Заседание с целью обсуждения вопросов по Высшей Школе отдельного сервиса

Занятие 5. Деловые совещания

Занятие 5. Деловые совещания

Секрет удачного выбора сотрудников прост – надо находить людей, которые сами хотят делать то, что бы нам хотелось от них.

Деловое совещание – это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения. Коммуникантами в этой ситуации становятся коммуникативный лидер (например, руководитель подразделения, отдела или один из ведущих сотрудников, которому поручено подготовить и провести совещание) и участники совещания, как правило, специалисты, в чье компетенции находится данная проблема, или те, кому придется ее решать.

Типы совещаний: совещания по планированию; совещания по мотивации труда; совещания по внутрифирменной организации; совещания по контролю за деятельностью работников; совещания, специфические для фирмы.

Подготовка совещания

Цели. Цель совещания – это описание ожидаемого результата, нужного типа решения, желательного итога работы. Чем более точно и в нужном направлении сформулирован предмет обсуждения, тем больше шансов получить нужный результат. Очень важно выносить на совещание лишь те темы, которые не удается решить отдельным специалистам в рабочем порядке.

Повестка дня – это, как правило, письменный документ, получаемый участниками совещания заранее и содержащий следующую информацию:

· перечень обсуждаемых вопросов;

· время начала и окончания совещания;

· место, где оно будет проходить;

· фамилии и должности докладчиков;

· время, отведенное на каждый вопрос;

· место, где можно ознакомиться с материалами по каждому вопросу.

Когда участники совещания информированы заранее о предмете обсуждения, тогда они могут не только предварительно ознакомиться с материалами, но и продумать конструктивные предложения по решению проблем.

Время проведения. Целесообразно проводить деловые совещания в определенный день недели (за исключением внеплановых, экстренных заседаний), желательно в конце рабочего дня или во второй его половине.

Число участников. Оптимальное число участников 6–7 человек. Не надо приглашать на совещание всех, а только тех, в чьей компетентности находится обсуждаемая проблема и кто способен решить вопрос. Увеличение числа приглашенных резко снижает средний коэффициент участия присутствующих, удлиняя совещания.

Кроме того, следует разрешить уход с совещания тех работников, чей вопрос уже обсужден, и приходить специалистам не на все совещания, а только на момент обсуждения его проблемы.

Лучше, если руководитель делегирует полномочия вести совещание тем специалистам, кто наиболее компетентен в обсуждаемой проблеме. Во-первых, это способствует повышению ответственности за принимаемые решения у разных работников, а во-вторых, повышает активность участников по генерированию идей или конструктивных предложений. Как говорил Геродот, чтобы найти правильное решение, нужно знать, какие еще имеются.

Замечено, что когда совещание ведет первый руководитель, да еще в авторитарном стиле, то участники такого совещания стараются «не высовываться», думают не столько о проблеме, сколько о самосохранении и зачастую «одобряют» решение, предложенное руководителем, даже не считая его эффективным.

Организация пространственной среды. Рекомендуется рассаживать участников таким образом, чтобы люди видели глаза, лицо, мимику, жесты друг друга. Это способствует наилучшему восприятию информации. Но необходимо позаботиться о совместимости персонала.

Установлено, что при прочих равных условиях чаще начинают конфликтовать люди, сидящие друг против друга, и реже – те, которые сидят рядом. Не привлекая внимания к этому, надо посадить участников так, чтобы не оказались напротив друг друга те, кто может сорваться и помешать совещанию.

Кто есть кто на ваших совещаниях?

Руководить совещанием легче, когда знаешь типологию людей, участвующих в нем. Так, Марк МакКормак в книге «Секреты бизнеса для всех» предлагает обратить внимание на типы участников совещания, за которыми нужно наблюдать в процессе его проведения.

«Говорящие начистоту»

Это люди, которые всегда честно высказывают свое мнение. Они не хитрят, у них нет задних мыслей. Это ценные участники любого совещания. Но их необходимо защищать, так как они могут не столько положить конец спорам, сколько породить новые.

«Мученики»

Они хорошо разряжают обстановку и быстро берут на себя ответственность, когда что-то пошло не так. Опасность в том, что они берут на себя вину чересчур быстро, возможно прежде, чем вы сумеете докопаться, кто и что стоит у истоков случившегося.

«Каменные лица»

Эти держат свои мысли при себе. Вам постоянно приходится гадать, какую игру эти люди ведут и на чьей они стороне.

«Заводилы»

Они усвоили поразительную силу слов: «Вы правы. Я никогда не думал об этом». Это хорошие участники совещания.

«Ораторы»

Проникновение в суть вещей подменяется у них эмоциями и краснобайством. Создается впечатление, что они из кожи вон лезут, чтобы убедить в первую очередь самих себя, а не вас. Обращайтесь с ними осторожно – или лучше не обращайте на них внимания.

«Адвокаты дьявола»

Для них все спорно. Хорошо то, что они часто докапываются до правды. Плохо то, что они отнимают чересчур много времени и наносят слишком много ран. На совещание следует приглашать не более одного из них.

«Разрушители»

Слова не могут произнести, чтобы не погубить чью-то идею, чей-то проект или чье-то самолюбие.

«Любители расслабиться»

Они откидываются на спинку стула, поудобнее устраивают ноги, настраиваются на долгий приятный отдых и вовсе не торопятся решать вопросы, стоящие на повестке дня. Целесообразно встречаться с такими партнерами в холле или в помещении, где нет стульев.

«Государственные мужи»

Продвигают себя или заставляют двигаться вперед совещание за счет умелого обращения с людьми. Теоретически к такому типу участников должен относиться руководитель совещания.

Как контролировать дискуссию

а) для сохранения единства участников совещания:

· не принимать чью-то сторону до окончательного подведения итогов;

· не высказывать первым свою точку зрения;

· поддерживать новых работников, молодых специалистов и не позволять нападать на них;

б) для активизации участников совещания:

· иметь оптимальную стратегию принятия решения;

· создать условия для творческой работы;

· не использовать самому и не позволять другим оперировать деструктивной критикой и критиканством;

· не давать участникам совещания возможности выключаться из работы;

· не оставлять без внимания даже самые незначительные предложения;

в) для активизации обсуждения предложений:

· высказывать одобрение тем участникам совещания, кто вносит конструктивные предложения;

· побуждать возникновение альтернативных точек зрения;

· не допускать резких выпадов в чей-либо адрес;

· чем выше «температура» дискуссии, тем хладнокровнее должен вести себя ее организатор;

· оказывайте всестороннюю поддержку новым прогрессивным идеям;

· будьте готовы к отрицательному исходу коллективного обсуждения;

· не подавляйте мнение меньшинства, возможно, оно и есть перспективное.

