Требования, предъявляемые к предприятиям общепита

Общепит: информационный сайт

Требования к предприятиям общественного питания

Предприятия общественного питания, так популярные сегодня, позволяют современному человеку максимально удовлетворить свои потребности: питание, отдых, праздники, приятное времяпрепровождение. Однако, услуги общественного питания могут представлять и потенциальную угрозу человеку в виде некачественной продукции и условий. В целях исключения возможности нанесения вреда здоровью людям всем предприятиям общественного питания государство предъявляет специальные требования. Такие требования заключены и в федеральных законах, и в специальных государственных стандартах.

К основным требованиям, возложенным обществом и государством на предприятия общественного питания, относятся:

  • наличие необходимых лицензий, установленных законом;
  • сертификация продукции общепита;
  • санитарно-гигиенические правила;
  • правила оказания услуг общественного питания.

ЛИЦЕНЗИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

В соответствии с российским законодательством под лицензированием понимается получение юридическим или физическим лицом (зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) специального разрешения (лицензии) на ведение определенного вида деятельности.

Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Положения статьи 17 указанного закона не требуют наличие лицензии на оказание услуг общепита, то есть, иначе говоря, на ведение такого вида предпринимательской деятельности лицензия не нужна.

СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

В статье 41 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» указывается на необходимость сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека.

Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036 также указывают на то, что услуги общественного питания подлежат обязательной сертификации.

На необходимость санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции прямо указывается и в Письме Минздрава России от 22 мая 2002 года №2510/5140-02-32 «О санитарно — эпидемиологической экспертизе продукции».

Ранее введение обязательной сертификации услуг общественного питания было подтверждено совместным >Письмом Госстандарта России №230-7/431, Роскомторга №1-1177/32-7 и Госкомсанэпиднадзора России от 7 сентября 1995 года «О введении обязательной сертификации услуг общественного питания», которое не утратило своего действия и в настоящее время.

Кроме того, до недавнего времени, порядок сертификации услуг общественного питания устанавливался Федеральным законом от 10 июня 1993 года №5151-1 «О сертификации продукции и услуг», однако с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»>, он утратил силу. Начиная с 01 июля 2003 года основным нормативным документом, определяющим новые подходы к системе сертификации продукции (работ, услуг) является Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании». Согласно данному закону услуги общественного питания также подлежат обязательной сертификации.

Под сертификацией услуг общественного питания следует понимать процедуру подтверждения соответствия оказываемых предприятием общепита услуг определенным стандартам. Данное соответствие подтверждается путем выдачи документа в письменной форме – сертификата соответствия, свидетельствующего о том, что предоставляемые предприятием общественного питания услуги, соответствуют установленным требованиям.

Сертификация продукции общепита осуществляется в целях:

  • создания необходимых условий для деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, а так же для их участия в международном экономическом сотрудничестве;
  • содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
  • защиты потребителей от некачественной продукции;
  • контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

Сертификация может быть добровольной и обязательной. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством России. Добровольная же сертификация проводится по собственной инициативе заявителя.

Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты:

  • ГОСТ Р 50762-95;
  • ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №199>;
  • ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №200.

В Письме Роскомторга от 11 июля 1995 года №1-955/32-7 «О нормативной и технологической документации для предприятий общественного питания»> указывается на необходимость применения вышеназванных основополагающих государственных стандартов.

Все вышеприведенные государственные стандарты направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, окружающей среды, на защиту интересов потребителей.

Требования, заложенные в государственных стандартах, являются обязательными для организаций общественного питания различных организационно — правовых форм собственности и ведомственной принадлежности.

К нормативной документации, регулирующей работу предприятий общественного питания, отнесены государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий (СТП), а также Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами.

В настоящее время для выработки кулинарной продукции можно руководствоваться Сборниками технологических нормативов (издания 1994 года), рецептур блюд диетического питания и рецептур блюд и кулинарных изделий национальных кухонь народов России и стандартами предприятий.

Стандарты предприятий на продукцию и услуги разрабатываются непосредственно самим предприятием общественного питания и утверждаются его руководителем.

Нужно отметить, что сертификация — процедура не бесплатная. В бухгалтерском учете затраты на проведение сертификации включаются в расходы организации в том отчетном периоде, к которому они относятся. Таково требование Приказа Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее ПБУ 10/99).

Однако, так как сертификат соответствия выдается на определенное количество лет (для услуг общепита этот срок составляет не более 3-х лет), то и затраты на сертификацию нужно включать в состав затрат организации в течение всего этого срока.

Первоначально, расходы на сертификацию в бухгалтерском учете необходимо учесть на счете 97 «Расходы будущих периодов».

В отношении налогового учета, расходы на сертификацию относятся к прочим расходам организации, которые уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это следует из пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

В связи с тем, что продукция общественного питания напрямую связана со здоровьем и жизнедеятельностью человека, то соответственно изготовляемые предприятиями общественного питания пищевые продукты должны соответствовать установленным санитарным правилам.

Такие правила установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, а именно:

СанПиН 2.3.2. 1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 06 ноября 2001 года;

СанПиН 2.3.6. 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденными Главным государственным санитарным врачом России от 06 ноября 2001 года.

Нужно отметить, что санитарные требования предъявляются не только к продукции, изготавливаемой предприятием общественного питания, но и к ее персоналу.

Так работники общественного питания в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний обязаны проходить специальное медицинское обследование. Таково требование статьи 213 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ). Кроме того, аналогичное требование закреплено в статье 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»>.

Результаты медицинского осмотра и гигиенической аттестации сотрудников предприятия общественного питания вносятся в личные медицинские книжки работников. Необходимость наличия такой книжки установлена Приказом Минздрава России от 14 апреля 2000 года №122 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте на транспортные средства для перевозки пищевых продуктов».

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

В соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации. Для сферы общественного питания такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036.

Согласно данным Правилам все организации общественного питания, независимо от организационно-правовой формы обязаны соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных и противопожарных правилах, технических и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды.

Общие требования, предъявляемые к предприятиям общественного питания

На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения »Правил оказания услуг общественного питания», санитарных, технологических норм и правил, а также требований пожаро — и электробезопасности.

На предприятиях общественного питания должны выполняться требования следующих нормативных документов по безопасности услуг:

· санитарно-гигиенические и технологические требования –

СП 2.3.6.1079-01, СанПиН 2.3.2.1324-03, СП 1.1.1058-01, Сборники технологических нормативов;

· торгово-технологическое и холодильное оборудование, посуда, приборы и инвентарь, другие предметы материально-технического оснащения должны быть изготовлены из разрешенных материалов и отвечать требованиям С.П.2.3.6.1079-01.

· требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов – СанПиН 2.3.2.1078-01;

· экологической безопасности – СНиП 2.08.02-89,

· противопожарной безопасности – ГОСТ 12.1.004 – 91 ССБТ;

· электробезопасности – СНиП 11-4 – 79.

Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы к входу, необходимые справочно-информационные указатели. Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное освещение в вечернее время.

На территории, прилегающей к предприятию и доступной для потребителей, не допускается:

· проведение погрузочно-разгрузочных работ;

· размещение контейнеров с мусором;

· сжигание мусора, порожней тары, отходов.

Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений предприятия не менее чем на 20 м.

