Острое искусство

«Острое» искусство КАКОЕ.?

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

Понять это можно по разному.)

Вот, например, художник Чен Чун-Хао, известный на западе,как Говард Чен , использует пневматический молоток и множество мелких гвоздей, чтобы создавать уникальные картины. Художник, чей метод работы ближе всего к мозаике, стреляет из пневматического пистолета гвоздями по белому полотну, создавая репродукции картин, которые изначально были нарисованы традиционной китайской тушью.

39-летний художник тратит до 10 часов в день в своей студии, стреляя тысячами гвоздей в холст. С января 2010 года он истратил 5 000 000 гвоздей и заменил 25 пневматических пистолетов. На одну из репродукций картины 1031 года кисти Фан Куана, изображающей путников среди гор, он потратил около 750 тысяч гвоздей, неудивительно, что его инструменты приходится менять так часто.

Так это выглядит вблизи.

Результат его работы.
А оригинал можно посмотреть здесь
Чен открыл для себя пневмо-молоток совсем недавно, где-то в начале 2010 года. До этого он использовал канцелярские кнопки. Новый инструмент, кстати говоря, сделал Говарда достаточно плодовитым художником.

Вот еще один вид «острого » искусства:
Инсталляции Рэн Вонг (Ran Hwang) издалека чем-то напоминают картины, нарисованные прямо на стене с использованием оригинальной техники. На самом деле то, что делает наша героиня, больше напоминает работу портного, а не художника, ведь основные инструменты Рэн – это пуговицы, нитки и иголки.
Художница закрепляет на вертикальной поверхности (обычно стене, потолке или оконной раме) тысячи иголок, на которые затем нанизывает пуговицы необходимых цветов и размеров. В результате получаются изображения Будды, Девы Марии, птиц или цветущих деревьев.

а так это с близкого расстояния:

Рэн Вонг родилась в 1960 году в Корее. С 1997 года художница живет в США. Она окончила Школу визуальных искусств в Нью-Йорке. Работы художницы демонстрируются на выставках в США, Корее, Франции и Швейцарии.
здесь можно посмотреть и другие ее работы

А польская художница Марта Клоновска (Marta Klonowska),используя осколки цветного стекла, собирает полупрозрачных животных.
Интересно, что они получаются в точности такими по размеру, какими они являются в жизни.

Думаю, и ее искусство нельзя не назвать «острым». )

Сложно привести больше примеров из — за лимита картинок, поскольку «лучше один раз увидеть». )

Острое искусство

Воскресенье, 04 сентября 2011, 00:56 , Ratso

Тайваньская художник Говард Чен (Чен Чун-хао) не использует краски и кисти, даже карандаш не его инструмент, ведь он использует гвозди. В среднем, работа Чена состоит из нескольких сотен тысяч крошечных металлических гвоздиков, вбитых в белый холст с помощью пневматического молотка.

Расположившись в определенной последовательности, гвозди превращаются в настоящую картину — новую, либо репродукцию старинных китайских гравюр. И ведь с первого взгляда не поймешь, что все эти тени, композиция, оттенки, текстуры и контраст, все «нарисовано» гвоздями. Невероятно!

Фото, которое Вы только что пролистали — репродукция картины Фань Куана «Путешественники среди гор и потоков», написанная в 1031 году во время династии Сун в Китае. Для исполнения этой репродукции Чэну понадобилось около 750 тысяч строительных гвоздей (1.8см в длину каждый).

39-летний Чен открыл для себя пневмо-молоток совсем недавно, где-то в начале 2010 года. До этого он использовал канцелярские кнопки. Новый инструмент, кстати говоря, сделал Говарда достаточно плодовитым художником.

Работая по 10 часов в день в своей студии, Чэн в среднем извел около 5 миллионов гвоздей, и 2 промышленных воздушных компрессора. Не хотел бы я оказаться его соседом.

Если смотреть на работы Чена с расстояния, то они в точности воссоздают стиль и атмосферу своих моделей и первоисточников. Гвозди можно различить только, если подойти совсем близко.

В этом смысле, Чэн не так уж и отличается от французских импрессионистов девятнадцатого века или, точнее, французского художника-пуантилиста Жоржа Сера.

«Когда я только начинал, пневматический молоток был просто инструментом для забивания гвоздей», пояснил Чэн, «а теперь он превратился в самую настоящую кисть.»

Men’s Health. Журнал

Х ирургам пришлось поставить распорку у меня в носовых пазухах, чтобы мозг оставался на месте, пока они удаляли все эти ткани», — делится подробностями Эд Карри. Ему 51 год, он из тех, кто почти всем нравится с первого взгляда. Он был банковским работником, а теперь выращивает перчики чили. У него минивэн с названием компании PuckerButt Pepper Co. на борту и вечная улыбка на лице: он счастлив, что жив.

Операцию, о которой он рассказывает, ему сделали в 2007-м. После нескольких месяцев головной боли и носовых кровотечений Карри наконец выяснил: у него в голове подозрительное образование, которое за несколько недель увеличилось втрое. Карри, мягко говоря, был обеспокоен: у него уже находили рак в прошлом. В свое время ему удалили злокачественную опухоль на руке, а позже была операция по поводу рака щитовидки и трех видов рака кожи. В общем, так себе анамнез.

Карри думал, что последнюю операцию он не переживет. Но когда врачи отправили образцы выскобленных тканей в лабораторию, оказалось, что опухоль доброкачественная. Почему? В холодильной камере его минивэна — дюжина сортов супер­острых перцев чили. Один из них, получивший название «Каролина рипер», попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый злой перец на Земле — 1 569 300 единиц по шкале Сковилла (он в 157 раз более жгуч, чем халапеньо). «Я считаю, причина в том, что я съедаю восемь – десять таких вот перцев ежедневно уже более десяти лет», — говорит Эд.

Перед тобой рейтинг остроты стручковых перцев — от болгарского до лютейшего «Каролина рипер». Запомни и потом не плачь.