1. Требуется ли вообще проводить совещание?

2. Какая есть возможность заменить совещание?

3. Должен ли я лично принимать в нем участие?

4. Возможно ли сведение моего участия до минимума?

5. Что сделать, чтобы сократить число участников до минимума?

6. Удобно ли выбрано время?

7. Закрыто ли для посторонних помещение?

8. Имеются ли все необходимые для проведения совещания материалы?

9. Каковы цели отдельных пунктов повестки дня?

10. Как лучше рассадить участников совещания и какие приемы создания творческой атмосферы использовать?

1. Был ли подобран правильно состав участников делового совещания?

2. Правильно ли участники совещания расположились в пространстве относительно друг друга?

3. Были ли заинтересованы участники в предмете обсуждения?

4. Возникали ли по ходу совещания спонтанные, плохо управляемые стратегии решения проблем?

5. Возникли ли у участников совещания противоречия между индивидуальными и групповыми целями?

6. Была ли дискуссия конструктивной или она шла хаотично, беспредметно, некорректно?

7. Возникали ли между участниками совещания противоречия, конфликты, если да, то что послужило поводом, причиной?

8. Время было потрачено на поиск причин и виновных или на поиск конструктивных решений?

Вопросы для самоконтроля

1. Какие типы совещаний вы знаете?

2. Что включает в себя подготовка деловых совещаний?

3. Каковы профессиональные цели деловых совещаний?

4. Что необходимо предусмотреть организатору совещания?

5. Что нужно знать, чтобы контролировать дискуссию?

6. Какие можно выделить типы участников совещания?

7. Какие требования предъявляются к ведущему деловое совещание?

Что обсуждать на совещаниях?

1. Постановка целей и планирование работ

2. Организация и контроль исполнения планов

3. Продвижение продуктов и услуг компании

4. Обслуживание клиентов компании

5. Юридическое обеспечение деятельности

6. Управление основными ресурсами компании

7. Распределение обязанностей между сотрудниками

8. Координация работы внутри компании

9. Коммуникации между сотрудниками

10. Разрешение критических ситуаций и сложных проблем

11. Взаимодействие компании с внешним окружением

12. Анализ достижения целей компании

13. Контроль и оценка хода работ

14. Обеспечение единого источника «правды» о положении дел

15. Совершенствование бизнес — процессов в компании

16. Вопросы безопасности и охраны труда

17. Обмен опытом, обучение и использование знаний

18. Вопросы управления и мотивации персонала

19. Управление офисом и инфраструктурой

Разделы плана ССП

Постановка целей и планирование работ

Организация и контроль исполнения планов

Анализ достижения целей компании

Продвижение продуктов и услуг компании

Юридическое обеспечение деятельности

Решение возникающих проблем

Взаимодействие компании с внешним окружением

Обслуживание клиентов компании

Распределение обязанностей между сотрудниками

Управление основными ресурсами компании

Координация работ внутри компании

Коммуникации между сотрудниками

Оценка хода выполнения решений и поручений

Обеспечение единого источника правды

Совершенствование внутренних бизнес — процессов

Обмен опытом, обучение, использование знаний

Вопросы безопасности и охраны труда

Вопросы управления и мотивации персонала

Управление офисом и инфраструктурой

С целью дальнейшей структуризации тематических вопросов служебных совещаний подчеркнем их явную связь с разделами сбалансированной системы показателей. При этом, для каждого вопроса совещаний находится подходящий раздел плана ССП. И наоборот, позициям плана компании, как правило, соответствуют те или иные вопросы совещаний.

ЛЕКЦИЯ 15. Подготовка и проведение деловых совещаний

Совещания — это такой вид управленческой деятельности, когда опреде­ленное число участников собирается в назначенные время и месте для обсу­ждения проблемы, затрагивающей их интересы, и для нахождения возможных решений в соответствии с поставленной целью.

Деловое совещание — один из высокоэффективных, но трудоемких мето­дов управления, поэтому необходимо использовать его для рассмотрения са­мых актуальных вопросов, действительно требующих выработки коллектив­ных решений.

Практика управления показывает, что совещания — это обязательная форма организации и управления, однако имеется немало резервов высвобо­ждения времени за счет сокращения их количества, упорядочения проведе­ния, исключения атмосферы неделовитости и заседательской суеты.

Существуют различные виды деловых совещаний. В отечественной практи­ке управления наиболее типично деление совещаний по их задачам. Отсюда выделяют проблемные, инструктивные и оперативные совещания.

Целью проблемного совещания является поиск лучшего управленческого решения по обсуждаемой проблеме. Решения на таком совещании обычно формулируются в результате дискуссии и принимаются после голосования.

Такое совещание проводится по следующей схеме:

• вопросы к докладчикам;

Задача инструктивного совещания заключается в передаче рас­поряжений и необходимых сведений сверху вниз по схеме управления для их более быстрого и эффективного выполнения. На таком совещании руководи­тель доводит до сведения собравшихся принятые администрацией решения, которые обычно конкретизируются для каждого исполнителя. В определенной мере и на инструктивном совещании действует коллективный разум: уточня­ются задания, высказываются предложения по наилучшему выполнению этих заданий.

Оперативные совещания — это так называемые планерки, летучки, пяти­минутки. Они не должны быть затяжными. Задачей таких совещаний является получение руководителем информации о текущем состоянии дел на произ­водстве. В противоположность инструктивному оперативное совещание обес­печивает передачу информации снизу вверх по схеме управления. Получив от участников совещания оперативную информацию, руководитель выявляет на­личие «узких» мест, причины отставания и сбоев, здесь же принимает необ­ходимые решения, дает поручения, определяя сроки их выполнения. На опе­ративном совещании не делают докладов. Главная цель — выявить те про­блемы производства, на решение которых должны быть направлены главные усилия коллектива.

Существует классификация совещаний по стилю проведения, к которой от­носятся автократические, свободные, дискуссионные.

На автократических совещаниях право выступления и право принятия решения имеет только руководитель. Участники же таких совещаний должны слушать и отвечать на вопросы, задаваемые руководителем. Подобного рода совещания проводятся в том случае, когда руководитель должен дать указа­ния или проинформировать своих подчиненных.

