Официант и меню

Правила официанта

Поговорим сегодня о таком важном моменте в ресторанном бизнесе, как правила обслуживания официанта. Золотые правила официанта основаны на одном непреложном законе:

Обычно человек помнит не о некачественной еде, а о плохом обслуживании.

Обслуживание гостей в ресторане считается самым главным фактором успеха всего заведения. Любой ресторатор знает, что плохое обслуживание способно испортить впечатление даже от самой качественной еды. Успех меню ресторана или его провал зависит от подачи блюд. Об этом критическом моменте должны помнить не только опытные официанты, но и новички.

Вся предварительная работа ресторатора, администратора, шеф-повара и других сотрудников целиком и полностью находится в руках официанта. Обслуживание официантом дает представление гостям ресторана об усилиях всей ресторанной команды. И эта истина часто остается непонятной для обслуживающего персонала ресторана.

Еще один важный момент, который Вы, как ресторатор, должны донести до сознания официантов – это то, что обслуживание не только повышает ценность предлагаемого гостям меню, но и выгодно отличает Ваше заведение от конкурентов. Ведь фразу: «Больше в этот ресторан ни ногой!» – произносят не тогда, когда официант поднес гостю холодный суп, а когда клиент столкнулся с невнимательным или грубым обслуживанием.

Одним словом, ресторан – это своеобразный театр, где продают ощущения, удовольствие и различные приятные услуги.

На экономические показатели заведения общественного питания прямым образом влияет любой жест, движение или сказанное официантом слово. Именно идеальное обслуживание – серьезный источник прибыли не только ресторатора, но и самого официанта. Что надо сделать официанту, чтобы клиенту понравилось обслуживание?

Правила официанта: о чем надо помнить

  1. Помните, что Ваш ресторан больше нуждается в клиентах, чем клиенты в Вашем заведении.
  2. «Умное» обслуживание – источник хороших чаевых.
  3. Не клиенты должны подстраиваться под ресторан, а ресторан должен подстраиваться под клиента.
  4. Быть хорошим официантом – это значит думать о каждой мелочи.
  5. Разным клиентам – разное обслуживание.
  6. Обслуживание, подстроенное под клиента – это самое лучшее обслуживание.

Правила официанта: процедура обслуживания

Обслуживание гостей ресторана начинается в момент прихода гостя, а заканчивается в момент его выхода из ресторана.

Процедуры обслуживания в ресторане – это способы и время обслуживания гостей.

Первое, о чем следует подумать, это о контроле потока клиентов. Это делается просто – с помощью девушки-hostess. Она должна встретить клиента у самого входа и передать его официанту. Эта процедура поможет уделить каждому гостю необходимое внимание, и что не менее важно – сократить время ожидания подачи блюд.

Какие вопросы официант может задать клиенту?

  • Вы впервые у нас?
  • Кто посоветовал Вам наш ресторан?
  • Вам не жарко (не холодно)? Может, быть отрегулировать кондиционер?
  • Как Вам будет удобно расположиться – в общем зале, или Вы любите тишину?
  • Вы не очень спешите?

Конечно, это не полный перечень «вводных» фраз. Официанты вольны импровизировать – главное, проявить заботу о госте, а какие слова подходят – сотрудник должен решить на месте. Ведь разные клиенты требуют разного подхода.

Как правильно подать меню?

Как официант должен подать меню по правилам этикета ?

Как только гости расположились за столиком, официант подходит с левой стороны от каждого клиента и предлагает ему ресторанное меню. Меню можно подавать в раскрытом или закрытом виде – это не столь принципиально. Главное на первом этапе обслуживания в ресторане – не оставлять гостей без внимания и как можно быстрее подойти к ним, чтобы ознакомить с меню и принять заказ.

Меню подается в первую очередь дамам, потом мужчинам. Когда в ресторан приходит семья с ребенком, то официант прежде всего предлагает ребенку специально составленное детское меню. Пока малыш занят изучением красочного буклета, его родители спокойно ознакомятся с меню для взрослых и выберут блюда для себя.

В какой последовательности принимать заказ от клиентов в ресторане?

Принимает заказ официант сначала от женщин, затем от мужчин. Если за столом присутствуют дети, заказ следует принять сначала от них. Но чаще всего за детей заказывают матери или бабушки, присутствующие за столом.

Кому сначала подавать блюда?

Доставив блюда к столику, официант прежде всего обслуживает детей и дам, а затем уже подает блюда мужчинам.

Если во время трапезы гость ресторана случайно уронил на пол прибор, официанту следует немедленно заменить его на чистый.

Правила официанта: 7 международных законов

1. C какой стороны подаются блюда официантом? Подавать и убирать блюда следует, подходя к гостю с левой стороны и использовать левую руку.

2. Как правильно разливать напитки клиентам в ресторане? Напитки разливают, подходя к клиенту справа, используя правую руку.

3. Все столовые приборы надо брать за ручки, а не за «рабочую» поверхность.

4. Бокалы берут за ножки, а не за края, к которым клиент прикасается губами.

5. Чтобы наполнить бокал, его нельзя брать со стола. Наполняют бокалы, стоящие прямо на столе.

6. Тарелку при подачи блюд надо держать следующим образом: четыре пальца находятся под тарелкой, а первый (большой) палец слегка возвышается над ее краем. К внутренней стороне тарелки прикасаться нельзя!
7. Нельзя убирать тарелки, пока все клиенты не закончат прием пищи.

Любой официант должен знать эти правила и неукоснительно придерживаться их.

Безусловно, некоторые могут иметь свое собственное мнение по поводу правил обслуживания клиентов. Мелкие технические ошибки в обслуживании не так важны. Гораздо более весомым моментом является общая атмосфера заведения и отношение персонала к гостям ресторана. А «красота движений» официанта порой не замечается людьми – так что нет ничего страшного, если вдруг официант подойдет к клиенту не с той стороны.

Сердечное, человечное обслуживание всегда компенсирует мелкие технические недочеты в работе официантов.

Как помочь официанту быстро выучить меню?

Официант – лицо ресторана. От него зависит то впечатление , которое останется от заведения у гостя. Ведь хороший официант может своим обслуживанием, вниманием и заботой загладить ошибки кухни, а может и перечеркнуть своей невнимательностью многие достоинства ресторана.

Он может так красиво продать блюдо, что гость потратит в 2-3 раза больше, чем планировал и при этом уйти довольным. А может хмуро выслушать заказ на чашку кофе и через 20 минут принести ее холодной, потеряв при этом клиента, который планировал тут пообедать с коллегами.

А если к личным качествам официанта добавить умение работать в команде, то получится почти супермен – на рынке труда личность редкая и очень дорогая. Но если посмотреть, как на этот рынок труда официанты попадают, то получится совсем грустно. Ведь мало кто с детства мечтает стать официантом. Или годами учится этой профессии в колледже, настойчиво развивая свои навыки.

К сожалению, для многих «официант» — это не профессия, а временная подработка, «на сезон», на пару лет, на время учебы. Получается, что с одной стороны официант – ключевая роль в успехе ресторана, а с другой – это всего лишь временная работа с высокой текучестью и низкими входными барьерами.