Откуда что взялось

На острое сегодня мода. Подсчитано: около четверти всего человечества ежедневно употребляет перцы чили в пищу. В США, например, с 1960-х годов импорт чили вырос на 1200%. Да и у нас ты наверняка замечал: бутылочки с табаско на столиках в кафе уже не редкость. Полки со всякими шрирачами и прочими чили-соусами можно найти в любом большом продуктовом. Ну а настоящим гурманам предлагают на выбор более 150 жгучих смесей — например, в бруклинском заведении Heatonist. И все это наводит на мысль об уникальной особенности человека.

Большинство млекопитающих избегают острого перца — их отпугивает неминуемая боль. И только мы, люди, подсели на острое, выдумывая все более жгучие приправы. Почему? Возможная первопричина в том, что перец помогал (и помогает) сохранять продукты питания. До изобретения холодильника расстройство желудка из-за грибков и бактерий, размножающихся в пище, было обычным делом.

Однако, как рассказывает Пол Шерман, эволюционный биолог из Корнелльского университета (США), уже ранние цивилизации, особенно в теплом климате, заметили, что острые ингредиенты могут нейтрализовать эти бактерии. Чили, тмин, чеснок и ряд других обжигающих язык приправ истребляют до 75% самых распространенных возбудителей пищевого отравления. Таким образом у людей возникла связка «острое — безопасное», хоть это и подразумевало некоторые неприятные ощущения.

Современная наука открывает все новые биохимические свойства перца, которые могут привести к появлению специализированных средств от таких недугов, как хронические боли, ожирение, депрессия, диабет, рак. «Фармацевтические компании потратили миллиарды на разработку таких лекарств, — говорит Арпад Шаллази из медицинского центра при Университете Монмута (США), автор почти ста работ по использованию капсаицина в медицинских целях. — По моей оценке, исследования в этой области стал­и едва ли не самыми дорогостоящими в истории фармакологии».

Перцолог из трущоб

В далеком прошлом Эд Карри питался как попало и крайне мало заботился о себе — несмотря на семейную историю онкологических заболеваний. А лет 20 назад вообще опустился на самое дно: жил в штате Мичиган, был латентным алкоголиком и не раз попадался пьяным за рулем. Развод, депрессия, фастфуд, 170 кг. Сбросить вес он пытался, запивая средство для похудения SlimFit водкой. А когда к нему в гости среди ночи пришел ангел, Эд собрал вещички и поехал в ближайший реабилитационный центр.

Выписавшись, он жил одной мечтой: переехать в теплые края и заняться единственным делом, которое нравилось ему больше алкоголя, — выращиванием перцев чили. Ну, было у него когда-то такое хобби. Три года спустя, когда закончился курс лечения, Карри уехал в Южную Каролину (там потеплее, чем в Мичигане). К 2001-му он похудел до 84 кг. На одной из встреч группы анонимных алкоголиков познакомился с Линдой и хорошенько влюбился.

Сегодня они воспитывают двоих детей в доме, окруженном несколькими гектарами полей, где растут экспериментальные сорта перцев. Карри регулярно дарит плоды своей деятельности ученым из ряда лабораторий, с которыми у него подписаны соглашения о неразглашении. И в целом счастлив.

Фармацевты придумывают все новые острые лекарства, чтобы…

  1. …прижечь. головную боль По данным журнала Neurology, спреи для носа с капсаицином снижают чувствительность воспаленного тройничного нерва, снимая сопутствующую головную боль.
  2. …выжечь. боль в спине По информации, опубликованной в Phytotherapy Research, тебе должен помочь крем с содержанием капсаицина не менее 0,075%.
  3. …подпалить синусит. В Университете Цинциннати (США) обнаружили, что капсаициновые спреи помогают снять давление в пазухах носа, принося облегчение при синусите.

Жгучая панацея

Почему перец жжется, химики начали выяснять еще в начале XIX века. И в чем бы ни была причина, ученые знали: она сосредоточена в желтых маслянистых капельках, выделяющихся из стенок перца в местах прикрепления семян. Они по-разному пытались выделить наиболее чистую форму неизвестного вещества, и в конце концов в 1846 году британский химик Джей-Си Треш сумел получить кристаллики без примесей, которые называл капсаицином.

Капсаицин — это алкалоид, близкий родственник других выделяемых из растений веществ: кофеина, никотина, морфина и проч. Уже к началу XX века фармацевты довольно много вкладывались в исследования свойств подобных алкалоидов — в надежде запатентовать лекарства на их основе. И вот в русле всей этой научной работы сотрудник фармацевтического гиганта Parke-Davis Уилбур Сковилл получил задание оценить жгучесть разных сортов перца. В 1912 году он представил свою знаменитую шкалу жгучести, которая показывала количество разведений, необходимых для того, чтобы язык больше не ощущал никакого жжения. Первый рекорд установил перец хабанеро, получивший 350 000 единиц.

Ну а дальше пошло-поехало. Первый крем с содержанием капсаицина для массажа ноющих мышц. Первая «острая» разогревающая мазь (причем механизм их действия тогда еще не был до конца понятен). Первая теория о наличии у человека рецептора, который реагирует на капсаицин как на нечто горячее. Открытие этого рецептора (TRPV1) и объяснение принципа его работы. И бесконечные попытки найти применение физиологическому воздействию капсаицина для лечения самых разных болезней. На сегодняшний день известно, что острый перец потенциально может сражаться вот с этими неприятными вещами.

В двух словах: капсаицин связывается с рецепторами болевых нервов, постоянно возбуждая их («ожог»), пока те не «выдыхаются» (последующее онемение). Так вот, в эксперименте со страдающими от рака костей собаками ученые делали животным инъекции резинифератоксина (алкалоид, похожий на капсаицин, но мощнее) в надежде блокировать передачу болевых импульсов в мозг. Сработало: после короткого периода крайнего возбуждения рецепторы TRPV1 у собак «выгорели». И псы, которые из-за боли не могли встать, снова забегали.

Несколько лет назад в США была запущена программа испытания резинифератоксина в качестве средства болевой блокады у раковых больных. И хотя исследование не завершено, уже понятно, что резинифератоксин может избирательно воздействовать на каналы, передающие болевые сигналы. А это значит, что людей с хронической болью ждет избавление.