У свободного совещания нет определенной повестки дня. Оно может про­водиться без председательствующего. Такое совещание сводится к обмену мнениями. Решения по ним не л фиксируются. Свободное совещание прово­дится, как правило, в форме беседы или разговора.

Дискуссионное совещание, или мозговой штурм, — способ получения ре­шений по какому-либо вопросу путем генерирования новых идей и анализа предложенных решений в результате коллективной работы группы людей в ходе совещания, проводимого по определенным правилам. Характерная осо­бенность данного способа заключается в отсутствии критики и оценки выска­зываемых идей.

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ СОВЕЩАНИЯ

Малоэффективные, длительные совещания являются, как правило, результа­том неудовлетворительной подготовки и низкого уровня их проведения.

Деловое совещание — это сложная технологическая управленческая операция, требующая тщательной подготовки.

Работа по подготовке совещания начинается с определения его цели. Затем намечается повестка дня, определяются состав участников, день, время и место проведения совещания.

Прежде всего, готовится к совещанию сам руководитель. Важна готовность не только самого доклада, но и проектов решений, а также выступлений.

Деловое совещание — один из высокоэффективных, но трудоемких методов управления, поэтому необходимо использовать его для рассмотрения самых акту­альных вопросов, действительно требующих выработки коллективных решений.

Подготовка совещания. Для того чтобы максимально эффективно использо­вать время, отведенное на совещание, нужно продумать шаг за шагом его организацию и решить поставленные задачи.

Состав участников совещания. Важным вопросом при проведении эффектив­ного совещания является численность его участников. Лучше сократить количест­во присутствующих до минимума, оставив только тех, кто необходим и чье мнение важно для принятия решения.

Повестка дня. Представляет собой письменный документ, который заранее раздается участникам совещания. Он включает тему, цель совещания, пункты, подлежащие рассмотрению, и время на их обсуждение, сроки и место совещания, фамилии докладчиков.

Подготовка доклада. Как правило, по роду своих обязанностей руководитель часто является основным докладчиком совещания.

Прения. Важнейшим этапом подготовки совещания является организация пре­ний. Необходимо не только заблаговременно ознакомить участников совещания с повесткой дня, но и вызвать интерес людей к поднимаемым на совещании вопро­сам, это обеспечит их желание высказать свою точку зрения, принять участие в обсуждении вопросов.

Подготовке* помещения. Немаловажное значение имеет также подготовка по­мещения для совещания (хорошая звукоизоляция, нормальная температура воз­духа, удобная для работы мебель, вентиляция и т.п.).

Протокол. Ответственным этапом является фиксирование процесса обсужде­ния вопросов, вынесенных на совещание, т.е. протоколирование.

Протокол — это организационно-распорядительный документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях.

Проведение совещания. Начинать совещание следует точно в назначенное время, независимо от того, сколько человек еще не подошло.

Оптимальная длительность оперативного совещания составляет 20—30 мин, проблемного совещания с насыщенной повесткой дня — до 1,5—2 ч. Время рас­смотрения одного достаточно сложного вопроса не должно превышать 40—45 мин.

Через каждые 1,5 ч работы необходимо делать перерывы для того, чтобы не переутомлять участников совещания.

Заслуживает внимания японская кольцевая система принятия решений — кин-гесё. Такое совещание проходит быстро и эффективно, так как в нем участвуют мало людей, все они заранее знают, о чем пойдет речь, потому что ознакомились с проектом решения и замечаниями предыдущих специалистов. Такой метод позво­ляет сократить число плановых совещаний на 20—30%.

Совещание должно проходить в атмосфере искренности и откровенности, вза­имного уважения, принципиальности, деловитости, самокритики: главная его зада­ча — искать и находить позитивные решения.

Подведение итогов. В заключительной части совещания руководитель должен четко сформулировать принятые в ходе коллективного обсуждения решения, на­звать ответственных исполнителей и установить сроки исполнения, чтобы удосто­вериться в достижении всеми участниками общей договоренности.

Подписав к исполнению решение, принятое на совещании, руководитель обязан проконтролировать его выполнение. По возможности, следует определить повест­ку и сроки последующего делового совещания.

Если следовать этим требованиям, то совещание пройдет на должном уровне и будет достигнут желаемый результат. Но для того чтобы высвободить больше по­лезного рабочего времени для проведения совещаний, необходимо использовать различные вспомогательные средства.

Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 3143 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Определять цели и задачи заседания

Важной функцией председательствующего является определение целей и задач заседания, а также достижение согласия участников с таким решением. Чтобы избежать возможных недоразумений, в начале мероприятия еще раз назовите его цели и задачи. Хорошо вывесить их на специально отведенном стенде. Объясните важность поставленных целей и задач и каждый раз напоминайте о них, когда дискуссия направляется не в желаемое русло, отходит от определенного направления.

Если вы вывесите перечень задач на отдельном стенде или на специальных перекидных картах, вы таким образом сэкономите свое время и силы: вам не нужно повторять сказанное для опоздавших (они смогут получить всю необходимую информацию, не отвлекая окружающих и не прерывая ход заседания). Таким образом, темп работы участников не будет снижаться, а лица, которые пришли позже, смогут сразу войти в курс дела.

На неформальном заседании в случае, когда для обсуждения запланировано лишь один вопрос, очевидно, можно обойтись и без подобного освещения целей мероприятия. И когда предполагается рассмотреть два и более вопросов, с этой информацией должны быть ознакомлены все участники любым приемлемым способом. Если в неформальном заседании участвует всего 2-3 человека, стенд с перечнем целей мероприятия можно заменить обычным листом бумаги с необходимой информацией, который будет виден всем присутствующим.

Придерживаться повестки дня

Председательствующий должен иметь дополнительные копии регламента. Необходимо постоянно напоминать участникам положения, внесенные в него: это поможет не отвлекаться от запланированных тем. Если в начале заседания в повестку дня были внесены изменения, незамедлительно запишите их, чтобы не забыть. Следите за тем, чтобы для рассмотрения каждого вопроса, включенного в регламент, тратилось столько времени, сколько на это было отведено при планировании заседания.

Отдельно записывайте все новые вопросы, которые были подняты во время рассмотрения запланированных. Укажите, что они будут обсуждены позже.

Не поворачивайтесь к незаконченным вопросов. Если необходимость продолжить дискуссию по определенному вопросу очевидна, внесите его в повестку дня следующего мероприятия.

