Специфика строительства и дизайнерского решения

Часть 22. Этапы создания дизайн-проекта

Проектирование дизайна — процесс творческий и во многом непредсказуемый. Каждый дизайнер находит свой путь реализации: действует по системе, или каждый раз рандомно по велению сердца клиента.

В этой статье мы расскажем о последовательности работ, которая в итоге сложилась в нашей студии после нескольких лет экспериментов. Здесь мы покажем только общую схему, а объяснения, почему она стала именно такой и для каких ситуаций подходит, будут в следующих сериях.

Напомним, что мы делим процесс воплощения интерьера на проектную и послепроектную части.

1. Техническое задание: анкетирование, обмеры, функциональное зонирование, фотофиксация.
2. Планировочное решение.
3. Детальный дизайн: геометрия, материалы, работа со смежниками.
4. Визуализация и светодизайн.
5. Рабочая документация.
6. Комплектация: ведомости материалов, оборудования.

Этап 1 — Техническое задание

Техническое задание — первая часть проектирования, в которой клиент делится пожеланиями, а дизайнер знакомится с объектом.

Это набор структурированной информации, по которому будет осуществляться проектирование. Оформленное в альбом, техническое задание дает возможность клиенту еще раз посмотреть на все свои пожелания целиком и утвердить, что это именно то, что нужно.

Этап технического задания состоит из:
— сбора предварительной информации;
— анкетных данных;
— фотофиксации;
— обмерного плана;
— подбора референсов;
— функционального зонирования;
— оформления.

1.1. Дизайнер знакомится с объектом

Полезно выехать на объект. Узнать где и как присутствует солнце, какие виды открываются из окон и как их можно использовать в расположении комнат. Дизайнер изучает архитектурные и стилистические особенности окружающей территории. Это поможет поместить проект в контекст, создать сильную идею, привязать ее к окружению.

1.2. Диалог на объекте

Если первая встреча проходит на объекте, клиент рассказывает о своих пожеланиях. Это удобный формат знакомства и сбора первичных данных. Интервью в рабочем формате можно продолжить в кафе или офисе.

1.3. Работа с референсами

Клиент показывает дизайнеру все, что ему понравилось в журналах и путешествиях. Дизайнер изучает и планирует похожие по духу идеи в проекте. Если у клиента нет подобранных заранее материалов, дизайнер предложит для обсуждения свои наработки.

1.4. Обмеры, создание чертежа

Дизайнер точно измерит объект и занесет данные на чертеж: стены, высоты, несущие конструкции, проемы, привязка к коммуникациям. Правильная технология обмеров убережет от ошибок дизайна и перерасхода материалов при строительстве.

1.5. Фотофиксация

Фотографии, сделанные широкоугольным объективом, точно отобразят действительность. На фотографиях будут видны стены, окна, коммуникации, архитектурные особенности, которые долго зарисовывать. Фотографии помогут дизайнеру ориентироваться в пространстве и найти возможные несоответствия в обмерах, а также будут полезны визуализаторам и инженерам.

1.6. Анализ инженерных сетей

На обмерах важно зафиксировать технические детали. Дизайнер замеряет и привязывает к чертежу все кабели, трубы, выходы, отверстия и коммуникации, отмечает несущие конструкции и стены, которые можно демонтировать.

1.7. Функциональное зонирование

С помощью функционального зонирования определяют для каждой комнаты требуемую площадь, а затем располагают комнаты в пространстве. Дизайнер использует функциональное зонирование для того, чтобы обсудить с клиентом варианты расположения зон в пространстве и найти оптимальное решение.

1.8. Стиль и концепция

По анкетным данным и собранным материалам дизайнер готовит концепцию оформления гостиной, кухни, столовой, спальни, гостевых, детских. Это дает возможность еще на стадии технического задания определить цвета, материалы, наполнение и атмосферу интерьеров, сократить время дизайна.

Техническое задание отражает все то, что удалось обсудить дизайнеру с клиентом на первом этапе общения и исследования объекта. В результате всех мероприятий дизайнер создает альбом технического задания, который является отправной точкой для разработки полного эскизного проекта.

Этап 2 — эскизный проект

Эскизный проект включает:
— планировочное решение;
— эскизы геометрии;
— принципиальный подбор материалов, цветов, оборудования;
— визуализацию;
— светодизайн.

2.1. Планировочное решение

Планировочное решение основано на обмерном плане. Дизайнер создает логичные решения пространства, которые отражают идеи ТЗ или дополняют новыми находками. Он деликатно обращается с пространством, рационально использует каждый сантиметр площади, размещает запланированные с клиентом функции.

Планировка — это скелет проекта, половина дизайна. Ей стоит уделить максимум внимания. Результат работы не разочарует: продуманное планировочное решение станет основой для качественного проекта.

2.2. Геометрический дизайн

Дизайнер разрабатывает трехмерные эскизы. Эскизы способствуют развитию идеи и облегчают понимание пространства. Когда клиент видит рисунок, ему проще принять решение и согласовать идею.

Эскизы могут быть выполнены в виде чертежей, трехмерной графики, ручной подачи или макетов. В эскизах нет цвета, потому что цвет на начальном этапе отвлекает от идеи и затрудняет согласование.

Сначала дизайнер работает с главной зоной: обычно это гостиная-кухня-столовая. Согласовывает, а затем принимается за остальные: спальню, гостевые, детские, ванные.

На этом этапе стоит учесть инженерию, влияющую на дизайн: вентиляцию и кондиционирование. Для этого стоит привлечь специалистов для консультации или для создания полного проекта.

2.3. Материалы, оборудование, детальный дизайн, задание на визуализацию

После согласования эскизов, дизайнер дорабатывает дизайн: подбирает материалы, мебель, принимает от смежников схемы и учитывает их в дизайне, создает задание на визуализацию.

2.4. 3D-визуализация

Визуализация покажет клиенту, какой именно будет интерьер в жизни. На 3D-изображении клиент увидит освещение, реальные материалы отделки, матовые и глянцевые поверхности, распределение отражений, цветовое оформление.

Визуализация избавляет от неправильных решений, лишних затрат и возможных разочарований. Здравый смысл не позволит начинать ремонт до того, как клиент не увидит интерьер в 3D, даже если все и так кажется понятным.

Дизайнер визуализирует помещения с дизайном, включая санузлы и не визуализирует подсобные и технические помещения.

2.5. Светодизайн

Свет позволяет выделять нужные акценты и буквально оживлять пространство, придавая фактуру и объем любым поверхностям. С помощью световых эффектов можно построить до половины дизайна интерьера и только с помощью 3D-графики можно заранее увидеть, как светодизайн будет работать в интерьере.

Визуализация и светодизайн — это последний этап, где можно оценить дизайн целиком и при необходимости внести финальные корректировки, которые будут учтены на рабочем проекте.

Этап 3. Рабочий проект

Дизайнер разрабатывает рабочий проект на основе визуализации с учетом возможных корректировок. Рабочий проект состоит из чертежей, увязки инженерного оборудования, мебели и другого оборудования.

3.1. Увязка дизайна с инженерными решениями

Все проекты, которые успели разработать во время проектирования, дизайнер учитывает в рабочей документации: вентиляция, кондиционирование, умный дом, домашний кинотеатр, бассейн и другие смежные проекты. Все, что пока не выбрали — остается в эскизном варианте.

Разработка инженерных проектов не входит в дизайн-проект. Дизайнер выдает техническое задание на разработку инженерных проектов специалистам. Готовые проекты дизайнер увязывает с рабочей документацией.

3.2. Финальный подбор отделочных материалов, мебели, оборудования

В ведомостях отображены наименование и количество заказных позиций, необходимых для реализации объекта. Комплектация может начаться даже с технического задания и пройти через весь проект, но в этом разделе альбом приобретает законченный вид со ссылками на чертежи и визуализацию.

3.3. Рабочая документация

По альбому рабочей документации клиент устраивает тендер среди строительных компаний и частных бригад. Вменяемые строители без лишних вопросов реализуют проект, а неопытных легко будет разоблачить. Хороший рабочий проект позволяет контролировать процесс стройки и по всей строгости спросить с подрядчиков за ошибки.