Атакованные капсаицином, рецепторы TRPV1 вызывают прилив болеутоляющих (и заодно повышающих настроение) эндорфинов. Что дает ученым повод рассматривать его как потенциальное средство борьбы с депрессией. В одном исследовании испытуемых просили сгрызть халапеньо и сказать, когда жжение закончится. «В этот момент, — говорит глава Института изучения свойств перца чили при Университете Нью-Мексико (США) Пол Босланд, — им делали инъекцию блокатора эндорфинов, и жгучие ощущения мгновенно возвращались».

Тем самым была доказана связь капсаицина и выработки эндорфинов. Босланд подозревает, что именно эндорфины объясняют пристрастие к острому у таких парней, как Эд Карри. «Похоже на собаку Павлова, — заключает он. — Ты собираешься съесть что-то острое — организм вырабатывает эндорфины в предвкушении».

3. Ожирение

Капсаицин активизирует метаболизм, благодаря чему проще избавляться от лишних кило­граммов. В Южной Корее провели эксперимент: трем десяткам женщин с ожирением два раза в неделю в течение восьми недель делали инъекции в живот либо капсаицина, либо плацебо. У дам из первой группы индекс массы тела, объем талии и отношение талии к бедрам снизились сильнее, чем у тех, кто был во второй.

Известно, что темпы метаболизма снижаются со снижением веса — это и продемонстрировали те, кто получал плацебо. А вот те, кому достался капсаицин, избежали такой неприятности. Более того, у лабораторных мышей капсаицин нейтрализует хроническое воспаление, спровоцированное жировыми клетками (это знание поможет бороться не только с ожирением, но и с сопутствующими заболеваниями). Однако все это — лишь гипотеза, которой еще предстоит найти адекватное применение на практике. А пока что врачи рекомендуют поддерживать темпы метаболизма во время похудения в первую очередь физической активностью.

«Исследования эпидемиологов подтверждают, что в странах с высоким потреблением капсаицина меньше случаев заболевания диабетом», — сообщает профессор кафедры молекулярной и клеточной биологии Калифорнийского университета в Беркли (США) Эндрю Диллин. Ученые близки к разгадке причины. В прошлом году Диллин опубликовал результаты исследования, подтверждающего наличие связи между капсаицином, диабетом и продолжительностью жизни. Помогли, как водится, мыши.

Ученые вывели грызунов без рецепторов TRPV1 (можно сказать, что мыши вечно пребывали в том состоянии, которое наступает, когда проходит «ожог» от острой пищи, то есть когда нервы «выдохлись»). Результат: в организмах этого выводка вырабатывалось намного меньше вещества CGRP, которое мешает поджелудочной железе вырабатывать инсулин. Было похоже, что мыши без TRPV1 обладают иммунитетом к диабету и ожирению; продолжительность их жизни была выше на 14%.

Не так давно группа ученых из Университета Торонто доказала, что прием капсаицина перед облучением делает клетки злокачественной опухоли более чувствительными к радиации (речь шла о раке простаты). Условно говоря, он их «размягчает», благодаря чему их проще разрушить. (А вот почему новая опухоль Карри оказалась доброкачественной, пока не ясно.) В 2014 году ученые из Университета Алькала (Испания) обнаружили, что капсаицин успешно помогает бороться и с другими видами рака, включая рак кишечника, поджелудочной железы, печени, молочной железы, хотя в каждом случае действует по-разному (в одних случаях он вызывает самоубийство клетки, в других — ломает механизм роста опухоли).

Считается, что капсаицин может стать весомым дополнением к другим методам лечения, однако согласны с этим не все. Биолог Пол Шерман предостерегает, как бы капсаицин не оказался палкой о двух концах: к примеру, у мышей, кожу которых обрабатывали капсаициновым кремом, риск развития рака при наличии дополнительного фактора (ультрафиолета) был выше. Это мы к тому, что ты должен относиться ко всему этому с осторожностью. Если капсаицин и впрямь обладает настолько мощными свойствами, как считают ученые, то — как и все другие препараты — он может наносить вред при неправильном использовании. Передозировка — дело нешуточное.

Слезы радости

Ну а как там Эд Карри? Старина-перцедел разъезжает на своем минивэне по телевизионным студиям, куда его приглашают рассказать о своем хозяйстве и о жгучих новинках. Например, об экспериментальном сорте HP 56 (high power, суперострый, а число — это порядковый номер сорта; всего же Эд культивировал их более 70). HP 56 почти в два раза острее «Каролины рипер», а значит, скоро и ему быть в Книге Гиннесса. Кульминация любого такого ТВ-шоу — это когда Эд целиком отправляет в пасть стручок и невозмутимо жует его. Лишь слезы выступают на глазах у Эда — но ни у кого нет сомнений, что это слезы радости.

Почему он жжется

Исчерпывающий ответ на вопрос, которым ты наверняка не раз задавался.

1. Ты жуешь перец чили

Раскусывая перец, ты высвобождаешь из его плаценты концентрированный капсаицин. Это химическое соединение попадает на рецепторы TRPV1 твоего языка, отправляя сообщение о жжении по нейронам в мозг. А тот, в свою очередь, запускает ответную реакцию: выброс эндорфинов в кровь и потоотделение.

2. Пасть говорит: «Огонь!»

Твои рецепторы TRPV1 атакованы молекулами капсаицина, которые привязываются к нервам, вызывая прилив ионов кальция в окружающие клетки. Теперь твой организм считает это болью (такая вот химическая мистификация). Выпей молока: содержащийся в нем казеин обволакивает капсаицин и выводит его из организма.

Острое искусство

16.06.2011 | Алексей Мокроусов | № 20 (205) от 13 июня 2011 года

Работы Айдан Салаховой не запрещены,
но не очень доступны

Союз случайных вещей. В Венеции открылась 54-я международная выставка искусства — знаменитая биеннале, самая старая в мире, проходящая с 1895 года. Чего в ней больше — модного или актуального, разбирался New Times

Тенденции венецианской биеннале можно изучать по матерчатым сумкам, которые раздают во многих павильонах. На этих сумках есть надписи и простодушно-рекламные, и откровенно политические, например, призыв «Свобода Ай Вэйвэю!» Как раз в дни биеннале китайского художника-диссидента избрали в почетные члены британской Королевской академии искусств, но это, кажется, не смутило китайские власти, уже третий месяц держащие Ай Вэйвэя за решеткой.