И если для сетевых ресторанов процесс отбора, обучения и адаптации официантов поставлен «на поток», то для небольших заведений все эти процессы возложены на администраторов или других таких же официантов, но чуть более опытных.

Как же сделать так, чтобы новый сотрудник как можно скорее влился в работу ресторана? Ведь чем дольше он учится, тем дольше получает свою зарплату не принося полноценной пользы заведению.

Самым большим и трудоемким процессом обычно оказывается изучение меню ресторана, ведь прежде чем позволить сотруднику принимать заказы посетителей нужно убедится, что он сможем ответить на их вопросы по нему. «А из чего сделан этот салат?» «А на что он похож?» «А курица в этом блюде в каком виде?» Ну и так далее…

Вопрос «Должен ли хороший официант знать меню наизусть?» очень дискуссионный. У каждого заведения на него свой ответ.

Если в вашем меню есть и «паназия», и «италия» и «кавказ» и в полном объеме в 200-300 позиций, то вопрос с полным изучением меню скорее всего не встанет. Достаточно хорошо выучить «хиты» и «специалитеты». Ну а если в ресторане современное меню на 80-100 позиций, то нужно требовать знания всего его содержимого.

Термин «знание меню» означает умение аппетитно описать блюдо, включая особенности и время его приготовления. Хороший официант должен уметь не задумываясь выдавать 5-6 синонимов, например, к слову «поджаренный» или «свежий».

Кстати, в одном сетевом кафе каждая утренняя планерка заканчивается именно такой разминкой – каждый участник включая руководство придумывает новое аппетитное описание к случайно выбранному блюду из меню. Очень помогает развивать язык и доводит такой навык до автоматизма.

Как же помочь новому сотруднику максимально быстро выучить меню? Способов есть несколько и все их можно использовать одновременно.

В некоторых заведениях новые официанты проходят мини-стажировку на кухне. При этом они своими глазами видят, как готовятся те или иные блюда, учат ингредиенты, разбирают технологии приготовления. Такие практические занятия гораздо эффективнее простой зубрежки, подготовленных кем-то другим описаний. При этом новые сотрудники проникаются атмосферой ресторана, лучше знакомятся с коллективом, что существенно упрощает их дальнейшую адаптацию.

В других ресторанах просто делят меню на части и составляют график, по которому новый сотрудник сдает выученный материал своим наставникам. Контроль за процессом обучения на этом этапе нужен не только для того, чтобы как можно скорее «отсеять» неподходящих соискателей. Он также помогает повысить значимость всего процесса обучения в глазах ученика. К тому же именно к таким правилам его приучил весь предыдущий жизненный опыт, ведь как правило такие новички – это или бывшие школьники, или действующие студенты. А студенты учат только то, что у них могут проверить. Поэтому молодое поколение так легко воспринимает системы мотивации, основанные на оценках. И за знание меню оценки тоже нужно выставлять, причем не только новичкам, но и «ветеранам».

Еще одним инструментом для быстрой адаптации новых сотрудников является «Учебное меню» ресторана. От обычного, гостевого, меню его отличает другая иерархия блюд, например, группировка по основному ингредиенту и их более подробное описание, включая краткую технологию приготовления, советы по сочетаемости с другими блюдами, несколько примеров продающего описания для каждого блюда.

Также учебное меню должно содержать фото образцовой подачи каждого блюда, потому что никакое описание не заменит изображения. Т.е. «Учебное меню» содержит ответы на те вопросы, которые может задать гость при заказе. Для составления такого «Учебного меню» придется потратить много времени, но это время отобьется за счет быстрой адаптации новых сотрудников ресторана. Такое меню не показывают гостям, оно гораздо обширнее обычного. Его печатают на принтере, вывешивают на служебных досках информации или выдают новичкам при поступлении на работу.

Для тех ресторанов, которые используют «Трактиръ: Мобильный официант», работу с учебным меню можно сильно упростить. Вот по этой инструкции его можно создать в учетной системе и загружать в смартфоны сотрудников вместе со стандартным меню ресторана. При приеме заказа новый сотрудник может быстро посмотреть подсказки по блюду из учебного меню, а свободное время уделять его изучению «без отрыва от производства».

Это сильно упрощает рутинные вопросы подготовки, позволяя больше внимания уделять навыкам активных продаж. Хорошая команда официантов – один из главных ресурсов ресторана. И этот ресурс трудно приобрести и очень легко потерять. Поэтому к процессу обучения и адаптации новых официантов нужно относится с таким же вниманием, как к стабильному качеству кухни или «фудкосту». Воспринимайте то время и деньги, которые вы уделяете развитию своих сотрудников как инвестиции в будущее своего ресторана. Возврат этих инвестиций будет зависеть только от вас.

Как выучить меню ресторана, основные советы

Сегодня мы поговорим о том, как выучить меню в ресторане, какие приемы помогут сделать это быстро и эффективно для официантов.

Все вы, наверняка, сталкивались с такой проблемой: пришли работать в новый ресторан и вам нужно первым делом быстро выучить меню, которое пугает вас своей новизной и огромным объёмом новой информации в нем. В этой ситуации многие теряются и не знают, с какого конца к этой проблеме подойти.

Уверяю вас, всё намного проще, чем кажется на первый взгляд. Для начала вам необходимо усвоить предыдущий материал:

Далее я перечислю по порядке советы, которые я проверил на себе, они работают и помогут вам освоить новое меню намного быстрей.

Как выучить меню официанту, основные советы

1. Отнеситесь к изучению меню очень серьёзно

После разового прочтения вы практически ничего не запомните в меню, особенно, если вы имеете малый опыт в работе официантом. Иногда приходилось наблюдать как опытные официанты, приходя в новое заведение относятся к изучению меню очень прохладно и с ленью.

-Чего я там не видел, ассорти мясное, рыбное и овощное, сыр –это везде одинаковое.

И не зная азов меню, и не изучив его до конца, начинают принимать заказ у гостей ресторана. Это огромная промашка руководства, такого допускать НЕЛЬЗЯ!

Принимая заказ, официант не знающий меню, на вопросы гостей начинает “от себя» нести такую ахинею и так выкручивается, что потом когда узнает правильные ответы на вопросы о данном блюде или закуске, просит поваров корректировать блюдо, якобы под пожелания гостей, на самом деле он исправляет свои огрехи.

Новичкам необходимо понимать, что меню ресторана это основа, которая вам необходима для работы. Не нужно думать, что вы со временем его всё равно освоите, обязательно досконально изучите меню в самом начале.

2. Попросите помочь вам опытного официанта

Для официанта, который уже несколько лет работает, меню кажется простым и элементарным, а для вас это темный лес. Вы думаете, да как его вообще можно выучить и запомнить? Не паникуйте, изучайте.

Лучше всего знакомиться с меню на банкетах и фуршетах. Там будут представлены самые востребованные закуски и блюда, вы легко их запомните, когда увидите как они выглядят. Зрительно легче всего запоминать блюда, уверяю вас.

Старайтесь первое время работать на банкетах или помогать коллегам официантам, поскольку в зал на полноценное обслуживание вам выходить еще рано. На таких обслуживаниях вы наберётесь опыта и увидите многие блюда ресторана, а со временем

3. Зайдите к поварам, они знают меню лучше всех

Очень помогает в изучении меню общение с поварами, только выберите того, кто уже давно работает в ресторане и знает досконально все тонкости блюд ресторана. Конечно же, подберите правильно время, когда повара свободны и расположены к общению, готовы вам помочь.