3.4. Альбом чертежей

1. План обмеров.
2. План демонтажа.
3. План возведения перегородок.
4. План расстановки мебели и сантехники.
5. План полов.
6. План потолков.
7. План размещения светильников, световых групп и выключателей.
8. План розеток, электрических слаботочных выводов с привязками по стенам.
9. Принципиальный план вентиляции и кондиционирования.
10. Принципиальная разводка водоснабжения.
11. Развертки по стенам в местах, необходимых для строительства.
12. Схема раскладки согласованной плитки.
13. Экспликация помещений.
14. Узлы сложных и дизайнерских конструктивных решений.
15. Эскизы и габаритные размеры декоративно-архитектурных элементов.
16. Эскизное решение встроенной мебели.
17. Ведомость отделочных материалов с площадями и наименованиями.
18. Ведомость заполнения дверных проемов.
19. Ведомость заполнения оконных проемов.
20. Ведомость предметов мебели.
21. Ведомость источников света.
22. Спецификации и рекомендации по художественному оформлению пола, стен, потолков, другого декора.
23. Подбор декора оконных проемов.
24. Альбом с рекомендуемыми материалами отделки.
25. Альбом с рекомендуемой мебелью.

3.5. Задания на разработку индивидуальных изделий

Встроенная мебель, шторы, столешницы, каменные конструкции, стеклянные объекты, аквариумы, кинотеатры, камины, кухни. Создание исполнительных чертежей индивидуальных конструкций может потребоваться на этапе реализации. Как и в случае с инженерами, дизайнер предоставляет эскизы, габариты, материалы, важные узлы и принципиальные решения, а технолог выбранной подрядной организации создает исполнительные чертежи. Эти чертежи подрядчик согласовывает с клиентом или с дизайнером по договору комплектации. .

Финал дизайн-проекта

В итоге дизайн-проекта клиент получает три альбома, необходимые для реализации дизайна:

1. Альбом 3D-визуализаций.
2. Подбор материалов и оборудования.
3. Рабочие чертежи.

При необходимости разрабатывают проекты:

1. Инженерных сетей и изменения в конструктиве.
2. Расширенный светодизайн.
3. Проект мебели и индивидуальных изделий

На этом этапе дизайн-проект завершен. На его основе подрядчик считает смету. Дизайнер предлагает авторский надзор, комплектацию, управление строительством или генеральный подряд — все стадии послепроектных услуг.

Клиент
— А можно не делать проект, а строить по живому?

Дизайнер
— Семь раз отмерь, один отрежь.
Работать без проекта можно, но результат будет непредсказуем, а рычагов воздействия на подрядчиков — ноль.

Специфика строительства и дизайнерского решения

По рассмотрению дизайн-проекта ресторана, который был предложен дизайнером, очень приятен стал факт, что существует общее представление конечной цели. Сразу стало понятно, что получится через пару месяцев.

Прокладывание инженерных коммуникаций принесло некоторые сложности, однако в сентябре уже были выровненные полы, проведена обработка стен. На очереди – проводка коммуникаций и косметический ремонт. Технологический проект (водоснабжение, электрика, вытяжка, пожарная сигнализация, вентиляция, охрана) уже был согласован с соответствующими инстанциями.
Несмотря на то, что здание было 1730 г., удалось скрыть многие недоработки того времени, например, отсутствие прямых углов, в чем явно отлично проявил себя дизайнер, который нашел пространственное и цветовое решение.
Возникли также некоторые вопросы по поводу вентиляции, что пришлось решать с помощью экспертизы соответствующего института, учтя все требования. Выбор энергоносителя встал остро. После долгих раздумий все же отдали предпочтение газу.

Проведение внутренней отделки требовало избрать какой-либо определенный материал. Решили совместить венецианскую штукатурку с деревянной дубовой отделкой, что визуально смотрится очень красиво.

Для интерьера подобрана и привезена мебель из Европы, которая прекрасно завершила весь творческий процесс.

Архитектурные решения – разработка строительных, конструктивных, планировочных решений

Закон об архитектурных решениях

Подготовка обширного пакета документов – необходимый этап работы над строительным объектом.

В 2008 году правительство РФ выпустило постановление No87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» с перечнем, какие именно пояснения, описания, планы и чертежи нужны, чтобы пройти государственные согласования и экспертизу. Одним из обязательных является раздел «Архитектурные решения».

Здесь раскрываются внешние и внутренние особенности здания, характеристики его пространственной, целевой и планировочной организации. При этом грамотно подготовленные документы отвечают государственным стандартам, инженерно-техническим, санитарным, пожарным и экологическим нормам. По сути, это детальное и толковое руководство для строителей, которые в дальнейшем реализуют проект.

Разработка архитектурных решений: основные этапы

В раздел входят:

Поэтажные планы с помещениями, представленные в общем комплексе строения.

Ее задача – определить взаимное расположение комнат на каждом этаже, а также какую площадь нужно выделить конкретному помещению в зависимости от функционального назначения.

Это внешние формы строительного объекта, созданные на основе планировки.

Планы каждого этажа с учетом первых трех позиций плюс визуальное дизайнерское представление.

Описание структуры здания, сочетания и взаимосвязи отдельных блоков.

Это дизайнерские предложения по оформлению экстерьера и внутренних интерьеров в едином стиле. За основу берутся все перечисленные выше особенности.

Оформление архитектурно-строительных решений

Проектирование включает текстовый и графический подразделы.

Задача первого – дать описания:

  • оптимальному местоположению здания, учитывая условия окружающей среды;
  • планировки, назначения помещений, внешнего и внутреннего вида;
  • фасадной композиции;
  • приемов по объемно-пространственному и архитектурно-художественному построению;
  • механизмов распределения естественного освещения в местах, где люди присутствуют постоянно;
  • способов отделки помещений;
  • технологий погашения шума и вибрации;
  • декоративного оформления внутренней обстановки.

Графическая часть архитектурного решения проекта

Здесь содержатся схемы, чертежи, планы. Перечень их индивидуален и зависит от технического задания и специфики объекта.

К основным документам относятся:

  • поэтажные планы с экспликацией помещений (экспликация – это пояснение в виде списка с количественными, качественными, техническими характеристиками)
  • чертежи фасадов (в графическом или цветном исполнении)
  • аксонометрические схемы (раздел прикладного черчения, когда предметы изображаются в двух-трех проекциях)
  • 3D-визуализация объекта (представление максимально возможного объема информации о будущем здании).


Архитектурное решение фасадов

Проект должен грамотно соотнести внешний облик строения с внутренним пространством, используя симметрию, ритм, масштаб, светотень, контраст. На начальной стадии готовят два-три эскиза фасада с учетом пропорций, обозначением понятной связи деталей между собой и с целым объектом. Когда наиболее удачный вариант утвержден, наступает очередь более детальной подготовки.

Каждый элемент архитектурных решений домов получает тщательную прорисовку: дизайн крыльца, ограждений балконов, оконных и дверных переплетов и т.д.

Документ презентует цветовую гамму здания. В чертежи включаются элементы антуража предметного или ландшафтного типа (уличные фонари, вазоны, статуи) для лучшей передачи масштаба.

Наглядный пример архитектурного решения по оформлению экстерьера содержит наш проект двухэтажного особняка в современном эклектичном стиле со скатной кровлей. На цветном эскизе хорошо видна теплая бежево-коричневая гамма, фактуры отделочных материалов и резного объемного декора. Вид с четырех сторон представляет композиционную структуру дома – с двумя входными порталами, многочисленными балконами и террасами.




Состав архитектурно-конструктивного решения

Это еще один необходимый раздел проектной документации, который описывает конструкции, отвечающие за устойчивость и прочность здания.

Сюда входят планы:

  • фундамента (с расчетными нагрузками, размерами, глубиной)
  • перемычек (схема их расположения со спецификацией)
  • перекрытий (схема размещения перекрытий и балок)
  • стропильной системы (со схемой сечения элементов, разрезами)
  • кровли (чертеж показывает конфигурацию и габариты кровельной части, угол уклона скатов, место расположения дымоходной системы, мансардных окон)

В подразделе «Разрезы» дается развернутая информация с характеристиками уровней пола, перекрытий, кровли, показаны способы стыковки строительных элементов (к примеру, стены с кровлей, стены с межэтажным перекрытием).

Конструктивные решения фасадов описывают устройство теплоизоляции наружных стен и выбранные облицовочные материалы.


Проектирование архитектурных решений в компании «ТопДом»

Обоснованные и технически компетентные планировочные, функциональные, конструктивные и художественные идеи – залог успешной разработки и реализации строительного проекта.

От качественной подготовки архитектурного раздела зависят не только эксплуатационные показатели (безопасность, долговечность), но и эстетическая привлекательность здания, его встроенность в окружающий природный или городской ландшафт.