Архитектурно-планировочное решение и конструктивные элементы здания, используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02-89.

На предприятии должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара.

Предприятия всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, радио- и телефонная связь.

Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и персонала.

Предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.

Каждая партия продукции, реализуемая вне зала предприятия, должна иметь сопроводительный документ (удостоверение качества), утвержденное и подписанное руководителем. В него включают следующие данные:

· нормативный документ, в соответствии с которым выработана продукция;

· масса упаковочной единицы;

· цена одной штуки (килограмма) изделия.

Сроки хранения являются сроками годности и включают в себя время с момента окончания технологического процесса, время транспортирования, хранения и реализации.

К предприятиям общественного питания различных типов и классов предъявляются требования:

· к архитектурно-планировочным решениям и оформлению предприятий;

· к мебели, столовой посуде, приборам, белью;

· к оформлению меню и прейскурантов, ассортименту кулинарной продукции;

· к методам обслуживания, форменной одежде и обуви, музыкальному обслуживанию.

В случае продажи товара с недостатками, не оговоренными продавцом, покупатель имеет право:

· добиться снижения стоимости товара на выявленный дефект;

· потребовать возмещения ему оплаченной суммы;

· потребовать устранить выявленный недостаток, если это возможно.

Персонал должен уметь создать на предприятии атмосферу гостеприимства, в отношении потребителей проявлять доброжелательность и терпение, быть выдержанным, обладать способностью избегать конфликтных ситуаций.

Производственный и обслуживающий персонал должен иметь соответствующую специальную подготовку и обеспечивать соблюдение санитарных требований и правил личной гигиены при производстве, хранении, реализации и организации потребления кулинарной продукции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8744 — | 7137 — или читать все.

193.151.241.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Требования, предъявляемые к предприятиям общественного питания

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Услуги общественного питания имеют непосредственное отношение к жизнедеятельности человека и могут представлять для него потенциальную опасность. Действительно, некачественная продукция общепита может нанести вред здоровью потребителя, а иногда привести и к трагическим последствиям. Чтобы исключить нанесение вреда человеку при потреблении таких услуг, государство предъявляет к ним специальные требования. Такие требования заключены и в федеральных законах и в специальных государственных стандартах.

К основным требованиям, возложенным обществом и государством на предприятия общественного питания, относятся:

· наличие необходимых лицензий, установленных законом;

· сертификация продукции общепита;

· правила оказания услуг общественного питания.

В соответствии с российским законодательством под лицензированием понимается получение юридическим или физическим лицом (зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) специального разрешения (лицензии) на ведение определенного вида деятельности.

Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №128-ФЗ). Положения статьи 17 Закона №128-ФЗ не требуют наличие лицензии на оказание услуг общепита, то есть, иначе говоря, на ведение такого вида предпринимательской деятельности лицензия не нужна.

Закон №128-ФЗ определяет не все сферы предпринимательства, на которые необходимо специальное разрешение.

Вспомним, что организации, оказывающие услуги общественного питания, в процессе своей деятельности осуществляют не только производство и реализацию продукции собственного изготовления, но и реализуют потребителям покупные товары, среди которых огромную долю составляет алкогольная продукция. Кроме того, бары и рестораны используют винно-водочные изделия для изготовления фирменных напитков. То есть, фактически указанные субъекты хозяйственной деятельности осуществляют деятельность в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, на осуществление которой требуется лицензия. Такое требование установлено Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон №171-ФЗ). Так как оборот алкогольной продукции в сфере общественного питания может производиться только в случае ее розничной продажи населению через предприятия общепита, то, следовательно, такие предприятия общепита должны иметь лицензию на осуществление деятельности в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 2 статьи 18 Закона 171-ФЗ).

В статье 41 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52-ФЗ) указывается на необходимость сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека.

Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036 (далее — Постановление №1036) также указывают на то, что услуги общественного питания подлежат обязательной сертификации.

Начиная с 1 июля 2003 года основным нормативным документом, определяющим новые подходы к системе сертификации продукции (работ, услуг) является Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании». Согласно данному закону услуги общественного питания также подлежат обязательной сертификации.

Под сертификацией услуг общественного питания следует понимать процедуру подтверждения соответствия оказываемых предприятием общепита услуг определенным стандартам. Данное соответствие подтверждается путем выдачи документа в письменной форме – сертификата соответствия, свидетельствующего о том, что предоставляемые предприятием общественного питания услуги, соответствуют установленным требованиям.

Сертификация продукции общепита осуществляется в целях:

· создания необходимых условий для деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, а так же для их участия в международном экономическом сотрудничестве;

· содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

· защиты потребителей от некачественной продукции;

· контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

Сертификация может быть добровольной и обязательной. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством России. Добровольная же сертификация проводится по собственной инициативе заявителя.

Добровольная сертификация не заменяет обязательную сертификацию.

Сертификация услуг общепита относится в разряд обязательной сертификации. Правила и процедура проведения обязательной сертификации услуг общественного питания установлены «Временным порядком сертификации услуг общественного питания. Рекомендациями», утвержденными Постановлением Госстандарта России, Роскомторга, Госсанэпиднадзора России от 18 января 1995 года №4/3/3.

Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты:

— ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №199 ;

— ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №200.

В Письме Роскомторга от 11 июля 1995 года №1-955/32-7 «О нормативной и технологической документации для предприятий общественного питания» указывается на необходимость применения вышеназванных основополагающих государственных стандартов.

Все вышеприведенные государственные стандарты направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, окружающей среды, на защиту интересов потребителей.

Требования, заложенные в государственных стандартах, являются обязательными для организаций общественного питания различных организационно — правовых форм собственности и ведомственной принадлежности.

К нормативной документации, регулирующей работу предприятий общественного питания, отнесены государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий (СТП), а также Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами.

В настоящее время для выработки кулинарной продукции можно руководствоваться Сборниками технологических нормативов (издания 1994 года), рецептур блюд диетического питания и рецептур блюд и кулинарных изделий национальных кухонь народов России и стандартами предприятий.

Стандарты предприятий на продукцию и услуги разрабатываются непосредственно самим предприятием общественного питания и утверждаются его руководителем.

Нужно отметить, что сертификация — процедура не бесплатная. В бухгалтерском учете затраты на проведение сертификации включаются в расходы организации в том отчетном периоде, к которому они относятся. Таково требование Приказа Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99».

Так как сертификат соответствия выдается на определенное количество лет (для услуг общепита этот срок составляет не более 3-х лет (пункт 4.3. Временного порядка)), то и затраты на сертификацию нужно включать в состав затрат организации в течение всего этого срока.

Первоначально, расходы на сертификацию в бухгалтерском учете необходимо учесть на счете 97 «Расходы будущих периодов».

В отношении налогового учета, расходы на сертификацию относятся к прочим расходам организации, которые уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это следует из пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Если в целях налогообложения прибыли организация использует метод начисления, то затраты на сертификацию в налоговом учете необходимо относить на расходы равными частями в течение действия всего срока сертификата. Такое правило вытекает из пункта 1 статьи 272 НК РФ.