Поговорите с ними, может вы найдете общих знакомых с кем то из них или работали в одном заведении ранее. Возможно у вас общие интересы или просто найдете общий язык с одним из поваров, вот и побеседуйте с ним параллельно про меню ресторана.

Попросите его в свободное время побеседовать по соусам, фирменным блюдам, о том, какой должна быть прожарка мяса или какой степени готовности можно подавать то или иное блюдо.

Узнайте особенности самых основных блюд, ведь во многих заведениях есть десяток закусок или салатов, которые гости заказывают чаще всего.

Изучив базовые закуски вам будет легче понять все остальные, постепенно вы освоите всё меню.

4. Помощь администратора

Попросите администратора побеседовать с вами по закускам, в свободное время он вам не откажет. Только выберите подходящее время и настроение коллеги, довольно часто администраторы бывают заняты, но свободное время найти могут.

В основном, в ресторанах администратор знает меню очень хорошо, все его тонкости, различные варианты подачи блюд, воспользуйтесь этим и обязательно попросите вам помочь в изучении нового для вас меню.

Если вам откажут один раз, не опускайте руки, вы же новенький, не думайте, что все прямо ринутся вам помогать, нет. У работников ресторана куча своих обязанностей, проблем, желания пообщаться с коллегами, но не с вами, ведь вас ещё мало знают. Проявите смекалку, настойчивость, терпение и вам обязательно помогут.

5. Визуально блюдо запомнить лучше всего

Когда вы учите новое меню, сидя на диванчике, а мимо вас ходят опытные официанты с закусками, обслуживают гостей ресторана или накрывают банкет, не поленитесь подойти и посмотреть на закуски, которые они подают в зал.

Просто подойдите и спросите, а что это за салат или закуска, из чего состоит, какой соус и так далее. Хотя бы частично после этого вы уже будете иметь общее представление о данном блюде или салате. После этого найдите его в меню и посмотрите его месторасположение и основные ингредиенты.

Таким образом постепенно вы внешне научитесь узнавать все закуски в ресторане. Например, когда меню спрашивают гости о каком то блюде подробности, то я зрительно его сразу же представляю и описываю в деталях, попробуйте и вы

6. Составьте шпаргалку по самым сложным закускам

Все люди разные, у нас разная память, взгляды на жизнь интересы и так далее. Вот и в меню, то, что одним кажется элементарным, у других вызывают жуткие трудности. Одни не могут запомнить какую-то конкретную специю или овощ, другие экзотический фрукт или моллюска. Вот для этого и нужен небольшой блокнот, в который вы по мере изучения будете заносить те салаты и закуски, с которыми у вас возникают трудности с изучением.

Для меня было сложно запоминать ингредиенты салатов, которые не обозначались в меню. Некоторые меню составлены так, что содержат в графе салаты названия провинций и областей Франции или Италии )) Как же можно так составлять меню, скажите вы ))

Например, салаты Средиземноморский, Андалузский, Корсиканский и никаких составляющих в описании. Ну вот захотелось так хозяевам ресторана меню составить, что поделаешь))

Я в таком случае составлял себя таблицу с составляющими салатов и незаметно для гостей первое время подглядывал и читал с бумажки. Лучше сделать паузу и подглядеть, чем ответить неверно или бегать по каждому вопросу к старшему официанту, это будет выглядеть смешно :).

Вам я рекомендую поступить подобным образом, только пишите в шпаргалках разборчиво и четко, хоть и мелким шрифтом. Вам ведь затем нужно всё эти читать гостям с блокнотика и вы должны четко понимать свои записи.

7.Попросите опытных коллег в свободное время погонять вас по меню

Нет, не по коридору погонять или по улице, хотя и это весьма полезно )) Закрываете меню и все подсказки и попросите опытного официанта поспрашивать вас различные блюда. Только сначала убедитесь, что он сам их знает, это важно. Такой прием очень поможет вам выучить меню и почувствовать уверенность в том, что вам под силу одолеть эту кучу новой информации.

Сразу вам будет казаться, что это сложно и вообще невозможно выучить все закуски и компоненты блюд, но уже через пару дней вы измените своё мнение и начнете понимать, что шаг за шагом постепенно двигаетесь к финишу.

8. Стоп лист на кухне изучайте каждый день

Не забывайте каждый раз в начале работы подходить на кухню и спрашивать по наличию всех закусок. Часто в заведениях делают стоп лист, (очень удобно, кстати) где обозначают временно отсутствующие закуски и срок их появления.

Не уверен, что у всех он есть, может называется иначе, но суть не меняется от этого. Вы должны знать, каких закусок сегодня нет или ограниченное количество, какие появятся в течении дня и так далее.

Довольно не удобно принять заказ у гостей и затем подходить к ним, извиняться и объяснять, что некоторые из закусок временно отсутствуют. Многие официанты очень не любят это делать, но приходится, так что учите стоп лист на кухне.

Итак, вы усвоили что такое меню и для чего оно нужно. Надеюсь, запомнили, что должны знать его как «отче наш», как говорят чтобы от зубов отскакивало. Знаете теперь, как выучит новое меню в ресторане и основные советы, которые вам помогут это сделать.

Используйте в первое время любую из вышеперечисленных возможностей для изучения меню. Не смотрите на более опытных или работающих давно коллег, они все это знают, а вам еще все это изучать. Не смотрите с ними телевизор, не слушайте их рассказы и подвиги, как я провел отпуск или выходные. Найдите укромное место и учите, учите, учите. Спрашивайте всех, кто может вам помочь в этом. Будьте настойчивыми, не думайте, что все сразу бросятся вам помогать, все уже давно это меню знают, а вам только предстоит его выучить.

Будете следовать советам, быстро освоитесь, выучите меню и вам разрешат обслуживать гостей. Чем быстрее выучите, тем раньше начнете зарабатывать деньги, ведь это главное, не так ли?

В завершении замечательное видео, в котором подробно:

Как официанту выучить меню

А какие способы вам помогли быстро выучить меню в ресторане, поделитесь опытом С какими трудностями сталкивались при изучении меню, что было самым сложным? Жду ваших комментариев, напишите пару предложений, очень интересно.

Подписаться на новости блога можно тут — https://oficianty.com/podpiska

С уважением, Николай

Оцените пожалуйста мой пост, я старался:)

Кликните на звезду от 1 до 5 для оценки поста

ЛайфхакОфицианты — о том, как тренировать память

Люди, которые не пользуются блокнотами, чтобы запоминать заказы, рассказывают, как улучшить память

The Village продолжает серию материалов, в которых специалисты в разных областях дают полезные советы о том, в чем они очень хорошо разбираются. В новом выпуске — официанты. Им приходится учить меню и запоминать рецепты блюд, а еще держать в памяти десятки просьб и заказов. Мы расспросили сотрудников заведений Екатеринбурга, как они тренируют память, чтобы ничего не упускать.

Руслан Берхеев

официант кафе «Гастроли»

Не полагаться на гаджеты

Работа в общепите сильно укрепляет память, но сейчас официанты чаще полагаются на айфоны и айпады. Забиваешь заказ при гостях, отправляешь на кухню и лишь потом вникаешь, что же они заказали. Все происходит фоном. А когда записываешь заказ в блокнот или запоминаешь его — мыслишь активнее.