Проектировщики дизайнерского бюро «ТопДом» практикуют детальное изучение специфики объекта, сочетают профильные технические знания и новейшие технологии.

Стоимость работ по проектированию домов

Инженерный раздел, включает проекты:
— вентиляции и отопления
— водопровода и канализации
— газификации (при необходимости)
— электрофикации
— слаботочных систем

Этапы создания индивидуального проекта Стоимость за 1 кв.м
руб.
Эскизный проект и компьютерная 3D визуализация 1000 15
Архитектурно-стротельный раздел 2000 30
200-600 3-10

Мы следим за актуальными тенденциями в профессиональной области и четко соблюдаем требования законодательства и строительные нормативы.
Заказывая у нас работу, вы получите современные архитектурные решения для эргономичного, надежного и красивого дома.

Примеры архитектурных решений домов на видео



Для связи со специалистами заполните форму на сайте или позвоните нам самостоятельно. Все обсудим, спроектируем, построим!

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

ассистент Омского государственного технического университета, Института дизайна и технологий,

PECULIARITIES OF INTERIOR DESIGN

Evgeniya Smorodina

Assistant Omsk State Technical University, the Institute of Design and Technology,

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы особенности разработки дизайн-проекта для жилых помещений. Рассматриваются этапы дизайн-проекта и состав рабочей документации. Сделаны выводы по анализируемому материалу.

ABSTRACT

In the article the author analyzes the features of the development of a design project for residential premises. The stages of project design and the working documents are considered. Conclusions upon the analyzed material are made.

Ключевые слова: интерьер; дизайн; дизайн-проектирование; дизайнер.

Keywords: interior; design; project design; designer.

На сегодняшний день человек стремится к тому, чтобы его жилое пространство объединяло в себе необходимый комфорт, функциональность, стиль и домашний уют. Поэтому необходимость разработки дизайн-проекта становится чрезвычайно востребованной. Дизайн жилых помещений кардинально отличается от интерьеров общественных или офисных помещений. При проектировании жилого пространства необходимо в первую очередь учитывать такие факторы, как комфорт, функциональность и назначение помещения.

В первую очередь профессиональный дизайнер должен учесть индивидуальные предпочтения заказчика. Например – стиль жизни, привычки и личные предпочтения. Дизайн-проект жилого интерьера во многом должен быть своеобразным визуальным портретом человека, живущего в данном пространстве.

Во вторых, помимо личных предпочтений заказчика, в проектировании дизайна жилых интерьеров ключевую роль играет функциональность. Дизайнер должен предельно внимательно подходить к планировке и функциональному зонированию жилого пространства и рационально использовать имеющиеся в его распоряжении площади.

Дизайн-проект жилых помещений делится на три этапа:

1. Планировочный этап:

— выполнение обмеров жилого пространства;

— анализ особенностей объекта;

— разработка вариантов планировочного решения с расстановкой мебели и оборудования.

2. Стилевой этап дизайн-проекта жилых помещений:

После утверждения планировочного решения дизайнер приступает к разработке оформления всех помещений объекта проектирования. Учитывает пожелания заказчика, обсуждает эскизы, выбирает стилистику жилого интерьера, цветовую гамму.

Стилевой этап включает:

— объемное моделирование помещений в компьютерной программе;

— разработка принципиальных вариантов художественного решения;

— детальная проработка утвержденного дизайна интерьера.

3. Технологический этап дизайн проекта:

В ходе данного этапа разрабатывается рабочая документация, необходимая для реализации дизайн проекта.

На технологическом этапе разрабатываются:

1. План квартиры до реконструкции (обмерный). Проектировщик выезжает на объект и делает замеры, по которым вычерчивает план с фактическими размерами;

2. План демонтажа стен и перегородок. Проектировщик показывает на плане все сносимые стены и перегородки;

3. План монтажа стен и перегородок. На данном плане специалист указывает все вновь возводимые стены и перегородки;

4. План после перепланировки и экспликация помещений. Данный план утверждается заказчиком и на его основе выполняются все последующие чертежи;

5. План с расстановкой мебели и оборудования. Проектировщик указывает места расположения мебели;

6. План потолков. На этом плане показано: где используются подвесные или натяжные конструкции, их конфигурация, высота потолка. Обязательно даются разрезы потолка;

7. План размещения осветительных приборов, привязка выпусков освещения, план выключателей;

8. План расположения розеток и электрических выводов;

9. План пола с указанием типа напольного покрытия и площади;

10. План полов с указанием типа покрытий, отметок уровня пола, подиумов, рисунков и размеров;

11. Чертежи заказных изделий (выполняются в случае необходимости)

12. План расположения сантехники

13. Разрез — развертка стен с декоративными элементами

14. Развертка стен с раскладкой плитки, указанием размеров и площадей

15. Спецификация дверей с указанием размеров дверных проемов.

При проектировании жилого интерьера, следует учитывать, что все помещения подразделяются по назначению. В своей книге «Строительство и проектирование» Э. Нойферт показывает примеры функциональности помещения. Например:

— Кухни следует ориентировать на северо-восток или северо-запад. Должна быть обеспечена удобная связь с прихожей, столовой и всеми хозяйственными помещениями, в первую очередь с прачечной, ванной, уборной, а также с местами подводки воды и газа. Кухня как рабочее место хозяйки в настоящее время представляет собой небольшое помещение, целесообразно оборудованное для облегчения ее труда. Кухни и ванные, особенно в многоэтажных домах, должны иметь общую стену, в которой проходит скрытая проводка всех трубопроводов (газ, вода, электричество, канализация) со смотровыми дверцами [1, с. 150].

— Столовая. Помещение для завтрака необходимо проектировать на восток, для обеда и ужина на запад. Непосредственный вход из коридора необязателен; зато необходима прямая связь с кухней или буфетной. Раньше столовая была самым большим, но в основном пустовавшим помещением в доме, теперь столовую делают минимальных размеров. В настоящее время это зачастую просто место для обеденного стола. Даже в больших домах столовые имеют небольшую площадь, объединяемую в торжественных случаях широким дверным проемом с общей комнатой [1, с. 157].

— Общая комната, предназначенная для каждодневного пребывания членов семьи, является прежде всего местом, где семья проводит свободные вечера у камина или у телевизора, за чашкой чая или кофе, за чтением.

— Приемная (гостиная) в больших домах служит так же для музыкальных занятий и деловых бесед; помещается вблизи входа.

— Кабинет часто служит комнатой для занятий и деловых переговоров. Размещать его следует вблизи наружного входа, смежно с общей комнатой; ориентация кабинета — на восток или запад.

— Детскую комнату следует размещать в стороне от общей комнаты и спален, но с возможностью присмотра за детьми [1, с. 161].

— Спальни. Размеры спален определяются размерами кроватей. Располагать кровати следует по возможности параллельно наружной стене с окнами (удобное освещение для чтения, хороший вид из окна) [1, с. 167].

Как правило, жилые комнаты служат для различных целей, универсальных правил по их меблировке не существует. Расстановка мебели и требуемая площадь комнат зависят главным образом от их назначения.

Можно сделать вывод, что на сегодняшний день разработка дизайн-проекта жилого интерьера актуальна и востребована. С помощью грамотного проекта открываются широкие возможности для воплощения индивидуальности человека, отображения в деталях интерьера его личного вкуса и привычек. Важно обеспечить уникальность интерьеров. Дизайн-проектирование жилых помещений можно рассматривать как творческую задачу, при решении которой проявляются особые таланты, опыт и профессионализм дизайнера. Однако, несмотря на достаточно широкий простор для принятия решений, работа дизайнера всегда основывается на определенных рекомендациях, правилах и особенностях, касающихся проектирования жилых пространств.

Список литературы:

  1. Нойферт Э. Строительное проектирование / Пер. с нем. К. Ш. Фельдмана, Ю. М. Кузьминой; Под ред. З. И. Эстрова и Е. С. Раевой. — 2-е изд. — Москва: Стройиздат, 1991. — 392 с.: ил. — (перевод издания: Bauentwurfslehre/E. Neufert — F. Viweg & Sohn Braunschweig/Wiesbaden).

Специфика строительства и дизайнерского решения

Когда мы увидели дизайн-проект, предложенный дизайнером, нет, даже раньше — когда получили первые эскизы, остались довольны. Наши пожелания были не только услышаны, но и прочувствованы. Наверное, это возможно, только если говоришь с человеком на одном языке и смотришь в одну сторону. Наконец стало понятно, какой ресторан в этом помещении появится через несколько месяцев.