На неформальных заседаниях очень часто повестки дня в письменном / печатном виде нет. Это, как правило, и становится главной причиной бесконтрольной дискуссии, которая проходит без каких-либо рамок и регулирования. Проще записать повестку дня неформального заседания на листе бумаги, который должен председатель. Даже с помощью такого несложного шага вы избежите бесконтрольного протекания дискуссии приводит к пустой трате времени участников. Точно следуя определенных для обсуждения вопросов, вы не будете отвлекаться на темы, не связанные с делом, и, как результат, успешно проведете заседание.

Следить за временем / распоряжаться отведенным для заседания время

Председательствующий должен максимально помогать успешному проведению заседания: в этом окажется его понимание важности роли лидера. Одним из наиболее эффективных способов содействия удачному проведению заседания является умелое распоряжение временем, отведенным для мероприятия.

Для того, чтобы не терять драгоценное время, вы можете раздать все материалы, необходимые участникам, заранее, до начала мероприятия, положив бумаги перед местом, где будут сидеть присутствуют. Если вы на каждом пакете с документами укажете имя конкретного лица-участника, вы таким образом решите и вопрос размещения присутствующих (иногда становится слишком сложным и болезненным).

Для того, чтобы дискуссия проходила без задержек и ненужных перерывов, желательно:

· В помещении, где проводится заседание, иметь настенные часы, который бы видели все присутствующие;

· Определить лицо, которое бы следила за временем (за тем, чтобы выступающие не забирали дополнительное время для своих речей)

· Не поощрять прерывания выступлений и прекращать дискуссии, не связанные с вопросами повестки дня;

· Ограничить количество перерывов, после которых возобновлять работу заседание без задержек, несмотря на то, вернулись в зал заседаний все участники или только определенная часть.

· На неформальных заседаниях также необходимо постоянно напоминать присутствующим о лимите времени и поощрять четкие, незатяг-нуте выступления по существу обсуждаемых вопросов.

II международная научно-практическая конференция «Качество социально-образовательной среды вуза: вопросы, решения, перспективы»

23 марта 2017 г. в СГСПУ состоялась II международная научно-практическая конференция «Качество социально-образовательной среды вуза: проблемы, решения, перспективы». Конференция стала площадкой для обсуждения актуальных вопросов измерения и повышения качества социально-образовательной среды вуза как неотъемлемой части формирования общекультурных компетенций и профессиональной подготовки выпускников вузов.

Участниками конференции стали нау чно-педагогические работники, обучающиеся, работники структурных подразделений вузов, представители органов студенческого самоуправления, молодежных объединений, профессиональных сообществ. География конференции – Россия (Самара, Оренбург, Санкт-Петербург, Москва, Южно-Сахалинск и др.), Казахстан (г.Уральск), Соединенные штаты Америки (г.Вашингтон), Польская республика (г.Быгдощ). (Фото 1,2,3)

Конференция дала прекрасную возможность обменяться накопленным опытом и достижениями по формированию качественной социально-образовательной среды вуза, обобщить наиболее оптимальные подходы в работе с учащейся молодежью, рекомендовать к широкому внедрению наиболее удачные формы, технологии и методы улучшения качества и дальнейшего развития социально-образовательной среды вузов, а также расширить сеть профессиональных контактов, найти единомышленников для будущих совместных проектов.

В ходе круглых столов и дискуссий на малых пленумах были обсуждены следующие проблемы и способы их решения:

1) психолого-педагогические ресурсы образовательной среды вуза и их использование при формировании общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов;

2) влияние социально-образовательной среды вуза на самоопределение студенческой молодежи и выработке умений самопрезентации;

3) формы участия студенческой молодежи в общественной и инновационной деятельности региона и влияние подобного участия на изменение социально-образовательной среды вуза;

4) роль социально-образовательной среды в формировании готовности выпускника вуза к самореализации на рынке труда и адаптации к его постоянным изменениям;

5) влияние новых технологий на повышение качества социально- образовательной среды вуза.

Конференцию торжественно открыл хор факультета культуры и искусства исполнением гимна СГСПУ.

Участников конференции приветствовал ректор СГСПУ, доктор исторических наук, профессор Олег Дмитриевич Мочалов.

Пленарное заседание вела проректор по учебно-методической работе и качеству образования, кандидат филологических наук, доцент Наталья Николаевна Кислова.

На пленарном заседании выступили с докладом Стефен Т. Керр, почетный профессор Педагогического колледжа Университета Вашингтона; А. Скалий, кандидат наук, доцент, директор института спорта и физической культуры Университета экономики (г. Быдгощ, Польша); Л.И. Фишман, доктор педагогических наук, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и сервисных технологий, декан факультета экономики, управления и сервиса СГСПУ;

М.А.Романова, доктор психологических наук, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет».

Конференция имела нетрадиционный формат: между пленарным заседанием и работой секций была проведена в форме World Cafe деловая игра «Знак качества», цель которой – определить требования к качественному высшему педагогическому образованию со стороны министерства образования и науки Самарской области, руководства образовательных учреждений г.Самары, администрации СГСПУ, студентов СГСПУ, родителей студентов.

В деловой игре приняли участие представитель министерства образования и науки Самарской области Н.В. Кудашева (модератор по проблеме «Выпускник педагогического вуза: кого мы хотим видеть в школе и как можем влиять на его формирование?»),

В конце деловой игры были обобщены все ответы на поставленные вопросы, выработано общее видение решения проблемы, сделаны выводы и намечены перспективы работы. По предложению участников игры решено все созданные группами материалы оформить в форме статьи.

Доклады участников конференции вызвали интерес и живое обсуждение на секционных заседаниях, где была подчеркнута практическая значимость мероприятия и актуальность рассматриваемых вопросов.

В работе конференции в качестве докладчиков и слушателей приняли активное участие студенты СГСПУ, представив реализованные проекты по улучшению качества социально-образовательной среды университета.

Для заочных участников конференции была организована онлайн трансляция в сети Интернет, которая велась одновременно со всех трех секций. Выступающие получали вопросы и отзывы как от присутствовавших в зале, так и от заочных участников. Внедрение информационных технологий позволило преодолеть не только расстояние, но и время: все участники конференции позже получили доступ к видеозаписям выступлений, что позволило им ознакомиться с докладами секций, которые не удалось посетить в день конференции.