Искусство сегодня неотделимо от политики. Итальянский павильон — традиционно самый амбициозный в Венеции — готовился в обстановке скандала. Его куратором стал друг Берлускони Витторио Сгарби, телеведущий, политик и искусствовед, публично признавшийся, что ненавидит современное искусство (при этом он все искусство считает современным). Он предложил 200 итальянским интеллектуалам отобрать по одному автору для павильона. В итоге получилась настоящая арт-свалка, где профессионалы соседствует едва ли не с дилетантами. Многие, впрочем, отказались работать с близким к Берлускони персонажем (в России подобный демарш выглядел бы экстраординарным), хотя он и выступил с утверждением «Искусство — это не «Коза ностра», а параллельно показал и выставку «Мафия».

Впрочем, может ли искусство одной страны быть лучше, чем искусство в целом? Один из главных посылов куратора нынешней биеннале Биче Куригер — что конкретной родины у художников не осталось, под вопросом оказывается само существование национальных павильонов. Когда читаешь о художнике, что родился он в стране Х, живет в Y, а представляет Z, то поневоле думаешь об условности государственных границ. Куда важнее границы времени, не зря главная выставка, ILLUMInazioni («ИЛЛЮМИнации») в Джардини, открывается тремя огромными полотнами Тинторетто. Впрочем, классика не помогла выставке обрести внутреннюю стройность и обнаружить связи между отдельными экспонатами. Что, конечно, не означает, будто интересных экспонатов нет.

«Мы» Марицио Каттелана

Острое искусство

Хотя графу «национальность» в искусстве вроде бы уже отменили, искать интересное проще в национальных павильонах, будь то убийственно белый эстетизм заброшенной квартиры, воссозданной в люксембургском павильоне Мартин Файпель и Жаном Бешамелем, или остроумная выставка новозеландца Микаэля Парекуэйя, заставившего огромного быка смотреть на пианиста.

Громким оказался скандал в азербайджанском павильоне. Перед открытием его посетил президент Азербайджана, который, как пишет «Коммерсант» со ссылкой на The Art Newspaper, счел несколько работ москвички Айдан Салаховой из ее проекта Destination слишком спорными с точки зрения религии и нравственности, чтобы показывать их публике, по крайней мере на VIP-открытии. Предполагалось, что они могли оскорбить чувства верующих, поскольку имеют дело со священными символами, а также откровенны в эротическом плане. Правда, прежде они прошли отбор кураторов, в том числе Берал Мадра, идеолога Стамбульской биеннале, человека, напрямую причастную к культуре ислама. В итоге четыре фотографии убрали вовсе, а две скульптуры накрыли покрывалами (выносить их в последнюю минуту было бы слишком хлопотно). Сама художница утверждает, что дело лишь в состоянии скульптур, и скоро их вновь откроют.

Настоящую остроту трудно спрятать. Иногда в прямом смысле слова: красивый спецпроект Glasstress посвящен искусству, связанному со стеклом. Если не быть осторожным в залах, то можно на себе ощутить, насколько опасным и даже кровавым бывает прекрасное.

Инсталляция-перформанс Марьи Казу «Они были там» (спецпроект GLASSTRESS)

Русские среди равных

В этот раз авторы из России не теряются среди тысяч произведений. Заполнение построенного еще в 1914 году Щусевым российского павильона его комиссар Стелла Кесаева из Stella Art Foundation доверила философу и критику Борису Гройсу. Тот решил выставить своих любимых московских концептуалистов — Андрея Монастырского и участников проектов «Коллективные действия» (художники и приглашенные гости выезжают с конца 70-х на природу или в центр города, где проводят концептуальные акции). Получилась выставка, за которую впервые за многие годы не стыдно, — рабочая, стильная, содержательная.

Близка к ней и ретроспектива Дмитрия Александровича Пригова в Университете Фоскари. Она выглядит идеальной: тонко подобранные работы, точное размещение, когда произведениям оставлено много воздуха и экспонаты не жмутся друг к другу, а главное — сама фигура художника, значение которого лишь возрастает с течением лет.

Единственный русский автор в основном проекте биеннале, Анна Титова, как-то затерялась в Арсенале, чьи анфилады скорее противопоказаны искусству, чем для него предназначены. Неудачей закончилась и попытка посетить выставку I miss my enemies на острове Джудекка: несмотря на день вернисажа, ее закрыли на четверть часа раньше положенного, группе пунктуальных зрителей осталось лишь писать гневные записки перед закрытой дверью. Зато точно хорош посвященный современному искусству проект «Модерникон», показанный прежде в Турине кураторами Франческо Бонами и Ирен Кальдерони. Примечательно, что, как и в случае с Титовой, здесь представлены не те авторы, что определяют московско-питерскую арт-сцену, а скорее ее аутсайдеры: Анна Паркина, Саша Ауэрбах, Анастасия Рябова (хотя есть и Дмитрий Гутов, и Павел Пепперштейн, и Ольга Чернышева). Заметны и наши фотографы на выставке WORLD BELONGS TO YOU («Мир принадлежит тебе») в палаццо Грасси — Сергей Братков и Борис Михайлов.

Андрей Монастырский окружил нарами столбы,
к которым венецианцы привязывают свои лодки.
Так страна Репина встретилась
со страной Тинторетто

Формально в стороне

Выставку в палаццо Грасси подготовил фонд французского миллиардера Франсуа Пино. В Грасси фонд показывает временные выставки (постоянная коллекция Пино, владельца Christie’s и Gucci, разместилась неподалеку, на Старой Таможне у Сан Стефано). Здесь видно, что такое жесткая рука куратора: экспонаты не давят количеством, но подобраны тщательно и вместе напоминают некую арт-сюиту. Это образец единого вкуса — не в том смысле, что вкус идеален, но что он не распадается на множество отдельных работ.