Конечно, наличествовали сложности с прокладыванием инженерных коммуникаций. Но если говорить о самом начале работ, к сентябрю мы имели частично выровненные полы (т.с. в стадии полуготовности), что-то было сделано со стенами, пришло время подводить коммуникации и начинать косметический ремонт. Чем, собственно, мы и занялись. К слову, уже был выполнен и согласован с соответствующими инстанциями технологический проект: электрика, водоснабжение, вытяжка, вентиляция, пожарная сигнализация, охрана.

С чем нам однозначно повезло — это с командой строителей, они справлялись со всеми сложностями, неминуемо возникающими при проведении работ в старом фонде. Например, крошился кирпич. Здание 1730 года постройки, — и наружные, и внутренние капитальные стены того времени, так что не мудрено. Или вот еще: при строительстве дома были допущены определенные ошибки, поэтому вывести геометрию оказалось просто невозможным. Решили от этого отказаться, нет прямых углов — и ладно. Для глаз практически незаметно, а с приборами никто не будет ходить. Тут надо отдать должное дизайнеру, нашедшему верное цветовое и пространственное решение, чтобы сгладить данную проблему.

Самое сложное конечно — это вывод вентиляции, как во всех залах сделать приток-вытяжку, чтобы было достаточно аккуратно. Прокладывая коммуникации, сразу решили заложить все изоляции посредством самых современных материалов. Мы расположены на первом этаже жилого дома, в котором живут непростые жильцы (Английская набережная, комментарии излишни). По контролю шумоизоляции, выбросов и т.д. надо было все сделать максимально правильно. Подали заявку в соответствующий институт для проведения экспертизы, учли их нарекания (и возможные нарекания соседей), все трижды перепроверили, определенные вещи надо было переделать — переделали, чтобы ни по шуму, ни по вентиляции к нам вопросов уже не возникало.

Хорошо хоть с темой отопления обошлось без особых проблем…
Зато как у любого предприятия питания, расположенного в центре Петербурга, возникла проблема с выбором энергоносителя. Думали действительно долго, взвешивая «за» и «против». Перевесил газ: в зачаточном варианте на наше помещение уже существовал газовый проект, нашли команду, которая довела дело до логического завершения и полностью его со всеми регламентами, лимитами и т.д. согласовала. Самая большая сложность — это время. На самом деле, получить для ресторана газ — целая история. И мы рады, что вышли из нее победителями.

В подготовке помещения вентиляция и газ были определяющими. С одним дольше, с другим быстрее, но мы справились, пришла пора переходить к косметическому ремонту. Как и для любого ресторана, для нас эстетическая сторона вопроса была, конечно, немаловажна, но еще стояла проблема согласования материалов с Роспотребнадзором и пожарной инспекцией. Чтобы впоследствии не возникало лишних сложностей, мы несколько раз вызывали их, что называется, по доброй воле.

Без эксцессов, конечно, не обошлось. Например, «вдруг» выяснилось, что у нас один проход на кухню был 98 см вместо положенного метра. Пришлось ломать и вносить коррективы. В проекте всего не учтешь, все меняется. У нас аварийный выход смежен со входом в бомбоубежище, и стоило определенных нервов свести воедино интересы нас как владельцев ресторана, и службы, которая эксплуатирует это бомбоубежище. Или еще: перед нашей входной дверью исторически было две ступени, а по нормативам для предприятий питания их должно быть три. То есть, три — и все; никакие доводы, никакие объяснения, что это мрамор, наверное, здесь с «тех самых» времен, не действовали. Что ж, сделали три, как было вменено, теперь — гранитный новодел. Правда, стилистически новые ступени вписались абсолютно органично, но мы-то знаем, когда они были сделаны…

Что касается остального оформления входной группы, то саму дверь пришлось оставить, хотя она без сомнения не представляла художественной ценности, т.к. была создана не так давно — точно послевоенная. Но по требованиям мы должны были сохранить «геометрию», что ж, мы ее сохранили, придали двери только современный вид, поменяли стекло на стеклопакеты и добавили неброский декор. Одна из серьезных трудностей: наше здание — памятник федерального значения. Окна мы должны были делать только деревянные, хотя сейчас изготавливают такие и пластиковые, и алюминиевые профили «под дерево. Впрочем, сейчас мы и сами рады, что сделали все же деревянные окна, получилось очень стильно и практически неотличимо от… старых петербургских окон (только в хорошем состоянии).

У нас определенные работы выполнены студентами или выпускниками Мухинского училища, но на основные строительные работы хотелось найти подрядчиков-специалистов по интерьерному оформлению помещений. Мы сами строители, и были в шоке: суммы, запрашиваемые потенциальными исполнителями, превосходили реальные цифры в два, а то и в три раза. Как итог — воплощала дизайн-проект наша строительная команда.

Перед тем, как выбрать материалы для внутреннего оформления ресторана, долго думали, что это будет: штукатурка, дерево, их комбинация, и если так — то в каком соотношении. В итоге остановились на венецианской штукатурке и дубе. Дуб везде наш, сибирский, — он в отделке стен, пола, дверных порталов, столешниц, из него и барная стойка. Венецианская штукатурка дает свет и объем. Они хорошо сыграли дуэтом, — в итоге появился интерьер, несущий определенную атмосферу.

Когда выбирали мебель, столкнулись с проблемой ограниченного предложения: вроде бы компаний, производящих и торгующих мебелью, в городе достаточно, но все они предлагают довольно однотипную продукцию. Нам даже показалось, что будет правильным самим ехать в Европу и лично посещать все мебельные фабрики, отраслевые выставки, более-менее известные мебельные магазины. Но нашлась фирма, по случайности специализировавшаяся на этом же. В итоге — вся мебель, которая стоит в ресторане, привезена из Европы именно под наш проект, был определенный риск, но, мы думаем, эта мебель того стоила.

Кадрина Айситулина (для Restaurant Explorer)

Цели и особенности дизайна интерьера

Дом – это, пожалуй, единственное место, где современный человек может отдохнуть от повседневных хлопот. Однако иногда возникает желание кардинальным образом изменить привычную обстановку. Для этого следует помнить об особенностях создания дизайна интерьера.

Создание уютной атмосферы в квартире или загородном доме – ответственная задача. Однако редко интерьер остается одинаковым долгие годы. Как правильно поступить, если «перемен требуют наши сердца»? Ответ прост: достаточно учитывать основные принципы создания дизайна интерьера и смело воплощать в жизнь самые оригинальные идеи!

Основная цель дизайна интерьера заключается в создании обстановки, в которой будет комфортно всем обитателям дома и их гостям. Ваши требования и пожелания должны быть основой для первоначальной планировки и функционального назначения помещений. Не следует забывать о том, что предстоящие работы должны полностью соответствовать действующим требованиям и нормам. Обращаясь к дизайнеру вы гарантируете результат в котором будут объединены Ваши пожелания и современные тенденции, соблюдены требования к электротехническим, строительным и ремонтно-отделочным работам.

Какие задачи предстоит решить специалисту во время обустройства помещения? Чтобы результат соответствовал ожиданиям, ему необходимо:

  • Создать психологически и физически здоровую среду, предназначенную для жизни человека. Жилое пространство должно быть чистым, экологически безопасным. В основе технических и художественных решений лежит достижение оптимальных условий существования, которые оцениваются по таким параметрам, как освещение, акустика, вентиляция, кондиционирование.
  • Обеспечить безопасное пребывание человека в помещении. Для этого проводятся специальные мероприятия, направленные на защиту присутствующих от воздействия неблагоприятных факторов естественного и искусственного происхождения. Особого внимания требует неприкосновенность личной жизни людей.
  • Организовать надежные и комфортные условия нахождения в квартире либо доме. Стоит отметить, что индивидуальное и семейное удобство проживания предусматривает, что владельцы недвижимости смогут эффективно регулировать деятельность вентиляционных систем и систем кондиционирования, контролировать поступление световой и тепловой энергии.
  • Разработать индивидуальный стиль. Принятые дизайнерские решения должны учитывать все пожелания и требования владельцев квартиры, особенности их характера, профессии.
  • В ходе принятия решений руководствоваться такими принципами, как технологичность и гибкость. Результатом данного подхода становится гарантия возможности внесения изменений во внутреннее пространство жилья. В случае необходимости заказчики смогут совершенствовать либо переоборудовать его в кратчайшие сроки без ущерба для семейного бюджета.

Далее мы хотим рассказать Вам о создании дизайн-проекта. Что он собой представляет? Для чего потребуется в будущем? Эти вопросы не теряют своей актуальности.