Однако по этому поводу есть и совершено противоположная точка зрения. Некоторые специалисты считают, что расходы на сертификацию организация может не распределять по отчетным периодам, а списать их единовременно. И ссылаются они при этом на все ту же статью 272 НК РФ. А именно, на подпункт 3 пункта 7, где сказано, что для расходов в виде средств, потраченных на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы, принимаются к налоговому учету на дату:

· расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

· предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;

· последний день отчетного (налогового) периода.

Федеральным законом от 6 июня 2005 года №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» абзац второй пункта 1 статьи 272 дополнен предложением следующего содержания:

«В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно».

Теперь налогоплательщик обязан при разработке учетной политики для налогового учета предусмотреть технологию распределения расходов по сделкам, в которых расходы напрямую не определяются, исходя из условий договора. Это может быть и единовременное списание расходов.

В случае сертификации мы имеем договор между организацией и сертифицирующим органом, согласно которому последний выполняет некий перечень работ (статья 20 и статья 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» ). Следовательно, когда эти работы будут завершены, и налогоплательщик получит документы, подтверждающие его расходы, сделка будет закончена, и организация имеет право уменьшить налогооблагаемый доход на эти расходы.

Заметьте: как правило, налоговые органы придерживаются того мнения, что расходы на сертификацию нужно списывать равными частями в течение действия всего срока сертификата. Поэтому если организация до 1 января 2006 года списывала данные расходы единовременно, то, возможно, что свою правоту ей придется отстаивать в суде.

Теперь, что касается кассового метода. Если организация использует данный метод, то расходы на сертификацию можно учесть в составе расходов единовременно после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.

И еще на один момент хотелось бы обратить внимание.

Услуги по сертификации подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, в связи с этим орган по сертификации выдает заявителю счет-фактуру на стоимость своих услуг, увеличенных на сумму налога.

У бухгалтера, естественно, возникает вопрос можно ли возместить из бюджета сразу всю сумму «входного» НДС или же это нужно делать частями по мере отнесения части стоимости сертификата на расходы?

НДС, уплаченный за проведение работ по сертификации, налогоплательщик имеет право возместить из бюджета, на основании статей 171 и 172 НК РФ.

Поэтому, если организация оплатила работы, а орган по сертификации оказал ей данные услуги, то НДС организация, осуществившая сертификацию, может возместить из бюджета в полном объеме сразу.

Покажем на примере.

Организация общественного питания ООО «Богатырь» подала заявку на получение сертификата соответствия. Согласно договору с органом по сертификации, стоимость работ составила 23 600 рублей (в том числе НДС 18% 3600 рублей).

После процедуры сертификации ООО «Богатырь» получило сертификат сроком на 3 года.

Учетной политикой организации предусмотрено, что ООО «Богатырь» определяет доходы и расходы методом начисления. При этом и в бухгалтерском и в налоговом учете организация решила расходы на сертификацию списывать равномерно.

В бухгалтерском учете организации бухгалтер данные хозяйственные операции отразил следующим образом:

1.4. Основные требования, предъявляемые к организациям общественного питания

1.4. Основные требования, предъявляемые к организациям общественного питания

1.4. Основные требования, предъявляемые к организациям общественного питания

В организациях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества, должны выполняться санитарные и технологические нормы и правила, а также требования пожарной и электробезопасности.

Должны выполняться требования следующих нормативных документов по безопасности услуг:

• экологической безопасности – СНиП 2.08.02;

• противопожарной безопасности – ГОСТ 12.1.004;

• требования к освещению – СНиП 11-4.

Изготовляемые пищевые продукты по безопасности и пищевой ценности должны соответствовать установленным санитарным правилам, таким как:

• санитарно-гигиенические и технологические требования СанПиН 42-123-5777-91, СанПиН 42-123-4117-86, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий;

• требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов – в соответствии с требованиями МБТ 5061.

Санитарно-гигиенические требования к предприятиям пищевой промышленности (молочной, мясной, рыбоперерабатывающей, хлебопекарной, кондитерской, плодоовощной и др.) основаны на соответствующих санитарных правилах и нормах, которые имеют ряд общих санитарных требований к предприятиям пищевой промышленности.

К ним относятся следующие положения:

1) соблюдение санитарных требований к территории как хозяй ст-венной, так и производственной зоны; правильное санитарное содержание территории (уборка, полив, расположение и состояние мусоросборников, их очистка и дезинфекция);

2) правильное санитарно-техническое состояние предприятия (водоснабжение и соответствие качества питьевой воды СанПиН 2.1.4.544.96 или СанПиН 2.1.4.559.96), обеспеченность горячим водоснабжением и паром, наличие канализации и подсоединение ее к технологическому оборудованию, наличие очистных сооружений, обеспеченность холодом и соблюдение температурного режима в охлаждаемых камерах, обеспеченность отоплением и соблюдение температурного режима в отапливаемых помещениях, наличие вентиляции и эффективность ее работы, достаточность освещения, как искусственного, так и естественного, шумоизоляция в производственных помещениях;

3) обеспеченность транспортом, оборудованием, инвентарем, тарой и соблюдение санитарных условий мойки, дезинфекции и хранения;

4) достаточность производственных и бытовых помещений в соответствии с мощностью выпускаемой продукции и соблюдением их санитарного содержания;

5) дератизация, дезинфекция и эффективность борьбы с грызунами, мухами и другими насекомыми;

6) соблюдение личной и производственной гигиены и т. д.

Помимо санитарных правил, установленных для продукции, определенные требования предъявляются и к персоналу организации общественного питания.

В соответствии со статьей 213 ТК РФ работники организаций общественного питания должны проходить обязательные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Перечень профессий, должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, обязанных проходить при поступлении на работу, а также периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, указан в письме Минздрава России от 7 августа 2000 года № 1100/2196-0-117.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ „О лицензировании отдельных видов деятельности“ услуги общественного питания не лицензируются. Исключение составляют услуги по продаже алкогольной продукции, которые подлежат лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“. Порядок сертификации продукции и услуг общественного питания установлен Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ „О техническом регулировании“.

Под сертификацией услуг общественного питания следует понимать процедуру подтверждения соответствия оказываемых предприятием общепита услуг определенным стандартам. Данное соответствие подтверждается путем выдачи документа в письменной форме – сертификата соответствия, свидетельствующего о том, что предоставляемые предприятием общественного питания услуги соответствуют установленным требованиям. Обычно сертификат соответствия выдается на 1 год. При этом определяется, к какому классу относится ресторан.

Сертификация продукции общественного питания осуществляется в целях:

• создания необходимых условий для деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, а также для их участия в международном экономическом сотрудничестве;

• содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

• защиты потребителей от некачественной продукции;

• контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

Сертификация может быть и добровольной. Добровольная сертификация проводится по собственной инициативе заявителя. При этом до бровольная сертификация не заменяет обязательную сертификацию.

В бухгалтерском учете затраты на лицензирование и сертификацию относятся к расходам по обычным видам деятельности на основании пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету „Расходы организации“ ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 33н. Но поскольку лицензия обычно выдается на 3 года, а сертификат соответствия на 1 год, то предварительно затраты на их получение нужно отразить в составе расходов будущих периодов, а затем учитывать в составе расходов равными долями в течение всего срока действия лицензии и сертификата.

В аналогичном порядке расходы признаются в целях исчисления налога на прибыль, если организация определяет доходы и расходы методом начисления (п. 1 ст. 272 НК РФ).