Разговаривать с практиками

Людей, которые зубрят, легко выбить из колеи нестандартным вопросом. Если же ты постиг механику и процесс приготовления блюда — быстро сообразишь, что будет, если убрать пару ингредиентов. Чтобы запомнить новые блюда, я иду на кухню и расспрашиваю поваров. Практик объяснит все коротко, с примерами и простым языком, а еще расскажет историю.

По первому образованию я политолог, но в магистратуре решил изучать металлургию. Я долго не мог запомнить физические формулы, потому что трудно было понять их назначение. Изучить сочетаемость металлов и особенности плавки помогло общение на профильных форумах.

Строить логические цепочки

Гастрономическая память подчиняется логике. К стейку подают красное вино, к рыбе — белое, плотный ужин хорошо завершить легким десертом. Гости редко заказывают несочетаемые продукты, и запоминать большинство заказов помогает принцип сочетаемости. Есть и обратная сторона: вы точно запомните то, что вас удивит или рассмешит. Скучное пино гриджо к стейку с кровью я помню до сих пор.

Батыр Жакешов

менеджер кофейни «Энгельс»

Соблюдать режим

Чтобы заточить память на конвейерную работу, следует давать мозгу отдых. Правильно отдыхать не менее восьми часов, приучить себя просыпаться в одно и то же время, не пропускать полноценный завтрак, есть сложные углеводы и сахар. Утром я не боюсь переесть: все, что съедено за завтраком, организм сожжет еще до полудня.

Часть моего режима — короткая тренировка памяти. Раз в неделю можно выучить новое стихотворение, довести до идеала скороговорку. Тренировка поможет не только держать мозг в тонусе, но и улучшит риторику.

Не суетиться

Раньше я пользовался блокнотом, затем записывал только первую и последнюю позиции, а со временем отказался от записей. Понял, что память работает лучше, когда ты бодр, расслаблен и не суетишься. Просто общаешься и мысленно проговариваешь слова гостя. А когда судорожно пытаешься запомнить заказ — фактически выпадаешь из общения, и становится только хуже.

Изучать историю

Бывают блюда, которые никак не хотят откладываться в памяти, — обычно те, о которых я ничего не знаю. Полезно узнать историю появления блюда, нюансы и факты. Когда становится интересно, начинаешь запоминать.

Алена Кассирова

официант Double Bar

Увидеть своими глазами

Худший способ запомнить меню — вызубрить его. Нужно понять, как готовится каждое блюдо, из каких ингредиентов, сколько времени. Мне помогали ролики на YouTube: я изучала барную карту и смотрела, как производят разные виды алкоголя, как варят пиво и смешивают коктейли.

Когда встречала в меню незнакомое слово — шла на кухню и просила показать и рассказать, о чем идет речь. Абстрактные вещи запомнить невозможно. Лучше увидеть и потрогать.

Разбивать на категории

Я стараюсь запоминать все последовательно и упорядоченно. Во-первых, выслушиваю гостей по очереди. Во-вторых, мысленно составляю списки, в каком бы порядке ни получила заказ: сначала салаты, затем супы, потом горячее. В той же последовательности забиваю блюда в ресторанную программу.

В обычной жизни я мыслю точно так же. Если изучаю что-то новое, сначала запоминаю основные шаги, а затем пополняю знания по каждому из пунктов.

Озвучивать выводы

Часто бывает, что гость не может определиться между двумя блюдами: цезарь или греческий, греческий или цезарь. В итоге он выбирает греческий салат, а ты идешь и просишь приготовить цезарь, потому что долго о нем рассказывал. Поэтому важно вслух проговорить результат.

Николай Смирнов

официант ресторана «Троекуровъ»

Рассказывать другу

Ролевая игра — лучшая техника для того, чтобы запомнить сложное. Принимаешь заказ у коллеги — потом он у тебя. Учишься проговаривать и запоминать мелкие детали. Самое главное, что такое общение развивает уверенность в изученном.

Я работал в заведении, где заказы не только не записывают, но и не проверяют перед тем, как отдать на кухню. Так официант выглядит как собеседник, а гостям нравится неформальная обстановка. Это рискованный путь, но короткую память он тренирует колоссально.

Как помочь официанту выучить меню?

Специальный тренинг для идеального знания меню официантами

Товарищ по HR-компании UnoDosTres

Управляющий, который может все!

Ресторанные долгожители

Нужен ли работодателю квалифицированный персонал?

Так что первоочередная задача — добиться от официанта идеального знания меню, вывести умение работать с меню на уровень неосознанной компетентности. Чтобы помочь официантам, проведите с ними специальный тренинг.

1 ПРИВЕТСТВИЕ

Продолжительность: 10–15 минут

Вначале необходимо рассказать о цели тренинга, о ваших задачах и ожиданиях. Кроме того, надо договориться о правилах, начиная с обращения друг к другу и заканчивая мобильными телефонами. Это поможет упорядочить все процедуры.

2 ЗНАКОМСТВО УЧАСТНИКОВ. УПРАЖНЕНИЕ «ПРИВЕТ»

Продолжительность: 5 минут

Предложите участникам придумать какое-либо простое приветственное движение. Каждый придумывает его для себя и пока что не демонстрирует другим участникам. Это могут быть рукопожатие, хлопок, прыжок, поклон, похлопывание по плечу и пр.

Спросите, кто хотел бы начать упражнение первым. Доброволец должен сказать своему соседу: «Привет, меня зовут…» и совершить свое приветственное движение.

Второй участник здоровается со своим соседом, повторяет движение, которым его поприветствовали, и добавляет свое.

Таким образом, каждый следующий участник повторяет все предыдущие движения (как снежный ком) и добавляет свое. Можно подсказывать друг другу. Последнему под общий хохот предстоит повторить все движения.

3 ЗНАКОМСТВО С МЕНЮ. ТЕОРИЯ

Продолжительность: не более 15 минут

Необходимые материалы: распечатанные экземпляры меню по количеству участников

Расскажите о вашей кухне, пройдитесь по основным разделам, расскажите, что чаще всего заказывают гости, что реже.

Дайте простую схему для работы с меню: предложите разделить блюда на сытные и легкие, затем на основные блюда, закуски, салаты, супы и пр.

Расскажите, что иногда гости, приходя в ресторан, не имеют четкого представления о том, что будут заказывать, но испытывают определенную потребность: сытно поесть, перекусить или просто хорошо провести время за чашечкой кофе или бокалом вина.

Задача официанта — перевести эту потребность в конкретный заказ, то есть помочь гостю сформулировать свое желание, «проведя» его по меню. Для этого можно использовать «воронку» вопросов, которые помогут гостю сформировать заказ.

«Воронка» вопросов — это движение от большего к меньшему, постепенное уточнение потребности. Например, можно спросить у гостя, собирается он выпить что-нибудь или поесть.

Предположим, гость хочет поесть. Сужаем вопрос: хотел бы гость поесть сытно или только перекусить? Гость хочет легкого перекуса — можно спросить, какой салат гость предпочтет: мясной, вегетарианский или из птицы. В результате можно предложить гостю именно то блюдо, которое удовлетворит его желание.