Дизайн-проект является профессиональным, творческий действием, позволяющим создать функциональное гармоничное пространство дома. Каждый объект проектирования на начальных этапах представляет собой идею, создаваемую воображением специалиста. Ее реализация требует подготовки комплексного проекта, который учитывает эстетические пожелания и технологические аспекты.

Главную роль в процессе разработки дизайн-проекта играют требования владельца недвижимости. Результатом проведенных работ становится создание полностью законченного интерьера, соответствующего ожиданиям заказчика. Чтобы добиться успеха, профессионалам необходимо помнить о следующих особенностях клиента:

  • Физиологических. От пола, возраста, конституции владельца, эргономических требований к элементам интерьера зависит многое.
  • Психологических. Выполнение работ следует планировать, исходя из типа личности, черт характера, а также цветового, тактильного и пространственного восприятия.
  • Социальных. Есть ли у заказчика семья либо он будет проживать сам? Какова его профессиональная деятельность? Чем он предпочитает заниматься на досуге? Грамотный специалист обязательно уточнит эту информацию.
  • Стилистических. Возможно, клиент четко определился с определенным стилем или ему по душе определенные художественные направления? Задав эти вопросы, можно существенно сузить круг поиска подходящего решения.
  • Технологических. Каким образом заказчик хочет размещать розетки и выключатели? Планируется ли установка домашнего кинотеатра? Какие требования будут предъявляться к вентиляционным системам и прочему оборудованию? К решению указанных задач стоит подойти особенно ответственно.

Разработка дизайн-проекта включает в себя ряд последовательных этапов, для своевременного осуществления которых составляется специальный график.

  • Первый этап заключается в проведении обмерочного чертежа комнат.
  • Второй этап предусматривает создание эскизного проекта. Клиент может ознакомиться с вариантами планировки и оценить, каким образом размещено кухонное оборудование, сантехника, осветительные приборы, предметы мебели. Также на данном этапе выбирается стиль, цветовая гамма, текстуры, подбираются отделочные материалы и мебель.
  • Третий этап – разработка рабочего проекта. Чтобы к нему приступить, необходимо предварительно утвердить эскиз. В ходе работ составляются отдельные планы, в которых оговариваются особенности пола, потолка, электрического оборудования, светильников, установки сантехники. Отделочные материалы, осветительные приборы, предметы мебели отмечены в рабочем проекте с указанием конкретных разновидностей и моделей.
  • Что касается авторского надзора, то его главной целью считается контроль соответствия строительных и отделочных работ и решений дизайн-проекта.

Основные правила дизайна мы оговорим более подробно. О них следует помнить при работе над любым проектом.

  • Правило первое. Создание единой композиции. Вне зависимости от объекта, будь то квартира либо дом, важно выделять существование смыслового центра, представленного гостиной или столовой, и второстепенных зон. При их оформлении необходимо строго придерживаться конкретного стиля, выбирать декоративные элементы, соответствующие определенной тематике.
  • Правило второе. Залогом хорошего дизайна считается обеспечение правильного соотношения пропорций отдельных элементов, уравновешивающее пространство по физическим параметрам. Чтобы помещение выглядело привлекательным и гармоничным, достаточно изменить пропорции и усовершенствовать оконные проемы, двери, стены.
  • Правило третье. Не забывать о ритме. Данный прием дает возможность выразить эмоциональность пространства, используя форму, объем, цвет, фактуру. Наибольшее распространение получил линейный, который предусматривает наличие центрального объекта и стремящейся к нему целостной композиции.
  • Правило четвертое. Учитывать важность баланса. Он непосредственно зависит от того, каким образом предметы были распределены в отношении конфигурации пространства. Сегодня специалисты выделяют существование симметричного, асимметричного и радиального баланса. Хорошему дизайну свойственно присутствие предмета, на котором сфокусировано внимание присутствующих. Он должен являться гармоничным дополнением общей концепции.

Популярные тенденции в дизайне интерьера также вызывают интерес. Несмотря на то, что мода в данном направлении не считается такой быстротечной, как, к примеру, в индустрии одежды и обуви, о модных тенденциях можно смело говорить.

В первую очередь следует сказать об объединении пространств. Все больше владельцев квартир и домов предпочитает отдельным небольшим комнатам просторные помещения, которые дарят ощущение свободы. Если вы собираетесь приобретать однокомнатную квартиру либо Вас не устраивает недостаточная площадь недвижимости, мы рекомендуем детальнее познакомиться с особенностями объединения различных помещений и их преимуществами. Общее пространство кухни и гостиной, кухни и столовой, гостиной столовой и холла, а также многие другие варианты станут лучшим решением в случае недостатка квадратных метров.

В последние годы наблюдается возрастающая популярность натуральных отделочных материалов и предметов мебели. В качестве примера мы хотим привести необычные обои, для изготовления которых используется специальное полотно с наклеенными растительными волокнами. Их неоспоримым преимуществом становится не только экологическая безопасность, но и превосходные шумоизолирующие свойства, которые высоко ценятся жителями мегаполисов. Благодаря тому, что для работы с такими обоями не требуются особые навыки, они могут широко применяться при оформлении различных помещений.

Среди многочисленных стилей все больше поклонников ежегодно приобретает хай-тек и модерн. Предметы мебели, изготовленные из инновационных материалов, мобильные перегородки, большие зеркала, оригинальные витражи – эти и многие другие характерные особенности указанных стилей покоряют сердца ценителей прекрасного. В то же время стремление современного человека быть ближе к природе приводит к увеличению популярности таких стилей, как кантри, прованс, рустик экостиль.Не теряет лидирующих позиций белый интерьер. Использование белого цвета позволяет добиться формирования уникальной атмосферы свободы и свежести, зрительного расширения пространства. Вопреки сложившемуся мнению данное решение является практичным. Единственное, что требуется, – это продумать детали. Тщательно взвесить все «за» и «против» при выборе белого интерьера следует семьям с детьми или домашними животными.

По-прежнему на пике популярности находится применение винтажных аксессуаров. Присутствие антикварных шкатулок и сундуков, клетчатых пледов и настольных ламп с тканевыми абажурами способно превратить любое помещение в образец уюта и комфорта. Однако, выбирая подобные декоративные элементы, следует оценивать их соответствие стилю помещения. Присутствие таких предметов в комнатах, оформленных с учетом принципов классицизма, неоклассицизма, минимализма, недопустимо. Количество винтажных деталей не должно быть чрезмерным, иначе результат работ будет сведен к нулю.

Особого внимания в процессе обустройства интерьера требует освещение. Применение стеклянных элементов, изделий их художественных витражей, зеркальных поверхностей позволяет добиться визуального увеличения пространства, что имеет особое значение для небольших помещений. Следует отметить, что стеклянные элементы могут использоваться в качестве декора предметов мебели, превращая их в изюминку комнаты.

Помните – сведение к минимуму количества острых и прямых углов, создает в помещении атмосферу уюта. Именно поэтому, мы не рекомендуем использовать в спальне, кабинете и комнатах отдыха чрезмерное количество угловых элементов.

Допустимо ли использование при создании современного дизайна элементов, которые на первый взгляд не вписываются в общую концепцию? Этот вопрос актуален для многих. Не стоит думать, что, преображая жилье, придется расстаться с любимым диваном или роскошным трюмо, доставшимся по наследству. Грамотный дизайнер способен включить подобные изделия в проект интерьера без вреда для конечного результата. С этой целью нередко проводятся реставрационные работы либо оригинальное оформление мебели. Ярким примером тому может быть оформление изделия с применением кусочков цветного стекла, которые ограничивает декоративная металлическая окантовка. Преобразившийся предмет мебели гармонично дополнит любой современный интерьер.

Что дизайнеру нужно знать об этапах создания дизайн-проекта

Проектирование интерьера – процесс творческий и во многом непредсказуемый. Из каких этапов должен состоять дизайн-проект и в какой последовательности они должны идти – своим бесценным опытом с нами поделился архитектор и владелец дизайн-студии Станислав Орехов.

Этап 1: техническое задание

Техническое задание – первая часть проектирования, в которой клиент делится пожеланиями, а дизайнер знакомится с объектом. В результате дизайнер создает альбом технического задания – именно он станет отправной точкой для разработки полного эскизного проекта. Он также даст возможность клиенту еще раз посмотреть на все свои пожелания целиком и утвердить, что это именно то, что нужно.

