сетям за приобретение определенного количества товаров, и платы за оказание дополнительных услуг.

Правило пяти процентов

В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о торговле в новой редакции размер выплат поставщика в пользу торговой сети ограничивается пятью процентами от цены приобретенных продовольственных товаров. При этом в данную сумму включается как вознаграждение торговой сети за приобретение определенного количества товаров, так и плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров и иных подобных услуг. Перечень услуг, подпадающих под данное ограничение, является открытым.

Более того, «услуги по продвижению товаров» понимаются в новой редакции Закона о торговле очень широко: к ним относятся услуги, оказываемые поставщикам в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров (пункт 10 статьи 2 Закона о торговле).

Ситуация осложняется тем, что предельный размер вознаграждения должен рассчитываться от «чистой» цены товаров: при расчете не учитывается сумма НДС, а в отношении подакцизных товаров – сумма акциза (часть 4 статьи 9 Закона о торговле), что, соответственно, снижает размер допустимого вознаграждения.

Указанное ограничение требует значительных изменений в схемах взаимодействия поставщиков с торговыми сетями. Так, ранее вознаграждение за приобретение товаров ограничивалось десятью процентами, а стоимость услуг, оказываемых торговыми сетями поставщикам, не ограничивалась предельным размером и была предметом договоренности сторон.

Для приведения схем взаимодействия торговых сетей с поставщиками в соответствие с новыми ограничениями установлен переходный период. Условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом о торговле и заключенных до вступления изменений в силу (до 15 июля 2016 года), должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями до 1 января 2017 года. С указанной даты условия договоров, противоречащие Закону о торговле в новой редакции, признаются утратившими силу[2].

Выплаты поставщиков в пользу торговых сетей в настоящее время являются распространенной коммерческой практикой, так же как и оказание торговыми сетями множества дополнительных услуг поставщикам. В связи с этим внесение рассматриваемых ограничений в Закон о торговле вызвало множество вопросов как со стороны торговых сетей, так и со стороны поставщиков.

Отдельные вопросы были рассмотрены в Письме ФАС России от 05.09.2016 № АК/60976/16 «Разъяснения ФАС России по некоторым вопросам применения Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 273-ФЗ» (далее – Разъяснения ФАС России, Разъяснения).

В частности, антимонопольный орган указал, что норма о пятипроцентном ограничении выплат в пользу торговых сетей содержит две составляющие:

вознаграждение за приобретение определенного количества продовольственных товаров, которое может быть включено в договор поставки и исчисляться в процентах от цены приобретенных товаров;

плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров и иных подобных услуг.

При этом вторая составляющая не может быть включена в договор поставки, так как это противоречит части 12 статьи 9 Закона о торговле, предусматривающей запрет на включение в договор поставки условий об оказании услуг в отношении поставляемого товара. Вместо этого такая плата должна быть установлена договором возмездного оказания услуг и должна определяться не в процентном выражении, а в фиксированном размере.

Необходимость фиксировать цену каждой из дополнительных услуг ФАС России объясняет тем, что каждая из таких услуг является идентичной для всех поставщиков, то есть имеет одинаковое содержание и объем действий. Следовательно, по мнению антимонопольного органа, при оказании разным поставщикам одинаковой услуги торговая сеть будет нести равные затраты. Установление же стоимости дополнительных услуг в процентном выражении от товарооборота будет приводить к установлению разных цен на одну и ту же услугу, что будет рассматриваться как нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле (создание дискриминационных условий).

Важно отметить, что, несмотря на установление обеих составляющих выплат разными договорами и в различном порядке, их совокупная сумма тем не менее не должна превышать пяти процентов от цены приобретенных товаров.

Данное разъяснение делает более понятной позицию ФАС России по отношению к произошедшим изменениям, однако ряд вопросов остается открытым. Например, прямо не разъяснено, как должны соотноситься две составляющие выплат торговым сетям: должны ли фиксированные суммы за оказание услуг устанавливаться в отношении каждой партии товаров и, соответственно, входить в пять процентов цены каждой из партий, либо они могут определяться на какой-либо период, и их размер должен рассчитываться исходя из совокупной цены товара за весь установленный период.

Неурегулирована Разъяснениями ситуация, когда затраты торговой сети на оказание поставщику дополнительных услуг фактически превышают пятипроцентное ограничение, установленное Законом о торговле.