За нарушение Правил оказания услуг общественного питания, а также санитарных и гигиенических правил к организациям может быть применена административная, а в определенных случаях и уголовная ответственность, установленная в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных нарушениях (далее – КоАП) и Уголовного кодекса РФ.

В части административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (гл. 6 КоАП):

• нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда (далее – МРОТ); на должностных лиц – от 5 до 10 МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 до 10 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 до 30 МРОТ или админи стративное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; • производство либо оборот алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государ ственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов; на юридических лиц – от 1000 до 2000 МРОТ с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должно стных лиц – от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ.

Согласно статье 14.4 КоАП продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 40 до 50 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой; на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой.

В основе хозяйственной деятельности организаций общественного питания лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров, а также изготовление продукции собственного производства.

Важной отличительной особенностью предприятий общественного питания является то, что они одновременно могут вести два вида деятельности, а именно:

• производственную, связанную с реализацией продукции собственного производства (закуски, первые, вторые блюда, полуфабрикаты, кулинарные изделия и т. д.);

• торговую, результатом которой является реализация товаров, приобретенных для перепродажи без изменения их качественных характеристик.

Поэтому для бухгалтера самым важным является вопрос правильной организации раздельного учета вышеперечисленных видов деятельности. Это прежде всего связано с применением разных способов оценки товаров (продуктов), использованных в производстве и реализуемых на сторону.

Требования, предъявляемые к предприятиям общепита

Услуги общественного питания имеют непосредственное отношение к жизнедеятельности человека и могут представлять для него потенциальную опасность. Чтобы исключить нанесение вреда человеку при потреблении таких услуг, государство предъявляет к ним специальные требования. Такие требования заключены и в федеральных законах и в специальных государственных стандартах [10, с.39].

К основным требованиям, возложенным обществом и государством на предприятия общественного питания, относятся:

— наличие необходимых лицензий, установленных законом;

— сертификация продукции общепита;

— правила оказания услуг общественного питания [24, с.5].

Лицензия на осуществление услуг общественного питания. В соответствии с российским законодательством под лицензированием понимается получение юридическим или физическим лицом (зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) специального разрешения (лицензии) на ведение определенного вида деятельности.

Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Закон №128-ФЗ). Положения статьи 17 Закона №128-ФЗ не требуют наличие лицензии на оказание услуг общепита, то есть, иначе говоря, на ведение такого вида предпринимательской деятельности лицензия не нужна.

Необходимо отметить, что Закон №128-ФЗ определяет не все сферы предпринимательства, на которые необходимо специальное разрешение.

Организации, оказывающие услуги общественного питания, в процессе своей деятельности осуществляют не только производство и реализацию продукции собственного изготовления, но и реализуют потребителям покупные товары, среди которых огромную долю составляет алкогольная продукция. Кроме того, бары и рестораны используют винно-водочные изделия для изготовления фирменных напитков. То есть, фактически указанные субъекты хозяйственной деятельности осуществляют деятельность в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, на осуществление которой требуется лицензия. Такое требование установлено Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Так как оборот алкогольной продукции в сфере общественного питания может производиться только в случае ее розничной продажи населению через предприятия общепита, то, предприятия общепита должны иметь лицензию на осуществление деятельности в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 2 статьи 18 Закона 171-ФЗ) [24, с.6].

Сертификация услуг общественного питания. В статье 41 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» (Закон №52-ФЗ) указывается на необходимость сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека.

Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036 (далее — Постановление №1036) также указывают на то, что услуги общественного питания подлежат обязательной сертификации.

Начиная с 1 июля 2003 года основным нормативным документом, определяющим новые подходы к системе сертификации продукции (работ, услуг) является Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании». Согласно данному закону услуги общественного питания также подлежат обязательной сертификации.

Под сертификацией услуг общественного питания следует понимать процедуру подтверждения соответствия оказываемых предприятием общепита услуг определенным стандартам. Данное соответствие подтверждается путем выдачи документа в письменной форме — сертификата соответствия, свидетельствующего о том, что предоставляемые предприятием общественного питания услуги, соответствуют установленным требованиям.

Сертификация продукции общепита осуществляется в целях:

— создания необходимых условий для деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, а так же для их участия в международном экономическом сотрудничестве;

— содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

— защиты потребителей от некачественной продукции;

— контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающий национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года №474-ст. Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к продукции общественного питания, реализуемой населению: требования к ее производству, реализации, правилам приемки, методам контроля, упаковке, маркировке, хранению и транспортированию. Положения настоящего стандарта распространяются на продукцию, изготавливаемую предприятиями общественного питания различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями. В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.

ГОСТ Р 51446-99 (ИСО 7218-96). Продукты пищевые. Общие правила микробиологических исследований.

ГОСТ Р 51448-99 (ИСО 3100-2-88). Мясо и мясные продукты. Методы подготовки проб для микробиологических исследований.

ГОСТ Р 51479-99 (ИСО 1442-97). Мясо. Методы определения массовой доли влаги.

ГОСТ Р 51480-99 (ИСО 1841-1-96). Мясо. Определение массовой доли хлоридов.

ГОСТ Р 51785-2001. Изделия хлебобулочные. Термины и определения.

ГОСТ Р 51921-2002. Продукты пищевые. Методы выявления и определения бактерий Listeria monocytogeres [24, с.7].

Все вышеприведенные государственные стандарты направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, окружающей среды, на защиту интересов потребителей.

Необходимо отметить, что требования, заложенные в государственных стандартах, являются обязательными для организаций общественного питания различных организационно — правовых форм собственности и ведомственной принадлежности.

К нормативной документации, регулирующей работу предприятий общественного питания, отнесены государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий (СТП), а также Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами.

В настоящее время для выработки кулинарной продукции можно руководствоваться Сборниками технологических нормативов (издания 1994 года), рецептур блюд диетического питания и рецептур блюд и кулинарных изделий национальных кухонь народов России и стандартами предприятий.

Стандарты предприятий на продукцию и услуги разрабатываются непосредственно самим предприятием общественного питания и утверждаются его руководителем [30, с.38].

Необходимо отметить, что если в целях налогообложения прибыли организация использует метод начисления, то затраты на сертификацию в налоговом учете необходимо относить на расходы равными частями в течение действия всего срока сертификата. Такое правило вытекает из пункта 1 статьи 272 НК РФ.

Санитарно-гигиенические требования. В связи с тем, что продукция общественного питания напрямую связана со здоровьем и жизнедеятельностью человека, то соответственно изготовляемые предприятиями общественного питания пищевые продукты должны соответствовать установленным санитарным правилам.

Такие правила установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, а именно:

— СанПиН 2.3.2. 1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Постановление от 14 октября 2001 года №36 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2002 г. №3326);

— СанПиН 2.3.6. 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденными Главным государственным санитарным врачом России от 6 ноября 2001 года.

— Санитарно-эпидемиологические правила 2.3.6. 2867-11 «Изменения и дополнения №4 К СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

— СанПиН 2.3.2.1324-2003 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» введены 25 июня 2003 г. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов, в целях обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов в процессе производства, хранения, транспортирования и оборота, а также при их разработке и постановке на производство. Санитарные правила не распространяются на бутилированные и минеральные воды, бактериальные закваски, стартовые культуры, биологически активные добавки к пище. Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, деятельность которых осуществляется в области производства, хранения, транспортирования и реализации пищевых продуктов, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Приказе Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года №402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» (ред. от 07.04.2009) утвердила форму личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения [9, с.27].