По результатам работы конференции выдвинуты следующие предложения:

‒ шире использовать психолого-педагогические ресурсы образовательной среды вуза в решении проблем и определении перспектив педагогического образования;

‒ усилить психолого-педагогическую составляющую образовательной среды современных вузов, обеспечивающую целенаправленное личностно-профессиональное развитие обучающихся;

‒ активизировать самореализацию студентов в образовательной среде вуза, в частности, в учебной, исследовательской, внеаудиторной социально ориентированной деятельности;

‒ интегрировать деятельность кафедр и лабораторий СГСПУ в направлении психолого-педагогического, личностно-профессионального развития обучающихся и обучающих;

‒ продолжить продуктивное взаимодействие образовательных организаций (общеобразовательные организации, организации среднего профессионального, высшего образования, дополнительного и дошкольного образования);

‒ практиковать вебинары, мастер-классы, практикумы, раскрывающие психолого-педагогическую составляющую качества образования в вузе;

‒ определить новые перспективы в использовании психолого-педагогических ресурсов образовательной среды вуза в соответствии с ФГОС ВО;

‒ совершенствовать систему творческой деятельности студентов;

‒ расширять деятельность волонтерских отрядов;

‒ продолжать работу по вовлечению обучающихся в проектную деятельность;

‒ активно использовать электронную информационно-образовательную среду вузов для хода фиксации результатов различных видов деятельности студентов.

По окончании конференции докладчикам были вручены сертификаты, лучшие доклады рекомендованы к публикации в журнале СГСПУ «Поволжский педагогический вестник», сделана памятная фотография.

На заседании депутатской комиссии обсудили вопросы взаимодействия с общественными объединениями, религиозными организациями и СМИ

Во вторник, 15 мая, прошло заседание депутатской комиссии Гордумы по связям с общественными объединениями, религиозными организациями и СМИ. Глава республиканской столицы Евгений Беланов начал его с приветствия, в котором выразил надежду на более эффективное взаимодействие всех заинтересованных лиц с депутатским корпусом, чтобы вносить общий вклад в решение многих проблем муниципалитета.

Далее председатель депутатской комиссии Иналь Гашоков обозначил круг стоящих на повестке дня вопросов. В частности, он акцентировал внимание присутствующих на том, что общественные, религиозные, национальные и молодежные организации, СМИ и депутаты как в обсуждении проблем города, так и в освещении мероприятий, проводимых в Черкесске, должны работать сообща.

Его поддержала глава регионального исполкома ОНФ в Карачаево-Черкесской республике Людмила Каппушева. Она заметила, что зачастую все перечисленные организации и представители власти действуют разрознено, хотя в конечном итоге цель у всех одна. Гашоков добавил, что эта проблема решается просто – нужно обменяться планами работы на определенный срок. По его мнению, эта согласованность в действиях пойдет только на благо.

Член комиссии — депутат Гордумы Любовь Чикатуева подняла другой вопрос — о розничной продаже в Черкесске республиканских и федеральных газет, журналов. Руководитель телеканала «Архыз 24» Станислав Беляков поддержал тему, рассказав коллегам о том, как в других российских городах обстоит дело с реализацией региональной печатной продукции. Члены комиссии взяли на контроль рассмотрение вопроса об установке в республиканской столице нескольких киосков, в которых горожане смогут приобрести любимые издания, в числе которых республиканские газеты.

Коснулись в ходе встречи еще одной важной темы – преподавания родных языков в школах. Известно, что на днях депутаты Госдумы внесли в нижнюю палату Парламента законопроект, согласно которому изучение национальных языков российских республик должно быть по желанию школьников и их родителей и не в ущерб освоению государственного языка РФ. Документ уже вызвал большой резонанс в обществе, в том числе в Карачаево-Черкесии.

Заместитель директора филиала ВГТРК ГТРК «Карачаево-Черкесия» Ашемез Пхешхов предложил, чтобы на начальном этапе площадкой для обсуждения этой проблемы была выбрана мэрия города. Евгений Беланов поддержал эту мысль, отметив, что по данному вопросу, который, без сомнения, является важнейшим для всех жителей Черкесска и республики, нужно проводить отдельную встречу, предварительно детально изучив законопроект.

На заседании комиссии также обсуждались вопросы организации и проведения молодежных мероприятий, оперативного предоставления информации представителям СМИ органами как законодательной, так и исполнительной власти города.

Искусство проведения совещаний и заседаний

Абсолютное большинство взрослой части населения нашей страны имеет негативный опыт нудных и, главное, непродуктивных совещаний и заседаний. Из всего потока информации осмыслена лишь небольшая часть и практически не сделаны выводы.

Однако в настоящее время все более важным становится коллективный, командный подход для решения поставленных вопросов, поскольку только групповая работа в состоянии качественно решить комплексные задачи, для решения которых знаний и компетенции отдельных сотрудников уже недостаточно. Для достижения продуктивности рабочих совещаний необходима правильная и грамотная организация (модерация) процесса заседания основной целью которой должно стать максимальное использование творческого потенциала каждого, отдельного члена коллектива, причем без потерь рабочего времени.

Таким образом, основной целью модерации является вовлечение всех сотрудников в рабочее заседание и максимальное использование их креативности и энергии для решения поставленных на совещании задач. Используя данное определение модерации, сформулируем ее общие принципы:
• Логическая последовательность и систематичность каждого отдельного действия
• Строгая иерархичность обсуждаемых вопросов (каждый этап работы должен содержать свои подразделы)
• Ясность и прозрачность обсуждения без каких-либо двусмысленностей и неясностей

Такая организация совещания предполагает продуктивную совместную работу доставляющую удовольствие и удовлетворение, что гарантирует хорошие результаты.

Модерация представляет собой инструмент для организации систематического, структурированного проведения заседаний и совещаний с ясными и прозрачными методами управления, что является гарантией продуктивной подготовки, проведения и четко сформулированных выводов любых встреч, конференций, заседаний и семинаров.
Другими преимуществами модерации являются:
• Высокая концентрация внимания участников заседаний на сути проблем
• Ясность и прозрачность результатов
• Высокий уровень корпоративной культуры
• Повышение заинтересованности и мотивации персонала

В каких случаях необходима модерация

Необходимость модерации появляется в тех случаях, когда коллектив для достижения общих целей нуждается в слаженной командной работе, проектной группе, при проведении конференций или заседаний круглого стола. Наглядным примером обязательности модерации могут послужить обстоятельства вынуждающие коллектив выполнить определенную работу для достижения совместной цели.