Кроме того, ни новые положения Закона о торговле, ни Разъяснения ФАС России не затрагивают ситуации, когда поставщики и торговые сети, заключившие договоры до вступления изменений в законную силу, не могут прийти к согласию о дальнейших условиях сотрудничества.

В связи с большим количеством открытых вопросов касательно перехода торговых сетей и поставщиков на новые схемы взаимодействия ФАС России ведет активный диалог с представителями отрасли, поясняя свою позицию и принимая новые вопросы.

В частности, 20 сентября 2016 года в Казани прошла Международная научно-практическая конференция «Обеспечение конкуренции в области торговой деятельности»[3].

Как сообщили на конференции представители антимонопольного органа, в настоящее время ФАС России ожидает поручения Правительства РФ на проведение мониторинга соблюдения Закона о торговле на ежедневной основе. По мнению ФАС России, такой мониторинг уже показал свою эффективность в 2010 году после принятия Закона о торговле.

Изменения в Закон о торговле также повлекли за собой изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ). В частности, диспозиция части 1 статьи 14.42 КоАП РФ была приведена в соответствие с новым ограничением на выплаты поставщиков в пользу торговых сетей. При этом вид и размер административной ответственности не изменились: за соответствующее нарушение предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц – от 1 до 5 млн рублей.

Важно отметить, что, согласно Разъяснениям ФАС России, привлечение к административной ответственности за нарушение новых положений Закона о торговле до 1 января 2017 года возможно только в отношении договоров, заключенных после вступления изменений в силу, то есть после 15 июля 2016 года. Следует отметить, что в «зону риска» могут попасть также дополнительные соглашения к договорам, заключенные после указанной даты и предусматривающие условия, которые противоречат действующей редакции Закона о торговле. Между тем исполнение обязательств по договорам, заключенным до вступления изменений в силу и не соответствующим Закону о торговле в новой редакции, до начала следующего года не приведет к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.42 КоАП РФ составляет один год со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении данный срок исчисляется со дня его обнаружения. Таким образом, по указанной статье дело возбуждается немедленно после получения должностным лицом достаточных данных, свидетельствующих о нарушении.

Выводы и рекомендации

Закон о торговле в новой редакции значительно ограничивает существующую коммерческую практику взаимодействия торговых сетей с поставщиками. В этой связи ключевым остается вопрос, как организовать свою деятельность после 1 января 2017 года, чтобы исполнить требования законодательства и в то же время обеспечить экономические интересы сторон.

Практика применения новых положений Закона о торговле начнет активно формироваться только в 2017 году. Однако уже сейчас можно предположить, что перечень услуг, подпадающих под пятипроцентное ограничение, может максимально широко толковаться компетентными органами, и под соответствующее ограничение будут подпадать любые услуги, так или иначе содействующие реализации товаров. При этом нельзя исключить ситуации, когда предметом внимания антимонопольного органа могут стать нестандартные условия иных договоров между поставщиками, торговыми сетями и аффилированными с ними лицами, если возникнут основания полагать, что такие условия преследуют цель обойти предельный размер выплат в пользу торговой сети (например, завышенный размер арендной платы, выплачиваемой поставщиком за площадь для проведения промо-акции в торговом объекте, если арендодателем является аффилированное с торговой сетью лицо).

Также особое внимание, как ожидается, будет уделено дополнительным соглашениям и новым договорам, заключенным после 15 июля 2016 года, а также любым выплатам, осуществленным поставщиками в пользу торговых сетей после 1 января 2017 года.

В связи с изложенным торговым сетям рекомендуется уже сейчас начать разработку договорных схем взаимодействия с поставщиками, которые бы учитывали новые положения Закона о торговле, а также позицию ФАС России в отношении возможных недобросовестных практик.

[1] Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

[2] Части 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Ритейлеры попросили заморозить новые поправки закона о торговле

Москва. 21 февраля. INTERFAX.RU — Ритейлеры предлагают отказаться от изменений закона о торговле до того, как будут проанализированы последствия поправок, принятых в 2016 году и ограничивших размер бонусов и вознаграждений, которые сети могут взимать с поставщиков.

В качестве альтернативы усилению госрегулирования ритейлеры предлагают механизмы саморегулирования, работа над которыми была приостановлена во время принятия последних поправок.

«На наш взгляд, необходимо любые новые инициативы заморозить до окончательного анализа и официального разбора последствий принятия закона 2016 года, и приоритет отдать исключительно теме саморегулирования», — сказал глава московского представительства Metro AG Алексей Григорьев, выступая на площадке АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли, объединяет крупнейших ритейлеров, работающих в России).