Формально выставка не входит в программу биеннале, как и еще ряд ярких проектов, без которых тем не менее немыслимо венецианское лето. Кажется, что контекст не менее важен, чем основное событие.

Одна из самых красивых выставок проходит в музее Фортуни. Чему именно посвящена Tra, понять без каталога трудно. Но 300 произведений так хороши сами по себе и расположены они с таким вкусом, что по четырем этажам здания ходишь как завороженный. В итоге догадываешься, что это вечные сюжеты — время и пространство, театр и инсценировка, но понятые не абстрактно, а применительно к дому Марионо Фортуни (1871–1949), испанского дизайнера, работавшего в Венеции. Самое главное здесь — ателье самого модельера, для каждой выставки его слегка обновляют. Это сказочное впечатление, когда ЖК-мониторы и современные арт-объекты стоят в старинных витринах вперемежку с подлинными вещами XIX века.

Кажется, что же страшного в легком хаосе главной выставки? Ведь она посвящена вечному — свету и просвещению, хоть и далека от актуальной политики, но напоминает о важных вопросах, в том числе о самоидентификации искусства?

На некоторые произведения лучше смотреть из другого зала («Семейный романс» Чарльза Рэя)

Куратора Биче Куригер пытаются представить как охранительницу искусства от набегов бизнеса. Это не раз удавалось ей на посту куратора в музее Цюриха, где она сделала ряд замечательных проектов, да и работа главным редактором во влиятельном арт-журнале «Паркет» не прошла бесследно. Но, во-первых, от денег искусству никогда не удавалось убежать хотя бы недалеко. Продать рукопись мечтает любой альтернативщик, а значение художника в наши дни определяют аукционы (в этом смысле «самый ценный» среди наших — Илья Кабаков, продающийся по $6 млн; это не значит, что смотреть его новые перепевы старых работ интересно и познавательно). Во-вторых, если заявляется альтернатива, она должна быть изложена ясным языком, даже если это язык такого запутанного явления, как современное искусство. Подготовленная же Куригер выставка не отличается ясностью. Здесь много интересных произведений, но складываются ли они в единое целое? Возможно ли в принципе такое целое сегодня, когда искусство все чаще понимается как модный аксессуар или, что еще более впечатляет, как надежное средство вложения лишних денег? Впрочем, эти вопросы ставит каждая большая выставка, и тип критического нытья после каждой биеннале примерно одинаков.

Проблема стиля — основная в эпоху электронных массмедиа и той иллюзии равноправия всех и вся, что порождает интернет. Для искусства эта видимость демократии оборачивается проблемой квалифицированного взгляда. Художник пытается понравиться потенциальному заказчику, но возникает проблема с самим заказчиком. Биеннале, казалось бы, является идеальной ситуацией, когда профессиональная среда примеряет на себя мантию независимого арбитра. Но тут-то и выясняется, как сложно жить в мире без «главной» идеи, будь то идея Просвещения или любая другая, пусть даже маргинальная определяющая художественные рамки. Выходить за них или нет — личное дело каждого, но именно границы создают гениев. Неудивительно, что в 2011 году нам вновь понадобился Тинторетто.

проходит с 1895 года в Джардини (Сады), где расположены национальные павильоны и часть главной выставки, готовящейся приглашенным куратором (другая ее часть проходит в Арсенале). По всей Венеции разбросаны выставки параллельной программы более чем из 50 стран, не успевших в свое время обустроиться в Садах.

«Манифеста-10»: Самое острое искусство — политическое

С 28 июня по 31 октября в Эрмитаже пройдет ставшая уже легендарной выставка современного искусства «Манифеста-10», которая, без сомнения, станет одним из главных культурных событий этого сезона.

Подготовка к экспозиции началась уже сейчас, и одним из ее этапов стала встреча главного куратора выставки Каспера Кенига с журналистами, на которой он огласил концепцию выставки.

Выставочное пространство Главного штаба прекрасно подходит для экспозиций современного искусства.

Выставка, главной задачей которой является демонстрация современного искусства во всей его сложности и со свойственным ему критическим взглядом на мир, разместится как в здании Генерального штаба, где будет представлено две трети экспозиции, так и в Зимнем дворце. Всего свое место в самом сердце Петербурга займут работы пятидесяти пяти художников со всего мира, помимо которых будет представлено тридцать пять арт-проектов, специально созданных ими для биеннале. Недаром директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал эту выставку не иначе как уникальным шансом для зрителей расширить свои представления о современном искусстве и его возможностях — ведь там будет представлено все самое свежее, острое и порой даже провокационное.

Естественно, что на главного куратора выставки журналисты обрушили целый шквал вопросов, и, что весьма объяснимо, многие из них касались позиций, занимаемых искусством в свете последних политических событий, а также взаимосвязи политики и искусства. Выяснилось, что некоторые художники из-за событий на Украине отказались от участия в «Манифесте».

— Я не могу отрицать, что искусство имеет политический параметр, однако я считаю, что наш проект прежде всего — выставка произведений искусства, а не политически ангажированное мероприятие, — отметил Каспер Кениг. — Но все же некоторое количество художников отказались от участия. Однако я считаю, что это нормально — у каждого свои приоритеты, и я уважаю политических активистов. Так уж сложилось, что практически самое интересное, острое искусство — политическое. Даже художник, пишущий натюрморты, может занимать некую радикальную политическую позицию. На самом деле в этом плане все очень сложно, и проще становиться не будет.

Дни фехтовальной культуры 2012

Телевидение

Телеканал 100 ТВ, Выставка холодного оружия из… камня. Видео

В Петербургском центре искусства и музыки имени Маяковского сегодня открывается выставка, где все экспонаты, а это более тридцати скульптур, вооружены холодным оружием — мечами, шпагами и саблями

Авторы работ, петербургские студенты и педагоги, в качестве героев выбрали не только абстрактных воинов разных времен, но и прославленных — Святителя Николая Чудотворца, Пугачева и Добрыню Никитича. Посетители, впрочем, могут быть удивлены: копьеметатель на выставке оказался безоружным.