Наиболее часто встречающиеся ситуации, для которых необходима модерация перечислены ниже:

• Проектной группе предложен проект, и необходимо обсудить возможные пути решения поставленной задачи
• Обсуждение за круглым столом некоторой проблемы с целью выработать правильный подход к ее решению
• Рабочее совещание проектной группы, которое ставит своей целью уточнить детали проекта, ясно сформулировать цель и разработать план-график проведения совместной работы
• Необходимость четкого распределения между членами группы индивидуальных заданий по проекту
• Рабочей группе необходимо обсудить все нюансы и аспекты работы для принятия важного решения
• Необходимость группового анализа нерешенного вопроса, и как итог, коллективная разработка метода его решения
• Разрешения конфликтной ситуации двух подразделений организации
• Совещание руководителей отделов, имеющее своей целью выявление причин несогласованных действий своих подразделений и их устранение
• Выработка годовой стратегии деятельности предприятия руководителями среднего и высшего звеньев управления организации.

Модерация эффективна в том случае, когда в ее основе заложен принцип создания рабочей группы, каждый член которой приложит максимум усилий и энергию для достижения совместной цели. Для достижения высокой эффективности модерации важнейшим условием является достоверность и доверие, которые и являются определяющими факторами культуры управления, и проявляются они в следующем:
• Абсолютная информированность всех сотрудников о цели, основании, ожидаемых результатах и пользе предложенной работы
• Полнота информации, донесенная до сотрудников и ее доступность
• Обеспечение условий гарантирующих свободу обсуждения аспектов проблемы во время модерации. Такая свобода обсуждения не должна тормозиться субординацией и авторитетом руководства
• Во время обсуждения значимость предложенной идеи определяется качеством аргументов, а не административному статусу сотрудника
• Принципиальное значение имеет доверие, то есть сказанное является основополагающим в процессе модерации

Схема модерации заседаний очень проста и включает в себя три основных этапа:

1. Введения – участники заседания знакомятся с модератором и знакомятся с основными положениями и установками предстоящей работы
2. Рабочая часть – на этой фазе заседания достигаются основные результаты
3. Заключительный этап – проводится оценка проделанной работы, и письменно фиксируются итоговые результаты

Знакомство

Знакомство должно носить деловой характер и не занимать много времени. Таким образом создается деловая атмосфера и аудитория настраивается на рабочий режим. Часть приветствия должен взять на себя заказчик, разумеется, в случае его присутствия.

В случае, когда модератор не знаком с участниками совещания, необходимо его представить и объяснить присутствующим его основные функции как руководителя рабочего совещания. Важно, чтобы участники совещания составили бы свое мнение о нем, и отличным решением вопроса является проведенная беседа модератора с участниками совещания на предварительном этапе.

Достаточно часто на совещаниях присутствуют люди не знакомые друг с другом. В этом случае должно состояться короткое знакомство с четкой формулировкой роли каждого участника в заседании. Формулировки должны быть по существу и лаконичны без пространного описания социального и служебного статуса участника.
Объяснение темы и цели заседания

Второй этап подразумевает четкое и ясное изложения темы и преследуемых целей заседания. Этот этап достаточно важен, так как именно он создает необходимый для работы настрой участников, у которых мысли по инерции присутствуют в другом месте. Последовательность работы совещания в сильной степени зависит от четко поставленной цели, смысл которой должен быть понятен всем участникам, чтобы исключить момент недопонимания.
Необходимо прокомментировать каждый этап рабочего плана и таким образом создать понимания всей картины в целом. Участники совещания должны ясно представить подход к решению поставленной задачи и понимать значение каждого шага в общем подходе решения проблемы, что требует умения ответить на вопросы о смысле каждого отдельного шага в рабочем плане. Рекомендуется во вступлении сделать небольшой обзор, а приводить подробные объяснения необходимо в начале каждого рабочего этапа.

Объяснение задач модератора

Объяснение значения роли модератора и его основной функции имеет решающее значение для эффективности совещания. Тем самым исключается малейшая возможность недопонимания и попыток всяких манипуляций участниками совещания.

Установка правил игры

Модератор обязательно должен предложить некоторые правила будущей совместной работы. Достаточно 1-2 простых правил, а дополнительные правила можно вводить только в исключительных случаях и делать это надо осторожно, чтобы у участников не возникло ощущения чрезмерной опеки или жесткого управления.

Типичные правила, предлагаемые модератором, сводятся к следующим простым установкам:

• Наше общение должно быть ясным и открытым
• Не прерываем собеседника, и даем ему возможность досказать свою мысль
• Слушаем друг друга с максимальным вниманием
• Глупых вопросов не существует и все возникшие вопросы должны быть заданы
Метод простых правил позволяет определить сложные взаимоотношения и устранить возможные осложнения

Определение роли присутствующего на совещании руководства

Модератор обязан в конце вступления выяснить роль присутствующего на совещании руководства задав два вопроса:
• Будет ли руководство в конце совещания принимать решение самостоятельно или переложит принятие решение на коллектив?
• Имеются ли полномочия у руководства принять решение в конце совещания или оно должно предварительно согласовать решение с вышестоящим начальством?

В рабочей части прорабатывается сама проблема согласно регламенту совещания и занесение результатов в план. Разработка темы подразумевает определение всеми участниками четких границ каждого рабочего этапа с указанием времени и способов выполнения. Необходимо добиться ясного понимания, какие именно промежуточные результаты достигаются, и за какой сроков. Важно на этом этапе сохранить деловой динамичный ритм работы и при отклонении от темы или при повышенном внимании к мелочам, предпринять решительные меры, сославшись на принятый в начале совещания график работы.
Итоговым результатом рабочей фазы является четко разработанный план действий работ с распределением обязанностей.

Задания по теме «Деловое совещание»

Цель практических заданий – обсудить особенности делового совещания как особого вида деловой коммуникации; отработать навыки проведения групповой дискуссии и мозгового штурма. В заданиях по теме «Деловое совещание» используются следующие термины:

Деловое совещание – форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями.

Дискуссия – общение на основе доводов и аргументов с целью поиска правильного решения путем всестороннего сопоставления различных мнений, их защиты или опровержения.

Инструктивное совещание — совещание, проводимое с целью передачи необходимых сведений и распоряжений сверху вниз по схеме управления для скорейшего их выполнения.