«Сейчас важно адаптировать Кодекс добросовестных практик к новому закону, надо усовершенствовать существующую модель механизма саморегулирования. И самое главное, что нужно участникам рынка, — четкая государственная стратегия в отношении торговли», — отметил он. Кодекс добросовестных практик — свод правил, которые АКОРТ и ассоциации поставщиков договорились соблюдать в 2012 году. В 2016 году, после принятия поправок в закон о торговле, действие кодекса было приостановлено.

По словам Григорьва, адаптацией кодекса к требованиям обновленного закона о торговле занимается рабочая группа в рамках Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (объединяет ассоциации сетей и поставщиков). Работа над механизмами, которые бы обеспечили соблюдение кодекса, идет в координации с Федеральной антимонопольной службой, сказал Григорьев.

«Уже представлены в антимонопольную службу предложения по Совету рынка, согласованные на определенном уровне между поставщиками и торговыми сетями. Они как раз предусматривают определенную роль государства, но, скорее, как наблюдателя и партнера. Совместно с рядом поставщиков мы исходим из того, что, это должно быть именно саморегулирование, а не регулирование государством, которое накладывается на саморегулирование. Мы считаем, что государство должно наблюдать, оно должно участвовать в процессе обсуждения как партнер, но если участники рынка договорились между собой в рамках законодательства, то государство должно им дать возможность жить по этим правилам. В этом и заключается смысл той концепции Совета рынка, предложенной группой торговых сетей и определенной группой поставщиков Федеральной антимонопольной службе. Рассчитываем, что концепция будет сейчас прорабатываться в ходе дальнейших дискуссий по этой теме», — сообщил он.

«По нашим предложениям, Совет рынка мог бы состоять из двух равноправных палат — это палата торговых сетей и палата поставщиков. Может быть также создан некий координирующий орган, или консультативный, в котором участвовали бы представители государства, которые имели бы возможность наблюдать, принимать участие в обсуждении, но решения в рамках саморегулирования должны принимать все же сами участники рынка», — добавил А.Григорьев.

Поправки не сработали

Поправки в закон о торговле, принятые в середине 2016 года, не сработали так, как задумывалось, а многие риски, связанные с изменениями в отношениях ритейлеров и поставщиков, реализовались, считают в АКОРТ.

Поправки в отраслевой закон были приняты летом 2016 года: с середины июля ритейлеры и поставщики были обязаны заключать договоры на новых условиях, а до 2017 года — привести в соответствие с законом все текущие договоры.

В обновленном законе ограничен совокупный размер выплат, которые ритейлеры могут взимать с поставщиков, на уровне 5% от стоимости объема поставки (включая плату за маркетинговые услуги и логистические услуги). Раньше был ограничен только ретробонус (вознаграждение за объем поставки) — на уровне 10%. Размер выплат за маркетинг и логистику не регулировался. Закон в новой редакции также сократил отсрочку платежей за поставленный товар — до 8-40 дней (с 10-45 дней, согласно предыдущей версии закона), в зависимости от его срока годности.

По словам Григорьева, ключевые разъяснения новой правоприменительной практики от ФАС участники рынка получили только в ноябре 2016 года, а к 1 января 2017 года ритейлеры и поставщики уже должны были привести свои договоры в соответствие новым требованиям. «Пришлось переводить контракты буквально в считанные недели», — утверждает он.

Обсуждая последствия поправок еще до их принятия, ритейлеры предупреждали о рисках роста цен, сокращения ассортимента и количества новых брендов, а также о негативных последствиях для малого и среднего бизнеса — из числа как ритейлеров, так и поставщиков, напомнил он. Фактически все эти риски реализовались — за исключением роста цен, поскольку сети сдерживали инфляцию на «приемлемом» уровне.

«Мы видим, что по достижении тех целей, которые были заявлены для закона и указывались его инициаторами в пояснительной записке, где говорилось о защите навязывания поставщикам невыгодных условий, об укреплении продовольственной безопасности, о прекращении так называемого беспроцентного кредитования торговых сетей в ущерб интересам поставщиков, об обеспечении условий справедливой конкуренции, — однозначный вывод об успешности достижения этих целей дать сложно», — заявил А.Григорьев.