Алина Тулякова, куратор выставки «Ради чести»:

«Если он копьеметатель, подразумевается, что у него холодное оружие когда-то было. Поскольку это дипломная работа выпуска училища имени Мухиной 1956-го года, скульптор Ушаков, то копье, к сожалению, не сохранилось. А просто вставлять какую-то палку мы не рискнули».

Организаторы скульптурной экспозиции — участники Петербургского фехтовального клуба — считают, что холодное оружие, в отличие от огнестрельного, гуманно по своей природе. Символизм даты открытия выставки заключается в том, что именно первый понедельник апреля — день, когда начинаются приключения Д’Артаньяна в знаменитом романе Александра Дюма.

Пятый канал. Острое искусство. Видео

Выпуск: 5 Пятый канал

Открытие выставки “Фехтование в искусстве”.

Первый канал, Репортаж об открытии Дней Фехтовальной культуры. Видео

Выпуск: Первый канал

Корреспондент: Тимур Мамонов

Запись взята с канала Федора Шмыгли

Телеканал Санкт-Петербург, В фехтовальном клубе открылась выставка оружия

Выпуск: Телеканал «Санкт-Петербург»

Дата: 02.04.2012

Корреспондент: Алексей Афанасьев

На выставке современного искусства мастера холодного оружия спорили о высоком. В ход пустили шпаги, рапиры и клинки, но обошлось без жертв — сражались профессионалы.
Для большей безопасности лезвия у сабель и шпаг 16-17 века специально затупили.

Алексей Афанасьев, корреспондент: «Вот это, к примеру, универсальная сабля. Ее применяли как в пешем бою, так и на коне. Весит она немного — всего килограмм. Но для того, чтобы ловко владеть таким оружием требуется многолетняя подготовка».

За схватками наблюдали другие бойцы, застывшие в камне и дереве. Каждая из 30 скульптур держит холодное оружие. Идея выставки показать благородность поединков один на один на шпагах. Были и совсем удивительные изваяния.

Почувствовать себя воином позволят любому посетителю. Можно будет даже выбрать эпоху, страну и оружие. И научиться искусству фехтования.

Бесплатные мастер-классы на этой неделе будут проходить каждый вечер до воскресенья.

Газета «Санкт-Петербургские ведомости», Когда друзья хватаются за шпаги

Выпуск: Спб Ведомости № 061

Автор: Александр Жабский

Фото: Евгений Чернышов

В центре искусства и музыки Городской библиотеки имени Маяковского на Невском до 15 апреля проходят Дни фехтовальной культуры. Помимо цикла вечеров с демонстрацией образцов холодного оружия, фехтования и видеопоказами тут открыта и выставка скульптур «Ради чести / Ad honores» из цикла «Фехтование в искусстве».

Организатором выступает Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб.
– Мы не секция спортивного фехтования! У нас нет ни соревнований, ни спортивных рангов, ни наград, – уточняет руководитель клуба Алина Тулякова. – Клуб печется о возрождении традиций классического фехтования, его миссия – приобщение горожан к фехтовальному искусству. В том числе и с помощью художественных выставок – «в тему».

На табличках имена скульпторов разных поколений: педагогов, выпускников, студентов Института живописи, скульптуры и архитектуры и прославленной Мухи.

«Оружие наших предков благородно, оно украшает всякого рыцаря. Таким образом, эта выставка служит благородной цели», – сказал народный художник России Альберт Чаркин.

Пока мы рассматривали камерные скульптуры, в том числе и работу самого Чаркина «Александр Невский», участники студии европейского историко-сценического фехтования «Силуэт» облачались за ширмой в костюмы ушедших романтических эпох.

Фотография из газеты «СПб ведомости», статья А. Жабского Фото: Евгений Чернышов

– Вообще-то для нас это вовсе и не костюмы, а та одежда, в которой мы проживаем жизнь своих персонажей, – говорит, нахлобучивая эффектную шляпу с белым и алым перьями, руководитель студии Артем Шабанов.

– В Днях фехтовальной культуры участвуют коллективы, практикующие фехтование как искусство, – поясняет Алина Тулякова, пока фехтовальщики раскладывают на столике исторически достоверные копии образцов оружия для схваток на шпагах и дагах (средневековых европейских кинжалах для левой руки), легких трехгранных шпагах и пешего сабельного боя польско-венгерской школы.

Но вот и самое интересное. Сначала Артем Шабанов и инструктор Федор Шмыгля показали в замедленном темпе элементы боя на саблях. Затем инструктор Галина Рубцова и старшая ученица студии Наталия Кулябина продемонстрировали, как фехтовали в XVIII веке церемонные дворяне на изящных трехгранных шпагах. А в заключение Артем с Федором провели искрометные бои на тяжелых шпагах в стиле итальянской школы, помогая себе дагами с изогнутыми гардами для блокирования вражеского клинка.

– У нас противников нет, в студии «Силуэт» все друзья, – заметил Федор Шмыгля, поясняя особенности такого рода схватки. – Это в бою с врагом лучше сразить его одним ударом. А наши поединки продолжительны, чтобы зрители получали удовольствие.

ИА REGNUM. Петербургские последователи мушкетеров открывают выставку «Ради чести»

В Санкт-Петербурге в библиотечно-информационном и культурном центре искусства и музыки Центральной городской библиотеки им. Маяковского сегодня, 2 апреля, открывается выставка произведений петербургских скульпторов «Ради чести/ Ad Honores» из цикла «Фехтование в искусстве». Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили организаторы выставки.

Открытие выставки приурочено к седьмому дню рождения Санкт-Петербургского фехтовального клуба. День рождения клуба традиционно отмечается в первый понедельник апреля — в день Д’Артаньяна в Менг, как написано в первых строках книги «Три мушкетера» Александра Дюма.

В экспозиции представлено более тридцати произведений, где фигурирует холодное оружие. Альберт Чаркин, народный художник Российской Федерации, председатель правления Санкт-Петербургского отделения Союза художников России, чья работа «Александр Невский» также представлена на выставке, так определил главную идею выставки: «Я очень рад, что затеянная выставка посвящена благородному периоду развития человечества, способности человека самому постоять за себя. Оружие наших предков благородно, оно украшает всякого рыцаря».