Мозговой штурм – способ работы группы, при котором основной целью является нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемой ситуации.

Оперативное (диспетчерское) совещание— совещание, проводимое с целью получения информации снизу вверх по схеме управления о текущем состоянии дел.

Проблемное совещание – совещание, проводимое с целью поиска наи-лучших решений определенной проблемы в кратчайшие сроки.

« Рефлексивная рамка» — модель принятия группового решения, состоящая из нескольких взаимосвязанных блоков вопросов, ответы на которые позволяют группе увеличить эффективность принимаемого решения.

D 15.1. Ниже перечислены правила, обеспечивающие успешное проведение

Совещания. Назовите два пропущенных правила.

А. Начинать работу в точно назначенное время, объявлять повестку дня, предмет и цели совещания, представлять участников.

Б. Периодически обобщать уже достигнутое, четко формулировать задачи, которые еще предстоит решить, выяснять все недоразумения, возникающие между участниками совещания.

В. В заключении совещания обобщить результаты, сформулировать задачи, указать лиц, ответственных за их исполнение, поблагодарить всех участников.

D 15.2. Опираясь на приведенные в главе определения инструктивных, оперативных и проблемных совещаний, схематически изобразите особенности передачи и получения информации, характерные для каждого из этих видов совещаний.

Общие правила составления и оформления протокола

  • Иритикова Вера | профессиональный управляющий документами, документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Д анная статья – наглядное методическое пособие по оформлению протоколов. Она поможет вам правильно и быстро создать протокол. Она пригодится и когда вы решите научить этому своих коллег, чтобы избавить себя от необходимости исправлять допускаемые ими ошибки.

Название вида и принадлежность к системам и подсистемам документации

Протокол – документ, фиксирующий ход заседания и порядок принятия решений коллегиальным органом.

Обязательному протоколированию подлежат:

  • заседания постоянно действующих коллегиальных органов государственной власти и управления, муниципальных органов управления, органов управления предприятиями и организациями (общие собрания учредителей, акционеров, заседания советов директоров, правлений комитетов, комиссий, дирекций и др.) и
  • разовые или периодически созываемые конференции, собрания, совещания.

Отражение в цели создания документа управленческого принципа коллегиальности, коллегиального принятия решений позволяет говорить о протоколе как о самостоятельном виде документа.

Протокол является документом, относящимся прежде всего к системе организационно-распорядительной документации. Протоколы являются управленческими распорядительными документами (относятся к подсистеме распорядительной документации), которые выполняют управленческую и правовую функции, причем правовая функция протокола является приоритетной и выступает на первый план.

Но документ с названием вида «ПРОТОКОЛ» применяется в процессе документирования и многих других видов деятельности.

В учебных и научных учреждениях протоколы фиксируют научные достижения и открытия, прием на обучение, открытие специальностей, стандарты образования, присвоение профессиональной квалификации, ученых степеней и званий, избрание на должности и другие вопросы. Подобные протоколы относятся к системам научно-исследовательской или учебно-методической документации (к определенным их подсистемам в зависимости от цели создания протокола и его содержания).

В практике бизнеса составляются протоколы деловых встреч, протоколы о намерениях, протоколы передачи конфиденциальной информации, протоколы разногласий и другие, в которых фиксируются не управленческие решения, а договоренности и достигнутое сторонами (т.е. коллегиальное, коллективное, а не «комиссионное», как иногда неправильно говорят) согласие в решении вопросов взаимной заинтересованности. Подобные протоколы возможно отнести к подсистеме информационно-справочных документов системы организационно-распорядительной документации или к подсистеме гражданско-правовой договорной документации этой же системы, т.к. в них закрепляется ход исполнения договоров и соглашений, подтверждается заинтересованность и возможные сферы сотрудничества, а также фиксируются основные условия для заключения в дальнейшем конкретных сделок.

Протоколы, создаваемые с целью подтверждения расчетов, входят в состав подсистемы по кассовым операциям системы банковской документации.

По некоторым функциям управления персоналом составляются протоколы заседаний аттестационных и квалификационных комиссий, которые входят в специальную подсистему кадровой документации.

Протоколы общих собраний акционеров (и документы к ним), обязательный состав информации которых устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах», требованиями регулятора – Федеральной службы по финансовым рынкам, образуют подсистему организационных документов, на основе которой уже сформировалась специальная подсистема учредительной документации, а в настоящее время можно говорить о процессе формирования подсистемы/системы документации, обеспечивающей процедуры корпоративного управления.

Классификация протоколов

Все виды и разновидности протоколов, независимо от принадлежности к системе или подсистеме документации, классифицируются по двум основаниям – способу документирования и степени полноты записи хода заседания, которые действуют одновременно. Так, по степени полноты записи протоколы подразделяются на краткие и полные.

Полные протоколы могут быть подробными текстовыми (текстовый способ документирования), стенографическими (текстовый способ с использованием специальных условных обозначений, которые должны быть расшифрованы при оформлении протокола), фонографическими (звукозапись), видеопротоколами (применяется видеозвукозапись, особенно при проведении видеоконференций). Они содержат запись всего заседания, включая реплики, вопросы, замечания, выступления и справки по ходу заседания, шум, аплодисменты и т.п. в зависимости от способа документирования.

Краткий протокол последовательно фиксирует только фамилии председателя, секретаря, состав присутствовавших, перечень рассмотренных вопросов и принятые решения. Разновидностью краткого протокола является протокол, составленный по сокращенной форме, которая предусматривает краткое последовательное изложение рассмотренных вопросов по схеме «вопрос – принятое решение».

Протокол ведется во время заседания специально выбранным или назначенным лицом или секретарем постоянно действующего коллегиального органа по должности, а протоколы оперативных совещаний, которые проходят под председательством руководителей, ведут и оформляют секретари или помощники руководителей.

Секретарь заседания при оформлении протокола использует заранее подготовленные к заседанию документы: повестку дня, списки приглашенных, списки членов коллегиального органа, тексты докладов, выступлений, информационные справки, проекты решений и др.

Составляемый непосредственно на заседании протокол является черновиком. Он должен быть уточнен, сверен со стенограммой или фонограммой (если на заседании велась стенограмма или производилась запись на диктофон), отредактирован и оформлен не позднее 3 или 5 дней с даты заседания. Эти сроки или другие стандарты сроков подготовки протокола к подписанию – «в день заседания», «не позднее следующего рабочего дня» и т.п. – обычно регламентируются положениями о соответствующих коллегиальных органах и должностной инструкцией/должностным регламентом секретаря конкретного коллегиального органа.