«Более того, мы видим, что поставщики из-за того, что был сильно ограничен маркетинг, лишились возможности управлять продвижением своих товаров в торговых сетях. Второе, что мы видим — в силу того, что упомянутые маркетинговые инструменты ушли, торговые сети действительно начали проявлять сдержанность в отношении ввода новых товаров в ассортимент: нет возможности делить риски вместе с поставщиками и производителями в случае, если товар «не пойдет». Третье — из-за ограниченной возможности делить маркетинговые риски, торговые сети начали больше ориентироваться на маржинальность товаров, если, конечно, это не происходит в ущерб трафику, который и так пострадал в условиях кризиса. Соответственно, у нас получилась ситуация, когда мы все были вынуждены оптимизировать ассортимент», — отметил он.

«Поэтому сложилась ситуация, когда сложно утверждать, что закон достиг своих целей. Наоборот, те риски, о которых мы предупреждали — они сбылись. Какой риск, к

счастью, не реализовался, — это риск повышения цены. Наоборот, сети сработали на удержание инфляции на приемлемом уровне . На наш взгляд, к сожалению, закон о торговле сработал не так, как хотелось и как планировалось его инициаторами. К сожалению, мы видим, что в отсутствие официальной объективной оценки последствий этого закона сейчас предпринимаются новые инициативы по дальнейшему регулированию сферы торговли — вы прекрасно знаете, что уже внесен законопроект по запрещению возвратов продовольственной продукции, есть и другие законодательные инициативы. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда одна законодательная инициатива реализована, мягко говоря, не самым эффективным образом, и тут же она транслируется в новые цели, которые способны создать новые шоки для продовольственного рынка. Это тот риск, который мы сейчас видим. На наш взгляд, необходимо любые новые инициативы заморозить до окончательного анализа и официального разбора последствий принятия закона 2016 года, и приоритет отдать исключительно теме саморегулирования», — сказал А.Григорьев.

Возвратов не нужно

В настоящее время в Госдуме находится законопроект, запрещающий ритейлерам возвращать непроданные продовольственные товары поставщикам. Предполагается, что законопроект будет рассмотрен в первом чтении в марте.

По данным сайта Госдумы, законопроект «О внесении изменений в статью 5 федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» был зарегистрирован 16 января. Авторами законопроекта являются группа депутатов во главе с Ириной Яровой и сенатор Сергей Лисовский.

Действующий закон о торговле запрещает сетям навязывать поставщикам условия о возврате товаров, не проданных по истечении определенного срока (за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством).

Законопроект заменяет эту норму запретом заключать договоры, содержащие условие о возврате поставщикам товаров, не проданных по истечении определенного срока.

Дискуссия о необходимости запрета возвратов началась с поставок хлеба, и крупные ритейлеры начали добровольно отказываться от практики возврата непроданного хлеба и хлебобулочной продукции. В конце 2016 года АКОРТ договорилась с хлебопеками об оптимизации заказов и поставок хлебобулочной и мучнисто-кондитерской продукции.

«Мы запускали пилотные проекты с российской ассоциацией пекарей и кондитеров, и наши компании участвовали в этих пилотных проектах, мы очень аккуратно, детально входили в цепочки движения товаров и разбирались, что там происходит, откуда образуются нереализованные остатки продукции, и обнаружили очень много интересного. Обнаружили, например, что крупные хлебные заводы в нынешних экономических условиях попали в очень сложную ситуацию, когда они не в состоянии гибко реагировать на спрос потребителей на новые виды продукции. Это огромное, массивное и уже во многом модернизированное производство, которое настроено на выпуск стандартных продуктов», — сказал журналистам директор по развитию АКОРТ Юрий Борисов.

«Оказалось, что определенной «бомбой» в истории с возвратами хлеба стало введение длинных январских праздников . Важно было перед длинными каникулами загрузить в магазин как можно больше продукции. Первое недовольство возникло тогда, когда оказалось, что ожидания менеджеров с двух сторон не совпадают с предпочтениями покупателей. Именно эти возвраты, которые начали происходить в январе, и спровоцировали острое недовольство хлебопеков», — добавил он.

Проблему удается решать с помощью саморегулирования: компании стали по-другому формировать заказы, договаривались об изменении частоты поставок, сказал Борисов.

АКОРТ выступает против государственного регулирования практики возвратов хлеба и продовольственных товаров в целом. «Мы не считаем, что здесь нужно законодательное регулирование. Задачу общего сокращения потерь пищевой продукции по всей цепочке мы поддерживаем и более того, мы в этом направлении тоже участвуем. Считаем, что нужна совместная работа, а не применение законодательного «молота», — отметил директор по развитию ассоциации.

Ссылка на основную публикацию
12
октября