4 ТРЕНИРОВКА УМЕНИЕ «ВЕСТИ ГОСТЯ». УПРАЖНЕНИЕ «В ГОСТЯХ»

Продолжительность: 15 минут

После рассказа о меню и принципе «ведения» гостя предложите участникам потренироваться в использовании «воронки» вопросов.

Задумайте блюдо из меню и попросите одного из участников тренинга задавать вам вопросы с помощью «воронки», как если бы вы были гостем. В итоге игрок должен определить задуманное блюдо.

После того как несколько человек попробуют свои силы, для всех становится очевидным, что грамотно использовать «воронку» можно, только отлично ориентируясь в меню.

Упражнение можно модифицировать — предложить официантам играть в парах.

5 ПОДРОБНОЕ ЗНАКОМСТВО С СОСТАВОМ БЛЮД. УПРАЖНЕНИЕ «РАЗРЕЖЬ ЯБЛОКО»

Продолжительность: 40 минут

Необходимые материалы: несколько листов формата А3, маркеры двух цветов

Расскажите официантам, что бывают случаи, когда гость просит что-то особенное: блюдо с определенным ингредиентом или, наоборот, без какого-то продукта.

В этой ситуации официанту нужно быстро вспомнить все блюда меню и перебрать их в памяти, выискивая подходящее. Гораздо проще заранее разложить информацию по категориям и группам. Предложите официантам заняться такой категоризацией.

Разделите участников на две группы и выдайте каждой группе лист и два маркера.

Предложите им, листая меню, за 30 минут найти часто встречающийся в разных блюдах ингредиент и вписать его в столбец «часто встречается». Предложите выделить тот ингредиент, который встречается в меню редко, и вписать его в столбец «редко встречается».

Такое упражнение дает хороший эффект для изучения меню: ведь для выполнения придется прочитать состав каждого блюда. По итогам можно выделить, какая команда работала успешнее.

6 ВЫЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА И РАБОТА НАД ЗАПОМИНАНИЕМ МЕНЮ. УПРАЖНЕНИЕ «КТО БЫСТРЕЕ?»

Продолжительность: 20 минут

Необходимые материалы: пачка клеящихся постеров, ручки и два листа бумаги формата А3

Веселый конкурс на запоминание. Вы называете какой-нибудь ингредиент, а каждая команда должна в течение трех минут написать на листочках post-it и наклеить на пустой плакат названия блюд, где этот ингредиент встречается.

После каждого раунда подсчитывайте результаты. Называть стоит как часто встречающиеся ингредиенты, так и редкие. После упражнения можно подвести командные итоги, поздравить команду-лидера.

7 ЗАПОМИНАНИЕ МЕНЮ. УПРАЖНЕНИЕ «ЛОТО»

Продолжительность: 30 минут

Необходимые материалы: 4–5 полей для лото (лист с таблицей 6х6, состоящей из названий ваших блюд, названия должны иногда дублироваться), отдельные карточки с фотографиями на каждое блюдо меню по размеру ячеек таблицы (фишки), мешочек для фишек

Упражнение проводится по принципу игры в лото. Разделите ребят на несколько команд, выдайте им «поля», приготовьте мешочек с фишками. Доставая фишку, не озвучивайте название — можно описывать ингредиенты, можно говорить иносказательно, описывать вкус. Задача игроков — узнать блюдо и закрыть фишкой соответствующую ячейку на своем поле. Выигрывает команда, первой заполнившая поле.

Кстати, в эту игру можно играть и между тренингами, перед или после смены, с небольшим количеством участников.

8 ЗАПОМИНАНИЕ МЕНЮ. УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНАЯ ШЛЯПА»

Продолжительность: 30 минут

Необходимые материалы: листочки для заметок — фанты, ручки, коробка (а лучше шляпа) и секундомер.

Попросите официантов написать по 3 названия сложных блюд из вашего меню (печатными буквами по одному блюду на одном фанте). После этого фанты сворачиваем в трубочку и перемешиваем в шляпе.

Все садятся в круг. Начинает первый участник, его партнером становится сосед справа. Ведущий следит за секундомером — на каждую пару отводится раунд в 30 секунд. Упражнение схоже с игрой «Крокодил», только задача не «показать», а «рассказать» о блюде.

Первый игрок вытягивает бумажку с названием и объясняет партнеру, что это за блюдо, ни в коем случае не упоминая название. Если партнер угадывает и время еще не истекло, первый игрок может достать следующую записку.

Игроки подсчитывают количество угаданных слов, и каждый участник получает соответствующее количество баллов. Следующий раунд — следующая пара.

После прохождения круга участники пересаживаются, формируются новые пары — игра продолжается до тех пор, пока не выйдут все фанты. В конце упражнения определяется победитель.

В эту игру тоже можно играть между тренингами, просто для повторения меню. Причем можно использовать и основное меню, и коктейльную или кофейную карту.

9 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Продолжительность: 15 минут

Каждое занятие или часть тренинга заканчивается обсуждением, подведением итогов. Это позволяет закрепить результат работы, еще раз напомнить участникам об их достижениях, обменяться впечатлениями, согласовать свои оценки. Все высказывания, эмоции и оценки участников суммируются и усиливают друг друга.

НЕМНОГО МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Участников должно быть не более 12–15 человек. Можно собрать сотрудников в отдельном зале (классе, офисе, столовой) на весь день (6–8 часов) или разбить обучение на двухчасовые встречи перед работой. Обычно довольно сложно выделить общий свободный день, но с точки зрения эффективности такой вариант лучше, так как групповая динамика тренинга повышает результативность восьмичасового занятия, а запустить этот процесс за два часа трудно. Впрочем, встречи перед работой или после смены могут быть не менее эффективными при условии регулярности и полной отдачи ведущего и вовлеченности участников.

Если тренинг длится больше двух часов, не забывайте о перерывах и разминках. Проводить разминки нужно каждые час–полтора. Это поможет повысить концентрацию внимания и активность участников, снять напряжение и усталость, позволит раскрепоститься и поддержать хорошее рабочее состояние.

Что должен знать официант: начнем с меню?

В этой статье речь пойдет о знании меню! О всех знаниях необходимых официанту читайте здесь: что нужно знать официанту?

Каждый, кого не спроси о необходимых знаниях официанта, ответит, что в первую очередь он должен в совершенстве знать меню. С этим не поспоришь: без знания меню не может быть и речи ни о сервисе, ни о продажах. И, вместе с тем, почему-то я вижу все больше и больше заведений, в которых официанты очень слабо ориентируются в том, что продают, и отсюда закономерно вытекает вопрос: чем они вообще занимаются?

Я считаю, что ответственность за то, что официант не знает того, что должен, лежит на администраторах и управляющем.

Есть две гипотезы, относительно незнания официантами меню и почему так происходит:

  1. Владельцам, управляющим и администраторам нет дела до того, как официанты обслуживают гостей. «Не хамят, опрятные и нормально». О чем думают такие менеджеры и куда идут, мне вообще непонятно.
  2. Управляющий и администраторы не знают, как заставить официантов выучить меню. Такая ситуация мне ясна: ни один официант не будет учить меню по собственной инициативе… Хотя, ладно, может быть один будет.