Одновременно с выставкой пройдут Дни фехтовальной культуры: цикл вечеров с демонстрацией образцов холодного оружия, фехтования и видеопоказами.

Livejournal. PHOTOZONE_T. Выставка «Ради чести»

Недавно, мы посети выставку скульпторов Петербурга — «Ради чести». Организатором выставки является «Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб».
Небольшая фотоподборка из наиболее понравившихся экспонатов.

«Фольклорное искусство остро нуждается в охране и защите» — президент

В выступлении на Фестивале бахши президент выразил сожаление, что в эпоху глобализации, когда шоу-бизнес и «массовая культура» «зачастую негативно влияют на духовное развитие общества», внимание к фольклорному искусству ослабевает.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в субботу открыл в Термезе первый Международный фестиваль искусства бахши, сообщила пресс-служба главы государства. В форуме, который продлится до 10 апреля, участвуют более 160 представителей из 74 стран.

Шавкат Мирзиёев выразил признательность руководителю Азиатско-Тихоокеанского управления ЮНЕСКО Андрею Шевелеву, директору по культуре Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры (АЙСЕСКО) Рхиати Салиху, руководителю Всемирного ремесленнического совета по АТР Гаде Риде Хижжави и официальным лицам из Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Афганистана, прибывшим на фестиваль.

«Именно фольклорное искусство является источником всех созданных человечеством бесценных сокровищ культуры. Искусство сказителей-бахши, отражающее национальную самобытность разных народов, их язык, образ жизни, обычаи и традиции, имеет особое значение как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры», — подчеркнул Шавкат Мирзиёев.

Руководитель страны отметил, что в эпоху глобализации, «когда шоу-бизнес и „массовая культура“, превратившись в сферу коммерции, зачастую негативно влияют на духовное развитие общества, к сожалению, ослабевают внимание и интерес к фольклорному искусству — животворящему источнику любой национальной культуры».

Шавкат Мирзиёев назвал фольклорное искусство «колыбельной песней человечества». «Такое великое, уникальное искусство в последнее время все больше рассматривается как отжившая форма культуры, а кое-где и вовсе утрачивается, поэтому остро нуждается в охране и защите», — сказал он.

Президент подчеркнул, что фестиваль организован для всесторонней поддержки народного творчества и «обладателей неповторимого таланта, называемых в разных краях по-разному — бахши-шоир, жиров, акын, манасчи, ашуг, одновременно владеющих уникальным мастерством поэта, музыканта и исполнителя».

Для превращения искусства бахши в «визитную карточку» национальной культуры Шавкат Мирзиёев выступил со следующими инициативами:

  • возродить существовавшие ранее и развивать новые творческие школы бахши, традиции «мастер-ученик» в этой сфере, стимулировать творческую и научную деятельность бахши-поэтов, ученых-фольклористов, преподавателей и специалистов;
  • создать при учреждениях культуры творческие секции по искусству бахши;
  • открыть широкую дорогу творчеству бахши-поэтов и поддерживать их участие в культурных и праздничных мероприятиях;
  • усилить международное сотрудничество в этом направлении, наладить взаимный обмен опытом;
  • разработать конкретные меры по эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий, возможностей телевидения и интернета, тиражированию фольклорных произведений для широкой популяризации искусства бахши.

«Если мы сегодня все вместе не предпримем реальных действий для сохранения этого чудесного самобытного искусства, то завтра, к сожалению, может быть уже поздно, и история нас не простит», — заявил президент.

Острое искусство

Купить книгу «Отечество карикатуры и пародии» на Ozon.ru

Отечество карикатуры и пародии. Английская сатирическая проза XVIII века. Составление, перевод с англ. А. Ливерганта. М.: Новое литературное обозрение, 2009.

«Отечеством карикатуры и пародии» назвал Англию Пушкин; мы издавна знаем об английском юморе, но скорее понаслышке (Джером? О да! Уайльд? Ну да. Свифт? Н-да. ). Превосходно изданная, увесистая и уютная книга, которую я уже третий, наверное, раз подряд и вразбивку перечитываю за утренним чаем, — она теперь живёт у меня в кухне на подоконнике, рядом с маленькой лампой, между сахарницей и салфетницей, — книга эта есть настоящая энциклопедия изысканного английского парадокса, настоянного на крепком здравом смысле.

Начинается она не с XVIII века, а с XVII — с дневников неподражаемого Сэмюэля Пипса, который десять лет записывал события своей жизни и написал двенадцать томов мелким шрифтом — про Лондон времён великого пожара и великой же революции. А также про камины, жену, служанок, парики, пироги, адмиралов, актрис, закуску, католиков, Кромвеля и короля. «. Государь и придворные играют в теннис. Наблюдать, как все, безо всякой на то причины, превозносят игру короля, — зрелище преотвратное, и это притом, что иногда государь и впрямь играл хорошо. » (запись от 4 января 1664 года).

Выдержки из дневников Пипса занимают около одной пятой всей книги. Ещё столько же — извлечения из сочинения Джеймса Босуэлла «Жизнь Сэмюэля Джонсона» плюс произведения самого доктора Джонсона (1709—1784), журналиста, критика и афориста, который до сих пор остаётся культовой фигурой английской словесности. Кроме того, в книге собраны письма, статьи, дневниковые заметки, эссе и фарсы Дефо, Голдсмита, Шеридана, Бёрка, Свифта, Стерна, Смоллетта — всё сплошь знаковые имена, — а также совсем неизвестной нашему читателю благонравной, но весьма остроглазой светской дамы Фанни Бёрни. Завершают книгу две блестящие пародии на чувствительный дамский роман — «Любовь и дружба» и «Замок Лесли», написанные знаменитой Джейн Остен в семнадцатилетнем (!) возрасте.