Совет 1: знакомство с объектом – это важно

Лучше всего первую встречу с клиентом организовать непосредственно на объекте. Вы сможете собрать как можно больше первичных сведений: узнаете, куда падает солнечный свет, какие виды открываются из окон и как их можно использовать в расположении комнат. Также вы сможете изучить архитектурные и стилистические особенности окружающей территории. Все это поможет создать сильную идею проекта и привязать ее к окружению. Интервью в рабочем формате можно продолжить в кафе или офисе.

Совет 2: работайте с референсами

Попросите клиента показать вам интерьеры, которые ему понравятся: это могут быть фотографии из журналов или фото из путешествий, сделанные на айфон. Изучите и спланируйте похожие по духу идеи в своем проекте. Если у клиента нет подобранных заранее материалов, предложите для обсуждения свои наработки.

Совет 3: делайте обмеры

Точно измерьте объект и занесите данные на чертеж: стены, высоты, несущие конструкции, проемы, привязку к коммуникациям. Правильная технология обмеров убережет от ошибок дизайна и перерасхода материалов при строительстве.

Совет 4: фотофиксация не будет лишней

Фотографии, сделанные широкоугольным объективом, точно отобразят действительность. На фотографиях будут видны стены, окна, коммуникации, архитектурные особенности, которые долго зарисовывать. Фотографии помогут вам ориентироваться в пространстве и найти возможные несоответствия в обмерах. Также они будут полезны визуализаторам и инженерам.

Совет 5: проведите анализ инженерных сетей

На обмерах важно зафиксировать технические детали. Дизайнер должен замерить и привязать к чертежу все кабели, трубы, выходы, отверстия и коммуникации, отметить несущие конструкции и стены, которые можно демонтировать.

Совет 6: сделайте функциональное зонирование пространства

С помощью функционального зонирования определите для каждой комнаты требуемую площадь, а затем расположите комнаты в пространстве. Как правило, дизайнер использует функциональное зонирование для того, чтобы обсудить с клиентом варианты расположения зон в пространстве и найти оптимальное решение.

Совет 7: проработайте стиль и концепцию интерьера.

По анкетным данным и собранным материалам подготовьте концепцию оформления гостиной, кухни, столовой, спальни, гостевых, детских. Так еще на стадии технического задания вы сможете определить цветовую палитру, материалы, наполнение и атмосферу интерьеров.

Этап 2: эскизный проект

Эскизный проект включает в себя планировочное решение, эскизы геометрии, подбор материалов, цветов, оборудования, визуализацию и светодизайн. Каждый пункт разберем более детально.

Планировочное решение

Планировочное решение основано на обмерном плане. Создайте логичные решения пространства, которые отражают идеи технического задания, или дополните их новыми находками. Планировка – это скелет проекта, половина дизайна. Ей стоит уделить максимум внимания.

Геометрический дизайн

Разработайте трехмерные эскизы – они будут способствовать развитию идеи и облегчат понимание пространства. Когда клиент видит рисунок, ему проще принять решение и согласовать идею. Эскизы могут быть выполнены в виде чертежей, трехмерной графики, ручной подачи или макетов. В них не должно быть цвета, потому что на начальном этапе он отвлекает от идеи и затрудняет согласование.

Начинайте работу с главной зоны: обычно это гостиная-кухня-столовая. После согласования дизайна принимайтесь за остальные: спальню, гостевые, детские, ванные. На этом этапе стоит учесть инженерию, которая влияет на дизайн: вентиляцию и кондиционирование. В случае необходимости привлеките специалистов для консультации или для создания полного проекта.

Материалы, оборудование, детальный дизайн, задание на визуализацию

После согласования эскизов, доработайте дизайн: подберите материалы, мебель, примите от смежников схемы и учтите их в дизайне, создайте задание на визуализацию.

3D-визуализация

Визуализация покажет заказчику, каким именно будет интерьер в жизни. На 3D-изображении клиент увидит освещение, реальные материалы отделки, матовые и глянцевые поверхности, распределение отражений, цветовое оформление.

А еще визуализация избавляет от неправильных решений, лишних затрат и возможных разочарований. Не стоит начинать ремонт до того, как клиент не увидит интерьер в 3D, даже если все и так кажется понятным.

Светодизайн

Свет позволяет выделять нужные акценты и буквально оживлять пространство, придавая фактуру и объем любым поверхностям. С помощью световых эффектов можно построить до половины дизайна интерьера и только с помощью 3D-графики можно заранее увидеть, как светодизайн будет работать в интерьере.

Дизайн интерьера

«Семь раз проверь, а один раз отмерь» гласит народная дизайнерская мудрость, подразумевая ту тщательную работу над дизайном интерьера, которую должен проделать любой уважающий себя специалист прежде, чем расплывчатое и аморфное пожелание клиента воплотиться в стильный и изящный результат. Для многих людей, чьим родным городом является Краснодар, дизайн интерьера давно стал важной частью повседневной жизни. О том, как сделать помещение изысканным, стильным и неповторимым мы расскажем в данной статье. Прежде всего, скажем о том, что же скрывается за популярным словосочетанием «дизайн интерьера»? Как говорят нам всезнающие ученые, это специальная отрасль в дизайне, занимающаяся дизайном помещений. Его цель — создать такое взаимодействие окружающего пространства с находящимися в нем людьми, которое не только сделает пребывание здесь удобным, но и улучшит его функциональные качества, а заодно будет эстетически приятным.

Интерьерный дизайн в определенных пропорциях сочетает в себе художественный и промышленный виды дизайна. Он разрабатывается как для жилых помещений, так и для рабочего пространства (офисов, магазинов, складов, банкетных залов и т.д.). Работа дизайнера заключена в улучшение условий труда или функциональных действий в помещениях, оптимизации их эргономики. Не стоит забывать и таком направление этого вида деятельности, как создание оформления для «специальных» рабочих помещений (это могут быть, фото и киностудии, больницы, аквапарки, гостиницы и многое другое). В целом же наиболее популярные отрасли, востребованные на рынке среди простых обывателей: это дизайн интерьера квартир, дизайн интерьера кухни, дизайн интерьера дома, дизайн интерьера коттеджей.

Словосочетание «дизайн интерьера» для многих является синонимом чего-то индивидуального и неповторимого. Вместо общепотребительского стандарта, существовавшего несколько десятилетий назад в нашей стране, сегодня дизайн интерьера подразумевает отказ от набора типовых и невыразительных предметов, расставленных на площади в случайном порядке. Теперь это целостная оригинальная композиция, где каждая вещь, каждая деталь, каждый штрих несут свой особый смысл, функционал и эстетическую составляющую.

Проектирование дизайн интерьера сегодня предполагает яркую авторскую задумку, делающее помещение эксклюзивным и не похожим на другие пространства. При этом важное место в дизайне отводится тому, как сделать нашу площадь (не важно, жилую или рабочую) комфортной для пребывания, эргономичной и функциональной. В настоящий момент в дизайне существует огромное количество разнообразных стилей, сформированных еще в различных исторических эпохах и пришедших сюда из архитектуры. Дизайнер, как демиург, управляет всем процессом оформления интерьера в помещение. Начиная планировкой пространства, освещения, систем вентиляции, акустикой; отделкой стен; и заканчивая размещением мебели и т.д. Процесс разработки дизайна интерьера начинается с детального документ (дизайн-проекта), в котором подробно описывается как будет выглядеть будущее помещение. Здесь специалист составляет чертежи и схемы предстоящей планировки, описывает функциональные и эстетические характеристики. Важной частью этого документа являются схемы коммуникаций и и материалы, которые будут использоваться в отделке. Сегодня значительный акцент делается на практичность интерьера. Инженеры просчитывают в каких помещениях человек проводит больше времени, что он там делает, как передвигается по пространству.

Но прежде чем, создать готовый проект дизайнеру предстоит сделать несколько шагов: 1) пообщаться с заказчиком и составить техническое задание в котором будут отражены его пожелания к проекту
2) выехать на место и произвести необходимые замеры
3) после этого дизайнер разрабатывает эскизы будущего интерьера, которые предлагает заказчику (в них содержится информация по стилистики помещения, планировке, функциональной составляющей, расстановке предметов интерьера;
4) после того, как заказчик одобрит концепцию дизайна, специалист преступает к детальному планированию, учитывающему множество самых разнообразных аспектов (коммуникации, освещение, отделка и т. д.)
5) Конечным этапом является реализация дизайнерских решений в жизнь, когда проходят строительные, ремонтные или отделочные работы. Здесь задачей дизайнера является контроль за действиями рабочих, позволяющий воплотить в жизнь все креативные задумки.