Мои наблюдения за разными сферами продаж, в том числе и в ресторанной, и большой опыт обучения персонала говорит о том, что при прочих равных условиях доскональное знание продукта всегда увеличивает продажи на 20-40%.

И если Вы решили заказать или самостоятельно провести своим официантам тренинг по продажам, то убедитесь сперва, что официанты знают меню хотя бы на 50%. Иначе, в лучшем случае, тренинг просто ничего не даст. А в худшем – официанты будут рассказывать Вам, что все техники неприменимы к жизни, не работают на практике, что гостю нельзя навязывать и что в жизни они по-другому общаются с гостями, а на тренинге слишком уж искусственная ситуация. Проблема в другом: нет знания меню.

Как же способствовать тому, чтобы официанты учили меню?

Процесс обучения и цели

Необходимо понимать, что обучение – это тоже бизнес процесс, крайне необходимый, и он должен быть организован соответствующим образом: ставятся цели, оговариваются сроки, организовывается контроль, и всё это должно делаться систематически.

Цели: каждый официант должен знать меню на 100%. Такую цель администратор должен ставить, прежде всего, перед собой и организовывать процесс таким образом, чтобы официанты достигли этой цели.

Сроки: понятное дело, что выучить меню из 150 наименований в совершенстве за неделю не получится. Кроме того, кто-то лучше знает меню, кто-то хуже, новенькие вообще не знают. В таком случае, всё меню нужно разбить на блоки и составить планы и сроки изучения для каждого официанта, после чего довести до них планы и поставить им краткосрочные цели. («Валя должна выучить супы к 1 декабря…»).

Контроль: Валя не станет учить супы, если будет знать, что 1 декабря ничего не произойдет. Поэтому Валю первого декабря нужно проэкзаменовать по супам обязательно! Это плановый контроль. А чтобы она не забыла супы сразу же после экзамена (как это было в школе), Валю нужно экзаменовать с некоторой периодичностью без предупреждения. Это будет «сюрпризный» контроль, который не позволит расслабляться, потому что меню быстро забывается.

Постоянство: обучение – это постоянный процесс. Его никогда нельзя прекращать, даже если Вам покажется, что каждый в совершенстве знает то, что должен знать. Официант постоянно должен освежать в памяти ингредиенты, прилагательные для красочного описания, цены и т.д.

Технически: помощь в изучении меню

Чтобы официанты лучше запоминали меню, им нужно в этом помочь. Предложить официанту переписать себе в блокнот состав блюд и зазубрить их – это не лучший способ, который, скорее всего, приведет к тому, что перед гостем они будут закатывать глаза и говорить: «Тирамису… туда идёт сыр маскарпоне, какао,….» и загибать пальцы (от словосочетания «Туда идёт» надо избавляться сразу).

Есть несколько вариантов:

Первый вариант – создать учебное меню. Это такая книжка или файл, где написано все о блюде.

  • Информация должна быть удобно структурирована, это увеличит запоминаемость.
  • Обилие пиктограмм и картинок задействует зрительную память.
  • Фотография идеальной подачи блюда позволит сократить вынос гостю блюд, оформленных не по стандарту.

Привожу два варианта оформления учебного меню. Одно традиционное, так обычно оформляют учебное меню:

А вот так я учил меню, когда был официантом. Хоть у меня и плохая память, но это позволило мне качественно выучить меню в кратчайшие сроки. Расположение рядом блюд с одинаковыми ингредиентами позволяет сразу запоминать по два-четыре блюда и видеть чем они отличаются:

Второй вариант обучения предполагает наличие в Вашем заведении системы стажировки нового сотрудника.

  • Нанятый официант работает по одному дню на кухне на станции, где готовят то, на чем специализируется Ваше заведение. Повара показывают, как готовить блюдо и все время экзаменуют сотрудника. Например, меня ставили на день на станцию Пиццы-Пасты. Постояв там день, я знал эти разделы меню на 90%. Когда видишь, как это готовится, запоминаешь не только состав, но и последовательность.

Поддерживать знание меню на должном уровне, Вам поможет специальная карточная игра для официантов >>>

Еще: что должен знать официант кроме состава блюд?

  • Состав блюд нужно знать полностью и информировать гостя, иначе один из ингредиентов может оказаться неприятным сюрпризом для него.
  • Способ приготовления.
  • Время приготовления блюда.
  • Стандарт подачи.
  • Популярность блюда.
  • Сочетаемость: что еще можно предложить к этому блюду?
  • Прилагательные для красочного описания. Лучше когда официант учит меню сразу с красочным описанием: он привыкает использовать прилагательные.

Кнут без пряников: мотивация в изучении меню

Знание меню – это стандарт: сотрудники должны понимать, что знание меню – это не опция, а железный стандарт для всех. Есть индивидуальные сроки, к которым официант должен знать меню на 20%, 40%, 60%… 100%.

И не знать нельзя. Это часть должностных обязанностей.

Я бы не стал награждать за то, что должно быть само по себе. Единственный пряник, который можно сулить официантам – это % от продаж и хорошие чаевые. Для этого, конечно, система материальной мотивации должна быть организованна соответствующим образом.

Если у Вас есть категории или грейды официантов, от которых зависит ставка или %, то следует в обязательном порядке привязать к ним знание меню. И понижать категорию в ситуациях, когда официант не знает того, что он должен знать.

Увольнение: официанты должны знать, что их ждет, если они не будут знать меню на должном уровне к оговоренным срокам и не справятся с пересдачей. Я считаю, что официанты, которые не могут или не хотят выучить меню, будут не только влиять на показатели, но и расслаблять остальных («а чего это я должен знать на 100%, если Валя третий месяц и на 20% не может сдать?»).

Блог одного официанта или все о марамоях

Полезные и интересные статьи о бытности официантов.

Поиск по этому блогу

Как быстро выучить меню?

Каждый официант рано или поздно сталкивается с вопросом “как быстро выучить меню? “, но как правило введя такой запрос в «гугл» или «яндекс» можно только изучить методы поиска барахла причем запоминаются они действительно быстро, так как одни и теже бестолковые советы перекликаются от форума к форуму и от темы к теме.

Лично я собираюсь поделиться реально работающим способом быстрого заучивания чего угодно и когда угодно, будь то меню кухни или винная карта.

Итак начнем с винной карты. Допустим у вас девять бокальных позиций которые надо сдать уже утром а вы сидите и смотрите в эту абра–кадабру вечером. Сначала надо разложить все по полочкам и отсортировать позиции.
Выделяем год производства и пишем его на листке бумаги, далее название вина в продолжение строчки, затем сорт винограда, производителя и наконе регион(страна, регион)

Получается примерно так(без сорта)

НВ Барон Де вальс Висента Гандия Испания Валенсия

НВ Барон Де Вальс Висента Гандия Испания Валенсия
НВ Кава Брют Нотюре Оириджин Вальформоза Испания Каталония

Запминаете позицию и пишете следующую при этом первые две выписываете по памяти.