Все тексты впервые переведены и откомментированы Александром Ливергантом. Перевод точен, лёгок, изящен. Язык совершенно и свободно русский, но и старинно-британский при этом. Каждому автору предпослана подробная вступительная статья и отдельный словарик упоминаемых персонажей. Античные цитаты переведены и отождествлены со всем тщанием. Ещё раз напомню — почти 800 страниц хорошего формата, in quarto, как говорилось в те времена. То, что сделал Ливергант, — это самый обыкновенный культурный подвиг, чего уж там. Эту книгу я смело отношу к лучшим литературным итогам истекающего года. Если в России появляются такие книги, то петь старые песенки о крахе культуры просто глупо.

Андрей Мирошкин (Booknik.ru):
«Не удивительно, если читатель, заинтригованный словом «сатира» на обложке и приступивший к чтению, поначалу вообще может не понять, где же, собственно, эти образцы прославленного и столь любимого жанра? На первых десятках страниц — описания жестоких войн, стихийных бедствий, чумы, политических репрессий; воспоминания о не столь давних революционных ужасах…

Читая эту книгу, начинаешь размышлять о, так сказать, «внутреннем юморе» сатирических жанров. О том, что юмор — это не только классическое «вышучивание и высмеивание всевозможных пороков». Сатира в понимании ХVIII века — это ещё и образцы острой полемики, обмен колкостями, диалектические споры и «цеховые» пародии писателей друг на друга. Даже пресловутый английский шовинизм Джонсона и Смоллетта, их инвективы в адрес представителей других национальностей — тоже объект для сатиры».

17 архитектурных стилей, а также простые объяснения, как их различать

Представьте, что вы отправились в путешествие в другую страну. Без культурной программы и туристических маршрутов не обойтись, иначе какой смысл вообще куда-то ехать. Можно, конечно, закрыться в отеле на время всего отпуска и отлично проводить дни, традиционно лежа в кровати. Но, все же, Voka.me настоятельно не рекомендует такой способ отдыха.

Если же вы заранее подготовитесь к поездке и изучите традиции страны, в которую отправляетесь, то чужая культура станет намного понятнее. Как насчет того, чтобы научиться отличать архитектурные стили и поставить еще одну галочку в список своего самообразования? Помимо этого, вы сможете произвести впечатление на девушек, и это будет намного эффективнее, чем, например, навык отличать сорта пива с закрытыми глазами.

Вообще, архитектурные стили – довольно запутанная и сложная тема для новичка, и если вы не хотите изучать скучную литературу, мы предлагаем вам упрощенный гайд по мировой архитектуре (да простят нас профессиональные архитекторы).

1. Классицизм

Классицизм – это оплот симметричности, строгости и выпрямленности. Если видите что-то похожее, да еще и с круглыми длинными колоннами – это классицизм.

Ампир – это когда классицизм решил стать пафосным до невозможности, да еще и стремится быть выше.

3. Сталинский ампир

Конечно же, вождю всех народов – товарищу Сталину – в обычном ампире недоставало пафоса и торжественности, и, чтобы показать мощь СССР во всей красе, этот стиль был возведен в куб. Так появился сталинский ампир — архитектурный стиль, который пугает своей колоссальностью.

Барокко – это когда здание похоже на пироженку со взбитыми сливками, часто украшенную золотом, каменными скульптурами и витиеватой лепниной, которая отчетливо говорит свое «фи!» классицизму. Этот архитектурный стиль распространился по всей Европе, в том числе был перенят русскими архитекторами.

Если вам показалось, что здание проектировала женщина, и на нем присутствует много всяких рюшечек и бантиков, покрытых золотом – это рококо.

6. Ультрабарокко

Если вы смотрите на здание и от обилия лепнины и скульптур перестаете понимать, что происходит вокруг, то можете быть уверены – это ультрабарокко. Главное – не потерять сознание при созерцании такой красоты.

7. Русское барокко

Русское барокко – это уже не пироженка, это настоящий торт, расписанный под хохлому.

8. Псевдорусский стиль

Псевдорусский стиль – это когда попытался «закосить» под древность, но перестарался и слишком богато все украсил.

9. Неоготика

Неоготика – это когда боишься порезаться о здание от одного взгляда на него. Тонкие длинные шпили, оконные проемы и боязнь уколов.

Если смотришь на здание и опасность порезаться меньше, а в центре у него круглое окно или витраж с башнями по бокам – это готика. На лепнине таких зданий в архитектурном стиле часто любят помучить всяких грешников и прочих асоциальных личностей.

Ар-деко – это когда при взгляде на здание в голове у вас заиграли старые американские песни, исполненные Фрэнком Синатрой, а по улицам начали ездить воображаемые автомобили из 60-х годов.

12. Модернизм

Здесь все просто. Модернизм в архитектурном стиле – это дом из будущего, но построен с нотками ностальгии по прошлому.

По модерну в архитектуре можно изучать античную историю. Очень много мелочей и проработанных деталей, которые в совокупности представляют собой цельную композицию.

14. Конструктивизм

Конструктивизм в архитектурном стиле – это когда любители цилиндров и других строгих геометрических фигур начинают строить дома. Ставят какую-нибудь трапецию или цилиндр и прорезают в ней окна.

15. Деконструктивизм

Если вы смотрите на здание и видите, что его совсем-совсем сломали, изогнули и сморщили – это деконструктивизм. Настоящий геометрический ад для перфекциониста.

Хай-тек архитектура включает в себя постройки, где много стекла, бетона, все прозрачное, зеркальное и блестит на солнце. Максимум геометричности, строгости и угловатости.

17. Постмодернизм

Постмодернизм – это когда смотришь на здание, как на «Черный квадрат» Малевича и не понимаешь, что хотел сказать автор, как ему разрешили это построить и почему не лечили от наркотической зависимости. Впрочем, в таких причудливых формах тоже есть свои плюсы.

Конечно, профессиональные архитекторы могут посчитать такой топ архитектурных стилей кощунственным и вообще обидеться, но сделайте скидку тем, кто не так хорош в истории и определении стилей. В конце концов, автомобильный механик тоже будет снисходительно улыбаться, глядя на то, как архитектор пытается определить, с какой стороны подойти к коленчатому валу.

  • Философия бытия и его формы

Искусство как вид духовного производства

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.

Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства, являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической культуры общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Ссылка на основную публикацию