Правила оказания услуг общественного питания. Для сферы общественного питания утверждены Правила «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» Постановлением №1036 (ред. от 04.10.2012). В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» разработаны Правила и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2007 №276).

Согласно данным Правилам все организации общественного питания, независимо от организационно-правовой формы обязаны соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных и противопожарных правилах, технических и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды.

Таким образом, на предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества и соблюдение действующих правил оказания услуг общественного питания. На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти. Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы к входу, необходимые справочно-информационные указатели. Территория, прилегающая к предприятию, должна быть благоустроена и освещена в темное время суток.

Требования, предъявляемые к предприятиям общественного питания

Для формирования объективной стратегии развития предприятий общественного питания, необходимо выяснить, какие проблемы сопутствуют этому бизнесу. Традиционно к ним относят проблемы, связанные с качеством и спросом на услуги. Из-за особенностей услуг (в частности, такого их параметра, как неосязаемость) достаточно трудно определить их качество.

Можно выделить пять критериев, по которым потребитель судит об услугах:

  • 1) надежность — способность выполнить обещанную услугу точно в срок, т.е. услуга выполняется верно с первого раза и организация придерживается своих обещаний. В некоторых случаях подразумевается еще и точность в счетах, бухгалтерских записях и завершение услуги в заявленное время;
  • 2) отзывчивость — стремление или готовность служащих предоставить услугу, т.е. своевременность услуги (например, предоставление срочной услуги, незамедлительная отправка документов по почте и быстрый ответ на звонки);
  • 3) безопасность — этот критерий касается знаний, компетентности и вежливости персонала и его способности внушать уверенность. Компетентность предполагает наличие требуемых навыков и знаний, чтобы выполнить услугу. Вежливость подразумевает уважительное отношение, предупредительность и дружелюбие персонала, который общается с клиентами. Служащие также должны внушать и заслуживать доверие, т.е. быть безукоризненно честными;
  • 4) взаимопонимание с покупателем определяется как забота и персонифицированное внимание, оказываемое клиентам. Контакт со служащими должен быть доступным и приятным, а они в свою очередь должны прилагать усилия к тому, чтобы понять клиентов и их потребности;
  • 5) очевидность — физические аспекты услуги, такие как средства обслуживания, внешность персонала, инструменты или оборудование, используемые для того, чтобы предоставить услугу, воплощение услуги и наличие других клиентов.

Рассмотрим основные особенности создания и развития предприятий общественного питания. К основным требованиям, возложенным обществом и государством на предприятия общепита, относят [8, с. 82]:

  • • наличие необходимых лицензий, установленных законом;
  • • сертификацию продукции;
  • • санитарно-гигиенические правила;
  • • правила оказания услуг.

В соответствии с российским законодательством под лицензированием понимается получение юридическим или физическим лицом (зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) специального разрешения (лицензии) на ведение определенного вида деятельности.

Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в ст. 17 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Оказание услуг общепита (ведение такого вида предпринимательской деятельности) не входит в перечень указанных в данном Законе услуг, на осуществление которых необходимо получить лицензию.

Однако следует учесть, что открытие любого предприятия общественного питания сопровождается сбором, получением и согласованием различных документов, которые должны быть у каждого кафе, бара, ресторана и т.д.

В каждом конкретном случае может меняться порядок согласований и состав необходимой документации. Это зависит от различных факторов, связанных с помещением, в котором планируется открыть предприятие общепита.

Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», организации, оказывающие услуги общественного питания, должны пройти сертификацию [1] данных услуг. Выдает сертификат орган сертификации услуг Всероссийского научно-исследовательского института сертификации (ВНИИС). Сертификат выдается сроком на один год. При этом владелец ресторана уплачивает пошлину и подает ряд документов [8, с. 114]:

  • 1) устав;
  • 2) учредительный договор (при наличии двух и более учредителей);
  • 3) свидетельство о регистрации организации;
  • 4) свидетельство об изменениях (если были изменения);
  • 5) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • 6) договор аренды;
  • 7) оригиналы заключения санэпидемстанции (СЭС), Управления государственной пожарной службы (УГПС);
  • 8) печать организации;
  • 9) список сотрудников;
  • 10) медицинские книжки сотрудников;
  • 11) сертификаты продуктов питания от поставщиков;
  • 12) акт проб блюд (на выбор три блюда).

Перед получением сертификата из ВНИИС выезжает проверка в составе двух человек, которая проверяет объект сертификации. После этого в течение трех дней выдается сертификат.

Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты:

  • • ГОСТ Р 50763—2007 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) от 27 декабря 2007 г. № 474-ст);
  • • ГОСТ Р 50764—2009 Услуги общественного питания. Общие требования (утвержден приказом Госстандарта от 3 ноября 2009 г. № 495-ст).

Сертификация продукции общепита осуществляется в целях:

  • • создания необходимых условий для деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, а также для их участия в международном экономическом сотрудничестве;
  • • содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
  • • защиты потребителей от некачественной продукции;
  • • контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

С целью контроля за проведением дезинсекционных и дератизационных мероприятий каждый стационарный объект пищевого профиля должен быть обеспечен санитарным паспортом.

Санитарный паспорт — документ, в котором регистрируются проводимые работы, направленные на борьбу с насекомыми и грызунами, с периодичностью, соответствующей санитарным правилам. Он оформляется в территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

В территориальное управление Роспотребнадзора необходимо предоставить на согласование программу (план) производственного контроля. Ее основная цель — организация на объекте производственного контроля за соблюдением санитарных правил.

Деятельность таких предприятий, как кафе, бар, ресторан, ночной клуб и т.д., связанных с розничной продажей алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 15%, подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Для получения лицензии необходимо выполнить ряд следующих требований:

  • • общая площадь торговых и складских помещений должна быть не менее 50 м 2 ;
  • • помещение должно быть оборудовано охранной сигнализацией;
  • • необходимо заключение специально уполномоченных государственных органов о соответствии производственных и складских помещений организации санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям.

К нормативной документации, регулирующей работу предприятий общественного питания, отнесены государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий (СТП), а также сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами.

Безопасность ресторанных услуг тоже регламентируется нормативно-правовыми документами. В связи с тем что продукция общественного питания напрямую связана со здоровьем и жизнедеятельностью человека, изготовляемые предприятиями общественного питания пищевые продукты должны соответствовать установленным санитарным правилам.

Такие правила установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН), а именно:

  • • СанПиН 2.3.2.1078—01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ от 6 ноября 2001 г.;
  • • СанПиН 2.3.6.1079—01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ от 6 ноября 2001 г.

На необходимость санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции прямо указывается в приказе Министерства здравоохранения РФ (Минздрав России) и Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г.

№ 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и других видах оценок».