Формуляр протокола

Протокол является основным распорядительным документом коллегиального управления и почти всегда оформляется как многостраничный документ. Поэтому при оформлении первого листа протокола необходимо использовать общий бланк организации или предприятия, а если общий бланк отсутствует, протокол оформляется на листах бумаги формата А4 с расположением реквизитов по образцу общего бланка.

Если бланк для оформления первого листа протокола не используется, реквизиты оформляются обычно продольным способом (вдоль верхнего поля листа бумаги) центрованно.

В типовой формуляр протокола входят следующие обязательные реквизиты:

  • полное наименование организации или предприятия;
  • название вида документа (ПРОТОКОЛ);
  • дата;
  • индекс (в протоколах, которые относятся к распорядительным документам);
  • место составления;
  • заголовок;
  • текст;
  • подписи.

Дополнительными реквизитами протокола являются:

  • наименование структурного подразделения;
  • гриф утверждения;
  • отметка о наличии приложений;
  • место (помещение, офис) и время проведения заседания;
  • фамилия и инициалы председательствующего на совещании, заседании;
  • дата подписания протокола;
  • способ голосования (открытое, тайное, заочное).

Особенности оформления обязательных реквизитов протокола, а также наличие, количество и правила оформления дополнительных реквизитов, особенности формуляра определяются требованиями действующего законодательства, обычаями делового оборота или конкретной управленческой ситуацией. Но все особенности оформления базируются на общем алгоритме, который исторически сложился в процессе составления и оформления протокола как одного из основных видов распорядительных документов.

Заголовочная часть протокола

Для обеспечения юридической силы протокола необходимо правильно оформить полное наименование организации или предприятия, в качестве которого признается зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц наименование юридического лица в соответствии с его учредительными документами и уставом, (т.е. с обязательным указанием организационно-правовой формы):

Задания по теме «Деловое совещание»

Цель практических заданий — обсудить особенности делового совещания как особого вида деловой коммуникации; отработать навыки проведения групповой дискуссии и мозгового штурма. В заданиях по теме «Деловое совещание» используются следующие термины:

Деловое совещание — форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями.

Дискуссия — общение на основе доводов и аргументов с целью поиска правильного решения путем всестороннего сопоставления различных мнений, их защиты или опровержения.

Инструктивное совещание — совещание, проводимое с целью передачи необходимых сведений и распоряжений сверху вниз по схеме управления для скорейшего их выполнения.

Мозговой штурм- способ работы группы, при котором основной целью является нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемой ситуации.

Оперативное (диспетчерское) совещание— совещание, проводимое с целью получения информации снизу вверх по схеме управления о текущем состоянии дел.

Проблемное совещание -совещание, проводимое с целью поиска наи-лучших решений определенной проблемы в кратчайшие сроки.

« Рефлексивная рамка» — модель принятия группового решения, состоящая из нескольких взаимосвязанных блоков вопросов, ответы на которые позволяют группе увеличить эффективность принимаемого решения.

D 15.1. Ниже перечислены правила, обеспечивающие успешное проведение

совещания. Назовите два пропущенных правила.

А. Начинать работу в точно назначенное время, объявлять повестку дня, предмет и цели совещания, представлять участников.

Б. Периодически обобщать уже достигнутое, четко формулировать задачи, которые еще предстоит решить, выяснять все недоразумения, возникающие между участниками совещания.

В. В заключении совещания обобщить результаты, сформулировать задачи, указать лиц, ответственных за их исполнение, поблагодарить всех участников.

D 15.2. Опираясь на приведенные в главе определения инструктивных, оперативных и проблемных совещаний, схематически изобразите особенности передачи и получения информации, характерные для каждого из этих видов совещаний.

• 15.3. Сформулируйте перечисленные ниже темы таким образом,

чтобы они побуждали людей к их проблемному обсуждению.

А. Возможность студентам, успешно занимающимся в течение семестра, не сдавать курсовой экзамен.

Б. Введение всеобщего платного обучения в высшей школе.

В. Трудности межкультурного общения на совместных предприятиях.

Г. Работа городского транспорта.

15.4. Выберите тему для групповой дискуссии (например, из предложен

ных в задании 15.3). Определите ведущего (желательно, чтобы в этой

роли попробовали себя несколько человек). После проведения дискуссии

оцените эффективность работы ведущего: а) на уровне постановки и

всесторонности обсуждения проблемы, б) на уровне управления груп

пой. Используйте для анализа следующие вопросы:

А. Какое влияние оказал ведущий на ход дискуссии?

Б. Удалось ли ведущему связать предлагаемую тему с более общими задачами?

В. Каким образом удалось завязать обсуждение проблемы?

Г. В какой степени использовались для поддержания разговора вопросы, требования, частичные обобщения, переходы, ссылки на еще нерешенные проблемы?

Д. Как руководитель дискуссии учитывал и использовал для достижения поставленной цели совпадение и несовпадение точек зрения участников?

Е. Какая оценка была дана результатам обсуждения в заключительном слове руководителя?

Ж. Какое влияние оказал руководитель на отношения между участниками дискуссии?

3. Обеспечил ли руководитель всем равные возможности участия в дискуссии?

И. Как реагировал руководитель на недоразумения, подтасовку фактов, неоправданные отступления от темы, ненужные повторения сказанного?

К. Что предпринимал руководитель, если участники дискуссии проявляли излишние эмоции, 15.5. Проведите мозговой штурм на избранную тему (например, воз

можности благоустройства территории университета; обсуждение

вариантов фирменного знака организации, в которой выработаете, и

т.п.). Отрабатывайте приемы стимулирования воображения участ

ников штурма. Как вы воздействовали на так называемые взгляды и

слова-«убийцы» (т.е. оценочное и критическое поведение участников)?

1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000 (главаV, §3).

2. Волгин Б. Деловые совещания. М., 1981.

3. Кот Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. М., 1997.

4. Романов АЛ. Грамматика деловых бесед. Тверь, 1995.

5. СесменЗ.Л.,ДипС. Верный путь к успеху. 1600 советов менеджерам. М., 1995.

6. ШейноеВ.П Как сделать совещание более эффективным, но менее продолжительным. Минск, 1990.

7. Эрнст О. Слово предоставлено Вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров / Сокр. пер. с нем. М., 1988.

Ссылка на основную публикацию