НВ Барон Де Вальс Висента Гандия Испания Валенсия

НВ Кава Брют Нотюре Оириджин Вальформоза Испания Каталония

2013 Пино Гриджио Санвиджилио Кавит Италия

Итого у нас уже три позиции вина которые мы уже более менее помним.
Продолжаем по такой же схеме доконца вин этой группы(белые бокальные).
После того как группа уже заучена, можно переходить к следующей группе, допустим это будет бокальные красные позиции. Заучиваем таким же методом бокальные красные и в конце повторяем полностью весь заученный материал начиная с первой группы и заканчивая второй. Ок. Переходим к следующей группе и продолжаем таким же макаром:)

Теперь разложим по полочкам систему быстрого заучивания меню.

Делим меню на части, допустим на белое вино и красное вино, или разделяем по странам или по каким нибудь еще отличиям. Действуем по пунктам:

1)Выбираем 1 часть меню для изучения из нескольких пунктов;
2)Учим пункт меню;
3)Учим следующий пункт меню, повторяем предъидущий;
4)Учим последующие пункты каждый раз повторяя все ранее выученные пункты;
5)Выбираем 2 часть меню из нескольких пунктов;
6)Учим каждый пункт 2 части повторяя ранее выученные пункты из 2 части;
7)По окончании изучения 2 части вспоминаем и повторяем 1 часть;
8)Выбираем 3 часть меню из нескольких частей;
9)Учим 3 часть меню и по окончании повторяем 1-ую и 2-ую;
10)Выбираем и учим 4 часть меню и по окончании вспоминаем и повторяем 1,2 и 3 части;
11)Действуем также с остальными частями меню;
11)По окончании изучения всех частей повторяем все меню полностью;
12)Для закрепления усвоенного желательно регулярно повторять все выученное перед сном.

Такая же система быстрого заучивания меню действует и на кухню.

Официант и меню

Истинная роль менеджера ресторана в подготовке официантов по меню

14 Сентября 2017

Автор статьи: Елена Морозова

Специалист по организационному развитию в ресторанной индустрии. Специализации: HR-менеджмент, сервис-менеджмент и сервис-дизайн. Разработка системных продуктов по решению сервисных и HR-задач

Как обучать меню, чтобы знание меню переросли в продажи и восхищающую гостя коммуникацию с официантом. А самое главное – как распределить ответственность за этот процесс между: самим официантом, менеджером зала, управляющим.

Попробую систематизировать, выделить зоны и конкретные точки ответственности. Возможно, кому-то из вас, коллеги, это станет полезным инструментов для ревизии и коррекции процесса обучения ваших официантов по меню.

Что официант делает, за что отвечает.

1) Получает от менеджмента ресторана информацию (в форме распечатки, видео презентаций, фото карточек, ттк-ашек, дегустаций – информацию о блюдах и информацию о полном объеме материалов и мероприятий, которые ресторан готов предоставить ему для подготовки к экзамену; Отвечает – за сбор, прием всей необходимой для него информации. Даже если нужно побегать за менеджером. Поклянчить. Даже еcли существующие пособия не супер помогают в изучении.

2) Получает репетитора от ресторана (переводчика, учителя, консультанта, наставника – как хотите назовите) – к кому можно приставать с вопросами, а самое главное, того, кто тоже будет отвечать за мои, официанта, результаты сдачи. То есть человека, ответственного и заинтересованного в том, чтобы я изучил все хорошо и сдал. Отвечает – за получение, нахождение репетитора. Даже если ему такого ресторан не «выдал».

3) Получает требования к уровню знаний (какие вопросы мы будем тебе задавать, как будет проходить экзамен, устно часть, письменно часть, ролевая отработка по принятию заказа, вопросы по ориентации по меню «а посоветуйте что-нибудь с морепродуктами», только ингредиенты и способы приготовления, вопросы про вкусовые предпочтения гостей «что ты посоветуешь мужчинам бизнесменам? А что их хрупкой спутнице?», вопросы на проверку вовлеченности и понимания идеи нашего менюконцепцииконкретных блюд «расскажи, какие блюда мы считаем нашим достоянием и почему». Будем ли на экзамене по меню пытаться запутать (возлюбленный стиль шеф-поваров на экзамене.

4) Получает наши требования по тому, в какое время он должен подготовится – имеется ввиду что? Предполагается, что он это будет делать на смене? Если на смене, то сколько часов в смену вы отводите на обучение по меню? Или вы считаете, что на смене он как стажёр должен работать (бегать, помогать, натирать), а учить учить пусть дома учит. Будет здорово определиться для себя в менеджерском кругу и вместе с информацией официанту заранее проговаривать этот момент. Чтобы он понимал, уместность своего сидения с раздаткой на стафе, или еще в каком углу. Чтобы он мог планировать свои ночи и выходные – если это предположительно основное время для подготовки. Как пример вам моя любимая схема (но любимая, это не значит каждому ресторану подходящая). Схема: «Вот тебе материалы. Вот тебе репетитор Аня. Материалы исчерпывающие. Аня очень опытный преподаватель по меню, прекрасно его знает и подготовила уже плеяду успешных официантов с высокими продажами. Вот она сама. Вот её номер телефона для созвона по сменам, телефонным консультациям, возможно, вы примите решение встречаться дополнительно на другой территории и т.д. На смене тебе будет выделяться 1,5 часа на подготовку по меню. Ты согласуешь эти 1,5 часа с менеджером смены и далее занимаешься всем полезным для процесса выучивания – идешь на кухню, терроризируешь барменов, расспрашиваешь су-шефов, что-нибудь прочишь важное для дегустации и т.д. Веь процесс сидения и заучивания ты осуществляешь вне рабочего времени. Ок?»

5) Получает информацию о том, как будет проходить экзамен. Кто именно будет проводить экзамен? Управляющий? Шеф? За один раз? Блоками? И еще несколько пунктов раскрою на семинаре на ПИР17

6) Получает сроки сдачи

7) Ответственно учит по материалам с помощью репетитора, готовится к экзамену

8) Сдает экзамен успешно с первого раза.

Вот такой список для официанта. Конечно, наши новоиспеченные сотрудники этого всего не знают, и не делают. Они ожидают от нас как от старших полной информации и организованного процесса. Но моя позиция заключается в том, чтобы помогать нашим официантам. Создавать информацию. Организовывать процесс. Но… Не снимать с них ответственности. Не выдали тебе, не предупредили тебя – действуй сам. Подходи, уточняй, спрашивай. Не только ресторану, но и тебе самому нужно сдать меню. Выгодно. Перечисленные в статье действия создают полный фундамент для возможности ответственного поведения официанта в вопросе обучения по меню. Надеюсь, вам была полезна моя статья.

До встречи на ПИРе на полном семинаре, посвященном этому вопросу, но уже со стороны Менеджеров зала, 10 октября с 16:30 до 18:00, на площадке университета WelcomePro.

Детально разберём, что значит именно для вашего ресторана фраза «Официант Владимир знает меню» – это когда на какие вопросы он может ответить? Это когда какого уровня коммуникацию с гостем может выстроить?

Выделим 3 уровня знания меню и определим ответственных за обучение и реальные сроки на изучение. Рассмотрим прототипы работающих учебных материалов для каждого из уровней знания.

Ответим на вопрос – так ли обязательная дегустация. Если да, то по каким группам блюд и напитков. Если да, то по какой технологии её модерировать, какие вопросы задавать, как определять эффективность дегустации.