К сожалению, сегодня в нашем городе этот алгоритм не всегда выполняется. Зачастую заказчики обращаясь в дизайн студии интерьера (Краснодар здесь не чем не отличается от других городов страны) требуют от них создание дизайн проекта учитывающего лишь их вкусы и капризы. Вместо того, чтобы положиться на грамотного специалиста, заказчик сам пытается побыть немного дизайнером, считая, что уж он точно знает свои потребности. О таком важном аспекте, как функциональность просто забывают, или уделяют ей мало внимание. В итоге в созданном при таких обстоятельствах помещении зачастую просто не удобно находиться.

Еще одним негативным следствием вмешательства клиента в работу специалиста может стать безвкусная эклектика интерьера помещения, которая будет смотреться странно и неуместно. Смешав из за своей неопытности в одном месте hi-tech, классику, модерн, экзотические мотивы и псевдорусский стиль, заказчик не только продемонстрирует отсутствие вкуса, но и сделает помещение неудобным для нахождение в нем. Поэтому, так важно помнить, что дизайн интерьера прежде всего удовлетворяет ваши нужды. А значит он должен точно просчитан опытными специалистами, обладающими знанием и опытом. Так например, если вы живете с семьей, то дизайн интерьера квартир должен быть гармоничным и подходить всем домочадцам. Вряд ли стоит заказывать дизайн интерьера кухни в стиле hi-tec если у вас есть маленькие дети. Если вы являетесь владельцем бизнеса и вас заинтересовал дизайн интерьеров магазинов, то в первую очередь стоит подумать об удобстве вашей целевой аудитории, ее вкусах и пристрастиях. Теоретически в интерьере можно сочетать много разнообразных деталей и художественных приемов. Сегодня популярным направлением, является фьюжн, когда в дизайне реализуются два стиля (например модерн и классика). Главное, что бы они подходили друг другу.

Проектирование дизайна интерьера — сложны и кропотливый процесс, который лучше доверить профессионалам своего дела. Именно они знают, как преобразить ваше помещение так, чтобы нахождение в нем было приятным и удобным.

Что такое «дизайн-проект»

Бывает так, что в жизни появляется необходимость изменить пространство вокруг себя. Расширение семьи, переезд в новое жилье, смена обстановки, ребрендинг компании – у всех разные причины, но одна цель. Не всегда получается достигнуть эту цель самостоятельно, так как требуется много ресурсов: временных, материальных и эмоциональных, — да и зачастую не хватает опыта и знаний. Но в современном мире есть возможность найти помощников в этом деле — дизайнера и строителей. Им вместе с заказчиком предстоит достигнуть очень сложную и интересную цель: создать максимально комфортную обстановку для всех заинтересованных лиц и их гостей.

Задача дизайнера — выполнить дизайн-проект, основываясь на пожеланиях заказчика. Это пакет чертежей и эскизов, по которым производятся строительно-ремонтные работы.

Задачи, которые решаются при проектировании дизайна интерьера

Стилевое решение интерьера. Это первое, что спрашивает дизайнер. Стиль влияет на выбор конструктивных решений и на декор.

Личностные особенности.Каждый из нас чем-то занят в жизни, имеет свои увлечения, черты характера, которые влияют на образ жизни. Профессия и интересы, рабочий процесс отражаются на зонах в помещении. Так, например, человеку, работающему дома, предоставляется отдельный кабинет или индивидуальное рабочее место.

Эстетика и психологический комфорт для каждого, кто находится в помещении. Выбор цветовой гаммы, выверенные композиции в декоре, выделение главного и расстановка акцентов, оформление личными вещами или внедрение фирменного стиля компании — без всего этого нет «души», а значит, и индивидуальности Психологический комфорт связан с физиологическим. Должна быть возможность подстроить его под нужды разных людей: регулирование освещения, климата, изменение размеров комнаты раздвижными перегородками и т.д. Так создается уют.

Решение функциональных задач интерьера. Обязательно продумывается эргономика, удобство в выполнении повседневных дел, передвижении по помещению. Важно обеспечить достаточную освещенность естественным светом, продумать искусственное освещение, вентиляцию, обогрев и кондиционирование. Управление этими системами должно быть удобным и не вызывать замешательств в поисках конкретных выключателей, например. И все это проектируется на основании строительных норм и правил.

Безопасность и экологичность интерьера.Здесь имеется ввиду пожаробезопасность, надежность конструкций, правильный выбор материалов, чтобы избежать отрицательного влияния на организм человека. Также надо создать определенный микроклимат в помещении. Отчасти в этом помогут комнатные растения и технологические новинки рынка, которые очищают и увлажняют воздух.

Экономические вопросы. Если изначально определиться с примерным (а бывает и абсолютно точным) бюджетом, дизайнер подбирает используемые конструкции, отделку и декор соответствующих категорий. Это проще, чем задумать вавилонскую башню, а в итоге при недостаточном финансировании жить в недостроенном доме или квартире. Грамотно выполненный дизайн-проект позволяет незначительно поменять планировку после завершения ремонта, усовершенствовать некоторые зоны при возникновении новых потребностей, заменить отделку без вреда для идеи по истечении некоторого времени. А уж про налаженный рабочий процесс в недостроенном офисе можно вообще забыть. Также в дизайн-проект входят спецификации материалов и оборудования, они упрощают процесс комплектации объекта.

Что входит в состав дизайн-проекта?

Все вышеупомянутое отражается в проекте, поэтапно согласовываются чертежи и эскизы. На выходе у заказчика будет полный комплект чертежей для реализации замысла. В пакет входят обмерочные чертежи, планы расстановки мебели, осветительного, сантехнического, вентиляционного оборудования, монтажные чертежи, планы и развертки с раскладкой отделочных материалов, сопроводительная документация. Заказчику выдается на руки несколько экземпляров для себя и строителей.

Перед строителями стоит задача выполнить полный перечень строительных работ согласно проекту. С дизайн-проектом разговор со строителями принимает более конструктивный характер.

Создание дизайн-проекта и его дальнейшая реализация – это сложный, но очень интересный процесс, в котором можно наделать много ошибок, не будучи специалистом в нужной области. В современном мире во всех сферах так. Ведь не может же без соответствующей подготовки лифтер делать операции на сердце, так же, как и врач танцевать в балете. Но стоит пройти весь путь от бетонных стен до готового комплекта чертежей с поддержкой специалиста, чтобы поскорее достичь желанной цели – обновленный интерьер, удобный, эстетически привлекательный, а самое главное – индивидуальный.

Раздел 2. Особенности дизайнерского и средового проектирования

Глава 3. Цели и средства дизайнерского проектирования

3.1.Основные положения

Двойная природа целей дизайна, роль комплекса объективных факторов, его художественная интерпретация

3.2 Функция как объект и фактор дизайнерской деятельности

Многозначность связей «функция — форма». Основные типы связей: «отражение» действия, масштаб и масштабность, «инструментальные» и «результативные» функции, пространственные, объемные и плоскостные задачи

3.3 Визуализация целевых установок дизайнпроектирования

Элементарные слагаемые зрительных образов (форма, цвет, размер и пр.), их соединение в комплексные визуальные структуры (объем, пространство, масса, светоцветовая система, ансамбли произведений дизайна) и суммарные образные представления

Глава 4. Базовые категории дизайнерского проектирования

4.1.Интегральные слагаемые дизайнерского образа

Эмоциональная ориентация, масштабность и тектоническая структура, их роль в формировании образного содержания дизайн-объекта

4.2.Дизайн-форма как визуально-смысловая целостность

Понятие о композиции. Предпосылки и цели нормирования компози­ционных систем. Эмоционально-эстетическое содержание средств визуализации дизайнерских решений

4.3. Композиция как организационная и содержательная Категория

Элементы композиции, средства и приемы формирования композици­онных конструкций. Типы композиционных структур, их плоскостные, объемные и пространственные вариации

4.4. Проектный анализ и задачи гармонизации дизайнерского решения 121

Контроль за реализацией дизайнерской идеи в процессе проектиро­вания. Условные композиционные схемы как средство поиска отклонений от первоначального замысла. Принципы гармонизации (совершенствования) проектного решения

Глава 5. Композиция и гармонизация в средовом дизайне

5.1.Среда как объект проектирования

Комплексность разработки средового решения.

Композиционная роль предметного наполнения.