Нужно отметить, что санитарные требования предъявляются не только к продукции, изготавливаемой предприятием общественного питания, но и к персоналу. Так, работники общественного питания в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний обязаны проходить специальное медицинское обследование. Таково требование ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Кроме того, аналогичное требование закреплено в ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Требования, предъявляемые к предприятиям общепита

Данные требования можно разбить на несколько групп:

1) о предоставлении информации об оказываемой услуге;

2) о качестве и безопасности предоставляемой услуги;

3) о санитарных правилах (к помещению, продуктам питания, а также их транспортировке, хранению и др.).

4) в отношении ведения бухгалтерского учета, применения контрольно-кассовой техники, сдачи налоговой отчётности.

Данный перечень не является закрытым.

Большинство требований, касающихся деятельности предприятий общественного питания, закреплены в Постановлении Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания».

В соответствии с указанными Правилами, предприятие общественного питания обязано предоставить потребителю в удобной и доступной форме информацию о фирменном наименование (названии), месте нахождения, режиме работы. Данная информацию должна быть указана на вывеске организации (если данные услуги оказываются ИП, то необходимо предоставить потребителям информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа).

Дополнительно потребителю должна быть предоставлена информация об оказываемых услугах, позволяющая потребителю сделать разумный и обоснованный выбор (среди подобных услуг).

Такая информация должна содержать:

— перечень услуг и условия их оказания;

— цены (обязательно- в рублях), а также условия оплаты услуг (возможность оплаты банковской карточкой, осуществление расчётов лишь в безналичной форме);

-перечень и наименование предлагаемой потребителю продукции, включая вес готовых порций, способ приготовления блюд, а также входящие в них основные ингредиенты, сведения об их пищевой ценности;

-перечень нормативных документов, требованиям которых должны соответствовать продукция/оказываемые услуги.

Правилами также установлено следующее:

— режим работы устанавливается исполнителем услуги/предприятием общественного питания самостоятельно (это не относится к муниципальным или унитарным предприятиям).

— право предприятия общественного питания установить правила поведения для потребителей. Например, ограничить курение внутри помещения и рядом с ним, запретить обслуживание потребителей, не снявших верхнюю одежду (данные правила не должны противоречить законодательству РФ.

— обязанность соблюдения правил, установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах, являющихся обязательными требованиями.

— перечень услуг, предоставляемых потребителю, определяется предприятием общественного питания самостоятельно, однако все услуги и продукция должны соответствовать обязательным требованиям нормативных документов.

— обязательность наличия у предприятия общественного питания книгу отзывов и предложений.

Сертификация оказываемых услуг

Предприятие общественного питания не обязано сертифицировать свои услуги. Однако закон не запрещает пройти добровольную сертификацию. Наличие сертификата качества способно увеличить доверие потребителя и подтвердить высокое качество предоставляемых услуг.

Лицензирование алкологольной продукции

Регулирование в области оборота алкогольной продукции осуществляется посредством лицензирования. То есть, предприятие, предоставляющее возможность потребителям покупать алкоголь, должно получить соответствующую лицензию.

Группа требований, касающихся санитарно-эпидемиологических правил, является наиболее трудно выполнимой на практике, так как их выполнение требует неукоснительного соблюдения установленных в законе требований, большого количества денежных вложений и постоянного внимания собственника предприятия общественного питания к процессу оказания услуг потребителям.

Данные требования перечислены в Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья СанПиН 2.3.6.1079-01 (см. здесь).

Правила СанПиН направлены на предотвращение возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения РФ.

Правилами СанПиН определены требования:

— к размещению организаций общественного питания;

— водоснабжению и канализации;

— условиям работы в производственных помещениях;

— устройству и содержанию помещений;

— оборудованию, инвентарю, посуде и таре;

— транспортировке, приему и хранению сырья, пищевых продуктов;

— обработке сырья и производству продукции;

— раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий.

За несоблюдение данных требований предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (подробнее об ответственности см. здесь)

Учёт денежных средств

Являюсь субъектом предпринимательской деятельности, принимающим от потребителей наличные и безналичные денежные средства в качестве уплаты за предоставленные услуги, предприятие общественного питания обязано вести учет движения денежных средств и соблюдать порядок ведения кассовых операций, установленный в РФ.

Осуществление кассовых операций

Порядок ведения кассовых операций регламентирован в следующих законодательных актах:

1) Федеральном законе от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

2) Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

3) Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».

4) Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные Минфином России 30 августа 1993 г. N 104, которые применяются в части, не противоречащей Закону N 54-ФЗ.

Ведение бухгалтерского учёта

Предприятие общественного питания обязано разработать и утвердить свою учётную политику, а также вести бухгалтерский учёт. Это требование содержится в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Юрист ООО «Ависто»

Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь — звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.

Общие требования к предприятиям общественного питания

На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителеи? и сохранность их имущества и соблюдение деи?ствующих правил оказания услуг общественного питания [1] .

На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных правовых актов России?скои? Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительнои? власти [2], [3].

Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы к входу, необходимые справочно-информационные указатели .

Территория, прилегающая к предприятию, должна быть благоустроена и освещена в темное время суток .

Архитектурно-планировочные решения и конструктивные элементы здании? предприятии? общественного питания и используемое техническое оборудование должны соответствовать строительным нормам и правилам [6], [7].

На предприятиях общественного питания должны быть предусмотрены аварии?ные выходы, лестницы, инструкции о деи?ствиях в аварии?нои? ситуации, а также хорошо заметные ин- формационные указатели, обеспечивающие свободную ориентацию потребителеи? как в обычнои?, так и в чрезвычаи?нои? ситуации .

Предприятия общественного питания всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимыи? уровень комфорта по ГОСТ 30494, в том числе иметь искусственное и естественное освещение, горячее и холодное водоснабжение, канализационную, отопительную, вентиляционную системы, телефонную связь.[8]

Технические нормативы в сфере общественного питания

Национальныи? стандарт РФ ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятии? общественного питания» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. No 475-ст)

Дата введения — 1 января 2009 г. Взамен ГОСТ Р 50762-95

Цели и принципы стандартизации в России?скои? Федера- ции установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г . No 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила при- менения национальных стандартов России?скои? Федерации — ГОСТ Р 1 .0-2004 «Стандартизация в России?скои? Федерации . Основные положения» . [4]

Настоящии? стандарт устанавливает классификацию пред- приятии? общественного питания, общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов .

Настоящии? стандарт распространяется на предприятия общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателеи? .

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30494-96 Здания жилые и общественные . Параметры микроклимата в помещениях .

ГОСТ 30523-97/ГОСТ Р 50764-95 Услуги общественного питания . Общие требования .

ГОСТ 30602-97/ГОСТ Р 50647-94 Общественное питание. Термины и определения . [3], [6],[11].

Примечание — при пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить деи?ствие ссылочных стандартов в информационнои? системе общего пользования — на официальном саи?те национального органа России?скои? Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому ин- формационному указателю «Национальные стандарты», которыи? опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году .

При размещении предприятии? общественного питания в жилых зданиях их помещения должны соответствовать требованиям строительных правил по уровню шума, вибрации и требованиям звукоизоляции по ГОСТ 30494 и [8] . Предприятия общественного питания, занимающие часть жилого здания, должны быть оборудованы отдельным входом (выходом) .

Предприятия общественного питания всех типов обязаны в нагляднои? и доступнои? форме довести до сведения потребителеи? необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своеи? организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и в других местах, удобных для ознакомления потребителеи? [1], [12].