БОНУС: Как переучить официантов изучать меню по системе «я попробую и стану продавать то, что мне понравится». Современные требования к пониманию и знанию меню официантом.

Подпишитесь и получайте эксклюзивные материалы первыми!

Вы успешно подписаны! Спасибо за интерес к нашему проекту!

Нажимая кнопку подписаться Вы соглашаетесь с нашими условиями обработки персональных данных

Подпишись и получи уникальный материал прямо сейчас!

Вы успешно подписаны! Спасибо за интерес к нашему проекту!

Нажимая кнопку подписаться Вы соглашаетесь с нашими условиями обработки персональных данных

Советы начинающим официантам)

Устроилась недавно официантом, полноценно только два дня пока отработала и два неполных дня. Вроде чай неплохой (в бизнесы в пределах 200 р, в будни и выхи — 700- 2000), но смущает несколько моментов:
1) работа на «подмене», пока меню не сдашь — столы тебе не дадут
2) после офиса как-то странно, что столы распределяют между собой сами официанты, а уже если не можешь договориться — менеджеры
3) меню — как его можно быстро выучить?
4) чаевые непостоянные и прекрасная система штрафов — если ты что-то разольешь — платить тебе в этот же день, если нет денег — занимай у других.
5) в заведении нет четкого обучения, все расхлябано и по принципу — бери и смотри) Собственно из-за этого и косячнула, обидно, но хочу в будущем такого избежать.

Мне хочется услышать мнение людей, работающих в этой сфере давно — как можно быстро и наверняка избежать различных косяков, выучить меню, наладить контакт с отдельными звездами из коллектива?) А самое главное — как качественно обслуживать клиента? Я не хочу обманывать или разводить кого-то на что-то, да, с этого есть определенный доход, но лично для меня клиент — это гость. А никакой гость не захочет больше прийти к обманщику.

Устроилась я недавно, работу в ближ время менять не хочу, сразу бежать к менеджеру с жалобами не хочется — хочется решить все своими силами, да и отступать перед трудностями не в моих правилах. Однако ситуация, когда заработать удается мало, при этом тебя еще просят помочь, не объясняя ничего как и что — вымораживает.
Что посоветуете, чтобы повернуть ситуацию в свою сторону? Помимо смены работы конечно)

О работе официанта

Конечно, постов на эту тему уже написано много. Но тут в комментариях вспомнилась мне работа в одном из московских ресторанов, а точнее некоторые не вполне адекватные моменты, которые до сих пор лично у меня вызывают вопросы. О них и попросили рассказать подробнее, так что людям, далеким от общепита, думаю, будет интересно, а тем, кто там работает или работал, — знакомо.

Ресторан тот был моим первым самостоятельным местом работы. Я еще не знал, чем руководствоваться, выбирая заведения, а поэтому выбор остановился на ближайшем к дому, да и менеджер там была уж очень хорошая. Из тех, кто радует своей адекватностью. В принципе, она сама раньше работала в зале, что много объясняет.

В общем то, поначалу я не замечал ничего необычного. Правила не сидеть в зале, не разговаривать между собой мне казались даже вполне справедливыми. Каждому новому официанту на руки выдавали толстенную распечатку. Это в принципе обычное явление. Расписанное меню, бар и, конечно, концепция. Все нужно выучить наизусть. Концепция — это вообще любимая тема. Ресторан тот был азиатской кухни средней цены, но по одной этой распечатке было понятно, что претензий и заморочек там хватит на ресторан премиум класса.

Семь шагов официанта — основной набор правил, который нужно было знать наизусть и использовать с каждым гостем. Даже если он точно говорит, что будет только салат и сок. Нет! Нужно предложить суп, а к супу булочку, а потом еще к салату нужно предложить горячее, а после этого, конечно, десерт. Забыл рассказать про специальное предложение? — 10 баллов, если это был Тайный Гость. Забыл уточнить: палочки или приборы? еще -5 баллов. Не спросил понравился ли гостю каппучино? Еще -5 баллов. Вынес суп раньше салата? Еще -100500 баллов. А тайных гостей боялись. Менеджеры, директора конкретной точки разбирали с тобой каждую проваленную анкету (а чуть позже ввели и скрытую запись на диктофон) и устраивали настоящий допрос.

— Та-а-ак, а почему не продублировал национальное название блюда? Вот тут. Про суп сказал, а про рис нет.

И аргументы, что у тебя кроме этого было еще куча столов, и вообще это был всеми ненавистный бизнес ланч, не действуют. Семь шагов должны выполняться: от приветствия с натянутой улыбкой до прощания с «оригинальной фразой», а зачастую все и получалось очень искусственно, потому что с такой системой и жестким контролем иначе не выходит.

И все это было терпимо, когда менеджер сам понимал, что половина таких «установок» полнейший бред. Что ложка в чайной паре не обязательно должна быть на 5 часов и параллельна ручке. Но в какой-то момент директор, явно уставшая от творившегося в верхах бардака, ушла, а за ним и менеджеры, и вот тогда пришла новая. А с ней натянутая улыбка, «мы очень рады вас видеть», руки только по швам и прочие прелести.

— Почему девушка за стопятьсотым столиком сама наливает себе шампанское?

И никого не волнует, что у тебя запара и еще куча столиков, да и ресторан не совсем того уровня. Менеджер так сказал, значит все. Его мнение непререкаемый авторитет, даже если оно граничит с абсурдом.

Пиво, например, нужно нести только на подносе, даже если это один бокал. А я вам скажу это дико неудобно нести высоченный бокал на подносе и лавировать с ним среди столов. Он постоянно грозится упасть. Хуже пива для меня было только латте в айриш маге и с огромной пенкой сверху. Ты его несешь и думаешь: разольется оно сейчас или когда ты поставишь его перед гостем на стол? Ах да, и ставить надо открытой рукой, конечно. Вообще, подносы — это тема, за которую мне постоянно влетало и которая вызывала у меня дикое негодование.

Такое же дикое, как и отмена блюд. Люди, знайте. Если вы отказываетесь от блюда, которое уже начали готовить и официант ломается прежде, чем сказать: «да, конечно, все в порядке» (если вам попался вежливый), то скорее всего оно будет «разобрано» на кухне, впарено другим гостям или же оплачено самим официантом. То же касается ошибочных блюд.

В целом, это обычное явление. Все ошибаются. Но в том ресторане, блюдо не удаляли даже если оно не было приготовлено. Менеджеры очень не хотели париться с объяснительной за каждую отмену, а поэтому его нужно было продать. или оплатить в конце смены. Один раз это дошло до абсурда. Руководство придумало убрать кнопку удаления совсем, и мне пришлось платить за пробитое случайно пиво 0,3, хотя чуть позже на тот же стол гости взяли 0,5 такого же. К сомнительным решения можно отнести и штраф в 5% от счета за отмену пречека.

В общем, хотел написать пару строчек, так сказать: вспомнить старое, а накатал целый длиннопост. Вот оно как бывает. Так что знайте, что когда вы приходите в ресторан, не все так просто, и если вы в приложении, ставите случайно оценку в четыре звезды, а не пять, кому-то за это может влететь. Вам, конечно, предложат придти снова, угостят десертом и кофе, но теперь вы знаете за чей счет это может быть 😉

Ссылка на основную публикацию