Функциональная динамика средовых композиций, развитие среды во

времени. Эмоциональная ориентация как конечный результат работы

5.2. Исправление и преобразование схемы визуальной организации

Средового объекта

Варианты проектных деформаций средовой системы в процессе проектирования. Масштабная координация. Кардинальные изменения композиционной структуры. Взаимосвязь средств корректировки средового решения

5.3.Формирование эмоционального климата среды

Эмоциональная структура, ее виды и особенности формирования. Свобода и иерархия проектных действий. Технологии дизайна среды

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития проектного искусства, к которому в пол­ной мере принадлежат и дизайн и архитектура, интересен одной особенно­стью. Она носит достаточно узкий, как бы внутрипрофессиональный харак­тер и не всегда заметна даже специалистам. Речь идет об интеграции це­лей, методов и секретов мастерства у разных ветвей проектного творче­ства: архитекторы все время пробуют себя в дизайнерском плане, приду­мывая новые формы стульев, автомашин и нестандартные приемы благоус­тройства городских улиц и площадей, а дизайнеры активно занимаются интерьером и моделированием пространственных ситуаций — тем, что раньше целиком принадлежало зодчим.

Объяснение этому явлению довольно простое. Дело в том, что в дей­ствительности нам служат не архитектура и дизайн по отдельности, а их нераздельное единство. Современный город немыслим без машин, реклам и скамеек, а квартира — без бытового оборудования и средств информа­ции. И проектировать облик улицы или структуру здания без учета, причем досконального, их предметного наполнения безнадежно: абстрактная кра­сота «пустого» пространства будет искажена и даже изуродована незапла­нированным, но обязательным «по жизни» вторжением функционального дизайна. Единственный выход — проектировать комплексные предметно-пространственные композиции, синтезирующие архитектурные и дизайнер­ские начала обстоятельств нашего образа жизни.

Сращивание архитектуры и дизайна идет и по другим линиям. Так, считалось, что мир вещей изначально мобилен, динамичен и непрерывно обновляется, тогда как архитектурное пространство по идее неподвижно и вечно. Сегодня категоричность этого мнения под вопросом: городские ан­самбли и интерьеры зданий все время перестраиваются, преображаются — то новыми способами освещения, то сменой декоративного убранства, то новыми формами оборудования. А некоторые часто дизайнерские объекты или устройства, например, эскалаторные спуски в метро, не уступают архи­тектуре в монументальности. Причем нынче и дома, и посуду, и стиральные машины, и игрушки делают из металла, пластика или вообще неизвестных прошлому композитных материалов.

Все это означает сближение, взаимопроникновение закономернос­тей и приемов архитектурного и дизайнерского творчества. Причем част­ные случаи приложения этих закономерностей к специфике именно дизай­нерского или архитектурного формообразования только помогают проек­тировщикам понять суть общих принципов. Потому что и там и тут действу­ют одни и те же законы красоты, которые должен знать каждый художник: композиции и гармонизации как главной цели проектного формирования окружающих нас предметно-пространственных ансамблей, масштабности как непременного условия комфортного и осмысленного существования человека в их среде, тектоники как основы выразительной визуальной организации материалов и конструкций, и т.д.

Овладение этими законами — вопрос долгих лет целенаправленной учебы. В проектной сфере — многократно осложненный тем, что и архи­тектор и дизайнер, кроме умений художественных, должен освоить и мно­жество других — связанных с функциональным устройством архитектурно-дизайнерских объектов, их прочностью, экологичностью и т.д. Чего и доби­валось всегда специальное образование.

Нынешнее время добавило к этим привычным задачам профессио­нального обучения новую: учиться в архитектуре лучше одновременно. Это очень трудно — надо больше знать и уметь. Но возможно. Что автор и попытался показать на примере самой молодой на сегодняшний день про­ектной специальности — ДИЗАЙНА АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ.

Понятие «дизайн» появилось в начале XX века, когда на помощь ремесленному декоративно-прикладному искусству, выборочно формиро­вавшему в течение тысячелетий предметный мир среды обитания человека, пришло массовое производство всего комплекса окружающих нас вещей. Оказалось, что веками бытовавшие методы создания мебели, одежды, посу­ды, инструментов и множества других изделий прикладного характера, ког­да один и тот же мастер придумывал, изготавливал и украшал свою про­дукцию, в новых условиях трансформировались. Потребовался особый от­ряд специалистов — дизайнеров, — занятых только проектированием бу­дущих вещей и приборов, потому что их непосредственное изготовление — на станках, в сборочных цехах — гораздо лучше получалось у специали­стов-производственников, инженеров и рабочих. В результате выпуск нуж­ных людям товаров и изделий увеличился тысячекратно, а сами они приоб­рели совершенно другой облик.

В переводе с английского «дизайн» (design) означает «проект», «ри­сунок», «эскиз», а также действия, связанные с появлением проекта или рисунка. Но прошедшее столетие придало этому термину значительно бо­лее емкий смысл.

В 1969 году ИКСИД, конгресс Международного совета дизайнерских организаций, обозначил «дизайн» как творческую деятельность, цель которой — определение формы и смысла предметов, производимых промышленностью.И относится это не только к внешнему виду, но и к функциональным особенностям (потребительским качествам) этих предме­тов, и к удобству и целесообразности их изготовления, ибо дизайн стре­мится охватить все аспекты формирования окружающей человека среды, обусловленные промышленным производством.

От промышленного производства сегодня зависят практически все стороны нашей жизни — от выпуска предметов обихода и орудий произ­водства до удобства и комплексного обустройства жилья, общественных зданий, площадей и улиц города, да и самих промышленных предприятий. Поэтому дизайн, который понимается нами и как сфера проектной дея­тельности общества, и как совокупность вещей и устройств, делающих наше существование удобнее и легче,и как особым образом сформиро­вавшаяся эстетическая концепция современного образа жизни,играет в сегодняшнем мире столь серьезную роль.

Все это делает курс «Основы дизайна и средовое проектирование» важнейшей частью обучения будущих архитекторов и дизайнеров любого профиля, а особенно тех из них, кто посвятил себя работе над интерьера­ми. Сегодня полноценный интерьер любого назначения немыслим без ин­тенсивного оснащения мебелью, оборудованием, разного рода украшения­ми, предметами быта, которые вместе с архитектурной основой должны составлять среду — эстетически завершенный, удобный, целесообраз­но организованный предметно-пространственный ансамбль.Или — по В. Гропиусу — «гармоничное пространство для жизни», невозможное без тесного взаимодействия двух искусств — архитектуры и дизайна, взаимо­действия, требующего определенного уровня знаний и умений в обеих сфе­рах проектной деятельности.

Настоящее пособие отвечает задачам обучения курсу «Архитектур­но-дизайнерское проектирование» в учебных заведениях архитектурного профиля и призвано ознакомить учащихся с предметом, методологией и особенностями художественного (дизайнерского) проектирования в раз­ных областях предметного и предметно-пространственного творчества.

Курс показывает роль и место дизайна в формировании интерьеров и городских ансамблей, раскрывает отличия работы дизайнеров от труда других проектировщиков, обучает навыкам подхода к решению архитек­турно-дизайнерских задач разного типа. Он включает теоретическую часть (общие положения технической эстетики, классификацию видов и форм дизайна, методы дизайнерского проектирования, в т.ч. в сфере архитек-турно-средового дизайна) и набор сведений, раскрывающих специфику ре­шения отдельных дизайнерских задач (графический дизайн, бытовой, ви­зуальные коммуникации, оборудование интерьера, комплексное формиро­вание средовых объектов и систем).

Дисциплина является базовой в структуре предметов специализа­ции 29021.05 «Дизайн интерьера» специальности «Архитектура», органи­чески дополняя ранее изученные проектные курсы, и служит основой пред­метов «Интерьер», «Колористика интерьера» и «Эргономика и оборудова­ние интерьера».

Пособие содержит сведения о характере и принципах работы специ­алистов, формирующих оборудование и предметное наполнение архитек­турной среды, об особенностях технологии средового дизайна как основы интерьерного (архитектурно-дизайнерского) проектирования, которые не­обходимы для успешного сотрудничества техников-архитекторов с други­ми проектировщиками, работающими в области интерьера.

Но главная задача пособия — научить студентов пониманию того, как отражаются смысл и формы организации нашей жизни на существе дизайнерских решений, показать, какие именно особенности нашего со­знания, мышления, восприятия окружающего нас мира лежат в основе эф­фективности приемов и результатов архитектурно-дизайнерского проекти­рования, подготовив их к сознательному творчеству.

РАЗДЕЛ I

ДИЗАЙН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ГЛАВА I

Общие понятия дизайна, его место в проектной культуре

Ссылка на основную публикацию