На строящихся и реконструируемых предприятиях общественного питания для обслуживания инвалидов должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных двереи? для проезда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота инвалиднои? коляски в залах, специально оборудованные туалетные комнаты согласно деи?ствующим строительным нормам и правилам .

На предприятиях общественного питания в соответствии со спецификои? обслуживаемого контингента могут быть предусмотрены зоны специального обслуживания, например диетического, лечебно-профилактического, детского питания и др .

Размещение производственных помещении? и оборудования в этих помещениях должно обеспечивать последовательность (поточность) технологических процессов производства и реализации продукции, а также соблюдение технологических, санитарно-эпидемиологических норм и правил.

На предприятиях общественного питания должно обеспечиваться стилевое единство интерьера зала, мебели и сервировки столов или отражаться специализация предприятия общественного питания (тематическая или национальная направленность).

Национальныи? стандарт РФ ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования».

Настоящии? стандарт устанавливает перечень услуг общественного питания, общие требования к услугам, методы оценки качества услуг .

Стандарт распространяется на услуги общественного питания, оказываемые предприятиями общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателеи? . В стандарте дается определение терминам: услуга общественного питания, процесс обслуживания, условия обслуживания, безопасность услуги . [10]

Стандарт дает классификацию видам услуг общественного питания:

  • — на услуги питания;
  • — услуги по изготовлению продукции общественного питания; — услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию;
  • — услуги по реализации продукции общественного питания

и покупных товаров;

  • — услуги по организации досуга, в том числе развлекательные; — информационно-консультационные (консалтинговые) услуги;
  • — прочие услуги общественного питания .

Стандартом определены требования к услугам общественного питания дана их подробная характеристика: — социальная адресность;

  • — функциональная пригодность;
  • — безопасность;
  • — эргономичность; — эстетичность;
  • — информативность; — гибкость .

Национальныи? стандарт РФ ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия», утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. No 474.

Дата введения стандарта — 1 января 2009 г . Стандарт введен взамен ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению . Общие технические условия» [11].

Стандарт устанавливает общие технические требования к продукции общественного питания, реализуемои? населению: требования к ее производству, реализации, правилам приемки, методам контроля, упаковке, маркировке, хранению и транспортированию .

Положения стандарта распространяются на продукцию, изготавливаемую предприятиями общественного питания различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями .

К продукции общественного питания предъявляются следующие требования:

— продукция общественного питания, реализуемая по месту изготовления, в том числе в зале предприятия общественного питания, через стол заказов, в магазине (отделе) кулинарии и структурных подразделениях предприятия, изготавливается по деи?ствующим сборникам рецептур блюд, кулинарных изделии?,

булочных и мучных изделии? для предприятии? общественного питания или по технико-технологическим картам (ТТК);

  • — продукция общественного питания, реализуется в раздаточных и доготовочных предприятиях, изготавливается по деи?ствующим сборникам рецептур блюд, кулинарных изделии?, булочных и мучных кондитерских изделии? для предприятии? общественного питания или по ТТК и доставляется в соответствии с технологическими инструкциями по производству или доставке;
  • — продукция общественного питания, реализуемая вне пред- приятия, через розничную торговую сеть, должна соответствовать требованиям национальных стандартов, стандартов организации, технических условии? на продукцию конкретных видов и изготавливаться по технологическим инструкциям по производству;

Продукция общественного питания вырабатывается в соответствии с ассортиментом, утвержденным руководителем пред- приятия общественного питания. Каждая партия поступающего продовольственного сырья и пищевых продуктов должна сопровождаться документами, подтверждающими качество и безопасность сырья и пищевых продуктов .

Последовательность технологических процессов приготовления продукции общественного питания, временные и температурные режимы механическои? и тепловои? кулинарнои? обработки пищевых продуктов, взаимозаменяемость продовольственного сырья и пищевых продуктов устанавливаются соответствующими нормативными и техническими документа- ми, в том числе стандартами организации?, сборниками рецептур блюд, технологическими инструкциями, ТТК .

Изготовитель продукции общественного питания обязан осуществлять постоянныи? технологическии? контроль качества и безопасности процессов производства на всех этапах изготовления продукции от поступления сырья до реализации продукции с применением корректирующих мероприятии?, направленных на устранение выявленных нарушении?.

Результаты технологического контроля оформляют документально .

Правила оказания услуг общественного питания: требования к предприятиям и другие сведения

Услуги общественного питания относятся к одному из видов предпринимательской деятельности, которая нацелена на обеспечение должного удовлетворения нужд населения в питании, а также их времяпровождении.

Сейчас этой деятельностью занимается достаточно широкий спектр различных по типу, классу и размеру заведений и нечасто можно встретить человека, который ни разу не использовал подобные услуги. Заведения, занимающееся оказанием услуг, подчиняются определенным стандартам, которые обеспечивает их должное исполнение.

Общие сведения

К заведения общепита относятся рестораны, бары, кафе и столовые

Комплекс законопроектов, при помощи которого регулируется сфера общественного питания, был выпущен 1997 году. С того времени в нем произошли некоторые изменения, но общие положения эти изменения не затронули.

В соответствии с законом, услугами общественного питания называют деятельность специальных заведений и людей, занимающихся таким видом предпринимательской деятельности, в результате совершения которой удовлетворяются потребности граждан в питании и времяпровождении.

В качестве потребителя услуг этого типа может выступать любое лицо. Вне зависимости от того, юридическое оно или физическое, получаемые им услуги должны быть использованы только в личных целях. Процессом обслуживания называют процесс, состоящий из определенной череды операций, производимых исполнителем во время непосредственного взаимодействия с лицом, потребляющим услуги, при продаже готовых блюд и организации досуга.

Во время получения услуг, на потребителя оказывает воздействие множество факторов, сумма которых являются условиями обслуживания. Заведения, деятельностью которых является оказание услуг, можно разделить на несколько видов. К ним относятся:

Каждый из них обязан должным образом предоставлять услуги общественного питания. Услуги питания, которые клиент может получить в ресторане, характеризуются предоставлением широкого перечня разнообразных блюд и кулинарной продукции, которые создаются с использованием различных видов ингредиентов, винно-водочной продукции и других покупных товаров.

Оказание услуги должно проводиться персоналом высокой квалификации, как в части ее производства, так и в части обслуживания клиентов. Условия ресторана должны характеризоваться повышенным уровнем комфорта и оборудования, в совокупности с обеспечением времяпровождения потребителя необходимого качества.

Услуга общественного питания предоставляемая баром, может быть охарактеризована как услуга по созданию и продаже широкого перечня различных напитков, кондитерской продукции, закусок и других товаров. Предприятия этого типа обязаны обеспечивать необходимые условия для того, чтобы потребитель мог получать услугу у барной стойки, либо за столиком в зале.

Кафе характеризуется ограниченным перечнем изготавливаемых и продаваемых блюд и покупных товаров. В отличие от других предприятия этой сферы, реализуемая в результате его деятельности продукция более проста в изготовлении. Тем не менее, комфортные условия для потребления услуги также должны быть обеспечены.

Столовые обязаны производить кулинарную продукцию, отличающуюся в соответствии с днями недели, либо иным специальным рационом. Предприятие ориентируется на конкретный тип потребителей и обязано обеспечить необходимые условия для того, чтобы клиент должным образом получал оказываемую заведением услугу.

Оказанием услуги общественного питания называется такой вид деятельности определенных, который нацелен на удовлетворение нужд людей в питании и времяпровождении.

Классы предприятий общественного питания

Рестораны и бары делятся на 3 класса

От качества обслуживания посетителей и уровня оборудования на предприятии зависит класс заведения. Среди основных типов, на классы можно разделить рестораны и бары. Всего таких классов три:

Для каждого из них существуют соответствующие стандарты. Класс заведения устанавливает руководство, обязанное обеспечить соответствующий уровень предоставляемых услуг. К предприятиям, имеющим первый класс, выдвигаются общие требования. К основным из них относятся: обязательное наличие вывески, оборудование необходимого уровня, а также стандартные материалы для изготовления блюд.

Уровень обслуживания, предоставляемый в таком предприятии, должен быть достойным и удовлетворять потребителя заведения первого класса. Для того, чтобы заведение могло получить «Высший класс», предъявляемые к нему требования становятся несколько выше. Клиентам заведения обязаны обеспечить качественное обслуживание. Помимо этого, предприятие должно иметь собственный интерьер, все элементы которого, в совокупности с внешним видом торгового оборудования, должны дополнять друг друга.

Персонал подобного предприятия обязан иметь одинаковую форму, а дизайн заведения необходимо художественно оформить. Также характерной особенностью предприятий подобного класса является его возможность предоставления клиентам изысканных и оригинальных кулинарных блюд.

Заведение, которое имеет класс «Люкс», за исключением предоставления стандартных для них услуг на высоком уровне, должно оказывать посетителям и дополнительные услуги. Помещение такого предприятия обязательно выполняется в художественном стиле и имеет определенные, характерные для него черты.

Оборудование и весь инвентарь предприятия должен быть не только высокоуровневым, но и соответствующим дизайну заведения. Различные ценники, меню и другие печатные элементы должны быть оформлены эксклюзивным образом. Персонал должен располагать дополнительными знаниями и носить одну и ту же форму.

Следует отметить, что вне зависимости от класса и типа заведения общественного питания, общие требования, которые к ним выдвигаются, являются одинаковыми. Основным требованием является то, что покупатель должен быть обеспечен возможностью получения правдивых сведений о реализуемых товарах.

Можно выделить несколько типов предприятия сферы общественного питания. Некоторые из них, такие как бары и рестораны, дополнительно делятся на классы. В соответствии с конкретным классом, заведение должно оказывать требуемый уровень услуг и характеризоваться конкретным уровнем персонала, оборудования и стилистического оформления.

Требования к предприятиям общественного питания

Заведения должны предоставлять клиентам полную информацию

Нормы, прописанные в законе, относятся к любой организации общественного питания. В частности, деятельность подобных заведений регулируется такими правилами:

  1. режим работы заведения, относящегося к государственным организациям, определяется решением уполномоченных органов самоуправления на местном уровне
  2. заведение, которое не является государственным, наделяется правом самостоятельного установления режима работы, в зависимости от спроса потребителей и количества ресурсов
  3. заведения, необходимых для удовлетворения их потребностей
  4. если по какой-то причине заведение на время приостанавливает оказание услуг, оно должно оповестить клиентов о дате и сроках этого процесса своевременно
  5. правила поведения посетителей внутри заведения, устанавливаются предприятием самостоятельно, если они не противоречат действующему законодательству
  6. предприятие общественного питания обязательно должно соблюдать предъявляемые государственными стандартами требования по всем нормам, в соответствии с которыми производится соблюдение безопасности оказываемых услуг как в отношении потребителей, так и в отношении окружающей среды
  7. перечень услуг, которые могут быть оказаны в заведении, определяется им самостоятельно. Этот перечень, как документ, должен быть оформлен в соответствии со специальной нормативной документацией
  8. любое заведение общественного питания должно иметь книгу отзывов и предложений. Эта книга должна быть предоставлена клиенту по его желанию

Заведение обязано донести до клиента все сведения о себе. Эта информация должна быть расположена на вывеске заведения. Если оно принадлежит индивидуальному предпринимателю, то помимо прочего, он обязан предоставить покупателям сведения о государственной регистрации заведения и об органе, который эту регистрацию провел.

Требования, выдвигаемые к предприятиям занимающимся оказанием услуг общественного питания, установлены на законодательном уровне.

Правила оказания услуг

Все клиенты общепита — в равных правах

Заведение общественного питания, обязано предоставлять свои услуги любому покупателю, который пришел в него с целью ее получения. Все клиенты должны быть равны в условиях, в соответствии с которым проводится указание услуги, в частности — ее цене, за исключением отдельных случаев, когда в соответствии с законодательством определенные категории населения обеспечиваются льготами.

Оформленный предварительный заказ, который может быть составлен в процессе создания специального документа, обязательно должен содержать все необходимые сведения о заведении, клиенте, услуге и ее стоимости, дате заказа. Информация о предоставляемых услугах должна быть доступна для понимая любого клиента. В эту информацию должны входить данные, которые способны обеспечить покупателю возможность правильного выбора услуги, в которой он нуждается.

Заказывая определенные услуги, клиент должен получить их в срок, согласованный между ним и заведением. Качестве оказанных заведением услуг должно соответствовать всем нормам и стандартам. Оплата услуги может быть проведена в любое, согласованное между клиентом и заведением время. Также может быть определен наличный или безналичный способ ее оплаты.

Покупатель обязан провести оплату услуги в срок и в порядке, согласованном ранее. Заведение, получив соответствую оплату услуги, обязано предоставить документ, подтверждающий факт совершения оплаты. Предприятие должно самостоятельно следить за качеством продукции, используемой при изготовлении услуги, а также за безопасностью оказания этих услуг.

Персонал, занимающийся изготовлением продукции и обслуживанием клиентов должен своевременно и регулярно проходить аттестацию и медицинские осмотры. Без согласия клиента, организация общественного питания не может проводить оказание дополнительных услуги. Клиент имеет право отказаться платить за эти услуги, либо потребовать уплаченные средства обратно, если оплата уже была совершена.

Услуга, приобретаемая клиентом, должна быть оказана ему своевременно и иметь соответствующее качество. Если по вине заведения эти требования нарушаются, клиент вправе потребовать повторного изготовления услуги, уменьшения ее стоимости, либо отказаться от ее получения и потребовать уплаченные средства.

Если оказание услуги, проводимое заведение в ненадлежащем виде, то его руководство и персонал несут ответственность в соответствии с Гражданским Кодексом. Соблюдение всех правил контролируется специальной Федеральной службой, занимающейся защитой прав потребителей.

Ко всем услугам, предоставляемым в сфере общественного питания, выдвигаются специальные требование, за соблюдением которых следят специальные государственные инстанции.

Правила оказания услуг общественного питания — законодательно установленные нормы, в зависимости от которых проводится взаимодействие между исполнителем услуг и ее потребителем. Существуют определенные стандарты для всех типов заведений, занимающихся подобной деятельностью, которые регламентируют процесс воспроизведения и реализации услуг должным образом, обеспечивая безопасность клиентов и окружающей среды.

Как организовать предприятия общественного питания, вы узнаете из видеоматериала: